Г.Громова. Поездка в обитель «ТИЛь». Терпение, Искренность, Любовь.

Г.Громова Обитель ТИЛь.Г. Громова. ПОЕЗДКА В ОБИТЕЛЬ «ТИЛь». Терпение, Искренность, Любовь.

Многих в Солигаличском районе беспокоит судьба Нероново. Усадьба Нероново известна с 17 в. Род Черевиных владел ею вплоть до национализации в 1918 г. Усадьба связана с именами декабриста П.Д. Черевина, начальника личной охраны и друга императора Александра III Черевина П.А. В ней хранилась уникальная известная портретная галерея Черевиных и их родственников, созданная живописцем Г. Островским.

Усадьба отделена от мира непроезжими дорогами и это длительный период спасало ее от грабежей и разорения. Когда же, в усадьбе начались необратимые процессы разрушения, то казалось, что ей уже никто и ничем не поможет. Но вот появился человек, который взял, и купил ее. Продажу усадьбы население восприняло неоднозначно – много чего покупали заезжие купцы, а лучше не становилось. Слух о том, что там якобы будет реабилитационный центр для бывших наркоманов и алкоголиков невольно настораживал, — а каково будет соседствовать с такими непредсказуемыми жильцами?

 Г.Громова Обитель ТИЛь.

Обитель ТИЛь.

В конце января 2012 г., в составе делегации (качественный и количественный ее состав потерпел изменения в крещенские морозы), я побывала в гостях у нынешнего владельца усадьбы Нероново — Морозова Михаила Федоровича в деревне Дураково Жуковского района Калужской области. Поехала по благословению о. Александра, настоятеля нашего храма. Скажу сразу, что о Михаиле Федоровиче я практически ничего не знала, а вот про общество анонимных алкоголиков слышала, и даже с некоторыми из них в свое время была знакома и читала об американской программе исцеления от алкоголизма. Как говорится, одно дело слышать, а другое дело увидеть собственными глазами. Удивительное то, что если русский Левша подковал английскую блоху, то Морозов внес дух Православия в американскую программу «12 шагов» по исцелению болящих алкогольной и наркотической зависимостью…

 Г.Громова Обитель ТИЛь.

Обитель ТИЛь. Домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша».

Дом Морозова напоминал средневековый замок, но, современной постройки. По прибытию нас провели в трапезную и усадили за круглый деревянный стол, накормили завтраком и напоили чаем. Трапезная была упакована всевозможной старинной утварью – вся, от пола до потолка. Самовары, железные кружки, еще какая-то старинная посуда, каталки для глаженья белья, вплоть до лошадиных расписанных дуг — были хаотично рассредоточены по залу. Все это стояло, лежало на полках, подоконниках, в шкафах, свисало на стенах… Однако, я ловила себя на мысли, что это нисколько не раздражает меня и не давит, а наоборот, вносят в душу покой. Затем нас проводили отдохнуть, чтобы мы немного поспали после одиннадцати часового переезда на микроавтобусе. Проходя по следующему залу, по лестницам и всевозможным коридорчикам везде нас радушно встречали всевозможные экспонаты, а деревянная резная мебель поражала своей неповторимостью. Ирина Николаевна, глава Ножкинского сельского поселения Чухломского района, тоже гостья, воскликнула от изумления: — «Да здесь только тургеневских барышень не хватает!..» Нет, подумала я про себя, — они здесь своими платьями посметают все экспонаты! Все эти вещи, будто вжились здесь и чувствуют себя хозяевами. Замок наполнен всевозможными коллекциями, начиная от колокольчиков и слоников, капканов на зверей, собранием фотокамер, замков и проч. проч., кончая автомобилями во дворе. В народе говорят: «мой дом — моя крепость», и, по-видимому, хозяин притворил в жизнь это выражение в буквальном смысле слова. Дом построил в виде замка (12 лет строился), а дизайн внутренних помещений выполнен так, что, кто бы не приехал в гости, он почерпнет что-то свое, интересное. Не было в этом особняке какой-то вычурности и напыщенности, а все было сделано с любовью и вкусом. И в этом гостеприимном доме живет русский дух, в нем Русью пахнет, как говорит классик.

Конечно, самое главное, с чем мы познакомились в гостях у Морозова – это его «Обитель ТИЛь» (Терпение, Искренность, Любовь). В ней на добровольной основе проходят реабилитацию люди, страдающие недугом алкоголизма и наркомании. Жизнь обители протекала под духовным окормлением Высокопреосвященного Алексия (Фролова), ныне архиепископа Костромского и Галичского. Поэтому не случайно, что подобная обитель, а возможно и улучшенный вариант ее, может появиться на Солигаличской земле. Чтобы передать главную суть реабилитационной программы, я воспользуюсь выдержкой из журнального интервью Михаила Федоровича.
«Возвращение человека в ранг мудрого царя природы – наша задача. Это – благословенный путь преподобного Серафима Саровского, к которому приходил медведь, чтобы есть у него с рук. И как скверно, когда царь природы ведет себя как холоп, как раб греха – водки, наркотика и папиросы. Ведь кто кому служит, тот тому и раб. Эта программа выводит человека из рабской зависимости алкоголю. Первый шаг ее гласит: я признал свое бессилие перед алкоголем. Смысл шага – через признание бессилия обрести силу. Это то же самое, как если бы кто признал бессилие перед собственной греховностью и призвал на помощь Бога, чтобы именно от Него обрести силу на борьбу с недугом для исправления себя и своих слабостей. И любвеобильный Господь, конечно же, приходит на помощь кающемуся грешнику. А разве может быть иначе? Программа «12 шагов» – именно программа, а не программирование. Это не зомбирование и не кодирование на какой-то определенный срок. Здесь в неверующем человеке – аккуратно и ненавязчиво – формируется религиозное начало. В него постепенно закладывается способность трезво, покаянно и здраво взглянуть внутрь себя, правильно себя диагностировать и добровольно наметить путь дальнейшей жизни с опорой на Бога и на опыт более сведущих и знающих людей, прошедших в свое время путь от алкоголизма до трезвости. Кроме того, в жизни пациента появляется еще и духовник. Мы живем в православной традиции – и все это воспринимается вполне естественно. Духовник готовит их к исповеди, беседует с ними, наставляет, поддерживает и жалеет, помогая обрести путь к Богу и добровольно избавиться от рабства страстям. Речь идет о том, чтобы помочь человеку организовать себя – не насильно подчинить чему бы то ни было, а с любовью открыть ему глаза на его подлинное духовное и физическое состояние. Господь ничего насильно от человека не требует, Он просто говорит: «Сын, это тебе полезно».

«Обитель ТИЛь» расположена от дома Морозова примерно в двух километрах в деревне Дураково, и туда мы с большим удовольствием прошли пешим. Спускаясь по крутым холмам и подымаясь в гору, мы слушали ненавязчивый рассказ о возникновении обители. Приблизившись к Дураково, первое что меня поразило, что дома старожилов деревни врезаются в территорию обители и тут же рядом стоят дачи москвичей. Спрашиваем своего проводника и экскурсовода Олега, не обижают ли бывшие наркоманы и алкоголики местное население. Олег мило улыбается и говорит, что нет, а наоборот стараются помочь, чем могут. Видите, говорит он, ни колючей проволоки нет, ни людей с автоматами, все построено на доверии. Тот кто захотел жить, и по собственной воле бросить пить и колоться, пришли сюда, и соблюдают определенный порядок, а иначе — иди туда откуда пришел. Жизнь в обители построена по монастырскому порядку, но в отличие от монастыря, здесь меньше молятся. Лечение бесплатное, а живут столько, сколько пожелают — год, два, три и более. Ежедневный труд помогает болящим пройти социальную адаптацию, а вера помогает приобрести смысл жизни. Захотел уйти — пиши заявление, и можешь идти: дорога назад не заказана. Про себя Олег рассказал, что он бывший наркоман, и если бы не Михаил Федорович, то давно лежал бы на кладбище. Глядя на этого молодого веселого, доброжелательного и красивого парня, невольно благодаришь Бога за то, что Он послал Олегу такого наставника. Обитатели «ТИЛя» называют Михаила Федоровича ласково: «батя», или «отец», подчеркивая этим, что он — глава их большого семейства.

 Г.Громова Обитель ТИЛь.

Обитель ТИЛь. Помещение бани.

Олег показал нам фермерское хозяйство обители. Здесь все построено, как у хорошего хозяина. Здания не громоздкие, и удобные для содержания животных. В хозяйстве полно всякой живности: коровы, лошади, овцы, свиньи, козы, куры, и есть даже верблюд. Чтобы обеспечить сеном этих животных, в год надо привести 150 КАМАЗов сена в тюках. Свиней помогают прокормить кухонные отходы, привозимые с воинской части. Фермерское хозяйство дает экологически чистые продукты, которые идут на стол обители. Оно не приносит дохода, и лишь удовлетворяет потребность в продуктах, но требует больших физических и материальных затрат. В обители 60 человек проходят реабилитацию, в основном они и ухаживают за животными, но конечно их рук на такое хозяйство не хватит. Специалисты и рабочие нанимаются со стороны и в основном, это местные жители. Около 200 человек трудоустраивает обитель, и является своего рода градообразующим предприятием в Жуковском районе.

Основным источником дохода обители, является изготовление икон. Мне очень хотелось посмотреть, как появляются на свет эти иконы, которые разительно отличаются, от «простых», печатных. (Наши землячки проходили обучение росписи икон у Морозова, и вполне возможно, подобное предприятие откроется и у нас в Солигаличе.) К сожалению, на территории обители расположены только столярные мастерские, где готовится основа для икон. Лишь спустя, я поняла, что на деле, увидела больше чем хотела. Человек — он же образ Божий, и этот образ в падшем человеке восстанавливается здесь. Легче восстановить разрушенную каменную церковь, чем храм внутри человека.

Вот нашелся тот, кто взял удар на себя. Михаил Морозов сам один из «бывших», и не стесняясь говорит об этом. В том-то и суть первых шагов программы — осознать, что ты болен, и в своей скорби взывать к Богу — спаси и сохрани! А последние шаги уже гласят: исцелился сам — помоги товарищам. Не все способны преодолеть эти 12 ступеней. Пагубная страсть запустила в организме процесс саморазрушения. Невозможно полностью вылечиться от алкоголизма и наркомании, можно только укрепиться в ремиссии, и уповая на Божью волю постепенно возвращаться к людям. Ремиссия, согласно современным представлениям, это такой этап хронической болезни, когда ее проявления могут существовать в скрытой форме, и они готовы вновь проявиться при определенных условиях. Но и здесь можно жить полноценной жизнью, исключив при этом алкоголь и наркотики, и конечно, пересмотрев свое мировоззрение. Иначе все вернется на круги своя…

Михаил Федорович быстро находит подход к зависимым от алкоголя и наркотикам людям. И трудно современному разуму понять деятельность Морозова: ум, как хитрый искуситель всегда выискивает злой умысел и корысть. Возникает простой вопрос — зачем хорошо обеспеченному человеку эта головная боль? Зачем биться за спасение этих несчастных..? А может, по слову Евангельскому? — «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.» (Евр 2,18). Кто знает путь, тот и выводит…
В заключении нашего пребывания в гостях у Михаила Федоровича, мы послушали концерт ансамбля гусляров «Живая вода» из Сергиева Посада, и затем нас накормили на дорогу обедом. Выходя с территории замка, мы стали невольными свидетелями обычной для обитателей дома, «рабочей» ситуации. У входа на территорию замка мялся очередной клиент обители. Он слезно стал умолять Михаила Федоровича взять его обратно. Оказывается, он ушел из обители, и, попав в прежнюю среду, скатился вновь в свою нечистую канаву. Михаил Федорович сначала был непреклонен, и читал ему нотации, но, в конце концов, милосердие взяло верх…

Вот так, опустившиеся люди находят в доме Морозова приют, понимание и любовь. Уезжая, мы увозили с собой надежду, что Морозов внесет свежее течение и в наши края, и что Господь ему поможет. А самое главное поняли, что Русь-матушка держится, на таких как он — подвижниках…

Послесловие Редакции.
Мир окружающий неоднозначен. Трудно заподозрить Творца всяческих в желании единообразия. Есть противоположные мнения  о деятельности Михаила Морозова. Но подобное сопровождает каждое ответственное и духовное делание. Здесь мы имеем лишь один критерий познания истины – “По плодам их узнаете их…». Что как не добрый плод – избавление от тяжкой духовной болезни и рабства, которое слвершается с верой и Божьей помощью…

Г.Громова. Поездка в обитель «ТИЛь». Терпение, Искренность, Любовь.: 2 комментария

  1. У меня большая проблема с сыном. Он наркоман. Сейчас сидит в тюрьме.Когда я узнала о существовании обители «Тиль» у меня появилась очень большая надежда на спасение сына. Очень благодарна Г. Громовой за публикацию об обители. Дай Вам Бог здоровья.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.