Дудин В.А. Реформы образования в Солигаличском районе. Ч.I. Церковно-приходские школы.

Дудин А.В. церковно-приходские школы СолигаличДудин В.А. РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СОЛИГАЛИЧСКОМ РАЙОНЕ. Ч.I. Церковно-приходские школы.

Публикуемый материал краеведа и исследователя В.А. Дудина в 3х частях, рассказывает о церковно-приходском, земском образовании в Солигаличском уезде в конц.19 — нач.20 вв., а также в советский период. В статьях много имен, цифр и фактов, они доставляют цельное впечатление о дореволюционном образовании в уезде…

ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ.

Дудин А.В. церковно-приходские школы Солигалич

Во второй половине 50 – начале 60-х годов XIX века в Костромской губернии, как и во всей стране, началась реализация реформ во всех сферах жизни, в том числе реформы начального народного образования. Осуществление реформ требовало повышения общего уровня образования населения прежде почти неграмотной страны. Подготовка законопроекта предстоящей реформы народного образования проходила в условиях широкой гласности, активизации общественного мнения, к которому правительство не могло оставаться безучастным. На повестку дня встал вопрос о необходимости создания правильно организованной системы начального образования. При этом представители духовенства накануне реформы начальной школы тоже не были в стороне и высказывали идеи по вопросам управления школами, источников финансирования народного образования, которые в дальнейшем были положены в основу деятельности земских органов местного самоуправления в области народного образования. Взгляды православного духовенства, российских педагогов нашли отражение в «Положении о начальном народном образовании» 1864 года, которое предоставило право участия в открытии школ не только правительственным ведомствам, но и общественным организациям (земствам), православному духовенству, которые могли принимать участие и в управлении школами через уездные и губернские училищные советы. На духовенство была возложена обязанность контроля по соблюдению религиозно – нравственной направленности учебного процесса во всех типах начальных школ. В 60-е, особенно 70-е годы XIX века активизировалась и деятельность земских органов местного самоуправления в области народного образования, открывались первые земские школы, в создании которых активное участие принимало и православное духовенство.

В 80 – 90-е годы XIX века в результате активной политики обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева начинает стремительно развиваться система церковно – приходских школ (ЦПШ), как противовеса школам земским. К началу XX века окончательно складывается организационная структура управления церковной начальной школы, определяется вектор дальнейшего ее развития, а сама школа превращается в массовое и постоянное явление.

В 1908 году для более активного введения в стране всеобщего обучения Высочайшим указом был утвержден закон о финансировании существующих и открытии новых народных школ. С этого же года Костромская губерния активно приступила к реализации проектов на ее территории введения всеобщего обучения.

В Солигаличском уезде открытие церковно-приходских школ начинается развиваться во второй половине XIX века.

17 декабря 1884 года открываются Коровновская одноклассная церковно-приходская церковь при Преображенской церкви с. Коровново, Зашугомская при Сретенской церкви с. Зашугомье, 5 ноября 1885 года – Плещеевская при Николаевской церкви с. Плещеево, 17 ноября 1886 года – Верхне – Березовецкая при Николаевской церкви с. Верхний Березовец и 12 декабря 1888 года – Тормановская при Рождественской церкви с. Торманово.

К тому времени в Солигаличском уезде функционировали Корцовская церковно-приходская школа, открытая в 1871 году, Верховская — в 1838 году и Тутковская, открытая в с. Тутка 10 ноября 1876 года при Ильинской церкви.

К 1898 году в Солигаличском уезде были открыты уже 25 церковно-приходских школ, а к 1901 году — 28. Кроме того, до 1896 года в уезде были открыты еще 17 земских начальных народных училищ.

Таким образом, к 1900 году на долю церковных школ в Солигаличском уезде приходилось около 60% общей численности начальных школ.

Учителями в церковно-приходских школах, как правило, были священники, диаконы, члены их семей. Такое положение вещей объяснялось, прежде всего, отсутствием финансовых средств, которые позволяли бы нанимать опытного, подготовленного учителя, выплачивая ему жалование, составляющее значительную часть школьного бюджета (в среднем 120 рублей в год, а в земских школах – 180 – 200 рублей) и превышающее расходы по содержанию школы.

В 1887 году в церковно-приходской школе с. Коровново обучалось 25 детей, из них 14 мальчиков и 11 девочек. В начале школа располагалась в наемном помещении, а в 1886 году было построено специальное здание для начальной школы и посещали ее дети села Коровново и деревни Плосково. Учредителем школы был священник Преображенской церкви 32-х летний Афанасий Константинович Успенский, а наблюдателем — священник села Верховья Семен Дружинин. Попечителем – купец II гильдии Александр Платонович Шорохов. Заведующим и законоучителем – местный священник Александр Лебедев, окончивший Костромскую духовную семинарию. Учителем школы долгое время работали Римма Крылова и диакон Василий Птицын. Он же преподавал и Закон Божий. Первоначально на содержание школы выделялись 110 рублей ежегодно, из которых 30 рублей средства государственного бюджета, волостного правления и 80 рублей пожертвования прихожан. Основные расходы были связаны с оплатой жалования учителю – 62 рубля. На учебники и учебные пособия расходовалось 15 руб. 32 коп., ученические принадлежности 14 руб. 68 коп, отопление и освещение 8 руб, наем сторожа 7 руб, ремонт школы 3 руб.

В 1892-93 годах в Коровновской школе обучалось 28 детей, из них 15 мальчиков и 13 девочек, причем двое из учеников получили свидетельства на льготу по отбыванию воинской повинности. Здесь надо сказать, что с 1874 года с начала осуществления военной реформы и на протяжении последующих лет крестьяне охотно отправляли своих детей, особенно мальчиков, в школу для того, чтобы после окончания школы они могли получить свидетельство на льготу по отбыванию воинской повинности, которая предоставлялась всем грамотным призывникам. В большинстве своем крестьяне же стремились к получению у детей, прежде всего, элементарных знаний грамоты и счета, образование для них имело практическое значение.

Начиная с 1895 года церковно-приходские школы финансировались в основном за счет средств Святейшего Синода и сельских обществ. К тому времени Святейшим Синодом был учрежден «правильный» надзор за школами через особых уездных и епархиальных наблюдателей, которые в первую очередь обращали внимание на улучшение обучения в существующих школах в виде замены не квалифицированных учителей более подготовленными учителями. Преподавание предметов велось по программе, утвержденной Святейшим Синодом, при чем, кроме сообщения детям полезных знаний достигалась по возможности и главная цель существования церковно-приходских школ – воспитание в детях истин веры и нравственности христианской, обучение детей церковно–славянскому чтению и церковному пению. Нравственная часть в церковно-приходских школах была одна из основных элементов воспитания детей. За шалость, ленивость и другие мелкие непослушания объявлялись детям выговоры, внушения, разъяснения важности сделанного поступка и какие последствия могли произойти от его повторения. За такие провинности дети могли быть наказаны лишением обеда и прогулки в свободное от занятий время, задержанием в школе по окончании учебных занятий, стоянием на ногах и коленях в углу класса и другими мягкими мерами.

Учебный день в школе обычно начинался молитвой. В религиозной обстановке, с зажженной лампадой перед образом, священник, облачившись в епитрахиль, начинал молитву.

«При прохождении учения о богослужении, — писал один из уездных наблюдателей, — законоучителя старались осветить темные и малопонятные места священных песнопений, чтобы дети, «выросши сознательно и любовно» становились участниками богослужения, находя в нем отдых от житейских трудов и нужд и успокоение в тяжелых обстоятельствах жизни». При объяснении основ вероучения законоучителя пользовались примерами из жития святых, при изучении священной истории читали по Библии исторические повествования и старались воспитывать в детях благоговейные чувства.

В 1910 году в Солигаличском уезде функционировали две второклассные церковно-приходские школы — Корцовская женская и образцовая и 27 одноклассных церковно-приходских школ: Солигаличская соборная (Солигалич) – законоучитель св. Николай Солдовский, Борисовская (с.Борисовское) – св. Павел Троянов, Верхне-Березовецкая (с.Верхний Березовец) – св. Владимир Белоруссов, Верховская (с.Верховье) – св. Федор Митинский, Вочская (с.Воча) – св. Павел Птицын, Высоковская (с.Высоково) – св. Василий Рязановский, Герасимовская (с.Герасимово) – св. Василий Яблоков, Гусевская (с.Гусево) – св. Михаил Кротков, Дьяконовская (с.Дьяконово) – св. Владимир Дружинин, Дмитриевская (с.Дмитриевское) – св. Сергей Воскресенский, Жилинская (с.Жилино) – св. Александр Летунов, Жуковская (с.Жуково) – св. Никодим Постников, Коровновская (с.Коровново) – св. Александр Лебедев, Легитовская (с.Легитово) – св. Николай Солдовский, Митино-Верховская (с.Митино-Верховье) – св. Александр Голубев, Новогеоргиевская (с.Новое) – св. Василий Ювенский, Нижне-Березовская (с.Нижний Березовец) – св. Алексей Городков, Одноушевская (с.Одноушево) – св. Василий Светитский, Рождество-Починковская (с.Починок) – св. Николай Стригалев, Раменская (с.Раменье) – св. Павел Соколов, Сретенско-Зашугомская (с. Сретенье-Зашугомье) – св. Василий Ильинский, Солдовская (с.Солда) – Владимир Ильинский, Тутковская (с.Тутка) – св. Петр Богословский, Троице-Зашугомская (с.Троица-Зашугомье) – св. Николай Лебедев, Тормановская (с.Торманово) – св. Павел Суворов, Чудцовская (с.Чудцы) – св. Владимир Дружинин, Якшинская (с.Якшино) – св. Сергей Рыженков.

Кроме того, в Солигаличе успешно работало Солигаличское духовное училище. В 1910 году смотрителем училища был статский советник Иван Павлович Перебаскин (препод. кетих. и изъяснения богослужения). Помощник его, статский советник Павел Александрович Городков преподавал священную историю. Преподавателем русского и церковно-славянского языков был надворный советник Иван Дмитриевич Парейский. Арифметику, географию и природоведение преподавал кандидат академии Иван Михайлович Володуцкий, греческий язык – кандидат академии Иван Петрович Кленов, латинский язык – кандидат академии Николай Иванович Сахаров, пение – коллежский регист. Николай Николаевич Ильинский. Надзирателем училища был Петр Алексеевич Любимов. Он же преподавал черчение и чистописание.

Несколько слов можно сказать и об открытии в Солигаличе училища для девиц духовного звания.

Краткая предыстория такова. В середине XIX столетия по инициативе дочери Николая I – великой княгини Ольги в России начинают создаваться специальные учебные заведения для девиц духовного звания. Необходимость открытия таких училищ была вызвана тем, что будущая супруга священнослужителя заботливой матушкой становилась не только для своих детей, но и для всего прихода. Вместе с мужем она несла ответственность за нравственное воспитание прихожан, выступала помощницей и советчицей в делах житейских. Эта нелегкая роль требовала серьезной подготовки.

Первое такое училище было открыто в Царском Селе в 1843 году для священнических дочерей Санкт-Петербургской и Новгородской епархий. Училище было взято под покровительство императрицы Александры Федоровны и под «главное попечительство» Великой княгини Ольги Николаевны. Начальницей училища назначили вдову действительного статского советника Надежду Павловну Шульц — автора «Записки», поданной Великой княгине и обер-прокурору Н.А. Протасову, в которой в частности говорилось: «Большая часть наших сельских священников бывают вынуждены вступать в брак почти тотчас по выходе из семинарии и, за неимением никакого имущества, они находятся в необходимости избирать среди девиц своего сословия ту из них, которой приданное доставит им возможность приобрести дом и обзавестись хозяйством. В обеих столицах многие из священнических дочерей получают хорошее воспитание либо в общественных казенных учебных заведениях, либо в доме своих родителей; но в других местах они большею частью лишены образования. Многие сельские священники горько оплакивают несчастие иметь жён, не получивших никакого образования и воспитания, не способных быть их подругами жизни и не могущих заняться воспитанием своих детей… Доставление им хорошего воспитания не только составит благополучие их собственных семейств, но будет значительно способствовать к распространению просвещения и к улучшению нравов в тех сословиях, на которые священники имеют большое влияние».

Через три года после открытия Царскосельского училища было открыто второе подобное учебное заведение в г. Солигаличе Костромской епархии. Причем его начальницей была назначена сестра Н.П. Шульц — начальницы Царскосельского училища — Елизавета Павловна Шипова, которая в то время жила в Солигаличе. Именно она по распространенному в России принципу семейственности и была назначена начальницей аналогичного учебного заведения в провинции. Елизавета Павловна Шипова, приняв руководство училищем, блестяще справилась с возложенной на нее миссией, оставаясь на этой должности многие годы. Однако с Солигаличем ей вскоре пришлось расстаться – в небольшом городке не хватало квалифицированных преподавателей, соответствующих условий и помещений. Вскоре, в 1849 году, училище, в котором обучалось 19 девиц духовного звания, перевели в губернский Ярославль.

В Солигаличское училище принимались исключительно дочери лиц духовного звания от 10 до 12 лет из трех губерний: Ярославской, Костромской и Вологодской. Курс обучения составлял 6 лет и делился на 3 класса. Общее гимназическое образование дополнялось приобретением навыков ведения домашнего хозяйства для будущих жен – служителей церкви.

С открытием Царскосельского училища было положено начало созданию в России нового типа сословного учебного заведения — училищ для девиц духовного звания, находившихся под покровительством Августейших особ и финансировавшихся из средств Св. Синода.

Таким образом, во второй половине XIX-начале XX века русская православная церковь, православное духовенство сделали достойный вклад в развитие духовного образования среди населения Костромской губернии, в том числе и населения Солигаличского уезда, и этот факт стоит оценить по достоинству.

Использованные источники:
1. Справочная книга Костромской губернии за 1910, 1914 – 1916 годы.
2. Колпаков Г.А. Развитие Ярославского просвещения/ Ярославский педагогический вестник.
3. Козлов К.В. К истории создания училищ для девиц духовного звания в России во второй половине XIX века.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.