Игумен СЕРГИЙ (Моряков).

Сергий Моряков, иг.сайт ЛюбимаФОТО. Благословение монахини Ангелины. ИГУМЕН СЕРГИЙ (Моряков).

Публикуемая статья взята с сайта Любимского благочиния Рыбинской епархии. Это — материалы к биографии игумена СЕРГИЯ (Морякова Сергея Прокофьевича) (1898-1967).

Игумен Сергий был связан как с нашим краем (он родился в д. Пензино), так и с Ярославской землей, где он впоследствии служил. Духовные нити невидимы, но и крепче. Совет, благословение на монашеский путь будущему игумену дала подвижница монахиня Ангелинаподвизавшаяся недалеко от В.Березовца, что в 15-ти км от Пензино.

Время испытаний для христиан всегда «близ, при дверях»: репрессии и гонения от безбожников делали верующих святыми. Часто сокрытыми, неявленными. Таким наверно и стал игумен Сергий.

А связь мест действительно таинственна. В нашем архиве есть фотографии игумена Сергия, их история неизвестна, а в Любиме по сей день проживает внучка солигаличского новомученика дьякона Иоанна Касторского

М. И.

 

Солигалич, благочиние, история, церковь, Сергий Моряков, игумен, Любим,

Игумен Сергий (Моряков). Фото с сайта Любимского благочиния.

ИГУМЕН СЕРГИЙ (Моряков)

(материалы к биографии)

 

Игумен СЕРГИЙ (Моряков Сергей Прокофьевич) родился 8 ноября 1898 года в деревне Пензино Солигалического уезда Костромской губернии. Русский, из крестьян. Окончил семилетнюю школу. Семинарского образования не имеет.

Поступил послушником в Иаково-Железноборовскоий монастырь Буйского района Костромской области по совету духовной подвижницы, проживавшей в начале ХХ века в Буйском уезде, монахини Ангелины (Борисовой). Был духовным чадом иеромонаха Иоасафа (Сазанова) [1], в схиме Серафим, — духовника монастыря. Неоднократно общался и с другой подвижницей благочестия того времени монахиней Верой (в схиме Михаилой) (Меркуловой), с которой поддерживал духовную связь до ее кончины.

В 1924 году пострижен в монашество с именем Сергий.

В 1925 г. рукоположен в сан дьякона архиепископом Костромским и Галичским Севастианом. В 1927 тем же Преосвященным был посвящен в сан иерея и совершал богослужения в Иаково-Железноборской обители до 1929 года.

В 1929 году был осужден по статье 169 и отбывал один год лишения свободы.

По освобождении в 1930 году митрополитом Ярославским и Ростовским Павлом, о. Сергий назначен священником Свято-Георгиевской церкви села Обнорского Любимского района Ярославской области.

В 1931 году был выслан в Туруханский край на 3 года. В 1934 году освободился и совершал богослужения в Успенском храме села Нижний Березовец Солигалического района Костромской области.

 

Из допросов лиц, проходивших по делу монахини Веры (Меркуловой): 

«В ноябре месяце 1934 г. из числа нашей братии бывших монахов  Железноборовского монастыря сошлись мы втроем, т.е. я — Серов, Серафим (Борисов), и Сергий (Моряков) и поселились на жительство в селе Борок Буйского района в келье, оставшейся после ликвидации монастыря, где проживал старый мой собрат Варнава (Орехов),  до декабря 1934 г. Хотели устроить церковь в с. Борок…  Хотели возродить Железноборовский монастырь…»

В 1937 году был обвинен по статье 58 и отбывал наказание до 1943 года.

С 1943 по 1945 сильно болел, а в 1945 году был вновь арестован по статье 58 и отбывал до апреля месяца 1954 г.

Был освобожден только 28 июля 1954 года по просьбе архиепископа Ярославского и Ростовского Димитрия.

С 31 июля 1954 году — настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы на Секше Любимского района. Отцу Сергию, в те непростые для Православной Церкви в России годы, удалось собрать крепкую приходскую общину, среди членов которой было немало монашествующих из закрытых монастырей, а также духовных чад иеросхимонаха Серафима (Сазанова), которые получали у него духовное окормление, создать прекрасный приходской хор, благодаря его заботам в цветущее состояние был приведен внешний и внутренний облик храмов прихода. В конце 50-х гг. двадцатого века по указанию председателя колхоза «Красный Октябрь» Троицкого  богослужения в храме были прекращены – якобы по причине отвлечения жителей окрестных сел от сельхозработ (по сути дела каторжных) на колхозном хозяйстве в дни православных праздников, храмы отобрали у верующих, настоятель и община изгнаны, некоторое время эти храмы использовали не по назначению (в настоящее время по причине использования зданий храма колхозом «Красный Октябрь», в руинированном состоянии).

После прекращения богослужений в приходе на Секше о. Сергий совершал богослужения в Спасо-Введенском храме города Любима, проживал в небольшом доме недалеко от храма. (в Любиме проживал родной его брат).

Возведен в сан игумена, одновременно освобожден от исполнения пастырских послушаний в Любимском храме и назначен настоятелем Введенского храма села Павловка Любимского района.

Одной из постоянных помощниц и келейницей о. Сергия была Александра Васильевна Чистякова, на протяжении долгих лет бывшая алтарницей в Спасо-Введенском храме города Любима.

Скончался 2 сентября 1967 года в городе Любиме в своем доме. По свидетельству очевидцев во время отпевания в Спасо-Введенском храме города Любима тело игумена Сергия благоухало, что вызвало удивление у некоторых присутствующих в храме. Погребен за алтарем Спасо-Введенского храма города Любима.

 

Из отзывов об игумене Сергии:

«На одноименном месте начал служение в конце июля сего года. Не смотря на 20-ти летний перерыв в священническом служении, техническую сторону всех служб и обрядов знает хорошо. Служит истово и уставно. Скромный, трезвый и молитвенный. В личной жизни и на службе ведет себя так, как подобает быть иеромонаху. Во врученном ему храме заботится, чтобы в нем были чистота и порядок.»

16 августа 1954 г. Благочинный Любимского округа протоиерей Александр Преображенский

*  *  *

«Из всех пастырей округа особого внимания заслуживает о. Иеромонах Сергий. Он много потрудился в деле приведения обоих своих храмов, бывших в запустении, в надлежащий вид. Своим примерным отношением к пасомым, добрым образом жизни и поведением, он снискал к себе общее расположение и любовь.»

10 января 1958 года. Священник Александр Зуммер, благочинный храмов Любимского округа, настоятель Троицкого прихода г. Любима

(личный архив Людмилы Зуммер)

*  *  *

Письмо отца Виктора Лоскутова, адресованное протоиерею Александру Зуммеру:

«8 сентября с.г. Владыко Сергий, Архиепископ Ярославский и Ростовский, мне поручил в праздник Рождества Богородицы 21 сентября с.г. отслужить празднично-заупокойное богослужение в Введенской церкви с.Павловки, по новопр. настоятеле Игумене Сергии (Морякове) и обследовать всё в храме и церковном доме и о жизни прихода доложить Владыке.

Архипастырское поручение, насколько мог, я выполнил.

В первое свое служение по распоряжению Его Высокопреосвященства в Введенской церкви с.Павловки, Любимского р-на, 28 августа с.г. в праздник Успения Б.М., я весь храм тщательно осмотрел. Во всех трёх алтарях храма, все нашел в порядке и настоящей чистоте; Св.антиминсы прочны, запасные Св.Дары и Св.Миро в подобающей сохранности.

Внутри церковной ограды деревянная сторожка для сторожа, уборщиц храма. При сторожке совершенно отдельное и удобное помещение для служащего священника-настоятеля. Церковный дом, баня, сарай для дров и пр. в ограде не требуют ремонта.

В первое мое служение в Введенской церкви с.Павловки 28 августа с.г. было много богомольцев, но многие тогда верующие своего прихода не знали, что будет служба.

На праздник Рождества Богородицы за всенощным бдением было много, а за Литургией на много более, до 250-275 человек. Служба вся, как всенощная, так и литургия, прошла при хорошем стройном пении певчих хора, местным напевом. Богомольцы стояли и вели себя тихо и благоговейно, что говорит за то, что богомольцы Павловского прихода издавна окормлялись духовно хорошими проповедниками настоятелями Спасо-Геннадиева монастыря, начиная с самого основателя Св.Препод.Геннадия (1565 г.смерти). Весь павловский приход был по летописям монастыря отчиной (скорее всего вотчиной, мое прим.) его. Настоятели церкви с.Павловки духовно-хорошо окормляли своих пасомых. Примером сему можно видеть из того, что покойному настоятелю церкви с.Павловки, митроф. протоиерею о.Константину Соколову, прихожане в 1952 г. справляли 50-летний юбилей беспрерывной службы, то за богослужением было более 1000 богомольцев. Из числа прихожан к о. Юбиляру с прекрасной речью выступал хорист Калинин Г.А.

Все подобные примеры говорят за то, что добрые семена, посеянные настоятелями церкви с. Павловки, пали на добрую землю и дали хорошие плоды.

Нельзя скрыть того, что верующие очень жалеют покойного своего настоятеля Игумена Сергия. За совершенной великой панихидой по новопреставленном Архиепископе Сергии и новопреставленном Игумене Сергии многие молились со слезами.

Священник Виктор Лоскутов. г.Любим, Набережная реки Учи, дом 17а. 22 сентября 1967г.»

(личный архив Людмилы Зуммер)

Народная память сохранила имя отца Сергия, и сейчас мы знаем  гораздо больше, чем просто текст надписи на его могильном кресте. Игумен Сергий был духовным отцом, достигшим полноты Христовой любви, смирения, бесстрастия, самоотречения, добродетелей, трудов, а также претерпел гонения за Христа. Оказал отеческое попечение для детей и людей, которые в это страшное время не отвернулись от Господа.

 

[1] Прим автора: Иеромонах Железноборовского монастыря Иоасаф, в схиме Серафима (Сазанов; по некоторым источникам Сазонов Григорий Меркурьеич)

 

Фотографии из архива Солигаличского благочиния («Приходской Альбом.»)

Игумен Сергий (Моряков).

Игумен Сергий (Моряков).

Игумен Сергий (Моряков) с прихожанами в своем доме. г.Любимов, Ярославская обл.

Игумен СЕРГИЙ (Моряков).: 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.