Галина Громова. Сельские церковные обычаи.

Галина ГромоваГалина Громова. СЕЛЬСКИЕ ЦЕРКОВНЫЕ ОБЫЧАИ.

В статье Галины Громовой — описание церковных (и не очень церковных) обычаев в селах Верховского края Солигаличского района. Эти обычаи, бытующие еще совсем недавно, отличались от деревни к деревне. Интересной представляется практика служения водосвятных молебнов «заочно» на дому , без молящихся хозяев. Что конечно делалось, не от хорошей жизни…

Галина Громова Солигалич

СЕЛЬСКИЕ ЦЕРКОВНЫЕ ОБЫЧАИ 

В старину чтили праздничные дни, поэтому заранее готовились. Поскольку в эти дни не работали, основную хозяйственную работу выполняли заранее. Особенными были престольные праздники и праздничные дни деревни. В эти дни ходили в гости или приглашали гостей. Остальные же праздники отмечались проще.

В деревне Кузовлево отмечался свой праздник летом, в честь Владимирской иконы Божьей матери. В Кузовлеве своей часовни не было и молодежь нарезала березовых веток и посередь деревни выкладывала круг. В деревню приходил батюшка и в березовом кругу служил молебен. Затем народ расходился по домам, чтобы праздновать в семье.

В деревнях Манылово и Губино отмечали свой праздник, как его называли «Десятая» (после Пасхи десятая неделя). В Манылове была часовня в которой и служились молебны.

В Бурдуково на месте нынешнего дома культуры была часовня в честь Сергия Радонежского. Старостой часовни был Михаил Сергеевич Гуров. Он был в то время старостой и Никольского храма с. Верховья. В часовне было много икон. Икона находилось и над дверью в часовню. Староста готовил часовню к молебну, продавал свечи и следил за порядком.

Священник не только служил молебны по деревням, но и ходил по домам, причащал людей, которые по своей немощи не могли посещать церковь. На дому часто крестили и причащали маленьких детей.

В случае непогоды, засухи или дождя в деревню приглашался обязательно священник. После того, как он отслужит молебен, и люди помолятся, погода всегда налаживалась.

Старались, чтобы в каждом доме была икона. Иконы помещали даже в других помещениях — в скотном дворе, бане над дверями. Люди верили в особую силу иконы, святой воды и освященной вербы. Иконой родители благословляли молодых на супружество. Эти иконы особо чтились и хранились, передавая из поколения поколению. С иконой и молитвой обходили дома и деревни. Во время пожара, чтобы огонь не распространялся, обходили пожарище вокруг с иконой и молитвой. Во время отела хозяйка обязательно обходила корову с иконой и горящей свечей, чтобы все благополучно разрешилось. Затем корову опрыскивали святой водой, чтобы у коровы было много молока. Святая вода особо почитается в народе во все времена, включая советское время. Святой водой освящали жилища. Святую воду пили натощак по утрам для исцеления душевных и телесных недугов.

За скот местные жители почему–то молились иконе «Георгий Победоносец» и молились усердно. Именно он, по их мнению, является покровителем всех животных, т.к. своим копьем убивает все зло в образе змеи. И только 6 мая, существует по сей день, традиция — обрезание хвостов у коров. Хвост не выкидывали, а прятали во дворе, для того, чтобы корова домой сама шла. И главное действовало, сама это действие выполняла. Идет коровушка из большого колхозного стада сама родимая домой.

Когда наступало Вербное воскресение все население стремилось освятить веточки вербы в церкви. В каждой семье освященая верба была воткнута за иконы. Так она и хранилась целый год. Старую освященную вербу не выбрасывали, а сжигали в печи. Освященной вербой похлестывали детей, понарошку приговаривая: «Верба хлест, бей до слез, верба бела, бей за дело, верба красна, бей напрасно». А весной с ней выгоняли скот на пастбище, именно эту вербу хранили во дворе около иконы.

В церковь люди шли с большим желанием несмотря на запрет. На престольные праздники люди ходили даже в другие приходы молиться. Считалось, что в престольный праздник служба бывает лучше. Из Николы – Верховья, Бурдукова и других деревень ходили молиться к Троице, что в Зашугомье или к Илии Пророку, что на Высоке.

Люди надевали самую лучшую одежду. Девушки обязательно шили новые платья. Из дальних деревень люди шли босые, а праздничные туфли или ботинки несли в руках, ведь они были единственные. Оберегали и платки шелковые, чтобы не выгорели на солнце.

Во время службы в церкви был порядок. Мужчины стояли справа, женщины с лева, девушки впереди женщин. Старушки находились около скамеек, кто не мог стоять, сидели.

На Пасху в Никольском храме с Верховье обе церкви были переполнены, что даже яблоку негде было упасть. Детей не подоконники ставили, чтоб им было все видно, да и не мешали. Служба велась в алтаре в часть Воскресения Христова. Особо готовились в народе к встрече Пасхи. В домах наводили порядок. Мыли иконы, а воду выливали «на угол», где ни кто не ходил. Лампадки заправляли гарным маслом и зажигали накануне. В домах белились потолки, натирали дресвой полы (дресва — мелкий речной песок), т.к. они не крашеные были. Чистили самовары, посуду и вешали чистые занавески

Люди говорят, что после посещения церкви на душе было какое-то облегчение и покой. А еще бытует такое мнение – тяжко на душе, или в жизни все не ладится, идешь мимо церкви, прикоснись к стене рукой и сразу станет легче. Сколько за безбожное время было порушено церквей. На многие километры не было не одной действующей церкви, лишь только руины поруганных храмов. Вот и шел народ к развалинам церквей, чтобы прикоснуться к святыне и утешиться.

Молебны

Марья Ивановна Живцова, житель деревни Бурдуково (1914 г. рождения), рассказывала: «Моё детство прошло в деревне Шилово. У нас в деревне была часовня. На службу ходили по мосту, через реку Тотьму в деревню Агутино. Церковь эта была выстроена в честь Сергия Радонежского. В д. Шилово особо отмечали два праздника, летом — день иконы Казанской Божией Матери, а осенью — день Сергия Радонежского. В этот день родители не работали и шли молиться в церковь. Накануне праздника Казанской Божией Матери служили водосвятные молебны в часовне и по домам.

Весной 19 мая ходили к Авраамию за плащаницей. Монастырь находился в 8 км от нашей деревни. За ней ходили только молодые женщины и дети. Я не один раз ходила. Из Шилова плащаницу забирали в д. Дуплево, а затем в д. Машниково. Так и проносили плащаницу по всей реке Воче крестным ходом. В тот день, когда приносили плащаницу в нашу деревню, из Агутина приходил к нам священник. В этот день приносили и иконы из церкви. Молебны служили с утра до вечера. Начинали служить молебен с деревенского колодца, а затем шли в поле. Молебен служили на каждом поле в отдельности. Сначала на озимых, потом на яровых, а затем и на паре. В основном в хождении с плащаницей принимали участие только взрослые, а дети много баловались. И тем не менее, детям дозволялось нести маленькие иконки. Кругом все были празднично одеты, и в детей вселялось чувство радости.

Когда я уже жила в деревне Дуплеве, это были послевоенные годы 60-е годы, традиция служить водосвятные молебны по домам ещё оставалась. В 9-ю пятницу к нам из Верховья приходил священник Молодцов Николай Александрович. Хотя это было и не как прежде. Мы были все на работе, но этого дня ждали и готовились. Перед уходом на работу я выставляла на стол миску с водой, рядом клала свечи, а под скатертью оставляла деньги на молебен. Ключи от дома отдавала соседке, пенсионерке, она и открывала мой дом священнику. Так поступали все деревенские — и священник шёл из дома в дом, служа водосвятные молебны без хозяев».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.