В.А. Дудин. Из истории с. Гнездниково.

В.А.Дудин. ИЗ ИСТОРИИ СЕЛА ГНЕЗДНИКОВО Солигаличского района.

 

 

В конце XIV и начале XV веков происходило интенсивное внедрение ряда монастырей в солеваренную промышленность у Соли Галичской. Овладев путем вкладов и покупок колоде­зями и варницами, монастыри, и прежде всего – Троице-Сергиев и московский Симонов, развернули настойчивую и активную деятельность по расширению своих земельных наделов около Соли Галичской. Симонов монастырь уже в 80-е годы XIV века получил от Дмитрия Донского соляные варницы и село Борисовское с деревнями, граничившие к югу с владениями Александровой пустыни на реке Воче (Коровново) и к северу с владениями Троице-Сергиева монастыря.

 

В 1435 году деревня Гнездниково, несколько наволоков и пустошей  была куплена Троице-Сергиевым монастырем у Матрены Гнез­дниковой за 12 рублей и корову. Деревня Гнездниково известна с 1420 года, когда она принадлежала боярину Гнездникову, имевшему в Солигаличе соляные варни­цы. Но крестьяне деревень долгое время не хотели признавать над собой власти монастыря и судились с монастырем за землю. В 1599 году царь Борис Годунов в очередном споре за землю приказал крестьянина Гнездникова Якушку Еремеева с товарищами, «за ослушание бить кнутом и после вкинуть в тюрьму» [1]. Однако часть гнездниковских крестьян находила применение своему труду на солеварнях, которые располагались близ Гнездникова – в Солигаличе и Борисовском (не путать с д. Борисьево – В.Д.) и принадлежали Троице-Сергиеву монастырю.

В середине 15 века в Гнездниково Троице-Сергиев монастырь построил две деревянные церкви – во имя Троицы и во имя Афанасия и Кирилла, и Гнездниково стало называться селом.

 

Согласно дозорной книге города Солигалича, составленной дьяком Кузьминым по приказу царя Михаила Федоровича в 1614 году, с целью установить размеры разорения, причиненного Солигаличу польско-литовскими интервентами, видим, что храм в Гнездникове не был уничтожен: «на посаде ж у Костромы реки на берегу храм клецки во имя Афанасия Александрийского, строения Троицы-Сергиева монастыря» [2].

 

В 1686 году службу в Афанасьевской церкви с. Гнездниково вел поп Иван Фомин. Однако, в результате различных внешних факторов, церкви неоднократно перестраивали. Так, согласно патриаршему казенному приказу, в Усольское Окологородье  вотчины Троице-Сергиева монастыря с. Гнездниково 1 сентября 1707 года для вновь построенной церкви во имя чудотворцев Афанасия и Кирилла Александрийских с приделом во имя чудотворца Сергия и для её освящения были выданы два антиминса, которые получил поп Никита Иванов.

 

В 1711 году после смерти попа Никиты Иванова прихожане церкви Афанасия и Кирилла Александрийских в селе Гнездниково на сходе решили назначить попом в церковь его брата — Федора Иванова: «…что он Федор человек добрый и смирный и пьянства не держится и потому владеть ему церковной землей пахотной в трех полях, сенными покосами в лугах и перевозом весной через реку (Кострому — В.Д.) а нам прихожанам изготовить плот и лодки и снасти и канаты а ему попу Федору за это на деньги за перевоз покупать вино церковное, свечи и ладан для церкви Божьей». Протокол решения схода прихожан писал Солигаличский посадский человек Тимофей Григорьев Пронников, а подписал его дьякон Преображенской церкви г. Солигалича Федор Матвеев «от имени церковного старосты Панфилы Анисимова и всех приходских людей по их велению».

 

В 1723 году поп Федор Иванов умер. В тот же год скончался и пономарь Петр Андреев. В 1728 году церковным старостой был Андрей Антипин [3].

Вероятно, что после упразднения монастырей в 1764 году в Гнездниково новую церковь строить не стали. В архивных источниках 19 века она уже не упоминается.

 

По административно-территориальному делению село Гнездниково до 1918 года было центром Гнездниковой волости Солигаличского уезда. На территории Гнездниковской волости располагались приходы: в селе Коровново — Преображенской церкви, в селе Солда — Успенской церкви и в селе Агутино — Воскресенской церкви.

 

Каждый из этих приходов имеет свою интересную историю. Так, в Коровнове и Солде до 1764 года находились мужские монастыри, а Преображенский монастырь в Коровнове основал преподобный Александр Вочский. В селе Коровново Гнездниковской волости в 1847 году Министерство государственных имуществ открывает первую сельскую народную школу Солигаличского уезда, а через три года школу переводят в Гнездниково. К тому времени в уезде были открыты только три учебных заведения (в 1815 году Солигаличское духовное училище,  в 1825 году Солигаличское уездное приходское училище, в 1838 году в с. Верховье — священником Дроздовым частная школа).   В 1848 году в Гнездниковской народной школе обучались 43 человека, в 1850 – 59 человек, в 1852 – 30 человек, в 1854 —  28 человек, в 1856 и 1858– по 24 человека. Школа просуществовала примерно до 1861 года [4].

 

Известный издатель и просветитель И.Д. Сытин (1851 г.р.), который обучался в Гнездниковской начальной школе,  так пишет о своих школьных годах: «Учил­ся я в сельской начальной школе при волостном правлении. Учебниками были славянская азбука, часовник, псалтырь и начальная арифметика. Школа была одноклассная… Учеников пороли, ставили в угол класса на колени, или же на горох, нередко давали и подзатыльника…». Кстати, такой «метод воспитания», как ставить учащихся в угол, практиковался в младших классах отдельных школ вплоть до середины 50-х годов XX столетия.

 

Учебный день в школе обычно начинался молитвой. В религиозной обста­новке, с зажженной лампадой перед образом, священник, облачившись в епит­рахиль, начинал молитву.

Солигалич, приход, храм, гнездниково, история, И.Д. Сытин.

И.Д. Сытин.

«При прохождении учения о богослужении, – писал один из уездных на­блюдателей, – законоучителя старались осветить темные и малопонятные места священных песнопений, чтобы дети, «выросши сознательно и любовно» ста­новились участниками богослужения, находя в нем отдых от житейских трудов и нужд и успокоение в тяжелых обстоятельствах жизни». При объяснении ос­нов вероучения законоучителя пользовались примерами из жития святых, при изучении священной истории читали по Библии исторические повествования и старались воспитывать в детях благоговейные чувства.

 

Антон Чехов писал о Сытине: «Это интересный человек. Большой, но совершенно безграмотный, издатель, вышедший из народа». Действительно, несмотря на свою известность и активную деятельность, учился Иван Сытин в школе всего три года. Но став взрослым, издавал журналы «Книговедение», «Вокруг Света», «Русское слово», был членом Русского библиографического общества. Одним из крупнейших издательских проектов Сытина явилась «Военная энциклопедия». С 1911 по 1915 годы вышло в свет 18 томов, но из-за Первой мировой войны и последующей Октябрьской революции издание осталось незавершённым.

 

К 1908 году в Гнездниковской волости имелись одно Бурдуковское земское училище и три церковно-приходские школы: Борисовская, Коровновская и Солдовская. В 1916 году в д. Самылово было открыто Самыловское одноклассное земское училище (законоучитель — священник  Иван Афанасьевич Успенский, учит. Н.А. Ереминская). В 1907 году в Гнездниковской волости в 118 населенных пунктах проживали 5710 человек. В Заболотье Малом стоял кирпичный завод, в Кожухове, Митянине и Солде маслобойные заводы (в Митянине два), в Мальцеве и хут. Томилинское —  по одной кузнице в каждом, в Солде — водяная мельница. В волости числилось промышленников – мужчин 1675 человек, из них маляров — 500, плотников — 328, сельскохозяйственных рабочих — 168, лесопромышленных рабочих — 157, печников — 108, служащих в торгово-промышленных заведениях — 85, водопроводчиков — 38, кузнецов — 20. В 1870-1872 годах в селе Гнездникове в 25 дворах проживали 55 лиц мужского пола и 64 женского, в 1897 году – 59 мужского пола и 78 женского, в 1907 году в 27 дворах 125 человек.

 

После революции Гнездниково стало входить в Вершковскую волость, а затем в Солигаличский сельсовет Вершковской волости. В 1920 году в 33 дворах села Гнездниково проживали 38 мужчин и 73 женщины, в 1924 году – 62 мужчины и 78 женщин. В 1929 году Гнездниково входит в Солигаличский сельсовет. Здесь в 33 дворах проживали 47 мужчин и 68 женщин. В Солигаличском сельсовете насчитывалось 465 дворов, в которых числились 824 мужчин и 1190 женщин. На территории сельсовета располагались три начальные школы – в Легитове, в Макарове и Милитино.

 

Происхождение названия «гнездники» долгое время оставалось загадкой. Его производили от птичьих гнезд, ибо тут якобы находилась роща, изобиловавшая ими. Шаг вперед в истолковании этого слова сделал известный русский историк Петр Васильевич Сытин, предположивший, что гнездниками назывались мастера, изготовлявшие петли и другой металлический прибор к окнам и дверям. В 1648 году в Москве известен двор «Ивашки гнездника». Некоторые исследователи полагали, что гнездники занимались литейным делом. Но данное утверждение вызывает сомнение, ибо производства, связанные с огнем, во избежание пожаров, столь нередких в деревянной Москве, обычно располагались вдали от густой жилой застройки и ближе к воде. Более верным представляется мнение С. К. Романюка, считающего, что гнездники делали стрелы, подсчет которых в те времена велся «гнездами». Так, в 1688 году Петр I указывал сделать «два гнезда стрел, а сделав те стрелы, привезть к нему, великому государю, в поход в село Преображенское». Центром слободы являлась приходская церковь Николая Чудотворца, «что в Гнездниках», известная с 1625 года.

 

Сегодня в Москве Большой и Малый Гнездниковские переулки, расположившиеся между нынешними Большой Никитской и Тверской улицами, напоминают о московской местности Гнездники. Вероятно, что боярин Гнездников, кому принадлежала солигаличская деревня Гнездниково в 1420 году, был жителем предместий  Москвы.

 

В настоящее время село Гнездниково Солигаличского района относится к Солигаличскому сельскому поселению. Село по меркам района довольно большое – здесь проживают около 350 человек.

 

В селе Гнездниково, где родился Иван Сытин, его именем названа центральная улица, при въезде установлен аншлаг «Село Гнездниково – родина книгоиздателя Ивана Сытина», у Дома культуры установлен памятный бюст, а на здании детского сада — мемориальная доска.

 

 

Примечания:

[1] Белоруков Д.Ф.  Деревни, села и города костромского края: материалы для истории. — 2000. — С. 412.

[2] Дозорная книга г. Солигалича за 1614 год.

[3] Костромские епархиальные ведомости.- 1898.- № 15.- С. 46-47.

[4]. Очерк развития народной школы в Костромской губернии.- Кострома: Губернская типография, 1913 г. — с. 11, 16.

 

 

Дополнительные источники:

Список населенных мест по сведениям 1870 – 72 годов. Костромская губерния. Т. 18.

Список населенных мест Костромской губернии по сведениям 1897 — 1907 годов. Кострома 1913.

Списки населенных мест по Костромской губернии. Вып. 6. Солигаличский уезд. Кострома 1926.

Списки населенных мест по районам Костромской губернии. Кострома 1929.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.