Духовные награды протоиерея Александра Каллистова.

В.А. Дудин, духовные награды, священник Каллистов, Солигалич, история, благочиние,В.А. Дудин. ДУХОВНЫЕ НАГРАДЫ протоиерея Александра Каллистова  (1819 – 1905 гг.) клирика Солигаличского благочиния.

 

 

 

Каллистов Александр Яковлевич, всю свою жизнь прослужил в Николаевской церкви с. Верховье.  Прародителем рода священнослужителей Каллистовых был дьячок Богородице-Рождественской церкви погоста Игнатово Галичской округи Ананий Ильич (ок. 1721 г. р.). Отец Александра Каллистова – Яков Семенович Ананьин, обучаясь в Костромской духовной семинарии, получает фамилию Каллистов. Яков Каллистов был священником Богородице-Рождественской церкви села Игнатова, благочинным, а  17 июля 1862 года возведен в сан протоиерея этой церкви.

В.А. Дудин, духовные награды, священник Каллистов, Солигалич, история, благочиние,

Протоиерей Александр Яковлевич Каллистов, г.Солигалич, 1900-1904. Фото: www.rusalbom.ru

В семействе Якова Семеновича Каллистова и его жены Марии Алексеевны было три дочери и пять сыновей

Старший сын Якова – Александр Каллистов, родился в 1819 году. Сначала окончил Галичское духовное училище, а затем Костромскую духовную семинарию. 2 марта 1841 года Александр Каллистов был произведен на должность священника Николаевской церкви села Верховье Солигаличского уезда. На пятом году службы был посвящен в сан иерея, а 8 декабря 1845 года определен благочинным 2-го Солигаличского благочиннического округа. В течение последующих 45 лет Александр Яковлевич находился на должности благочинного, состоял членом Солигалического училищного совета, членом правления Солигаличского духовного училища. С 21 июля 1870 года А.Я.Каллистов действительный член Православного миссионерского общества. 30 августа 1873 года возведен в сан протоиерея. В 1896 – 1904 годах заведующий  Верховской церковно-приходской школы.

В 1850 году о. Александр был награжден набедренником, в 1857 году — бархатной фиолетовой скуфьей.

В декабре 1858 года Каллистову объявлена архипастырская благодарность «за помощь в сборе средств для вдов и сирот». В феврале 1864 года Александр Каллистов награжден орденом св. Анны 3-й степени «за 12-летнюю беспорочную службу по должности благочинного», а в апреле 1868 года — бархатной фиолетовой камилавкой.

1 апреля 1879 года А. Я. Каллистов награжден золотым наперсным крестом, 3 апреля 1886 года — орденом св. Анны 2-й степени,  9 июля 1891 года за 50-и летнее служение в священном сане — орденом св. Владимира 4-й степени.

В декабре 1894 года А.Я. Каллистов по состоянию здоровья подал прошение об увольнении. Умер Александр Яковлевич 7 декабря 1905 года и похоронен рядом со своей супругой в фамильном склепе на кладбище при Николаевской церкви села Верховье.

В июле 1908 года от прихожан Николаевской церкви на имя благочинного 2-го Солигаличского благочиннического округа Федора Митинского поступило прошение: «…прихожане Николо-Верховья, выражая свою признательность к отцу духовному протоиерею Александру Яковлевичу Каллистову, решили по общему желанию на его могиле и могиле его родственников взамен старого пришедшего в ветхость склепа, выстроить новый памятник в виде часовни с крестом».

Надзор за постройкой часовни, говорилось в прошении, «поручить Вашему псаломщику Александру Ивановичу Касторскому, который на это изъявил своё желание». Прошение от имени прихожан подписал почетный гражданин г. Москвы Филипп Дмитриевич Смирнов.

В свою очередь, 25 июля 1908 года, благочинный 2-го Солигаличского благочиннического округа священник Николаевской церкви Федор Митинский обратился в Костромскую Духовную Консисторию с рапортом. В рапорте, в частности сообщалось: «…С давних лет на кладбище с. Верховья у нашей церкви, с её северной стороны, стояла каменная гробница ок. 6 аршин в ширину и 5 аршин в длину. В этой гробнице похоронены родственники супруги протоиерея, сама супруга и протоиерей Каллистов». Далее о. Федор Митинский пишет, что без его участия и согласия, гробницу сломали прихожане, псаломщик Александр Касторский и гр. из г. Москвы Филипп Смирнов. Проект на строительство новой часовни изготовлен на средства гр. Филиппа Смирнова. Сам о. Федор Митинский не может решить этот вопрос, поэтому оставляет «на благоусмотрение и решение строительства новой часовни Костромской Духовной Консистории».

Необходимо отметить, что в дальнейшем этот вопрос был решен очень оперативно. Сначала поступил указ Его Императорского Величества от 5 сентября 1908 года за № 13106, разрешающий строительство часовни, а затем 13 сентября 1908 года строительный отдел Костромского губернского правления направил в Костромскую Духовную Консисторию утвержденный к исполнению проект на «устройство каменной часовни-памятника в ограде кладбища Николаевской церкви с. Николо-Верховье». Часовню, согласно проекту предполагалось построить над могилой протоиерея Александра Каллистова и его родственников.

 

Источники:

ГАКО. — Ф-130. Оп. 4. Д. 3075 (1908 год).

Духовные награды протоиерея Александра Каллистова.: 9 комментариев

  1. Женой Александра Ивановича Касторского была Мария Александровна Каллистова.

    • Спасибо Ирина за пояснения.Теперь понятно почему они захоронены в этой часовне.

    • Спасибо, Ирина. Я так и подумал. Значит все сходится. А в гробнице (часовне) о котором идет речь, значит похоронены Каллистовы и Касторские.
      Ирина, если Вам не сложно, назовите детей Александра Каллистова.

  2. Большое спасибо за статью про моего прапрадеда. А Каллистовы и Касторские не раз пересекались на своём жизненном пути. Например, младший сын Александра Яковлевича, Леонид, был женат на Касторской Анастасии Петровне.

  3. Как интересно. Местные жители считали, часовня — фамильное захоронение семьи Касторских. По-видимому основание для такого мнения было, т.к. утверждали старожилы, что матушку отца Александра Касторского и его самого похоронили в часовне.
    В советское время в часовню поставили лошадь.

    • Это данные Государственного архива Костромской области.
      Галина, обратите внимание на прошение прихожан: …Надзор за постройкой часовни, говорилось в прошении, «поручить Вашему псаломщику Александру Ивановичу Касторскому, который на это изъявил своё желание». Он же принимал участие и в поломке старой гробницы. С чего бы это? Он ведь в то время был не священником и ни диаконом, а псаломщиком. Если есть утверждение старожилов, то возможно, о. Александр Касторский был в близких родственных связях Каллистовыми?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.