Галина Громова. Церковная. Рассказ.

Солигалич, приход, церковь, творчествоГалина Громова. ЦЕРКОВНАЯ. Рассказ. 

ГАЛИНА ГРОМОВА — жительница Солигалича и наша прихожанка. По роду деятельности, много общается с людьми. Люди, Жизнь и История края — наверно, главный источник ее вдохновения…
Материалы автора опубликованы на страницах «Истории края».

 

__________________________

Стоит Никольский храм в селе Верховье — такой величественный и притягательный, но — так мало обновляемый. Когда посещаешь его, то невольно спрашиваешь себя: почему, где-то храмы растут как грибы после дождя, а наш храм так медленно восстанавливается? Дело разве, в деньгах, или — в людях? Думаю, что нет. Дело — в наших нераскаянных грехах. Это мы — медленно и туго поворачиваем к Богу или совсем не смотрим в Его сторону. Стучится Он в наше сердце, а мы не отворяем. Тогда и происходит — легкое касание Божественной руки, и — всё меняется. Надолго такое касание запомнишь. Разными путями приходят люди, в церковь…

…У Людмилы Фроловой мать была верующая, и она привила ей азы веры. С малолетства Людмилу тянуло к лошадям. Родители ее ругали, наказывали – а она все дни пропадала на конюшне: не было ей здесь преград. Выучилась она на ветврача, и потом всю жизнь посвятила лошадям. И они, лошади — всё понимающие — стали ей помощницами в тяжкие минуты…

Был удивительный случай в ее жизни, как рассказывает Людмила:

«Первый год, я работала ветврачом, а жила в другой деревне – в Дьяково. На работу ездила верхом. Была весна. Утром по морозцу, на Воронке (такая кличка у коня была) спокойно реку переехала по льду. День был замечательный, солнечный! Много снега согнало с полей. Возвращаюсь я, подъехала к реке, а мой Воронок — не идет на лед!.. Конь-то, цыганский — у цыган выменян. Думаю, трусит мой конь – сама пойду вперед. Взяла повод и — на лед ступила… Что дальше произошло, я не помню. Придя в себя, вижу, что стою к морде лошади, спиной — и вся мокрая! Да и с Воронка, вода стекает. — Это Воронок, меня зубами из реки за шиворот вытащил: что ж, еще тут подумаешь!..»

Всё у Людмилы было — и дом полная чаша, и семья, — муж и двое детей. Но в жизни что-то пошло не так. Сначала трагически погиб муж. Затем на работе беда стряслась. Сгорел коровник в ее бригаде, вместе с коровами. Зрелище было ужасающее, словами не перескажешь…

Вскоре Людмиле поставили диагноз – рак. И пошла борьба за жизнь. Стимул жить был великий — малолетняя дочь могла остаться сиротой. И душа потянулась к Богу. …Неумело, робко, своими словами – начала она молиться. А там уже, и… пожилая староста церковная, просит ей помочь. …Встала на церковную «казну». Да так и осталась на все годы. Люди, приходили-уходили, появлялись новые (кто и, с порядками своими)… А она как гвоздь – всё на месте. Собирала деньги – на окна, на полы для храма. Теперь и до крыши дело дошло. Дочь, семьей давно обзавелась, внучки в школу пошли, а забот не убавляется — храм еще не восстановлен. Да ведь, и службы в нем проходят редко…

Расстояние до Никольского храма немалое — пять километров. Десять лет она преодолевала его на лошади. Ведь в храме надо прибраться, приготовить его к службе, которая раз в месяц была. На отпевание съездить или решить другие организационные вопросы. Не каждая лошадь может проехать спокойно по дороге, когда навстречу грохочет лесовоз. Испугавшись, лошадь может и «растрепать» — понести. Тогда, держись! Когда-то мы вместе с Людмилой, преодолевали этот путь. Может больше, ради меня, но она всегда запрягала одну и ту же, смирную лошадь. В шутку мы называли её — Церковной…

Прошли годы. Не стало лошадей в совхозе. Да и совхоза давно нет. Но, по сию пору, живет у Людмилы та, Церковная — лошадь. Старая и седая, но и — родная и любимая. Людмила говорит: «Лошадей в совхозе стали забивать, и я решила, что обязательно буду какую-то держать. Хоть одну, да сохраню — не отдам под нож. Но какую?.. Сколько лошадей пережило у меня во дворе! Даже скакун настоящий был… А, выбор пал на — Церковную»…

Лето 2011 г.

Солигалич, приход, церковь, творчество

Людмила с Церковной.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.