В.А. Дудин. Священнослужители Николо-Чаловского прихода.

Чалово, Солигалич, приход, священники.В.А. Дудин. СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ НИКОЛО-ЧАЛОВСКОГО ПРИХОДА. 19 — 20 вв.

В 1806 году священнослужителями Чаловской Николаевской и Богородицерождественской церквей села Чалова были  Василий Петров Неклюдов (священник), Алексей Егоров Попов (диакон), Афанасий Егоров Попов (дьячок) и Иван Васильев Попов (пономарь).

В 1855 году священником к Николаевской Чаловской церкви был рукоположен Иоанн Евгеньевич Авринский. С 1859 года, практически со дня основания Чаловского сельского училища, он был его наставником и законоучителем. В течение 1868-1877 годов Иоанн Авринский  большинством голосов духовенства избирался депутатом на съезды  по делам Тотемского духовного училища [1]. В июле 1867 года по Архипастырскому благословению Его Преосвященства, священник Чаловской Николаевской церкви Иоанн Авринский был награжден набедренником за «12-ти летнюю честную службу в сане священника и 8-ми летнее успешное прохождение должности наставника в Чаловском сельском училище» [2].

С 4 июля 1868 года Иоанна Авринского избирают благочинным 5-го благочинного округа Тотемского уезда.  В состав округа входили 9 церквей, среди которых были Совдюжская Христорождественская (Великовская волость) и Чаловская Николаевская церкви.  В 1868 году духовником округа становится священник Толшменской Иоанно-Предтеченской церкви Валент Рождественский, сменивший на этой должности Александра Прокошева, священника Маныловской Христорождественской церкви [3]. В том же году, дочь Иоанна Авринского – Аполлинария, была зачислена в Ярославское училище девиц духовного звания, которое впоследствии успешно окончила [4].

Благочинный Иоанн Авринский занимался не только обустройством церквей своего прихода, но и всесторонне заботился о священниках и храмах, находящихся в его благочинии и даже за его пределами. Об этом говорят его многочисленные рапорты, донесения в различные инстанции, в том числе и в Вологодскую епархию.

Солигалич, храм, сявщенники, Чалово

Богородицерождественская (слева) и Николаевская церкви. Село Чалово.

Так, 22 августа 1868 года, Иоанн Авринский обратился к Его Преосвященству с рапортом от десяти причтов церквей, находившихся в благочинии  Павла Дъякова, священника  Шуйской Троицкой церкви.  В рапорте священников церквей была высказана просьба об «устройстве и поднесении» Павлу Дъякову иконы преподобного Павла Фивейского, в знак его признательности «за 12- летнюю честную службу в должности благочинного». 1 сентября 1868 года на рапорте священников, Его Преосвященством, была поставлена резолюция: «Благодарю духовенство означенных 10-ти церквей за добрые их чувства. С радостью благословляю и разрешаю им устройство и подношение иконы о. благочинному Павлу Дъякову – в выражении их признательности к нему» [5]. Почему, именно, Иоанн Авринский, обратился к Его Преосвященству с таким рапортом?   Неизвестно. Ведь он был таким же благочинным в своем округе, как и Павел Дъяков в своем, однако это говорит о многом, и в первую очередь о его положении в Вологодской епархии.

В конце 1871 года Иоанном Авринским в Вологодскую епархию было отправлено донесение, в котором, в частности, говорилось:

«Священники церквей – Совдюжской Христорождественской Константин Юшков и Маныловской Христорождественской  Николай Прокошев с особым усердием занимаются обучением крестьянских детей в церковно – приходских школах». В результате такого рапорта священникам Юшкову и Прокошеву «за особые труды их в деле народного образования Епархиальным Начальством 18 января 1872 года была объявлена благодарность» [6].

23 января 1872 года, по благословению Его Преосвященства, благочинным Иоанном Авринским был освящен вновь устроенный придельный храм во имя Покрова Божией Матери Совдюжской Христорождественской церкви, а 10 декабря 1872 года в той же церкви —  вновь устроенный второй придельный храм во имя преподобного Феодосия Тотемского [7].

12 июля 1873 года Епархиальное Начальство, согласно прошению Иоанна Авринского, объявило благодарность священнику Совдюжской Христорождественской церкви «за похвальный образ жизни и полезную служебную деятельность» [8].

В связи с военными действиями Турции против народов Болгарии Вологодская епархия объявила сбор пожертвований среди прихожан.   С 9 ноября 1875 года по 1 февраля 1878 года от благочинного 5-го благочиннического округа Иоанна Авринского в Вологодскую духовную консисторию в пользу больных, раненых и  славян Балканского полуострова поступило 173 руб. 90 коп [9]. И такие пожертвования от благочинного и прихожан церквей поступали регулярно.

В начале 1880 года диакон Чаловской Николаевской церкви   Евгений Святолуцкий был определен псаломщиком  церкви [10].

В 1880 году в Тотемском уезде, с городом Тотьмой, числились 6 благочинных округов, которые возглавляли священники: Иоанн Авринский (5-й округ), Александр Суровцев, Фавст Яблонский, Константин Соколов, Михаил Старостин, Петр Богородский [11].

В конце 1881 года духовенство 5-го благочинного округа избрало нового благочинного — Николая Попова, священника Косланской Флоро-Лаврской церкви Тотемского уезда.   Согласно распоряжению Епархиального Начальства от 12 — 21 января  1882 года, священник Иоанн Авринский был освобожден от должности благочинного округа.  5 июня 1882 года духовником 5-го благочинного округа был утвержден священник Совдюжской Христорождественской церкви Константин Юшков [12].  

 15 марта 1884 года Иоанн Авринский Святейшим Синодом за выслугу лет ко дню святой Пасхи был награжден камилавкой [13].

Заштатным причетником Николаевской Чаловской церкви  долгое время был Александр Летунов, который в 1885 году от Епархиального Начальства за усердную службу получил единовременное пособие в размере 70 рублей [14], а 24 ноября того же года он был произведен в диаконы к Михайло-Архангельской Баклановской церкви Грязовецкого уезда [15].

7 ноября 1885 года псаломщиком Чаловской Николаевской церкви был определен Андрей Прокошев, окончивший курс Тотемского духовного училища [16].

31 мая 1867 года заштатный диакон Чаловской Николаевской церкви Виктор Самсонов определен ружным диаконом к Успенской Толшменской церкви Тотемского уезда по «желанию и приговору прихожан» [17].

15 января 1889 года псаломщик Чаловской Николаевской церкви Андрей Прокошев был посвящен в стихарь [18].

18 октября 1889 года в диаконы Чаловской Николаевской церкви назначен студент Вологодской семинарии Николай Юшков, а 25 октября того же года рукоположен в священники церкви [19].

С 1894 года Чаловская Николаевская церковь стала относиться к 3-му благочинному округу, благочинным которого был выбран Виктор Попов священник  Димитриевской Шейбутской церкви Тотемского уезда [20].

С первого января 1909 года 3-й благочинный округ Тотемского уезда разделяется на два – третий и пятый. Чаловская церковь стала относиться вновь к 5-му благочинному округу, а его благочинным был избран священник Чаловской Николаевской церкви Николай Юшков, прослуживший на этой должности до 23 мая 1914 года [21]. После увольнения Николая Юшкова, исполнять должность благочинного дозволено было священнику Николаевской Толшменской церкви Тотемского уезда Иоанну Рыжкову  [22]

В течение 15 лет, с 1893 по 1908 годы, старостой Чаловской Николаевской церкви бескорыстно трудился крестьянин деревни Подболотное Феодосий Федорович Огорелин [23]. Феодосий был уважаемым и прилежным крестьянином, и его неоднократно выбирали присяжными заседателями от Трофимовской волости в Тотемский уездный суд.

2 декабря 1910 года псаломщиком  Чаловской Николаевской церкви становится учащийся 2-го класса Тотемского духовного училища, сын диакона Владимир Ретровский [24], а 24 ноября 1911 года на эту должность временно был назначен Иван Козлов  [25], который 22 января 1914 года был уволен [26].

Из Вологодских епархиальных ведомостей за 1911 год:

«Ночью 20 июня молния ударила в колокольню Чаловской Николаевской церкви Тотемского уезда, и произвела четыре выемки кирпичей: две в верхнем осмерике, обе длиной 3 аршина, шириной до 10 вершков и глубиной до 5 вершков, при чем в одной выемке образовалась угрожающая разрушением юго-восточной стороны осмерика трещина, глубиной до 4 вершков, и две выемки в самой колокольне; ниже звона с юго-западной стороны, длиной 3 аршина 10 вершков, и над западным колокольным пролетом длиной 1 арш., а шириной и глубиной ровные с выемками в осмерике.  Убытка для церкви исчислено на 38 руб» [27].

6 февраля 1914 года исполнять должность псаломщика Чаловской Николаевской церкви был назначен послушник Свято-Духова монастыря Феодор Козлов [28].

Согласно указу Святейшего Синода всем церковнослужителям Вологодской епархии в мае 1915 года существенно было увеличено денежное жалование. Так, если у священника Чаловской Николаевской церкви, установленный ранее оклад составлял в размере 105 руб. 84 коп, то при его увеличении —  294 рубля. Псаломщик стал получать 98 рублей, вместо 35 руб. 28 коп. Диакон жалование получал от доходов церкви, а с введением указа стал получать оклад в сумме  147 рублей. Такое же распределение окладов было и в соседней от Чалова — Совдюжской Христорождественской церкви [29].

 В октябре 1917 года благочинным 5-го округа был выбран священник Совдюжской Христорождественской церкви Николай Пихин. Однако, по не установленной причине, он отказался от этой должности, и благочинным округа был утвержден   священник Иоанн Рыжков [30].

В составе благочиния числились 9 церквей, в число которых входила и Чаловская Николаевская церковь. Правление 5-го благочинного округа располагалось в  селе Чалово Трофимовского волостного правления.  Почтовое отделение находилось в селе Фоминское [31].

Священник Николай Юшков возглавлял Николо-Чаловский приход вплоть до 1918 года. В дальнейшем его судьба неизвестна.

Известно, что с 1936 по 1937 годы священником Чаловской Николаевской церкви был Николай Святолуцкий.

Николай Евгеньевич Святолуцкий родился в 1876 году в селе Чалово Тотемского уезда в семье диакона Евгения Святолуцкого, окончил Вологодское духовное училище. До 1933 года о. Николай служил священником при Алексеевской Толшменской церкви в селе Игошево. Когда большевики начали уничтожать церкви, он стал совершать тайно богослужения.

3 февраля 1933 года Николай Святолуцкий был арестован, а 25 июня 1933 года приговорен тройкой при ПП ОГПУ СК по статье 58-10 УК РСФСР, к трем годам высылки в Северный край, за «контрреволюционную агитацию, участие в контрреволюционной группировке церковников и совершении тайных богослужений».  С 1933 по 1936 годы находился в местах заключения в Коми автономной области. После освобождения проживал в селе Чалово Трофимовского сельсовета.  Служил священником при церкви. 19 октября 1937 года Николай Святолуцкий был вновь арестован в селе Чалово и приговорен Особым Совещанием при НКВД СССР  к высшей мере наказания – расстрелу за «контрреволюционную агитацию и участие в контрреволюционной группировке церковников». 1 февраля 1938 года приговор был приведен в исполнение. Николай Евгеньевич Святолуцкий был реабилитирован лишь в 1989 году [32].

В тот же расстрельный 1937 год был репрессирован и Сергей Андреевич Рыженков, священник Воскресенской церкви с. Якшино. Сергей Андреевич родился в селе Якшино, в 1879 году. Кроме службы в церкви отец Андрей преподавал Закон Божий в церковно-приходской школе с. Якшино (1909 – 1913) и в селе Хомутинино в Хомутининском земском училище (1913 – 1916). 13 октября 1937 года по обвинению в антисоветской агитации и дискредитировании власти он был арестован.  Решением Особого отдела НКВД в октябре 1937 года Сергея Рыженкова приговорили к 10 годам лишения свободы.   30 июня 1992 года он был реабилитирован. [33].

Каток большевистского террора уничтожал не только лиц мужского пола, репрессии подвергались и женщины. Рахиль Петровна Добровольская родилась в 1872 году в селе Сретенье Солигаличского уезда, в семье священника (в 4-х км от Чалова). В последствие она стала насельницей Назаретской пустыни Костромского уезда, приписанной к Богоявленско-Анастасииному женскому монастырю города Костромы. После закрытия пустыни в 1919 году переехала в село Селище, где до 1934 года трудилась при Александро-Антониновском храме.   8 ноября 1934 года Р.П. Добровольская была арестована в селе Селище, проходила по групповому делу  епископа Макария (Кармазина), и 21 декабря 1934 года осуждена по обвинению в контрреволюционной агитации.  В 1935 году дело по обвинению Добровольской было прекращено в связи с её преклонным возрастом. Дальнейшая судьба Р.П. Добровольской неизвестна

Светлая память всем репрессированным, принесших себя в жертву во имя служению Богу!

В Воскресенской церкви села Якшино церковную службу в разные годы вели следующие священники:

1821-1825 годы

— иерей Евдокий Григорьев – 51 год;

— дьячок Алексей Евдокиев (Григорьев) – 29 лет;

— пономарь Яков Семенов – 29 лет

1860-1901 годы
— священник Александр Максимович (Владимирович) Муранов, в должности с 4 декабря 1860 года. В 1877 году Александр Муранов являлся депутатом по духовно-училищным делам Солигаличского уезда. В 1878 году он был членом комиссии по устройству Солигаличского духовного училища. В 1890 году  псаломщиком в церкви был Иван Голубев.

1911 – 1917 годы

 — священник Сергий Рыженков. Псаломщик Павел Соболев [34].

 

Священнослужители Сретенской церкви 

В 1821 – 1835 годах священником Сретенской церкви был Иоанн Ильинский. В 1821 – 1825 годах диаконом церкви  служил Федор Леонтьев, дьячком – Никандр Федоров, пономарями — Павел Смирнов и  Федор Цветков.  В 1865-1913 годах службу в церкви вели священники Федор Васильевич Митинский (1865-1904, в 1904 году переведен в Николаевскую церковь села Верховье), Василий Ильинский (1905-1910), Евгений Телешов (1910-1913). Некоторое время (1871) священником церкви был Иоанн Васильевич Добровольский.

Священник Федор Митинский длительное время был благочинным второго Солигаличского благочинного округа.

В течение 42 лет, (1838 — 1880 годы), диаконом  Сретенской церкви был Иоанн Максимович Знаменский (1815 г.р.), а псаломщиками Василий Ильинский (1890), Владимир Птицын (1900), Николай Соболев (1905-1910).

В церквях Вологодской Епархии, в том числе и Чаловской Николаевской церкви регулярно производились сборы пожертвований на общественные нужды разного рода и в пользу благотворительных и других общеполезных учреждений:

— кружечный сбор, через обнесение особой кружки среди молящихся в церквях при каждом богослужении – в пользу Епархиального Попечительства о бедных духовного звания на призрение вдов и сирот;

— кружечные сборы, через установку кружек, в особо отведенных местах церквей (для улучшения быта православных паломников в Иерусалиме, распространения православия между язычниками в Империи, на содержание церковно-приходских школ, Тотемского духовного училища, Иерусалимского храма св. Гроба Господня, Вологодского православного Братства во имя Всемилостивого Спаса, в фонд Российского Красного Креста для оказания помощи больным и раненым воинам и т.п.) и другие.

Доход от Чаловской церкви был не слишком велик, но эта церковь, несомненно, вносила определенную лепту в общую копилку епархии. Так если в 1898 году доход от 22 церквей 3-го благочинного округа Тотемского уезда составил в сумме 11739 руб. 27 коп, то от Чалолвской церкови —  398 руб. 15 коп. На содержание и устройство общежития Тотемского духовного училища в целом по округу облагаемая сумма составила 990 рублей, в том числе Чаловской церкви — 40 рублей, или 10 процентов от её дохода [35].

В связи с объявленной империалистической войной в 1914 году стали поступать различные пожертвования для раненых и больных, находящихся в госпиталях, не только от мирян, но и от церковнослужителей. Так, в постановлении 5-го благочинного округа Тотемского уезда, в который входила и Чаловская Николаевская церковь, говорилось: «духовенство 5-го благочинного округа  согласилось ежемесячно вносить по одному проценту с получаемого содержания, включая и казенное жалование, на содержание коек при Вологодской общине Красного креста» [36].

Источники:

[1]  ВЕВ. -1874.- № 15. — С. 267.

[2] ВЕВ.-1867. -№ 16. — С.315.

[3]. ВЕВ.  1868. — № 16. — С.391.

[4] ВЕВ.-1868.-№ 13. —  С.333.

[5] ВЕВ.-1868.- № 20.- С.456.

[6].  ВЕВ. – 1872.- № 4.

[7]  ВЕВ. — 1872. —  № 5; 1873.-№2.-С.11.

[8]  ВЕВ. – 1873. — № 16.

[9]  ВЕВ. -1878.- № 6. — С. 77.

[10] ВЕВ. – 1880. — №4.

[11] ВЕВ. – 1881. — № 1.

[12] ВЕВ. — 1882. — № 5. – С.42.

[13]  ВЕВ. – 1884. — № 9.- С. 105.

[14] ВЕВ.-1885.- № 4.- С. 6.

[15] ВЕВ.-1885. — № 23.-С.4.

[16] ВЕВ.-1885.-№ 23.- С. 4.

[17] ВЕВ.-1867.-№ 13.- С. 4.

[18] ВЕВ. — 1889.- № 4. — С. 54.

[19] ВЕВ. — 1889. — № 23.- С. 323.

[20]  ВЕВ. – 1898. — № 11.

[21] ВЕВ.-1909.- № 19. С .419.

 [22] ВЕВ. — 1914. — №12. — С. 241.

[23]  ВЕВ. – 1905.- № 9.

[24]  ВЕВ. – 1910. — №24.

[25]  ВЕВ. – 1911. — №24.

[26]  ВЕВ.-1914.-№4.С. 55.

[27]   ВЕВ.-1911. — № 15.

[28]  ВЕВ.-1914.-№5. — С. 7. 

[29] ВЕВ. — 1915. — № 14. – С. 300-301

[30]  ВЕВ. — 1917. — № 21-22. С. 394.

[31]  ВЕВ. – 1912. — № 9. 

[32]  Книга Памяти Вологодской области; За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918-1951). Биографический справочник / Сост.: С.В. Суворова. Архангельск, 2006.  

[33] Книга памяти жертв политических репрессий по Костромской области, (репрессированные), — 2007.

[34] Памятная книга для Костромской епархии. К., 1868 г.
[35] ВЕВ.- 1898. — №4.- С. 46.

[36] ВЕВ.- 1914. — № 23.-С. 450. 

Алфавитный список священников и диаконов Костромской епархии с показанием церквей, при которых каждый из них состоит на службе. К., 1871 г. 

Алфавитный список церквей Костромской епархии, с показанием имен, отчеств и фамилий священников и диаконов, состоящих при оных на лицо. К., 1879 г.

Брезгина Г.В. Алфавитный список священно-церковнослужителей Костромской епархии. Т.1 и Т.2. Кострома 2009.

 

 

В.А. Дудин. Священнослужители Николо-Чаловского прихода.: 4 комментария

  1. Добрый день Людмила! Да, действительно Огорелин Феодосий Федорович долгое время был старостой Чаловской Николаевской церкви. Считаю, что Вам необходимо обратиться по двум адресам: в Государственный архив Костромской области и Государственный архив Вологодской области. Дело в том, что Чаловская церковь до 1938 года была причислена к Вологодской епархии. Некоторые данные по этой церкви, имеются и в Костромском архиве. В случае запроса в архивы Вам обязательно необходимо указать название уезда, церкви и деревни. Это был Тотемский уезд Вологодской губернии. С уважением В.А. Дудин

  2. ЗДРАВСТВУЙТЕ! В своей книге Вы пишите о моем прапрадеде Огорелине Феодосии Федоровиче.Где можно узнать про его семью.Возможно в церковных книгах Чалово Никольской церкви есть информация.Где ее можно запросить? Спасибо!

    • Христос воскрес, Людмила! Мы перешлем Ваше письмо автору статьи В.А.Дудину. По возможности, он ответит Вам и поможет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.