В.А. Дудин. ИЗ ИСТОРИИ БОГОЯВЛЕНСКОЙ ЦЕРКВИ с.РАМЕНЬЕ Солигаличского уезда.
Перед читателями сайта открывается страница еще одной истории церкви Солигаличского уезда и её прихода – Богоявленской церкви с. Раменье. В своей трагической судьбе она почти ничем не отличается от других церквей. Здесь, в живописных местах, проживало немалое количество прихожан, в том числе знатных дворян и помещиков, которые непременно посещали церковь. Здесь священнослужители проводили таинство венчания, крещения, погребения и многие другие требы. Ничего не осталось от прежней жизни, кроме развалин церкви и памяти о ней. Автор выражает благодарность за предоставленные архивные материалы Татьяне Матросович, праправнучке последнего священника Богоявленской церкви Павла Ивановича Соколова.
В.А. Дудин
Село Богоявление Солигаличского уезда имело и второе название – Раменье что на Крестовых горах. Село названо по имени церкви Богоявления, стоит на горе, высшей точки Костромской области и отрогов Чухломско-Галичской гряды на территории Солигаличского района – 295 метров над уровнем моря. Вблизи села стояли усадьбы, одна из них принадлежала девице Марии Юрьевне Лермонтовой, троюродной сестре деда поэта. Вторая усадьба принадлежала А.М.Пушкину, отец которого М.А.Пушкин — троюродный брат отца великого поэта. В 1847 году эту усадьбу, деревню Лебзово с пустошью Слудки купил отец драматурга Н.Ф.Островский и завещал их сыновьям Александру и Михаилу, они же отдали усадьбу своему младшему брату Сергею, служившему ревизором в Харькове. В 1820 году в усадьбе, рядом с селом Богоявление родился писатель А.Ф. Писемский. Село Богоявление принадлежало Шиповым, затем перешло к Ф.Г. Писемскому, отцу писателя в качестве приданного за Е.А. Шиповой, его матерью. В 1844 году в Богоявлении родился М.И.Альбов — профессор богословия (Белоруков, стр. 403).
В 1821 году в селе Богоявлении помещиком, действительным статским советником Сергеем Федоровичем Купреяновым, костромским предводителем дворян, жившим в усадьбе Григорцево, на месте древней деревянной церкви была построена каменная Богоявленская церковь. Каменная колокольня при церкви возведена в 1893 году на средства статского советника Якова Логиновича Чернышева, в память о спасении императора Александра III и всего Августейшего Семейства во время крушения поезда на Курско-Харьковско-Азовской железной дороге 17 октября 1888 года. Церковь была обнесена каменной оградой – внутри её находилось приходское кладбище. Каменный, трехэтажный дом причта появился в последней четверти 19 века и находился метрах в 50 к югу от церкви.
Богоявленская церковь имела три престола: а) во славу Богоявления Господня, б) в честь Успения Божией Матери и в) и в честь святителя пророка Илии. Ближайшая Николаевская церковь с. Понизье находилась в 1 версте, Николаевская церковь с. Корцово в 8 верстах.
В 1863 году штатный церковный причт состоял из священника, дьячка и сверх штата диакона. Причт, согласно штату, получал жалование в сумме 96 рублей. Церковь по штатному положению была причислена к седьмому классу.
В собственности церкви находились земельные наделы площадью 74 дес. 811 саж, из них лесные земли 12 десятин. План на земельные наделы хранился в церкви. В приходе в 18 селениях с 83 дворами проживали 336 прихожан мужского пола и 408 женского пола. Приходские селения от церкви располагались на расстоянии до 5 верст, в одном из них была устроена православная часовня.
В 1911 году церковь относилась к 3 Солигаличскому благочинническому округу. Церковный причт состоял из священника и псаломщика. Священник получал казенное жалование в сумме 70 руб. 56 коп, псаломщик – 23 руб.52 коп. Проценты в пользу причта поступали в размере 127 рублей с капитала в разных процентных бумагах в сумме 3478 рублей. Доход священника в пользу церкви от богослужения, крещения, венчания, отпевания и проч. составлял до 270 рублей, псаломщика до 90 рублей. Причт размещался в каменном 3-х этажном церковном доме.
В 1911 году церковь имела землю усадебную площадью 2340 кв. саж, пашенную и сенокосную 59 дес. 961 кв. саж, лесную 12 дес. 1300 кв. саж, неудобную 1 дес. 1010 кв. саж и лесную 12 дес. в пустоши Дьяконцеве. На все земельные участки имелся план и межевая книга. В приходе Богоявленской церкви насчитывалось 22 селения, в которых проживали 488 мужчины и 598 женщин.
В 1867 году в церковной сторожке Богоявленской церкви с. Раменье открывается школа грамоты. В первый год в школу поступили пять мальчиков, в основном дети священнослужителей церкви [1].
С 15 октября 1886 года в с. Раменье, при усердии священника Богоявленской церкви Павла Ивановича Соколова, открывается церковно-приходская школа. С этого времени посещение детей школы стало носить регулярный характер. Так в 1890/91 учебном году в школе обучались 25 мальчиков и 7 девочек. В 1891/92 учебном году 15 мальчиков и 5 девочек, в следующем году 12 мальчиков и 8 девочек. В 1895/96 учебном году школу посещали 17 мальчиков и 11 девочек, а в следующем году 12 мальчиков и 6 девочек. С начала открытия школы, вплоть до 1917 года, законоучителем был священник Павел Соколов, окончивший в 1878 году Костромскую духовную семинарию. Учителями церковно-приходской школы работали: крестьянин Фадей Львов (1886-1900), Августа Лебедева (1909-1910), Серафима Соколова до 1919 года (в 1909 году окончила Костромское епархиальное женское училище) [2].
В 1900 году в д. Сондоба Богоявленского прихода открывается еще одно учебное заведение — Сондобовское земское одноклассное училище. Попечителем училища с 1904 года становится Санкт- Петербургский купец Григорий Кузьмич Симонов. До 1917 года закон Божий преподавал священник Павел Соколов, а преподавателями работали; Александра Александровна Ереминская (1902 – 1912) и Н.С. Брудастова (1913 – 1915) [3].
Священнослужители Богоявленской церкви с. Раменье:
1736 год
— поп Иван Кирьянов
— дьячек Иосиф Никифоров [4].
1813 год:
— священник Федор Савин – 57 лет
— диакон Кондрат Зотиков – 57 лет
— дьячек Василий Федоров – 50 лет
— пономарь Калистрат Петров – 39 лет [5].
1840 год
— священник Василий Федоров – 57 лет
— диакон Владимир Петров – 36 лет
— дьячек Петр Григорьев – 37 лет
— пономарь Павел Лоскарев – 24 года [6].
1871 год
— священник Иорданский Иоанн Алексеев
1879 год
— священник Иорданский Иоанн Алексеевич– 51 год, в должности с 4 февраля 1850 года, с 1857 – 60 г.г. депутат.
— священник Соколов Павел Иванович
1886 — 1914 годы
— священник Соколов Павел Иванович
— псаломщик Благовещенский Григорий
1917 год
— священник Соколов Павел Иванович
— псаломщик Соколов Константин Павлович, 1895 г.р. в 1918 году уволен за штат. В 1924 году служитель религиозного культа, лишен избирательных прав.
Соколов Павел Иванович, более 40 лет был священником Богоявленской церкви с. Раменье Солигаличского уезда. Павел Иванович родился 17 августа 1856 года в селе Борок Буйского уезда в семье священника Соколова Ивана Федоровича. В 1878 году Павел окончил Костромскую духовную семинарию и в 1879 году рукоположен священником к Богоявленской церкви с. Раменье. С 1901 года Павел Иванович назначен законоучителем Сондобовского начального народного училища (с. Сондоба). По состоянию на 1907 год — действительный член православного миссионерского общества Костромского комитета [7]. 25 января 1914 года духовенство Солигаличского уезда торжественно отметили 35-летний юбилей служения о. Павла [8]. За заслуги по духовному ведомству Святейшим Синодом от 27 марта 1914 года Павел Иванович Соколов был награжден наперсным крестом [9]. В конце 20-х годов прошлого века церковь была закрыта, а Павел Соколов в 1924 году был лишен избирательных прав.
В семье священника и его супруги Антонины Иоанновны (1863 г.р.) были дети: Анна (1884 г.р.), в будущем жена Василия Ивановича Зернова, священника Ильинской церкви с. Тутка, Геннадий (1886 г.р.), Капитолина (1893 г.р.), училась в Костромском женском епархиальном училище, Серафима (ок. 1894 г.), в будущем учительница в с. Богоявление, вышла замуж 28 ноября 1919 года в селе Корцове за Сергея Благовещенского [10], Константин (1897 г.р.). За «доброе поведение» Павел Иванович награжден набедренником, имел медали темно-бронзовую, фиолетовую скуфью [11].
Согласно метрическим книгам Богоявленской церкви села Раменье, последний сын Павла Соколова — Константин был крещен 3 мая 1897 года.
Восприемниками при крещении были дети священника Соколова: ученик 1-го класса Солигаличского духовного училища Геннадий Соколов и Анна Соколова. Чин крещения проводили священник Николаевской церкви села Корцово Иосиф Перепелкин и псаломщик Богоявленской церкви с. Раменье Григорий Благовещенский [12].
Из тех же метрических книг следует, что 11 июля 1911 года состоялось бракосочетание сына диакона Николаевской церкви с. Зарайского Юрьевецкого уезда Павла Виноградова, студента экономического отделения С.-Петербуржского политехнического института Дмитрия Павловича Виноградова (22 л.), с Капитолиной Павловной Соколовой, дочерью священника Павла Соколова (18 л.). Таинство бракосочетания совершали священник Николаевской церкви, что на Острове Чухломского уезда Геннадий Соколов (брат Капитолины) с псаломщиком Богоявленской церкви с. Раменья Григорием Благовещенским. Поручители по жениху были студент Казанского университета Александр Алексеевич Магницкий и диакон Николаевской церкви с. Зарайского Юрьевецкого уезда Владимир Иоаннович Болотников, по невесте — студент Демидовского юридического лицея Иван Никонорович Суворов и дворянин Павел Никитич Сухонин. Свидетельство о бракосочетании выдал 12 июля 1911 года благочинный священник Василий Соколов. 3 декабря 1912 года в семье Дмитрия и Капитолины родилась дочь Екатерина, которую 5 декабря 1912 года в Богоявленской церкви с. Раменье крестил священник Павел Соколов [13].
Сын Павла Ивановича Соколова — Геннадий родился 2 января 1886 года в селе Раменье (Богоявлении). Сначала окончил Солигаличское духовное училище, а 20 мая 1909 года Костромскую духовную семинарию по второму разряду. В 1909 – 1911 годах учитель в с. Богоявление и в с. Торманово Солигаличского уезда. 8 марта 1911 года определен в священники к Николаевской церкви на Острову Чухломского уезда, а 20 мая 1911 года рукоположен в священники. С июля 1915 года и в 1917 году священник Благовещенской церкви с Судай (3-й Чухломский благочиннический округ), благочинный. С 1915 года Соколов утвержден в должности законоучителя в Андринской и Зельевской народных земских школах. В 1924 году Геннадий, будучи священником в Шартановской волости Чухломского уезда, был лишен избирательных прав. В 1937 году он священник Одигитриевской церкви села Судай. Жена о. Геннадия, Александра Павловна (1887 г.р.) получила образование в Кологривской женской прогимназии. 14 октября 1937 года Геннадий Соколов был осужден на 10 лет с лишением свободы в исправительно-трудовых лагерях. Он проходил по делу «как участник повстанческо-церковной контрреволюционной группы». Дальнейшая судьба его не известна, был реабилитирован 1 июня 1989 года [14]. В семье Геннадия Соколова имелись дети: Нина (1912 г.р.) и Анна (1914 г.р.) [15].
Вместе с Павлом Ивановичем Соколовым долгие годы псаломщиком Богоявленской церкви служил Григорий Алекс. Благовещенский (ок.1864 г.р.). 30 января 1915 года Григорий Благовещенский умер; чин погребения 4 февраля 1915 года совершал священник Павел Соколов. В семье Григория Благовещенского и его жены Ольги Александровны известны два сына: Сергей (1896 г.р.) и Николай (1887 г.р.). Оба сына родились в с. Раменье. Сергей около 1902 года окончил Солигаличское духовное училище, дальнейшая судьба его не известна, а жизнь другого сына — Николая закончилась трагически. В 1909 году после окончания Костромской духовной семинарии он был рукоположен к Николаевской церкви села Измайлово Кинешемского уезда (Брезгина, 1910 год). 19 февраля 1931 года, будучи священником Николаевской церкви села Измайлово (ныне Заволжский район Ивановской области) был выслан в Северный край. В 1932 году Николай Григорьевич умер в местах лишения свободы, и только в 1992 году был реабилитирован [16].
В 1870 году село Раменье входило в 1 стан. В Раменье в 18 дворах проживали 39 мужчин и 48 женщин. В 1897 году село Раменье относится к Нероновской волости, и здесь проживали 88 человека, из них 37 мужчин и 51 женщин. В 1907 году в 18 домах проживали 82 человека. В Раменье находилась церковно-приходская школа. К 1917 году Раменье стало входить в Корцовскую волость.
В 1920 году село Раменье входит в Вонышевский сельсовет Корцовской волости. В селе насчитывалось 25 дворов, в которых проживали 35 мужчин и 66 женщины. В 1924 году в селе в 20 домах проживали 59 мужчин и 79 женщина.
В 1929 году, при упразднении волостей, село Раменье стало входить в самостоятельный Вонышевский сельсовет. На территории сельсовета располагались 310 дворов, в которых проживали 570 мужчин и 798 женщин. В селе Раменье работала начальная школа и здесь в 26 домах проживали 41 мужчина и 70 женщин.
Последние жители село Раменье покинули в середине 70-х годов прошлого века. Еще в то время можно было забраться наверх колокольни, с которой открывался изумительный вид до горизонта на лесные просторы. В настоящее время церковь заброшена, а эта местность находится на территории Лосевского сельского поселения Солигаличского района.
Примечания:
[1] Памятная книга для Костромской епархии. К., 1868. с. – 90 – 93.
[2] Отчеты Костромского епархиального училищного совета о состоянии церковных школ и школ грамоты Костромской епархии. Костромской календарь на 1899 год. К., 1898. Справочная книжка Костромской губернии на 1910 год. К., 1910.
[3] Народные училища Костромской губернии. Отчеты дирекции за 1912 – 1916 годы. Отчеты Солигаличской уездной земской управы за 1905 – 1915 годы.
[4] КЕВ.- 1891.- №21.- С.59.
[5] ГАКО ф.26. оп. 1. д. 191к.1в. л.л. 5,6,13.
[6] ГАКО ф.26. кор. 16в оп. 1. д. 377 л.л. 2-3об.
[7] КЕВ № 8,9 от 01.05.1908 г.
[8] КЕВ № 15 от 01.08.1914 г, стр. 362.
[9] «Церковные ведомости». № 18-19 от 6 мая 1915 года.
[10] ГАКО, 1915 — 1919 гг., ф. 56, оп. 16, д. 37.
[11] ГАКО. — Ф.130.- оп.9.- д. л.л. 37, 87.
[12] Метрические книги Богоявленской церкви села Раменье. ГАКО. — Ф.56. — оп.11. — д.56. — 1890-1899 годы.
[13] Метрические книги Богоявленской церкви села Раменье. ГАКО.- Ф.56. — оп.16. — д.57а. — 1911-1922 годы.
[14] Ведомости Никольской церкви села Острова Чухломского уезда 1-го благочиннического округа. ГАКО.-Ф.130 оп.9 д.2088.-1912 г.
[15] Ведомости Благовещенской церкви города Судай, 3-й Чухломской благочиннический округ. ГАКО. — Ф.130. — оп.9. — д.2099. -1915 год.
[16] Книга памяти жертв политических репрессий по Костромской области (репрессированные),- 2007.
Мы пацанами звонили в колокола в церкви Богоявления, но только на Пасху разрешали. Только в большой колокол не могли звонить, сил не хватало. А вид прекрасный…
Благодарим за комментарий, Василий Иванович! Храни Вас Господь!
Вид с колокольни открывался чудесный, как с самолета. Даже озеро было видно вдалеке. До сих пор помню картинку
Спасибо Татьяна! Наша задача и состоит в том, чтобы мы все знали историю той эпохи, в которой жили наши предки. С уважением В.А.
Небольшая неточность: у Геннадия Соколов было трое детей: третий — Сергей Геннадьевич Соколов. Младший лейтенант мед.службы. Погиб в 1943 году под Одессой . До войны работал фельдшер в Солигаличе.
Владимир Алексеевич, спасибо за статью. Очень интересно было читать.
С уважением, Татьяна Матросович