В.А. Дудин. Из истории села Солда Солигаличского уезда.

Солигалич, Солда, история, краеведение, храм, благочиние, церковь,В.А. Дудин. ИЗ ИСТОРИИ СЕЛА СОЛДА Солигаличского уезда. 

 

 

Древняя великокняжеская Солдовская волость известна давно. В 30-х годах XVI века здесь шла упорная борьба между московским Симоновым монастырем и крестьянами дерев­ни Солдовской волости Великий Починок за луга на реке Вексе. Однако показания властей Симонова монастыря о принадлежности этих земель им, были поддержаны другим соседом – игуменом Преображенского монастыря с Коровново. На основании его свиде­тельства спорные пожни были присуждены Симонову монастырю. Несмотря на наступление и захват спорных территорий, земли Солдовской волости все-таки продолжали сохра­няться до начала XVII века. По Дозорной грамоте в Солдовской черной волости к 1614 году числилось 37 деревень, которые имели 280 десятин пашни и перелога.

Еще ранее, в 1515 году на берегу рек Солда и Векса была основана Солдовская Жукова Богородицкая Успенская пустынь, или впоследствии Жуково-Богородицкий Солдовский мужской монастырь (Пречистая на Солде; в XIX веке – село Солда). В переписи 1627 года записано: «в волости Солда монастырь Успения Пресвятой Богородицы Жукова пустынь на речке Вексе и речке Солде, да у пустыни две деревни да три пустых деревни».

В 1628 году деревни в Солдовской волости были даны князю Петру Михайловичу Ухтомскому и Петру Григорьевичу Голенищеву, предку Галичской ветви Голенищевых-Кутузовых, дальних предков полководца М.И.Голенищева — Кутузова. В XVII-XVIII вв. в солдовской пустыни существовала иконописная мастерская (иконный двор), и в 1652 году внутренний интерьер церкви расписывали иконописцы Федот Борисович Горбунов и его сын Кузьма.

В пустыне было два деревянных храма — шатровый Успенский и клетский двухпридельный Рождества Христова. Сохранилось описание церквей 1701 года: «Церковь деревянная шатровая Успенская о пяти главах окольчужены лемехом, на 4-х главах кресты деревянные, да в монастыре другая церковь теплая древянна Рождества Иисуса Христа с двумя приделами, о трех главах, на святых воротах колокольня древянна рублена о 8-ми стенах шатровая вверх, да на шатре глава и крест, три колокола а весу в первом 14 пудов, а два колокола увезены в Москву на Пушечный двор» [1].

Монастырю принадлежали различные государственные грамоты: жалован­ная на пристава с государственной печатью на красном шелковом шнурке, вели­кого князя Василия Иоанновича III от 31января 1515 года; жалованная оброчная царя Иоанна Васильевича IV 1560 года; две грамоты царя Бориса Феодоровича Годунова о вотчине Солдовского монастыря: от 2 января 1600 года и 11января 1603 года; жалованная несудимая царя Василия Иоанновича от 4 марта 1607 года; оброчная митрополита Дионисия от 5 сентября 1586 года; оброчная патри­арха всея Руси Иова от 9 февраля 1598 года и береженная от 18 февраля 1600 года; береженная патриарха всея Руси Филарета от 16 мая 1630 года; выпись из Галичских писцовых книг на вотчину монастыря 1648 года. В 20-х годах XVII века за монастырем числилась небольшая вотчина, состоявшая из слободки, двух деревень и трех пустошей (около 85 десятин).

В 1765 году, в связи с секуляризационной реформой объявленной императрицей Екатериной II по упразднению части монастырей, Жуково-Богородицкий мужской монастырь в с.Солда, вместе с Воскресенским мужским и Рождественским женским монастырями города Солигалича, а также Спасо-Преображенским мужским монастырем с.Коровново были упразднены, и вскоре обращены в приходские церкви.

На месте деревянной церкви монастыря в 1802 году построена летняя кирпичная Успенская церковь, а в 1855 году к храму пристроили зимнюю, каменную, широкую трапезную с приделами Рождества Христова и Ильи Пророка. Церковный участок был окружен кирпичной рустованной оградой. Напротив западного входа в храм стояли арочные ворота с фигурным фронтоном, фланкированные калитками, увенчанными шатрами [2].

 

Солигалич, Солда, история, краеведение, храм, благочиние, церковь,

Успенская церковь, село Солда.

В 1863 году при Успенской церкви в штате состояли священник, дьячек и пономарь, и сверх штата в клире: священник, диакон и пономарь.

Штатному причту положено было жалование в сумме 168 рублей. В собственности церкви числилось 55 десятин удобной земли, в том числе 26 десятин сенокосной. При церкви имелся план владений и межевая книга. В приходе Успенской церкви находилось 35 селений с 221 двором, в которых проживали 1544 прихожанина, из них 678 мужского пола и 866 женского пола [3].

Служба в церкви прекратилась в середине 30-х годов прошлого столетия.   В 1933 году при Успенской церкви числилось 9 колоколов, имеющих общий вес 429 пудов или 6864 килограмма, которые, чуть позже, были сняты и отправлены в Галич на переплавку [4]. В 1960-х годах церковь и все постройки при ней разобрали на кирпич для нужд колхоза и населения. В настоящее время сохранилась только трехъярусная колокольня Успенской церкви. Четвертый ее ярус надстроен около 1908 года [5].

В 1821–1874 годах службу в Успенской церкви вели следующие священнослужители.

1821-1822 годы

— иерей Семен Петров – 48 лет

— другой иерей Гавриил Никитин – 33 года

— дьячек Михаил Иванов – 26 лет

— дьячек Александр Смирнов – 15 лет

— пономарь Василий Серов – 20 лет

— пономарь Никифор Преображенский – 34 года [6].

 

1825 год

— иерей Семен Петров – 52 года

— другой иерей Григорий Никитин – 37 лет

— дьячек Михаил Иванов – 30 лет

— дьячек Никифор Преображенский – 37 лет

— пономарь Василий Серов – 20 лет

— пономарь Александр Смирнов– 14 лет [7].

 

1840 год

— священник, иерей Семен Петров – 57 лет

— другой иерей Гавриил Никитин – 51 год

— диакон Семен Алексеев – 35 лет

— дьячек Василий Семенов – 40 лет

— дьячек Никифор Харитонов – 50 лет

— пономарь Андрей Васильев – 35 лет

— пономарь Алексей Михайлов – 24 года [8].

 

1871 – 1874 годы

— священник Озеров Иоанн Николаевич

— священник Сперанский Василий Иванович [9].

 

6 декабря 1874 года архиепископ Костромской и Галичский Платон (Фивейский) к Успенской церкви в селе Солда рукоположил во иерея Владимира Стефановича (Иоанновича) Ильинского. В 1911 году, кроме священника Ильинского, в штате Успенской церкви состояли диакон Петр Преображенский и псаломщик Николай Перов.

В 1884 году священник Владимир Ильинский при Успенском храме в селе Солда открыл церковно-приходскую школу – одну из первых в уезде, до 1887 года он безвозмездно состоял в ней учителем и законоучителем, а с 1894 по 1916 годы был заведующим школой и законоучителем.

Долгое время школа размещалась в тесной и низкой сторожке при Успенской церкви, малоприспособленной для обучения детей. А желающих научиться грамоте, было много, поэтому в 1900 году началось строительство новой типовой школы. Чуть более года потребовалось для открытия школы, построенной благодаря стараниям священника Владимира Ильинского, на пожертвования прихожан, сочувствующим заботам своего приходского пастыря. 9 декабря 1901 года школа распахнула двери для своих учеников, был проведен чин освящения нового учебного заведения.

Накануне освящения, 8 декабря 1901 года, священник Владимир Ильинский, при сослужении ему двух священников и при участии школьников совершил всенощное бдение.

 

Солигалич, Солда, история, краеведение, храм, благочиние, церковь,

Школа в с. Солда. Справа видна Успенская церковь. Фото 60-х годов. Из архива Н.И. Гробовой.

В день освящения школы, при участии большого количества прихожан и приглашенных гостей, собором из трех священников была торжественно совершена литургия. Во время причастного стиха, законоучитель и заведующий школой священник Владимир Ильинский, произнес торжественную речь о воспитании детей и о пользе школы. После литургии, прибывшие на торжество, благочинный 2-го округа священник Симеон Дружинин, три священника, два диакона, ученики школы, прихожане и гости, крестным ходом прошли в новое школьное здание. В классной комнате школы был совершен водосвятный молебен, с окроплением святой водой всего помещения. Сразу же, после освящения здания, священник Владимир Ильинский выразил благодарность в адрес добрых прихожан за их посильную помощь в строительстве школы. Он благословил школьников иконой изображающей Иисуса Христа, благословляющего детей. Учащиеся школы, в знак признательности и благодарности, поднесли священнику Ильинскому Библию. Затем Владимир Ильинский обратился к присутствующим с речью о свете внешнем и о свете Христовом. В частности, он сказал: «В настоящий день, в день освящения школьного здания, я хочу побеседовать с вами, отцы и матери, о воспитании детей; хочу поговорить с вами о том, кто и как должен воспитывать детей и какую пользу приносит в воспитании детей школа.

Вот появляется на свет дитя. Что с ним делать и кому воспитывать его? На этот вопрос, конечно, ответить не трудно. Дитя первое время нуждается в хорошем уходе и пище; ухаживать за ним и питать его должны родители. Но вот дитя подрастает, начинает понимать, с любопытством смотрит на всё окружающее. Тогда уж мало ему одной телесной пищи да внешнего ухода. Плохо сделают те родители, которые предоставят своему ребенку видеть всё, что бывает в нашей жизни, или делать то, что он захочет. Хороший отец, или хорошая мать постараются, чтобы ребенок видел вокруг себя больше хорошего и доброго. Дитя, видя плохое, и сам поступает плохо; видя хорошее, и сам приучается поступать хорошо. Дитя есть как бы мягкий воск, из которого можно вылепить хорошую или плохую фигуру; он как чистая бумага, на которой можно написать, что угодно: хорошее или дурное. И горе тому из старших, окружающих дитя, кто своими дурными делами и примерами напишет в сердце ребенка что-нибудь худое, т.е. будет соблазнять его на зло. Спаситель наш сказал: «аще соблазнит единаго малых сих верующих в мя, уне есть ему, да обесится жернов оселский на выи его, и потонет в пучине морстей…» (Мф. 18. 6).

Разумейте родители и старшие, какое страшное наказание должно постигнуть тех, кто соблазняет детей.

Но вот дитя уже выросло настолько, что его нужно научить главным христианским истинам, молитвам, а также и грамоте – читать и писать. Кому нужно позаботиться об этом? Родителям? Но, к сожалению, и сами родители часто не знают ни главных христианских истин, ни молитв, ни грамоты; а если и знают, то или бывают часто в отлучке, или же озабочены другими хозяйственными делами. Кому же учить детей? Вот в этом-то случае и помогает нам школа. Она с большим удобством, чем отец или мать, направят ум деток к добру, постарается внушить им главные христианские истины; научит их молитвам и приблизит к храму Божию; научит и грамоте. А если они научатся грамоте, то они встанут как бы на свои ноги; они смогут уже и книги душеспасительные читать, и научиться всему хорошему и полезному в жизни из книг, и свои мысли передавать другим. Недаром говорит русская пословица: «учение свет, не учение тьма». Видите, какая польза от школы.

Старайтесь же, православные, помогать школе, чем сможете: своим расположением к ней, материальными средствами. Вы уже показали свое участие к школе тем, что помогли священнику поставить это новое удобное школьное здание. Остается, стало быть, благодарить вас за расположение к ней и пожелать, чтобы это расположение и на будущее время не охладевало ни в вас, ни в детях ваших…» [10].

После торжественных мероприятий, присутствующие дети получили от священника Владимира Ильинского Евангелие и различные лакомства, в подарок на память об освящении школьного здания.

В 1895/96 учебном году в Солдовской церковно-приходской школе обучались 34 мальчика и 14 девочек, в 1896/97 году – 18 и 20 соответственно.

В разные годы учителями школы работали следующие педагоги. С 24 февраля 1896 года по 1901 год, после окончания Костромского духовного училища, — Николай Махровский, с 1901 года, после окончания Костромской духовной семинарии, — Василий Ильинский, сын священника Владимира Ильнского, в 1909/1910 учебном году — Ангелина Полленская.

Владимир Стефанович (Иоаннович) Ильинский, родился в 1833 году в погосте Воскресенский, что на Кореге, Буйского уезда Костромской губернии. Из семьи священника. В 1863–1869 годах учился в Костромской духовной семинарии, которую окончил по 1-му разряду. В 1869–1874 годах преподавал в Солигаличском духовном училище русский и церковнославянский языки. В 1874 году он был рукоположен во иерея к Успенской церкви села Солда. В 1916 году Владимир Ильинский вышел за штат по возрасту, поселился в Солигаличе у своего сына, священника Василия. В декабре 1917 года в Солигаличе установилась советская власть. 24 февраля 1918 года в городе состоялся крестный ход в знак протеста против декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». В крестном ходе приняло участие все духовенство города, в том числе иерей Владимир Ильинский.

 

Солигалич, Солда, история, краеведение, храм, благочиние, церковь,

Семейное фото Ильинских Фото 1903-1904 гг.

Владимир Ильинский и его сын, священник Василий, принимали активное участие в защите Ратьковского в честь Феодоровской иконы Божией Матери монастыря. По приговору «военно-революционного суда» карательным отрядом большевиков, прибывшим из Галича, Вологды и Вятки, 22 февраля (7 марта) 1918 года были расстреляны активные участники февральских событий, среди них несколько священнослужителей, включая Владимира Ильинского. Вместе с другими жертвами иерей Владимир был погребен на городском кладбище Солигалича [11].

По благословению Архиепископа Костромского и Галичского Александра иерей Владимир Ильинский (1833-1918) канонизирован местночтимым святым, новомучеником земли Костромской 27 марта 2000 г. (Житие новомучеников г. Солигалича Костромской епархии, г. Кострома, 2000 г. С.15)

В семье священника Владимира Ильинского было пятеро детей — четыре дочери (Екатерина, Мария, Анна, Александра) и сын Василий. Дочь Мария была замужем за Сергием Дьяконовым, священником церкви Василия Великого в Рыбной слободе города Галича. Мария Владимировна умерла в 1947 году и похоронена на Рыбно-слободском кладбище (из архива внучки отца Сергия — Марии Павловны Соколовой (Суворовой) [12].

Василий Владимирович Ильинский, сын Владимира Ильинского также был репрессирован. Василий родился 17 января 1881 года в селе Солда. В 1900 году, после окончания Костромской духовной семинарии, стал служить при Успенской церкви с.Солда и работать учителем Солдовской церковно-приходской школы. Около 1905 года Василий Ильинский был рукоположен в священники к Сретенской, что в Зашугомье церкви Солигаличского уезда.

23 января 1910 года Василия Ильинского переводят в г.Солигалич к Богородицкому Феодоровскому женскому монастырю.

В 1918 году вместе с другими священниками города Солиалича принимал участие в протестных движениях против советской власти.

После революции, до 1934 года, служил священником в кладбищенской церкви, д. Трифоновская Усть-Кубенского района Вологодской области. Лишался избирательных прав за принадлежность к духовенству. Принимал участие в тайных богослужениях. 23 марта 1934 года был арестован и 5 апреля 1934 года осужден тройкой при ПП ОГПУ по обвинению: «контрреволюционная агитация, активный участник контрреволюционной группировки духовенства и церковников». Приговорен к 5 годам концлагерей. По постановлению тройки при ПП ОГПУ от 09.05.1934 г. концлагерь был заменен на ИТЛ Министерства юстиции (ДмитЛаг Московская область). В 1971 году Василий Владимирович Ильинский был реабилитирован [13].

Жертвами политических репрессий в 30-е годы прошлого столетия стали еще несколько священнослужителей, которые родились в селе Солда.

Альтовский Иоанн Павлович, протоиерей, родился в 1867 году в с.Солда Солигаличского уезда. В 1891 году окончил Костромскую духовную семинарию, был законоучителем и учителем церковно-приходской школы, женского двухклассного училища, городского четырехклассного училища реального училища г.Кинешмы, настоятелем Кафедрального Собора г.Кинешмы. В 1937 году был арестован и расстрелян НКВД по обвинению в «контрреволюционной деятельности» и за то, что был ближайшим сподвижником священно-исповедника Епископа Василия Кинешемского. Знаменитый краевед и историк г.Кинешмы. В 1909 году написал книгу: «Кинешма в смутное время и геройский подвиг её 26 мая 1609 года» [14].

Перов Александр Николаевич, родился в 1901 году в с.Солда Солигаличского уезда. Проживал в с.Высоко Солигаличского района и был дьяконом церкви Воскресения Иисуса Христа. Арестован 16.05.1932 года по обвинению в антисоветской агитации по статье УК 58-10. Решением суда от 28.07.1932 года его приговорили к принудительным работам сроком на 6 месяцев. Реабилитирован 21.06.1989 года [15].

После революции церковно-приходская школа была преобразована в четырехклассную начальную, в которой обучались до 30 детей ежегодно. Во время войны и первые послевоенные годы учителем школы работала Ильинская (к сожалению, пока не установлено её имя и отчество). Возможно, это была одна из дочерей священника Ильинского, или его родственница. В 1956 году, после окончания Солигаличского педагогического училища, заведующей школой и её учителем была назначена Нина Ивановна Гробова. По воспоминаниям Нины Ивановны, в школе обучались дети из д. Левашово и Солды. У школы был свой приусадебный участок, на котором выращивали овощи, и даже кукурузу. Дети помогали колхозу в тереблении льна, выкопке картофеля и других работах. Школу закрыли в 1968 году, и дети стали учиться в Коровнове, до которого было около четырех километров. Нина Ивановна Гробова стала преподавать в Коровновской начальной школе. Некоторое время в здании бывшей школы размещался сельский клуб, в котором смотрели кинофильмы, и даже играли свадьбы. Затем здание школы разобрали и перевезли в Лосево.

Александр Николаевич Завьялов, один из последних жителей Солды, с ностальгией вспоминает о жизни в Солде. Он еще помнит, как здесь, на реке Вексе работала водяная мельница, которую разрушили в середине 50-х годов прошлого века. Многие солдовские мужчины трудились в Коровновском лесопункте – нижние склады, которого, располагались прямо, напротив Солды, за рекой.   Александр Николаевич, вместе с Павлом Васильевичем Груздевым, Сергеем Николаевичем Саповым, Александром Михайловичем Горбуновым, работали лесниками Коровновского лесничества. Благодаря их стараниям и другим лесникам Коровновского лесничества, воздвигнут прекрасный и величественный сосновый бор, раскинувшийся между Солдой и Коровновым, реками Вексой и Серединкой на площади более двух тысячи гектаров. Таких подобных природных и рукотворных объектов, пожалуй, в Солигаличском районе больше не встретишь.

 

Солигалич, Солда, история, краеведение, храм, благочиние, церковь,

Сосновый бор между селом Коровново и Солдой. Осень 2014 г. Фото В.А. Дудина.

 

Село Солда до революции относилось к Гнездниковской волости, затем стало входить в Борисовский сельсовет, а позднее — в Лосевское сельское поселение.

В 1870 году в Солде проживали в 16 дворах 98 человек, из них мужчин — 43, женщин — 55. В 1897 году количество жителей Солды несколько возросло: в 17 дворах проживали уже 107 человек, из них мужчин – 45, женщин – 62. До 1929 года количество населения Солды почти не изменялось, оставалось в пределах 100 человек: в 1920 году – 95 человек (31 м.п. и 64 ж.п.), в 1924 году – 103 человека (41 м.п. и 62 ж.п.), в 1929 году – 96 человек (41 м.п. и 55 ж.п.). При этом, количество крестьянских дворов увеличилось до 25.

 

Солигалич, Солда, история, краеведение, храм, благочиние, церковь,

Колокольня Успенской церкви. Март 2015 г. Фото В.А. Дудина.

В послевоенные годы наметился отток населения из сельской местности. Село Солда, постепенно, сокращалась, и в 1989 году здесь проживал всего один человек. В настоящее время, после случившегося пожара, здесь остались только остовы сгоревших домов и уцелевшая до сих пор колокольня Успенской церкви, напоминая нам о былой, самобытной жизни Солды.

Источники: 

[1] Белоруков Д. Ф. Деревни, села и города костромского края: материалы для истории. – 2000. — Стр. 403

[2] Памятники архитектуры Костромской области. Выпуск IV. город Солигалич, Солигаличский район. Кострома. 2002.

[3]   Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. Санкт Петербург. 1863 г.

[4] ГАКО ф. р-559, оп. 4, д. 16, л. 23.

[5] Памятники архитектуры Костромской области. Выпуск IV. город Солигалич, Солигаличский район. Кострома. 2002.

[6] ГАКО. ф.26. оп. 1. д. 226 к.10в. л.л. 9,10, 27,29. ф.26. оп. 1. д. 227 к.21чд.

[7] ГАКО ф.26. оп. 1. д. 248 к.2в. л.л. 2-4

[8] ГАКО ф.26. кор. 16в. оп. 1. д. 377 л.л. 2-3об.

[9] Алфавитный список священников и диаконов Костромской епархии с показаниями церквей. Кострома. 1871 г.  

[10] Костромские епархиальные ведомости. -1902.-.№4.- С. 96-98

[11] Сайт: Священномученик Владимир Ильинский: iknigi.netavtor-l-filimonova/71208…vladimir…read…

[12]Сайт: Галич Костромской история, фотографии, форум города…: galich44.ruindex.php…

[13] За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918-1951гг.). Биографический справочник /Сост.: С.В. Суворова. Архангельск, 2006.

[14]Сайт «Вичугский край» (vichuga-hronograph.narod.ru)

[15] Книга памяти жертв политических репрессий по Костромской области (репрессированные).- 2007 г.

 

Дополнительные источники:

  1. Список населенных мест по сведениям 1870 – 72 годов. Костромская губерния. т.18.
  2. Список населенных мест по Костромской губернии. Вып. 6. Солигаличский уезд. Кострома. 1926 г.
  3. Список населенных мест Костромской губернии (по сведениям 1907 года). Кострома. 1913 г.
  4. Список населенных мест по Костромской губернии. Кострома. 1929 г.
  5. Отчеты Костромского епархиального училищного совета о состоянии церковно–приходских школ, школ грамоты Костромской епархии за 1897 – 1911 годы.
  6. Численность и размещение населения Костромской области. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. Кострома 2005 г.

В.А. Дудин. Из истории села Солда Солигаличского уезда.: 8 комментариев

  1. Здравствуйте. Мой тесть, Любимов Василий Петрович, уроженец с.Солда, 1934 — 2021 г.г. С большой долей вероятности можно констатировать, что на фотографии молодые люди в вернем ряду слева — это его отец и мать. Сейчас занимаюсь его родословной по линии Любимовы-Ильинские. У меня есть его рукописные воспоминания, но некоторые моменты требуют уточнений. С уважением, Лобов Валерий Валентинович

    • Добрый день, Валерий Валентинович! С большой долей вероятности Вы правы. У Любимова Петра Алексеевича, 1884 г.р., с 1912 года священника Успенской церкви с. Солда, жена была Александра Владимировна Ильинская, 1891 г.р. Посмотрите в Костромском архиве клировые ведомости Успенской церкви с. Солда 2-го Солигаличского благочиннического округа (просто у меня сейчас нет времени перепроверить) за 1915 г. ГАКО. Ф. 130. Оп. 9. Д. 2377. 1915 г. С уважением Владимир Дудин

      • Спасибо, Владимир Алексеевич. Что касается школы в с.Солда, привожу дословный текст из записей Любимова Василия Петровича: «В первые послевоенные годы учителем школы работала Ильинская Екатерина Владимировна – дочь иерея Ильинского В.С. Екатерина Владимировна приехала на Солду из г.Свияжск, где работала в средней школе учителем русского языка и литературы после окончания Казанского университета. Переехала она на Солду по просьбе своей сестры и моей матери Любимовой Александры Владимировны из- за тяжёлого финансового положения из-за смерти моего отца в 1947 году (диагноз – дистрофия). Благодаря её помощи я окончил среднюю школу в 1953 году в Солигаличе, поступил в техникум механизации и электрификации и с отличием его закончил в 1956 году. Тётя проработала в начальной школе на Солде до 1953 года (1948 – 1953 г.г.)
        В военные годы я учился у Воробьёвой Нины Петровны (1942 – 1945 год). А после тёти Кати в школе села Солда работала выпускница Солигаличского педучилища Гробовская Нина Ивановна (1956 – 1968 год)
        С Уважением Валерий Валентинович.

        • Спасибо, Валерий Валентинович за столь ценную информацию по школьным учителям. Только одно уточнение: в 1956 — 1968 гг. учителем работала не Гробовская Нина Ивановна, — а Гробова Нина Ивановна…..Я её лично знал, в последнее время она проживала в с. Коровново, в 3-х км. от Солды, и некоторое время даже работала в Коровновской школе.

          • Здравствуйте, Владимир Алексеевич. По Нине Ивановне внёс исправления . Всё-таки память человека не компьютер, что-то забывается. Спасибо. Я одного не могу понять для себя: как женщина из села Солда до революции вообще смогла поступить и окончить Казанский университет? (Речь, конечно, идёт о тете Кате, Ильинской Екатерине Владимировне). Вопрос, конечно, риторический.
            С уважением Лобов.

          • Валерий Валентинович, ничего удивительного нет. В то время было качественное образование — мужчины заканчивали ЦПШ, духовное училище, далее семинарию, а те кто успешно учился — духовную академию, или получал другое высшее образование. Девушки — ЦПШ, епархиальное женское училище, и в дальнейшем некоторые тоже учились в высших учебных заведениях. А так как население России на 80 процентов и более состояло из деревенского сословия, то и доля поступающих в университеты из таких сел как Солда была достаточно высокой.

  2. Вот интересно: моя семья по маме из этого села Солда. Фамилия у мамы Горбунова, она родилась в 1925 году. В 1928-1929 годах они спешно уехали (бежали) из Солды в Ленинград в полном составе (трое детей и родители) после того, как их предупредили какие-то родственники из Солигалича. Дом стоял на площади с церковью, напротив школы. Дом был двухэтажный, с цветными витражами, скорее городской, по-рассказам. Был большой сад при доме. Они всю жизнь прожили на Васильевском Острове.

    Я — художник, родился в Ленинграде в 1955. Мне и моей маме была бы интересна любая информация, связанная с Солдой и ее жителями. В 1978 году приезжал в Солду и общался с Горбуновой Верой Михайловной. Деревня была жива.
    Совершенно случайно нашел в книге о Солигаличе сведения о иконописцах Горбуновых, работавших в Солде в 17 веке. Всем всего доброго!
    Павел Кашин.

    • Спасибо, Павел, за ваш интересный рассказ! Если у Вас есть информация и возможность, то Вы могли бы рассказать о себе, своих предках из Солды более подробно. Возможно у Вас есть какие-то фото. Мы с радостью опубликуем эти воспоминания. Нас также интересует тема репрессий тех лет. Конечно, если Ваша занятость и время позволит это сделать.
      Еще раз — спасибо за Ваш отклик и сведения.
      Всего Вам доброго!
      Иустин.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.