И. Данильченко. Священник Михаил Белоруссов (1862–1943).

Священник Михаил Петрович Белоруссов, СолигаличИ. Данильченко. СВЯЩЕННИК МИХАИЛ БЕЛОРУССОВ. (1862–1943). 

 

 

Сведений о священнике Михаиле Белоруссове (Михаил Петрович Белоруссов) имеется немного. Большую их часть передаем со слов его внучки, Ариадны Дмитриевны, проживающей в Санкт-Петербурге. Часть узнаем из документов, хранящихся в Солигаличском краеведческом музее, часть – из других источников.

Иван Данильченко.

 

Священник Михаил Петрович Белоруссов, Солигалич

Священник Михаил Петрович Белоруссов, Солигалич. Фото 1930-х гг. (Из семейного архива А.Д. Белоруссовой).

Все фото к статье смотрите в Приходском Альбоме: Фото 1, 2, 3, 4.

 

Священник Преображенской церкви г. Солигалича Михаил Белоруссов, был родом из села Гусево Солигаличского уезда. Происходил он из духовного сословия – отец его, Петр Белоруссов, был причетником в Преображенской церкви этого села. В начале 70-х гг. XIX века Михаил стал обучаться в Солигаличском духовном училище. Затем была Костромская духовная семинария, по окончании которой в 1886 г., епископом Костромским и Галичским Александром Белоруссов был рукоположен в священники в Успенскую церковь села Нижний Березовец Солигаличского уезда. Но уже в июне следующего года Михаил Петрович был переведен на должность второго священника в Преображенскую церковь города Солигалича. Протоиереем церкви в это время был Феодосий Успенский. Позже (вероятно, уже в 1900-х гг.) о. Михаил получил чин протоиерея [14]. Кроме церковной службы, в его обязанности также входило инспектирование монастырей и храмов [11].

Михаил Петрович занимался и учительской деятельностью. Преподавать Закон Божий он начал, видимо, в 1890-х гг. в церковно-приходской школе в д. Легитово [7]. С 1899 г. он перешел в начальное мужское приходское училище, расположенное напротив Никольской церкви (с западной стороны). Поскольку известно, что Закон Божий преподавал здесь священник Павел Траянов, в ведении о. Михаила был, вероятно, светский предмет [12]. Однако он продолжал учительствовать и в легитовской школе. А в сентябре 1907 г. он числится в ней как заведующий [14].

В 1912 г. в Солигаличе открылась женская прогимназия, разместившаяся в двух корпусах на улице Мироновской (ныне ул. Валовая, д. 7) и Соборном переулке [14]. В этом же году Михаил Петрович перешел в прогимназию, где преподавал Закон Божий до 1918 г. (год преобразования всех учебных заведений в единую трудовую школу) [12]. Он продолжал служить в Никольской церкви, которая действовала до середины 1930-х гг. В это же время он успел крестить своих внуков. После того, как церковь закрыли, и не было возможности «жить от прихода», о.Михаила с супругой стали содержать их дети [11].

За свою долголетнюю службу Михаил Белоруссов имел награды: орден святой Анны, крест к 300-летию дома Романовых, медаль в память царствования Александра III. Также, за усердное служение по духовному ведомству награжден был бархатной фиолетовой скуфью, а Святейшим Синодом по учебному ведомству – бархатной фиолетовой камилавкой [14].

Супруга, Варвара Львовна (1869–1955), также происходила из духовного сословия. Ее отец, Лев Григорьевич Виноградов, был протодьяконом Успенской церкви села Нижний Березовец, как раз в то время, когда в это село приехал молодой священник Михаил Белоруссов [11]. Позже Лев Григорьевич служил в Никольской церкви села Корцово [2, 4, 14].

В семье М.П. Белоруссова было 9 детей. Почти все они занимались педагогической деятельностью. Старший, Алексей (1888 г. р.), окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, но где преподавал­ не известно. В 1920-х гг. окончил еще и Горный институт. Алексей пропал без вести в Сибири. Лев (1890–1984) после духовного училища и семинарии окончил Императорский Санкт-Петербургский историко-филологический институт. Работал (не считая трех лет Переславль-Залесской гимназии) в Солигаличе учителем-словесником сначала в школе, а затем – в педучилище. Известный солигаличский краевед, он написал более полусотни краеведческих работ [14]. Мария (1892–1979) работала учителем в Вологде. [11]. Анастасия (1893–1986) также была учителем начальных классов и преподавала в Ленинграде, а с 1942 г. – в Солигаличе [11]. Михаил (1901–1941) учился в Солигаличском духовном училище вместе с будущим учёным-химиком и историком науки Н.А. Фигуровским. Участвовал в Гражданской войне. Жил с семьей в д. Искрино Дворяниновского сельсовета. Пропал без вести на фронте в октябре 1941 г. [6, 9, 13, 14]. Петр (1903–1960) работал учителем и школьным инспектором в Солигаличе. Прошел всю Великую Отечественную войну, которую завершил в звании капитана [11]. Дмитрий (1905–1944) в 1932 г. окончил Лесотехническую академию в Ленинграде. Работал инженером лесного хозяйства, затем начальником планового отдела в УЛОН (управление лесами особого назначения). Разработал генеральный план озеленения Ленинграда. Во время Великой Отечественной был командиром батареи «Катюш», базировавшейся на знаменитых Пулковских высотах. Погиб при бомбардировке в 1944 г. [9, 10, 11]. Были в семье и еще дети: Константин, Елена и Татьяна. Они умерли в раннем возрасте от скарлатины [11].

Белоруссовы недвижимого имущества не имели и жили на втором этаже дома церковного причта на ул. Никольской д. 10 (ныне ул. Островского). Дом этот стоял напротив Никольской церкви, с северной стороны (где теперь «Росбанк»). В нем же жила семья священника Феодосия Успенского. Первый этаж занимали семьи двух псаломщиков [14]. В 1929 г. дом был муниципализирован и перешел в ведение солигаличского исполкома. Отец Михаил с супругой стали арендовать дом у А.П. Галашкиной, которая уехала в Ленинград. Дом находился на ул. Набережной Свободы, д.9 (ныне – ул. Набережная) и сейчас не сохранился. Стоял он, предположительно, на месте дома № 42., поскольку их сын, Лев Михайлович, снимал квартиру в доме № 5 по этой же улице (ныне – ул.Набережная, д. 38). [11, 14]

Во время Великой Отечественной войны продовольственная обстановка в Солигаличе была тяжелая. По рассказам Ариадны Дмитриевны, чтобы выжить, многим приходилось на рынке обменивать вещи на продукты. Белоруссовы меняли вещи в основном в д. Твердислево. Однажды на продукты пришлось обменять награды и золотой наперсный крест Михаила Петровича. Как вспоминает Ариадна Дмитриевна, написали письмо знакомому священнику из деревни. Он приехал зимой, привез на санках продукты и еще дал денег.

Большим подспорьем во время войны являлся огород. Весной варили щи из крапивы или щавеля. Летом собирали грибы и ягоды, делали заготовки на зиму. Много людей приходило на квартиру как к о.Михаилу, так и к его сыну, Льву. Всегда они помогали им: кормили или давали продукты. Лев Михайлович часто сам приглашал в дом истощенных людей, хотя сам неоднократно на уроках падал в голодный обморок. Раздавал и те продукты, что приносили ему ученики и оставляли в сенях, поскольку он отказывался брать [11].

Михаил  Петрович Белоруссов умер во время войны, в апреле 1943 г.  Прощание с ним проходило по всем канонам похорон церковнослужителей. Впереди процессии шел священник во всем облачении и с крестом в руках, за ним следовала лошадь с телегой, везущая гроб. Лошадь была покрыта серебристым покрывалом с кистями и вытканным посередине крестом. Сам гроб тоже был покрыт церковным покрывалом. Позади шли люди, у некоторых из них в руках были горящие свечи. Многие стояли на тротуарах. Процессия проходила по Горочной (Советской) и Кладбищенской (Комсомольской) улицам к церкви Петра и Павла, к этому времени уже открытой. Здесь отслужили отпевание и панихиду. Похоронили о. Михаила за алтарем этой же церкви [11].

Остается удивляться, как о.Михаила и его семью обошли стороной сталинские репрессии! Ведь 1918 г. был расстрелян брат его жены, Николай Львович Виноградов [11]. В 1929 г. репрессирован двоюродный брат, Владимир Павлович Белоруссов, священник села Верхнего Березовца [7]. В семье откровенно обсуждали и осуждали Сталина. Конечно, подобные разговоры не выходили за пределы семьи. Ариадна Дмитриевна вспоминает, как она боялась, что кто-нибудь услышит эти разговоры [11].

М. П. Белоруссов был приверженцем православных традиций, оказывал помощь бедным, покупал сладости крестьянским детям. До революции Никольских приход считался самым богатым в городе, так как старостами здесь в разное время были лесопромышленники Собенниковы. Все, что приносили они и другие богатые прихожане, Михаил Петрович раздавал. В том же духе он воспитывал и своих детей. И люди помнили и платили тем же. В советское время за него заступалось много простых людей, которые поддерживали и часто посещали его (и это в 30-е годы!) [11].

Примечания: 

  1. Брезгина Г. В. Алфавитный список священно-церковнослужителей Костромской епархии по состоянию на 1890 г. Кострома, 2009. Т. 1.
  2. Брезгина Г. В. Алфавитный примерный список священно-церковнослужителей Костромской епархии по состоянию на 1900 г. Кострома, 2009. Т. 2.
  3. Брезгина Г. В. Алфавитный список священно-церковнослужителей Костромской епархии по состоянию на 1910 г. Кострома, 2010. Т. 3.
  4. Брезгина Г. В. Алфавитный примерный список священно-церковнослужителей Костромской епархии по состоянию на 1917 г. Кострома, 2010. Т. 4.
  5. Выпускники Костромской духовной семинарии 1816–1897, 1910, 1911, 1915, 1916 гг. URL: http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/kossem.html (дата обращения: 28.04.2013).
  6. Выпускники Солигаличского духовного училища 1910, 1911, 1915, 1916 гг. URL: http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/soligalichdu.html (дата обращения: 28.04.2013).
  7. Дудин В.А. Списки законоучителей и преподавателей церковно-приходских школ Солигаличского уезда. URL: //soligalich.prihod.ru/2013/08/01/dudin-v-a-spiski-zakonouchitelej-i-prepodavatelej-cerkovno-prixodskix-shkol-soligalichskogo-uezda/ (дата обращения: 1.10.2013).
  8. Книга памяти жертв политических репрессий Костромской области. Публикация ОГКУ «Государственный архив новейшей истории Костромской области». URL: http://ogbu-ganiko.narod.ru/ (дата обращения: 3.03.2013).
  9. ОБД «Мемориал». URL: http://www.obd-memorial.ru/html/default.htm (дата обращения: 3.03.2013).
  10. 10. ОБД «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» URL: http://podvignaroda.mil.ru/ (дата обращения: 3.03.2013).
  11. Семейный архив А. Д. Белоруссовой.
  12. Справочные книжки Костромской губернии и календари на 1910 – 1916 гг. Издание костромского губернского статистического комитета. Кострома, 1910 – 1916.
  13. Фигуровский Н. А. «Я помню…». Автобиографические записки и воспоминания. / Сост., статья и примеч. С. С. Илизарова. М.: Янус-К, 2009.
  14. Фонд Л. М. Белоруссова, хранящийся в Солигаличском краеведческом музее им. Г. И. Невельского (филиале ОГБУК «Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник»).

 

И. Данильченко. Священник Михаил Белоруссов (1862–1943).: 7 комментариев

  1. Друзья, на одном из снимков к статье, сфотографирован мой прадед- Павел Траянов, одна из дочерей которого, Татьяна Павловна Траянова, моя родная бабушка.
    Если есть какая-то дополнительная информация о П.Траянове или есть контакты с кем-либо из последователей этого рода, буду несказанно рад любому сообщению.
    Заранее благодарен.
    Виктор.

    • Здравствуйте, Виктор! Об о. Павле Траянове почти ничего не известно. Могу назвать только некоторые сведения из его жизни. Он окончил Солигаличское духовное училище в 1870-х гг. После, в 1886 г. Костромскую духовную семинарию (судя по спискам выпускников). Служил в Крестовоздвиженской церкви, что в центре г. Солигалича. Также учительствовал в мужском приходском училище и женской гимназии. Жил с семьей в доме церковного причта на углу ул. Комсомольской 23/ ул. Юных Ленинцев 13. Известно, что Павел Траянов интересовался фотографией. В этом же доме находилось фотоателье Перепелкина (филиал). Кто именно был в ателье фотографом – не известно: может сам Траянов или кто-то из его сыновей. В 1916 или 1917 г. он уехал из Солигалича в Ставропольскую губ., где работала учительницей одна из его дочерей. Там же в 1920 г. умер от тифа. С уважением, автор.

    • Добрый день, Виктор. Павел Траянов мой прадед, его сын — Гаврил Павлович Траянов — мой родной дед.

  2. Здравствуйте Иван Данильченко, в Никольском храме с. Верхнего Березовца Солигаличского уезда служил священник Владимир Белоруссов — он тоже пострадал за веру — и в документах о репрессиях он числится отчеством Павлович — но есть мнение — что его отчество — Петрович — т.е: Белоруссов Владимир Петрович.

    • Мы связались с автором статьи. Он послал Вам ответ на форум исторического общества. Дополнительно сообщаем: действительно, священник села В. Березовец, Владимир Петрович Белоруссов, был родным братом о. Михаила Белорусова. С уважением, Иустин.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.