И. Данильченко. СВЯЩЕННИК МИХАИЛ БЕЛОРУССОВ. (1862–1943).
Сведений о священнике Михаиле Белоруссове (Михаил Петрович Белоруссов) имеется немного. Большую их часть передаем со слов его внучки, Ариадны Дмитриевны, проживающей в Санкт-Петербурге. Часть узнаем из документов, хранящихся в Солигаличском краеведческом музее, часть – из других источников.
Иван Данильченко.
Все фото к статье смотрите в Приходском Альбоме: Фото 1, 2, 3, 4.
Священник Преображенской церкви г. Солигалича Михаил Белоруссов, был родом из села Гусево Солигаличского уезда. Происходил он из духовного сословия – отец его, Петр Белоруссов, был причетником в Преображенской церкви этого села. В начале 70-х гг. XIX века Михаил стал обучаться в Солигаличском духовном училище. Затем была Костромская духовная семинария, по окончании которой в 1886 г., епископом Костромским и Галичским Александром Белоруссов был рукоположен в священники в Успенскую церковь села Нижний Березовец Солигаличского уезда. Но уже в июне следующего года Михаил Петрович был переведен на должность второго священника в Преображенскую церковь города Солигалича. Протоиереем церкви в это время был Феодосий Успенский. Позже (вероятно, уже в 1900-х гг.) о. Михаил получил чин протоиерея [14]. Кроме церковной службы, в его обязанности также входило инспектирование монастырей и храмов [11].
Михаил Петрович занимался и учительской деятельностью. Преподавать Закон Божий он начал, видимо, в 1890-х гг. в церковно-приходской школе в д. Легитово [7]. С 1899 г. он перешел в начальное мужское приходское училище, расположенное напротив Никольской церкви (с западной стороны). Поскольку известно, что Закон Божий преподавал здесь священник Павел Траянов, в ведении о. Михаила был, вероятно, светский предмет [12]. Однако он продолжал учительствовать и в легитовской школе. А в сентябре 1907 г. он числится в ней как заведующий [14].
В 1912 г. в Солигаличе открылась женская прогимназия, разместившаяся в двух корпусах на улице Мироновской (ныне ул. Валовая, д. 7) и Соборном переулке [14]. В этом же году Михаил Петрович перешел в прогимназию, где преподавал Закон Божий до 1918 г. (год преобразования всех учебных заведений в единую трудовую школу) [12]. Он продолжал служить в Никольской церкви, которая действовала до середины 1930-х гг. В это же время он успел крестить своих внуков. После того, как церковь закрыли, и не было возможности «жить от прихода», о.Михаила с супругой стали содержать их дети [11].
За свою долголетнюю службу Михаил Белоруссов имел награды: орден святой Анны, крест к 300-летию дома Романовых, медаль в память царствования Александра III. Также, за усердное служение по духовному ведомству награжден был бархатной фиолетовой скуфью, а Святейшим Синодом по учебному ведомству – бархатной фиолетовой камилавкой [14].
Супруга, Варвара Львовна (1869–1955), также происходила из духовного сословия. Ее отец, Лев Григорьевич Виноградов, был протодьяконом Успенской церкви села Нижний Березовец, как раз в то время, когда в это село приехал молодой священник Михаил Белоруссов [11]. Позже Лев Григорьевич служил в Никольской церкви села Корцово [2, 4, 14].
В семье М.П. Белоруссова было 9 детей. Почти все они занимались педагогической деятельностью. Старший, Алексей (1888 г. р.), окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, но где преподавал не известно. В 1920-х гг. окончил еще и Горный институт. Алексей пропал без вести в Сибири. Лев (1890–1984) после духовного училища и семинарии окончил Императорский Санкт-Петербургский историко-филологический институт. Работал (не считая трех лет Переславль-Залесской гимназии) в Солигаличе учителем-словесником сначала в школе, а затем – в педучилище. Известный солигаличский краевед, он написал более полусотни краеведческих работ [14]. Мария (1892–1979) работала учителем в Вологде. [11]. Анастасия (1893–1986) также была учителем начальных классов и преподавала в Ленинграде, а с 1942 г. – в Солигаличе [11]. Михаил (1901–1941) учился в Солигаличском духовном училище вместе с будущим учёным-химиком и историком науки Н.А. Фигуровским. Участвовал в Гражданской войне. Жил с семьей в д. Искрино Дворяниновского сельсовета. Пропал без вести на фронте в октябре 1941 г. [6, 9, 13, 14]. Петр (1903–1960) работал учителем и школьным инспектором в Солигаличе. Прошел всю Великую Отечественную войну, которую завершил в звании капитана [11]. Дмитрий (1905–1944) в 1932 г. окончил Лесотехническую академию в Ленинграде. Работал инженером лесного хозяйства, затем начальником планового отдела в УЛОН (управление лесами особого назначения). Разработал генеральный план озеленения Ленинграда. Во время Великой Отечественной был командиром батареи «Катюш», базировавшейся на знаменитых Пулковских высотах. Погиб при бомбардировке в 1944 г. [9, 10, 11]. Были в семье и еще дети: Константин, Елена и Татьяна. Они умерли в раннем возрасте от скарлатины [11].
Белоруссовы недвижимого имущества не имели и жили на втором этаже дома церковного причта на ул. Никольской д. 10 (ныне ул. Островского). Дом этот стоял напротив Никольской церкви, с северной стороны (где теперь «Росбанк»). В нем же жила семья священника Феодосия Успенского. Первый этаж занимали семьи двух псаломщиков [14]. В 1929 г. дом был муниципализирован и перешел в ведение солигаличского исполкома. Отец Михаил с супругой стали арендовать дом у А.П. Галашкиной, которая уехала в Ленинград. Дом находился на ул. Набережной Свободы, д.9 (ныне – ул. Набережная) и сейчас не сохранился. Стоял он, предположительно, на месте дома № 42., поскольку их сын, Лев Михайлович, снимал квартиру в доме № 5 по этой же улице (ныне – ул.Набережная, д. 38). [11, 14]
Во время Великой Отечественной войны продовольственная обстановка в Солигаличе была тяжелая. По рассказам Ариадны Дмитриевны, чтобы выжить, многим приходилось на рынке обменивать вещи на продукты. Белоруссовы меняли вещи в основном в д. Твердислево. Однажды на продукты пришлось обменять награды и золотой наперсный крест Михаила Петровича. Как вспоминает Ариадна Дмитриевна, написали письмо знакомому священнику из деревни. Он приехал зимой, привез на санках продукты и еще дал денег.
Большим подспорьем во время войны являлся огород. Весной варили щи из крапивы или щавеля. Летом собирали грибы и ягоды, делали заготовки на зиму. Много людей приходило на квартиру как к о.Михаилу, так и к его сыну, Льву. Всегда они помогали им: кормили или давали продукты. Лев Михайлович часто сам приглашал в дом истощенных людей, хотя сам неоднократно на уроках падал в голодный обморок. Раздавал и те продукты, что приносили ему ученики и оставляли в сенях, поскольку он отказывался брать [11].
Михаил Петрович Белоруссов умер во время войны, в апреле 1943 г. Прощание с ним проходило по всем канонам похорон церковнослужителей. Впереди процессии шел священник во всем облачении и с крестом в руках, за ним следовала лошадь с телегой, везущая гроб. Лошадь была покрыта серебристым покрывалом с кистями и вытканным посередине крестом. Сам гроб тоже был покрыт церковным покрывалом. Позади шли люди, у некоторых из них в руках были горящие свечи. Многие стояли на тротуарах. Процессия проходила по Горочной (Советской) и Кладбищенской (Комсомольской) улицам к церкви Петра и Павла, к этому времени уже открытой. Здесь отслужили отпевание и панихиду. Похоронили о. Михаила за алтарем этой же церкви [11].
Остается удивляться, как о.Михаила и его семью обошли стороной сталинские репрессии! Ведь 1918 г. был расстрелян брат его жены, Николай Львович Виноградов [11]. В 1929 г. репрессирован двоюродный брат, Владимир Павлович Белоруссов, священник села Верхнего Березовца [7]. В семье откровенно обсуждали и осуждали Сталина. Конечно, подобные разговоры не выходили за пределы семьи. Ариадна Дмитриевна вспоминает, как она боялась, что кто-нибудь услышит эти разговоры [11].
М. П. Белоруссов был приверженцем православных традиций, оказывал помощь бедным, покупал сладости крестьянским детям. До революции Никольских приход считался самым богатым в городе, так как старостами здесь в разное время были лесопромышленники Собенниковы. Все, что приносили они и другие богатые прихожане, Михаил Петрович раздавал. В том же духе он воспитывал и своих детей. И люди помнили и платили тем же. В советское время за него заступалось много простых людей, которые поддерживали и часто посещали его (и это в 30-е годы!) [11].
Примечания:
- Брезгина Г. В. Алфавитный список священно-церковнослужителей Костромской епархии по состоянию на 1890 г. Кострома, 2009. Т. 1.
- Брезгина Г. В. Алфавитный примерный список священно-церковнослужителей Костромской епархии по состоянию на 1900 г. Кострома, 2009. Т. 2.
- Брезгина Г. В. Алфавитный список священно-церковнослужителей Костромской епархии по состоянию на 1910 г. Кострома, 2010. Т. 3.
- Брезгина Г. В. Алфавитный примерный список священно-церковнослужителей Костромской епархии по состоянию на 1917 г. Кострома, 2010. Т. 4.
- Выпускники Костромской духовной семинарии 1816–1897, 1910, 1911, 1915, 1916 гг. URL: http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/kossem.html (дата обращения: 28.04.2013).
- Выпускники Солигаличского духовного училища 1910, 1911, 1915, 1916 гг. URL: http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/soligalichdu.html (дата обращения: 28.04.2013).
- Дудин В.А. Списки законоучителей и преподавателей церковно-приходских школ Солигаличского уезда. URL: //soligalich.prihod.ru/2013/08/01/dudin-v-a-spiski-zakonouchitelej-i-prepodavatelej-cerkovno-prixodskix-shkol-soligalichskogo-uezda/ (дата обращения: 1.10.2013).
- Книга памяти жертв политических репрессий Костромской области. Публикация ОГКУ «Государственный архив новейшей истории Костромской области». URL: http://ogbu-ganiko.narod.ru/ (дата обращения: 3.03.2013).
- ОБД «Мемориал». URL: http://www.obd-memorial.ru/html/default.htm (дата обращения: 3.03.2013).
- 10. ОБД «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» URL: http://podvignaroda.mil.ru/ (дата обращения: 3.03.2013).
- Семейный архив А. Д. Белоруссовой.
- Справочные книжки Костромской губернии и календари на 1910 – 1916 гг. Издание костромского губернского статистического комитета. Кострома, 1910 – 1916.
- Фигуровский Н. А. «Я помню…». Автобиографические записки и воспоминания. / Сост., статья и примеч. С. С. Илизарова. М.: Янус-К, 2009.
- Фонд Л. М. Белоруссова, хранящийся в Солигаличском краеведческом музее им. Г. И. Невельского (филиале ОГБУК «Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник»).
Друзья, на одном из снимков к статье, сфотографирован мой прадед- Павел Траянов, одна из дочерей которого, Татьяна Павловна Траянова, моя родная бабушка.
Если есть какая-то дополнительная информация о П.Траянове или есть контакты с кем-либо из последователей этого рода, буду несказанно рад любому сообщению.
Заранее благодарен.
Виктор.
Здравствуйте, Виктор! Об о. Павле Траянове почти ничего не известно. Могу назвать только некоторые сведения из его жизни. Он окончил Солигаличское духовное училище в 1870-х гг. После, в 1886 г. Костромскую духовную семинарию (судя по спискам выпускников). Служил в Крестовоздвиженской церкви, что в центре г. Солигалича. Также учительствовал в мужском приходском училище и женской гимназии. Жил с семьей в доме церковного причта на углу ул. Комсомольской 23/ ул. Юных Ленинцев 13. Известно, что Павел Траянов интересовался фотографией. В этом же доме находилось фотоателье Перепелкина (филиал). Кто именно был в ателье фотографом – не известно: может сам Траянов или кто-то из его сыновей. В 1916 или 1917 г. он уехал из Солигалича в Ставропольскую губ., где работала учительницей одна из его дочерей. Там же в 1920 г. умер от тифа. С уважением, автор.
Добрый день, Виктор. Павел Траянов мой прадед, его сын — Гаврил Павлович Траянов — мой родной дед.
Спасибо.
Спасибо Вам за отзыв! С уважением, Иустин.
Здравствуйте Иван Данильченко, в Никольском храме с. Верхнего Березовца Солигаличского уезда служил священник Владимир Белоруссов — он тоже пострадал за веру — и в документах о репрессиях он числится отчеством Павлович — но есть мнение — что его отчество — Петрович — т.е: Белоруссов Владимир Петрович.
Мы связались с автором статьи. Он послал Вам ответ на форум исторического общества. Дополнительно сообщаем: действительно, священник села В. Березовец, Владимир Петрович Белоруссов, был родным братом о. Михаила Белорусова. С уважением, Иустин.