Житие и пастырские труды иеромонаха Иоасафа (Сазанова), в схиме Серафима.

Солигалич, Иеромонах Иоасаф, Сазонов Григорий МеркурьевичЖИТИЕ И ПАСТЫРСКИЕ ТРУДЫ ИЕРОМОНАХА ИОАСАФА (САЗАНОВА), в схиме Серафима. Фото.

 

Иеромонах Иоасаф (ок. 1888 — 5 декабря 1931) уроженец Ярославской губернии, был духовным отцом матушки Ангелины — подвижницы из Солигаличского уезда, о которой собираются материалы для канонизации. В 1922 году отец Иоасаф совершил постриг монахини, после ее возвращения с Кавказа в 1916 г. А в 1927 году, отец Иоасаф со своим послушником Павлом, братом монахини (впоследствии архимандрит Серафим, справка о нем ниже) приезжал в село Верхний Березовец Солигаличского уезда на могилку умершей в 1924 г. матушки Ангелины, в день ее памяти. 

За свое христианское служение иеромонах Иоасаф подвергался преследованию советской властью и неоднократно арестовывался. Погиб отец Иоасаф 5 декабря 1931 года. 

Иеромонах Иоасаф не принял Декларации митрополита Сергия и входил в ИПЦ. Истинный подвижник и молитвенник, он, в страшные годы гонений не оставлял верных своих чад и всех страждущих — назидая и укрепляя их, и  безбоязненно служа их спасению…

Публикуемый материал о жизни отца Иоасафа взят с сайта Любимского благочиния.

Публикуем также материал по обвинению Костромским ОГПУ в 1932 г. иеромонаха Иоасафа по делу т.н. «церковной контрреволюционной группировки».

На публикуемом ниже фото, справа от иеромонаха Иоасафа изображен будущий архимандрит Серафим (Борисов), брат подвижницы монахини Ангелины. Вторая из публикуемых фотографий иеромонаха Иоасафа, находится в нашем распоряжении, она была получена от жителя Солигалича — что говорит о почитании батюшки в нашем районе…

______________________ 

Архимандрит Серафим (Борисов Павел Владимирович), родился в 1906 в дер. Красниково Солигаличского уезда, в крестьянской семье. Окончил сельскую школу. С 1924 — послушник Железно-Боровского монастыря в Буйском районе, затем рясофорный монах, в 1929 — пострижен в монашество с именем Серафим. После закрытия монастыря псаломщик в Свято-Троицкой церкви в Ленинграде. В 1930 — посвящен в иеродиакона, служил в церкви в Лесном. 14 января 1932 — арестован как «участник церковной контрреволюционной монархической группировки ИПЦ». 7 июля 1932 — приговорен к 3 годам ИТЛ и отправлен в Белбалтлаг (ст. Медвежья Гора Кировской ж.д.) После освобождения из лагеря соединился с Московской Патриархией. 

(http://www.histor-ipt-kt.org/KNIGA/yaroslavl.html)

 

Фото архимандрита Серафима опубликованы здесь…

Иустин Александров.

 

 

ЖИТИЕ И ПАСТЫРСКИЕ ТРУДЫ ИЕРОМОНАХА ЖЕЛЕЗНОБОРОВСКОГО МОНАСТЫРЯ ИОАСАФА, В СХИМЕ СЕРАФИМА

«Духовный Собеседник» № 4(48) / 2006 г. Автор рукописи не известен. 

 

Иеромонах Иоасаф и архимандрит Серафим (Борисов) в молодости. (Фото из архива сайта www.lubimblago.ru)1

Иеромонах Иоасаф (Сазонов Григорий Меркурьевич) и монах Серафим (Борисов), будущий архимандрит. Фото: www.lubimblago.ru

Иеромонах Иоасаф, в схиме Серафим (Сазонов Григорий Меркурьевич)-1

Иеромонах Иоасаф (Сазонов Григорий Меркурьевич).

 

 

«Я не всуе вам отец». 

Родился иеромонах Иоасаф в селении Кинтаново Ярославской губернии Любимского уезда в православной русской семье. Родители его, Меркурий и Елизавета, были простые бедные крестьяне. Во святом крещении назван Григорием. Мать его осталась вдовою с двумя малолетними детьми, Григорием и сестрой его Агриппиной, в крайней бедности. Много раз приходилось нищенствовать, собирая хлеб насущный. С юных лет в Григории проявилась особенная благодать Божия. По рассказам его матери, он был тихим, кротким, молчаливым мальчиком, избегал детских игр, часто уединялся, упражняясь в молитве и чтении Слова Божия. Грамоту постигал самостоятельно, одна благочестивая девица немного познакомила его с церковно-славянским языком. Псалтирь он учил наизусть, Святое Евангелие всегда носил с собою.

Любимым занятием его было чтение духовных книг – житий святых, а непрестанную молитву Иисусову творил он до того усердно, что запекались губы. Летом отрок Григорий пас стада в окрестных селениях и был всеми любим за свою кротость и смирение. Только дети много досаждали ему насмешками и побоями за то, что не участвовал в их играх и даже не сообщался с ними. Но уже в детские годы с Григорием произошло чудесное событие, о котором он поведал позднее.

«Однажды ранней весной коровы у меня вырвались и убежали в лес и трудно их было выгнать. В лесу от обилия талой воды я сильно прозяб. Стал я умолять Господа, чтобы он согрел меня и воду. И вдруг явился необыкновенный свет, и лучи его согрели меня, и вода сделалась очень теплой, а коровы сами вышли из леса. Остальное время я их не пас, как обыкновенно, а выгонял из селения в поле и, оградив их крестным знамением и сотворив молитву, отпускал одних пастись до конца дня. Вечером все стадо возвращалось ко мне, и я гнал его домой. Я соорудил для себя за полем маленький шалашик, принес туда из дома много книг, тетрадок, листков со стихами и Словом Божиим. А Святое Евангелие всегда носил с собой. Сделал я себе деревянные четки, сколотил гвоздями деревянные вериги и носил их. Провожу коров, а сам в шалашике справляю свое правило четочное, молитвы и все остальное, пел псалмы, выучил наизусть 90-й псалом, писал кое-что. А когда вечером приходил домой или на квартиру, ложился спать на печь на голые кирпичи, чтобы боль чувствовалась от вериг, которые я не снимал. Было мне тогда двенадцать лет.

Когда же исполнилось четырнадцать лет, мать отдала меня в столярную мастерскую. Много там приходилось терпеть обид от мальчиков – своих товарищей: они меня всякими бранными словами осыпали, щипали, колотили палками за то, что я молчалив был, смеялись надо мною, обливали нечистотами».

Пятнадцатилетним юношей начал ходить Григорий по святым местам: в Саров, в Муром. В Сарове в 1903 году открыли мощи угодника Божия прп. Серафима. Посетил Соловецкий монастырь, был в Киеве и вообще во многих обителях, где его еще более располагало к молитве. Любил он продолжительные монастырские бдения, его тянуло в монашество, чтобы всецело отдаться служению единому Богу.

Мать удерживала Григория, стремясь найти в нем опору в своем вдовьем сиротстве и крайней нищете. Ему же на деле хотелось исполнить заповеди Христа: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя [1] и возненавидь отца и мать и все что в мире [2].

С юных лет Григорий взял на себя иго Христово: много вынес он лишений и скорбей, видя мать свою в крайней нищете, всегда плачущую и жалующуюся на свою судьбу. Он разделял с ней и радость и горе, усердно вознося ко Господу горячую молитву, в которой находил утешение и отраду своему сердцу.

В детстве мальчик имел много небесных откровений и видений, что еще больше понуждало его удалиться от мира на служение Богу.

И вот Григорий решил навсегда покинуть мир, родных и близких и удалиться в монастырь: он оставил свою мать и маленькую сестру и все в мире и пошел вслед за Христом, чтобы приобрести желаемое и вожделенное Царство Божие.

В 1905 году он ушел на поклонение святым местам, решив испросить благословение у отцов и подвижников на тесный иноческий путь.

По изволению Божию благословили старцы юного странника Григория в ближайший монастырь Костромской губернии Буйского уезда по прозванию «Железный Борок», в обитель преподобного отца нашего Иакова – игумена Железноборовского, основателя сего монастыря [3]. Здесь и поселился Григорий среди братии.

Жизнь новоначального восемнадцатилетнего послушника Григория началась в монастыре под руководством старца иеромонаха Паисия. Игуменом в это время был о. Иоанникий. В глубоком смирении и в великом воздержании и самоотвержении проходил Григорий искус монастырской жизни, покорно неся послушания от самого низкого до высокого.

Всегда покорный, молчаливый, кроткий, тихий, с молитвой на устах исполнял он послушания монастырские: днем трудился с братиею, а ночи проводил в молитве, неутомимо читал и учил наизусть Священное Писание. Все это много укрепляло юношу в борьбе с врагом рода человеческого и поддерживало на пути ко спасению. Враг часто воздвигал на Григория озлобления среди братии: многие его поносили, унижали за кроткую подвижническую жизнь. Благочестивые мудрые старцы, видя в Григории неуклонное стремление и любовь к Господу, неутомимую жажду к большим подвигам и пламенную горячую неусыпную молитву, усмотрели в нем великого светильника и истинного монаха и в скором времени облекли его в рясофор. Григорий усугубил иноческие подвиги. Затем ему стали предлагать пострижение в мантию, но он из смирения отказался.

В 1913 году состоялось его пострижение в мантию с именем Иоасаф, в честь св. Иоасафа Белгородского, память которого совершается четвертого сентября. Вскоре епископ Костромской и Галичский рукоположил его в иеродиакона, а позднее о. Иоасаф был посвящен и в иеромонаха [4].

Отец Иоасаф продолжал вести тихую жизнь в монастыре и все более прилагал труды к трудам в деле спасения. Совершая Божественную литургию, он не оставлял и своих обычных подвигов. Брал на себя обет молчания и за это вынес много пыток от некоторых из братии. Его даже кололи булавками, чтобы он нарушил молчание. Но батюшка, твердый как столп, терпел все непоколебимо. Когда в монастыре скончался о. Паисий, духовником при игумене Гаврииле стал о. Иоасаф.

Слава о подвигах о. Иоасафа распространилась далеко за пределы обители. Стали приходить к нему люди за советами и наставлениями для пользы душевной. Батюшка весь отдался служению Богу и ближнему.

Видя страждущих и обремененных, о. Иоасаф ободрял и утешал их, иных кротко обличал и располагал к покаянию. После встречи с батюшкой многие решались оставить мир и следовать за Господом, изъявляли желание посвятить себя служению Богу, а некоторые ревнители благочестия, лица мужского пола, оставались жить в монастыре под руководством батюшки.

Были у него и такие ученики, как иеромонах Иаков, в схиме Иов. Являя образ смирения и послушания, он нес подвиг болезней телесных и скончался смертию праведника, обрадованный перед кончиною видением небесным.

Монастырь посещали девственницы, посвятившие себя Богу и избравшие батюшку своим наставником. Они временно пребывали в обители и учились благочестию и монашеским правилам: женские монастыри в это время уже были закрыты.

Посещала батюшку и его мать, которая жила с дочерью и желала подражать своему сыну. Впоследствии она получила тайный постриг с именем Евфросиния, скончалась 24 января 1926 года и погребена в селе Фоминском у храма св. Димитрия Солунского. Перед кончиною ее покоила девица Анна Павловна в деревне Фефелове, принявшая со временем тайный монашеский постриг с именем Евгения.

Вся жизнь о. Иоасафа – образец истинного монашества. Великий молитвенник за окружающих его и за всех православных христиан, он брал близко к сердцу горести людские. Со скорбящими скорбел, с радующимися радовался. Его слово дышало любовью ко всем; печальные находили в нем покой и отраду, унывающие – ободрение духа.

Не было у о. Иоасафа свободной минуты ни днем ни ночью. Днем он или сам служил Божественную литургию, или присутствовал за богослужением. После службы толпы народа окружали его как птенцы свою мать или как малые дети кормилицу: кто спешил получить от батюшки благословение, кто услышать слово утешения – все нуждающиеся получали пользу для своей души.

Но вот пришло скорбное время испытаний для батюшки и его духовных чад. В первый раз его арестовали по клевете, и он недолго находился в Буе под арестом. По освобождении немного пожил в своем монастыре, снова был арестован на два года и отправлен на Соловки. Много скорбей и всяческих лишений перенес о. Иоасаф в заключении и ссылке. Как сказано в Священном Писании, благочестно живущие гонимы будут [5].

Немало пришлось вынести горя и всем преследуемым чадам его, да и разлука с отцом духовным тяжело легла на их сердца. Но годы испытания миновали. В феврале 1926 года больной и сильно истощенный от тяжелых работ и больших переживаний, о. Иоасаф вернулся из ссылки. Радости не было конца.

Батюшка изъявил желание посетить святые места. Ему захотелось поехать в Саров на память прп. Серафима (19 июля стар. ст.). Он отправился в путешествие со своими духовными детьми, девицами Пелагией И. Морозовой, впоследствии принявшей тайный постриг с именем Варвара, и Василисой Федоровной Виноградовой, позднее постриженной в монашество с именем Варвара по благословению владыки Варлаама [6].

По пути заезжали в города, где находились известные в то время лица высокой духовной жизни. Были в Костроме на благословении у Преосвященнейшего архиепископа Севастиана [7]. В Кинешме в то время жила ссыльная монахиня Вероника [8], в схиме Михаила. Она много претерпела испытаний и скорбей в заключении и ссылке. Батюшка посетил ее ради пользы душевной.

В Сарове на торжественном празднестве только духовенства было около двухсот человек: митрополиты, архиепископы, священство и монашество. Многократно прикладывались к мощам прп. Серафима, в одном источнике купались, а в другом брали воду, посещали пустыньки ближние и дальние, навестили славного праведным житием старца Исаакия [9]. По его благословению разместили паломников на квартиры: батюшку поселили у одного иеромонаха, а дочерей его духовных у местной старушки.

Были в Дивееве, отстояли службы в женском монастыре, слушая умилительное пение и чтение. Имели счастье прикладываться к чудотворному образу Божией Матери «Умиление», пред которым скончался прп. Серафим, и к другим святыням преподобного, привезенным из Сарова. Там находилась его келлия, камень, четки, мантия, лапти, волоски. Ходили по келлиям первоначальницы Александры, блаженных Паши, Пелагии и других Христа ради юродивых и служили на их могилках литии.

Из путешествия батюшка прибыл в августе 1926 года. Мирно потекли дни его, и чада духовные окормлялись у своего отца. Настоятелем монастыря в то время был иеромонах Серафим. По-прежнему множество людей тянулось к батюшке.

В 1927 году батюшка со своим послушником Павлом [10] (впоследствии иеромонах Серафим) отправился в Солигаличскую сторону в Верхний Березовец на могилку к монахине Ангелине [11], многочтимой за подвижническую жизнь. Духовная дочь батюшки и родная сестра послушника Павла, она жила в пустыни, в глухом лесу. Многие были управлены ею ко спасению. Скончалась она в 1924 году 17 июня. Ко дню ее памяти и приехал батюшка. На день кончины матушки Ангелины съехалось очень много народа. Ее уважали и почитали, по молитвам подвижницы совершались чудесные исцеления как при жизни, так и после смерти на ее могилке.

Вернулся батюшка в монастырь и стал прихварывать и частенько поговаривать о смерти. «Скоро меня не будет с вами», – говорил он.

По изволению Божию стал о. Иоасаф устраивать своих духовных детей на жительство в келлии, подальше от мира, общинками (от одной до шести девственниц), наказывая подражать монашескому житию: вычитывать правила по церковному уставу и в свободное от молитвы время заниматься рукоделием. Батюшка избрал на поддержку духовным чадам старших из девственниц – монахиню Варвару и монахиню Евгению. Духовником для них назначил иеромонаха Иакова (в схиме Иова), он же был духовником монастыря, призваны были и другие лица для их наставления и поддержки. Отец Иоасаф написал завещание своим духовным чадам, чтобы они соблюдали его заветы до конца своей жизни неизменно.

В 1929 году монастырь закрыли. Настоятеля иеромонаха Серафима, батюшку и иеромонаха Сергия судили, приговорили к тюремному заключению, отвезли сначала в г. Буй, а потом в Кострому.

Много было плача и горя, и скорби. Для духовных детей о. Иоасафа кончилось время покоя, отрады и утешения. Трудно переживать такие горькие минуты. Скорбь поразила всех неописанная. Духовные чада изредка навещали заключенных, но мало и редко приходилось видеть батюшку, который находился в тяжелых условиях.

Будучи в узах, о. Иоасаф имел откровение от Господа: он оказался на широком поле и св. Архангел Михаил повелел ему тайно уйти из заключения ради пользы ближних и поддержки своих духовных чад. Батюшка послушался и ушел без всякого препятствия. Остановился он у монахини Евгении в деревне Фефелове Костромской губернии. По прошествии двух лет духовные дети увезли его к себе в Петроград (по закрытии монастыря некоторые из его насельников переехали в Петроград, жили и служили в Скорбященской церкви на Лесном), но там батюшка пожил недолго. Жил он тайно то в Петрограде, то в пригороде, навещая своих духовных чад.

В 1931 году пятого декабря батюшка умер насильственной смертью при посадке на поезд. Похоронили его на Богословском кладбище.

Весть о смерти батюшки дошла до слуха духовных чад его. Поразила их печаль неописанная: навсегда лишились они своего пастыря и учителя. Не все из них сподобились быть на погребении и отдать последний прощальный долг своему отцу. Умер батюшка вдалеке от большинства близких духовных чад, и они узнали обо всем по рассказам очевидцев, тех, что жили с ним поблизости и смогли побывать на похоронах.

Погребальная процессия была трогательная и умилительная: батюшка, облаченный в схиму, лежал как живой, даже ручка была теплая. Духовенство провожало покойного до могилы (что тогда уже запрещалось властью).

Могилка досточтимого батюшки доказывает праведность его жизни, здесь стали совершаться чудеса:

В Петрограде у одной старушки – Елизаветы Александровны – болела рука; открылась рана, врачи отказались лечить. Пришла она к батюшке и с верой в силу его молитв взяла земельки с его могилки, привязала к ране и получила полное исцеление.

В Петрограде больной женщине Параскеве Григорьевне врачи назначили операцию, но она не решалась делать ее и пошла на могилку к батюшке, с живой верой попросила у него молитв и получила исцеление.

В Петрограде у М. В. Мартынкиной, проживавшей по адресу ул. Пермская, д. 4, кв. 9, заболела дочь, отнялись ноги. Целый год лежала она в больнице, врачи усиленно лечили ее, но больная не получала облегчения, ноги были как плети. Ей исполнилось двадцать лет. Она имела высшее образование. Родители сильно скорбели о том, что дочь останется калекой. Верующая мать надеялась на милость Божию. Одна женщина, Е. Ф. Лебедева, посоветовала съездить на могилку батюшки. Мать больной с радостью приняла этот совет, поехала туда, отслужила панихиду, привезла земельки и цветочков с могилки. Дочь с живой верой положила земельку на ноги и сразу почувствовала облегчение. На второй день стала просить мать свезти ее на могилку к батюшке. Родители согласились. Когда они направились на могилку, то отец и мать поддерживали дочь под руки, а обратно она шла хотя и с палочкой, но сама, без посторонней помощи.

В Петрограде по адресу ул. Дзержинская, д. 40, кв. 27, заболела В. Г. Лебедева. У нее была очень опасная болезнь почек. Врачи признали ее безнадежно больной. Мать сильно скорбела и обратилась с молитвой к Богу. Одна родственница посоветовала ей съездить на могилку к батюшке и отслужить панихиду. Мать с радостью согласилась, поехала, выполнила все, что ей сказали и взяла земельки и цветочков с могилки. Дочь с верою и молитвой приняла настоянную на земельке воду, сделала глоточек и сразу почувствовала облегчение. На второй день поднялась с постели, в которой лежала три месяца не вставая, поехала сама на могилку поблагодарить батюшку за его святые молитвы. (Сообщила Е. Ф. Лебедева из Петрограда, проживающая по ул. Пермская, д. 4, кв. 1).

Передает девица Татьяна Петровна о чудесном исцелении бесноватой девицы Марии Николаевны, Солигаличского уезда Костромской губернии. «Первого июня 1919 года батюшка пригласил меня и еще одну девицу, Матрону Ивановну Морозову, и мы пошли в келлию, где лежала бесноватая. Когда батюшка открыл дверь, она вскочила с места и ухватилась за скобу. С большим трудом ее оторвали от скобы и положили на пол. Ее стало ломать, она сильно билась, грудь поднималась, лицо было багрово-черное, она испускала пену и выкрикивала всякие бранные слова, понося батюшку и даже изрыгая хуления. Отец Серафим стал читать над ней молитву, и одержимая утихла; он положил ей на грудь ковчежец с частицами мощей и стал выгонять беса, говоря: “Выйди вон из моего чада духовного, иди в безводные места, где люди не ходят”. Она не своим голосом закричала: “Не уйду”, но батюшка несколько раз повторил: “Выйди из нея”. Сейчас же ее вырвало, от блевотины пошло зловоние по всей келлии. Батюшка перекрестился и сказал: “Слава Тебе, Господи”, а она лежала как мертвая, и только слезы потекли из глаз. Потом она открыла глаза, пришла в сознание и сказала: “Батюшка, ты ли это?” Батюшка ответил: “Да, это я, Маня, пойдем в церковь, отслужим благодарственный молебен”, – и отслужили. Девица Татьяна Петровна просила позволения у батюшки поведать всем об этом исцелении, но он ответил: “Сейчас не говори, расскажешь после”».

Еще передает та же девица Татьяна Петровна об Александре, в монашестве Иакове. Еще до поступления в монастырь пошел он в г. Буй по своим делам и зашел в монастырь; батюшка, провидев в нем истинного монаха, пригласил его к себе в келлию. У него болела нога, он показал батюшке колено, покрытое ранами. Батюшка помолился, помазал маслом, и вскоре нога стала здорова. А в Александре с тех пор укрепилась вера в силу молитв батюшки. Пришел он в монастырь и был принят в число братии.

 

ДУХОВНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ СТАРЦА ИЕРОМОНАХА ИОАСАФА, В СХИМЕ СЕРАФИМА

Братству святыя обители сея, честным отцам и братии и всем чадам моим о Господе искренно радоваться и спасаться желаю и у всех у вас прошу благословения и святых молитв.

Любезные о Господе отцы и братия и чада о Христе, всем нам предлежит единожды умрети, а потом суд: все мы от Адамова естества, и все един приговор имамы от Создателя нашего Бога: тело убо от земли создал [Господь] и в землю обратится, земля еси, и в землю отыдеши (Быт. 3, 19), душа же нам дана от Бога живаго и дыханием обессмертена божественным. Яко же глаголет апостол: от Духа Своего дал есть нам (1 Ин. 4, 13), посему дух наш должен возвратиться к своему Создателю и Дарователю его со своими делами добрыми или злыми, елико сотворих на земле, живя с телом, и предстать с ними нелицеприятно Судии и Господу славы, Иже воздаст каждому по делом его и выслушать от Судии приговор один из двух: добре, рабе благий и верный: …вниди в радость Господа твоего (Мф. 25, 21) или «лукавый рабе и ленивый, почто презрел все заповеди Моя и бесчинно ходил еси, нарушая волю Владыки своего?» Что же имамы отвечати? – поистине ничего же. Душу и тело грехами омрачившему, и конечно (наконец) [предстоит мне] услышати: «Отыде от Мене, рабе негодный, и буди радование бесам и пища геенне огненной». Сия помыслити и аз ужасаюся, истиннейшие отцы и братия и чада моя возлюбленная, аще праведник едва спасется, где же аз явлюся грешный и преслушник заповедей Божиих. Трепещи, душа моя, трепещи прежде исхода твоего от сего мира в иной мир, ибо не знаешь, что случится с тобою. Вожделенно же есть услышати всякому из нас: Добре, рабе благий и верный: …вниди в радость Господа твоего, и сколько есть горько и болезненно услышати: отыди от Мене, лукавый рабе, во огнь вечный [12]. Вся сия помышляя, ужасаюся страхом великим и трепещу прещения и суда Божия: како Спасу предстану, что услышу от Него и кой ответ воздам или кое слово изреку; страшит меня огнь неугасающий и червь неусыпающий, страшит меня тьма кромешная, страшит меня путь неизвестности. Аз же, дорогие мои, близ сего обретаюся и на суд Божий уготовляюся. Молю же вас и прошу, честнейшие мои отцы и братия и вся чада моя возлюбленная, сотворите молитву прилежну ко Господу и Владыце нашему, да милостив будет ко мне непотребному и паче всех грешнейшему, да презрев моя прегрешения, сподобит меня Царствия Своего Небесного и лику избранных Своих сопричтет, и учинит душу мою на месте покойне, идеже вси праведнии упокоеваются. Аминь.

Может быть, кто из вас по неопытности и незнанию спросил бы меня: «Да почему же ты так ужасаешься и страшишься часа смертного и пути неизвестного? – к Богу бо идеши и Отцу преблагому и милосердному». Последнее, конечно, так: благ бо Господь и милосерд, но и правосуден, и самые великие святые трепетали сего дня. Конечно, это происходило у них от великого их смирения и пламенной любви к Богу; хотя они и трепетали, но и радовались, и надеялись на милость Божию, как рабы смиренные на милостивого господина – и были помилованы и большой славы сподобились. Смирение вознесло их на небо, ибо Господь призирает на смиренных и смиренныя возвысит. Ибо человек, в сущности, оправдится не от дел праведности и совершения закона; от сего бо никто не оправдится и нет человека, который бы пожил на земли и не согрешил. Но правда Божия требует, чтобы согрешивший подлежал наказанию. Милосердие же и заслуги Господа нашего Иисуса Христа ходатайствуют ему прощение и помилование, а потом уже и награда по делом каждого. Так вот мне ли, грешному и благих дел не имущему, иметь такую дерзость и обольщать себя, что я-де спасуся и обязан меня Бог спасти; избави, Боже, от такой дерзости и всех вас и меня грешного.

Уповаю бо и надеюсь милосердием Божиим помилован быти, но и это мне еще неизвестно, посему воздыхать и скорбеть я должен до конечного моего издыхания или пока не обрету милость Божию, обещанную кающимся и плачущим и сокрушающимся о своих грехах.

Прошу и вас, любезные мои братья и чада, спасайтеся о Господе и совершайте свое спасение в страсе Божием и живите достойно своего звания. Вы, иноки и инокини, стремитесь к призвавшему вас в чудный Свой свет и избравшему вас во язык свят, и в люди обновления, и облекшему вас в шлем спасения Своего, и отверзшему вам двери Царствия Своего, и возлюбившему вас человеколюбивому Отцу и Господу нашему Иисусу Христу и Святому Духу, освящающему души и сердца ваша и научающему вас добрая творити. Не заботьтесь [о многом], но любите и живите в нищете и убожестве, подражая Господу нашему Иисусу Христу, обнищавшему нас ради и не имевшему, где главу приклонити. Вы же, девы, девства и целомудрия рачители, храните опасно святыню и чистоту своего девства и Жениха своего добротою уязвляйтеся, и любовию к Нему воспламеняйте сердца ваша.

Истинная дева заботится о Господних, како угодити Господеви, да будет свята душею и телом. Святой апостол Павел говорит, что велика есть добродетель девства, она сияет как солнце, ибо дева, хранящая свое девство, есть невеста Христова и жених у ней Христос, Который и введет ее в чертог Свой [13]. Такие слова сказаны апостолом Павлом святой Фекле. Путь девственников требует много внимания, усилия и бодрствования над собою: вооружитесь терпением, без которого невозможно спасти свою душу и вкусить сладости небесной. По слову Спасителя, только претерпевший до конца, той спасется [14]. Терпение же должно стяжать на все и во всякое время против плоти, мира и диавола, которыми непрестанно вооружается враг на пути спасения, и яко лев рыкая, ходит, иский, кого поглотити (1 Пет. 5, 8). Он наводит тоску и уныние на девствующих и с лестными сетями вкрадывается в душу чисто живущих: палит их огнем страстных удовольствий, плотских вожделений, хвалит брачную жизнь, и тем многих немощных и малодушных завлекает и увлекает в бездну лестного мирского удовольствия и погибели.

Но к этому поставлю на вид для утешения всех любящих и ищущих Господа и мужественно текущих страдальческим образом на предлежащий им подвиг. – Какая сладость и радость откроется в блаженной вечности для девственных душ: они окружают престол Царя славы и украшены белыми светоносными одеждами и финицы в руках их (Откр. 7, 9).

Девственницы уподобляются солнцу и небесным бесплотным Ангелам, как выражается свт. Димитрий Ростовский. Одного недостает девственникам, чтобы уподобиться Ангелам, – что крыльев не имеют. А если отнять у Ангела крылья, и он станет девою, а если эти крылья дать деве, и она будет Ангелом. Вот какое блаженство и какая слава и награда ожидают девственные души в вечности за страдальческий подвиг [хранения] девственной чистоты.

Девственники в будущей жизни будут находиться ближе прочих блаженных к Иисусу Христу и вступят в теснейшее общение с Ним. Пребывая таким образом в чистом девстве, не порицайте и брака и не возноситесь собой. Но будьте смиренны, кротки, молчаливы, имейте ум незлобив и ко всем любовь, Церкви и пастырям ея явите послушание; все это и при хранении девства нужно приобретать, иначе и девство не спасет вас. Старайтесь иметь ко Господу пламенную любовь и неослабную ревность до конца своей жизни и тако сподобитесь Царства Небесного, и радоваться будете со Ангелами, и блаженствовать со всеми святыми; еже и получите, буде вам по милосердию Отца Небесного и заслугам Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

Еще, дорогие и любезные мои чада о Господе, позвольте мне высказать вам мои сердечные чувства и объявить любовь мою к вам, дабы вы знали, что я не всуе вам отец; я так вас люблю и так вас жалею, и так скорблю, что без вас мне и Царствия Небесного не надо; и скажу вам словами преп. Феодора Студита – я всегда прошу и молю Бога о вас не только днем, но и нощию, дабы Он сохранил вас от вреда и преткновения. Об этом моя скорбь, это мой труд, мое попечение, даже более – это жизнь и смерть моя, радость и печаль моя. Ни о чем ином я не забочусь, чада мои, и ничего иного не желаю, как только обрести вас и привести к совершенству и представить вас Богу живому, как жертву чистую и непорочную.

Возлюбите меня, чада мои, так, как я возлюбил вас; я полагаю душу мою за вас, хотя и грешен: ибо вы желание мое, наслаждение мое и вожделение. Не думайте, что это только праздные слова, таково чувство к вам от скверного и нечистого моего сердца. Помните же все это, и храните в сердцах ваших, как можете.

Подвизайтесь, чада мои, и шествуйте путем духовным, устремляя очи мысленные ваши горе, взирая на небесное и представляя вечное, размышляя о том, как и когда, зимою или летом, днем или нощию, в юности или в старости, в это лето или будущее придет смерть, придут разлучители души от тела, настигнет соперник, будут истязаны дела и слова, будет победа или поражение. Утверждая себя в этом, вы не станете поползновенны ко грехам и не впадете в ров беззаконий, но узрите блага вышнего Иерусалима во все дни жизни вечной.

Сие мое предложение да примет любовь ваша, воздадите мне за любовь истинною любовью. Спасайте души ваша. Аминь.

 

КЕЛЕЙНИЦАМ ИЛИ ОТШЕЛЬНИЦАМ 

Келейницам, имеющим общежитие и живущим по моему благословению, завещаю пребывать в молитвах, иметь послушание к старшей и любовь друг к другу. В работницы не наниматься, но заниматься келейным рукоделием, как то: стеганием одеял, шитьем и вязанием разных вещей, можно и по покойникам читать; а у кого умерла молодая жена, там не читать; а летом во время жатвы можно ходить жать пополосно и поовинно, а больше никак. Общего жития не оставлять и друг от друга не удаляться, но пребывать на том месте, куда благословлены, до конца своей жизни: друг друга назидать и утешать надеждою будущих благ; друг друга тяготы носить, обучаться смирению, терпению, кротости, иметь сострадание друг к другу. Ибо Господь ищет и требует от нас не подвигов внешних, но нрава кроткого, сердца милостивого, ума незлобивого и духа смиренного. Хотя и внешний подвиг лобызает со внутренним, но без внутреннего внешний есть лицемерие и нечистота перед Богом.

Помните обещанную вам награду, реченную во Святом Евангелии – иже оставит отца или матерь, братья или сестры, села или имения имени Моего ради – сторицею примет и живот вечный наследует [15]. Бойтесь оставить путь благочестного жития сего или совратиться с него, ибо тогда весьма удалитесь своего спасения, по слову Самого Спасителя нашего: никтоже возложь руку свою на рало и зря вспять, управлен есть в Царствии Божии (Лк. 9, 62), то есть неблагонадежен таковый для Царствия Небесного.

УСТАВ КЕЛЕЙНОЙ ЖИЗНИ

(Для желающих жить вкупе по пять, шесть и  более лиц и подражать монашеской жизни)

 

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы: возьмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11, 28–29), сказал Господь, и аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет. Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите (Ин. 14, 15), имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя (Ин. 14, 21). Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет (Ин. 14, 23), того почтит Отец Мой, к нему приидема и обитель у него сотворима (Ин. 14, 23). Аще кто Мне служит, Мне да последствует, и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет (Ин. 12, 26).

Все сии слова Христовы должны иметь в памяти, и искать то, что есть едино на потребу: Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся нужная приложатся вам (Мф. 6, 33), благодати Духа Святаго просите у Господа и возжаждите праведности, как голодный [желает] есть, а жаждущий – пить. Возжаждите воды благодати Святаго Духа, ибо кто напьется, будет иметь живот вечный.

Вот вам правила, старайтесь выполнять их:

Господа Бога возлюбите и делами праведности Его почтите, и прославите Его в душах ваших и телесах ваших, яже суть Божии.

Друг друга любите и в чести больше себя имейте.

Не тяготитесь тем, что живет вас здесь пять-шесть человек, помня писанное: что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе (Пс. 132, 1); брат от брата помогаем, как город крепок имеющий твердыню; аще один брат или сестра падает, другой его возставляет.

Любите общественную молитву, ибо она сильнее и быстрее идет к Богу. – Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20) – сказал Господь.

На молитву вставать одновременно, как утром так и вечером, с бодростью духа и ума.

Неотложно читать утренние молитвы и полунощницу и часы: час первый, час третий, час шестой. Кафизмы по одной из Псалтири, по одной главе из Евангелия и посланий апостольских. Вечером девятый час и повечерие с акафистом попеременно Спасителю и Божией Матери и вечерние молитвы.

Слушаться во всем старшую сестру и исполнять волю ея, как волю Божию; если что неправильно, то отвечать будет она, старшая.

Дверями не хлопать, ходить кротко, говорить тихо, иметь уста молчаливые и ум незлобив.

По черному и другими гнилыми словами не ругаться. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших (Еф. 4, 29); если кто позабудется и нарушит это данное правило невоздержанием, да накажется от старшей сестры на пятьдесят земных поклонов с молитвой: «Боже, милостив буди мне грешной».

Смеяться, шутить, празднословить не позволять. Горе вам, смеющиеся, – сказал Христос, – ибо восплачете и возрыдаете (Лк. 6, 25). Не подобает нам смеяться, а паче надлежит плакать. Блажени плачущии, яко тии утешатся (Мф. 5, 4).

Без благословения старшей сестры ничего не делать. Идя на работу, следует говорить: «Господи, благослови». Начиная работать, надо сказать: «Господи, помоги и поспеши». По окончании работы общею молитвою должно благодарить Бога.

Никакую вещь своей не считать, а все иметь общее.

Друг друга тяготы носите (Гал. 6, 2), помня, что мы друг другу удове (Еф. 4, 25), а в общем составляем одно тело, а главу имеем Христа. Мы должны сострадать и соболезновать друг другу и молиться друг за друга.

По окончании правила утреннего старшая сестра назначает, что кому делать до вечернего правила, на которое, по возможности, должны все собираться.

Находясь на работе, иметь ум, погруженный в молитву, и творить устами молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную» и тако проводить время в молчании.

В работницы и поденщину никого не отдавать и не наниматься, разве только что взять на подряд или поовинно, – и то в ближайшем селении.

Всем стараться обучаться келейному рукоделию, как то: шитью, стеганию одеял, вязанию разных вещей.

По возможности, всем неотложно приобщаться Святых Таин через две-три недели, это послужит вам во спасение и поможет уклониться от грехов.

Правило четочное всем исполнять одинаково, триста молитв Иисусовых, поклоны через десяток, то есть десять молитв с поклонами и десять без поклонов.

Ночное время, аще кто изволит, может проводить в бдении, но утром не более всех спать.

Иеромонах Иоасаф

 

Примечания:

[1] См.: Мф. 16, 24. 

[2] Ср.: если кто… не возненавидит отца своего и матери… тот не может быть Моим учеником (Лк. 14, 26). 

[3] Железноборовский Предтеченский монастырь Буйского уезда при селе Железный Борок. Основан около 1390 г. при пособии от великого князя московского Василия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского, прп. Иаковом Железноборовским († 11 апр. 1442), мощи которого обретены в 1613 г. В обители было два храма: соборный, в честь Рождества Иоанна Предтечи, и церковь Рождества Пресвятой Богородицы. 

[4] В эти годы Костромскую и Галичскую епархию возглавлял архиеп. Тихон (Василевский) (1905–1914), а затем еп. Евгений (Бережков) – (1914–1918). 

[5] Ср.: …хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут (2 Тим. 3, 12). 

[6] Архиепископ Варлаам (Ряшенцев) (1878–1942) – в 1913 г. хиротонисан во епископа Гомельского. В июне 1927 г. назначается на Пермскую кафедру с возведением в сан архиепископа. С декабря 1927 г. по январь 1928 г. временно управлял Любимским викариатством Ярославской епархии. С 1929 г., отмежевавшись от митрополита Сергия (Страгородского), присоединился к митрополиту Иосифу (Петровых) и возглавил истинно православных (как называли себя иосифляне) Ярославской епархии, а также севера Владимирской и юга Костромской епархий, в частности, поддерживал отношения с нелегальной монашеской общиной Костромской епархии. С 1930 г. находился в концлагерях, ссылке и тюрьмах. Скончался 7/20 февр. 1942 г. в Вологодской тюрьме. Причислен РПЦЗ к лику новомучеников и исповедников Российских в 1981 г. 

[7] Севастиан (Вести) – с 1924 по 1929 гг. архиепископ Костромской и Галичский. 

[8] Вера Антоновна Меркулова (в монашестве Вероника, в схиме Михаила) родилась 15 сент. 1874 г. в селе Новое Галичского уезда Костромской губернии. Схиигумения, подвижница благочестия, ходила круглый год босой, носила вериги, обладала даром прозорливости и исцеления. Подвизалась в Свято-Троицком монастыре села Ново-Сумарокова. С 1919 по 1935 гг. была гонима, неоднократно арестовывалась. 21 ин. 1935 г. особым совещанием при НКВД СССР приговорена к трем годам ИТЛ. По некоторым данным, ее отправили в один из лагерей Урала, где она и скончалась. 

[9] Исаакий – иеромонах Саровской Успенской пустыни, прозорливый старец, известный всей России. По закрытии Саровской обители был арестован в 1927 г. Скончался в ссылке в начале 1930 г. Прославлен РПЦЗ в лике священномучеников. Память в Неделю новомучеников и исповедников Российских. 

[10] Схиархимандрит Серафим (Борисов Павел Владимирович) (1906–1994). Бывший послушник Железноборовского Иоанно-Предтеченского монастыря, после закрытия обители принял монашество; в 1931–1935 гг. находился в заключении, в 1935 г. рукоположен архиепископом Никодимом (Кротковым) в иеродиакона. С 1937 по 1944 гг. был в лагерях, в т. ч. на Соловках. С конца 1950-х гг. был настоятелем Воскресенского собора г. Костромы. 

[11] Монахиня Ангелина (Борисова Александра Владимировна) (1886–1924). В 1913 г. по благословению свт. Макария (Невского), митр. Московского, поселилась на Кавказе под духовным руководством старца Стратоника. В 1916 г. старец отправил ее на родину (дер. Красниково Солигаличского уезда Костромской губернии). Она выстроила келлию в лесу, где подвизалась до конца жизни. Духовным наставником ее стал иером. Иоасаф (Сазанов). После нескольких лет полного затвора, стяжав дары прозорливости, по благословению о. Иоасафа принимала людей для духовного окормления. 

[12] См.: Мф. 25, 26–30. 

[13] См.: Жития святых / Свт. Димитрий Ростовский. Рождества Богородицы Св.-Пафнутьев Боровский м-рь. 1997. Сентябрь. С. 466. 

[14] Ср.: …претерпевый же до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22). 

[15] См.: Мф. 19, 29.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.