Священник Николай (Солдовский)

Солда, Сорлигалич, Солдовские, священники, история, краеведение, репрессии, церковь, храм,Дудин В.А. СОЛДОВСКИЙ НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ (1879 – 1929 г.г.), священник Богородице-Рождественского собора г. Солигалича. 

 

 

7 мая (24 апреля по ст. ст.) 2019 года исполняется 140 лет со дня рождения священника Богородице-Рождественского собора г.Солигалича Николая Павловича Солдовского. В статье кратко рассказывается о первом носителе фамилии «Солдовский», о местности, в которой эта фамилия появилась, о священнослужителях Солдовских на солигаличской земле. В тоже время статья не направлена на освещение рода Солдовских, его еще всесторонне надо изучать. В данном материале по прямой линии поколения Солдовских мы подходим к священнику Николаю Павловичу Солдовскому. Автор приносит искреннюю благодарность семье Солдовских из г. Солигалича за предоставленный материал о их родственниках и надеется на дальнейшее сотрудничество.

 

Из истории с. Солда

Древняя великокняжеская Солдовская волость известна давно. В 30-х годах XVI века здесь шла упорная борьба между московским Симоновым монастырем и крестьянами дерев­ни Великий Починок Солдовской волости за луга на реке Вексе. По Дозорной книге г. Солигалича 1614 года в Солдовской черной волости числилось 37 деревень, которые имели 280 десятин пашни и перелога [1].

Еще ранее, в 1515 году на устье рек Солда и Вёкса, в районе черносошного землевладения была основана Солдовская Жукова Богородицкая Успенская пустынь, или Жуково-Богородицкий Солдовский мужской монастырь (Пречистая на Солде; в XIX веке – село Солда). Пустынь находилась всего в трех верстах к западу от Александровской пустыни, основанной ранее преподобным Александром Вочским (ныне с. Коровново). В переписи 1627 года записано: «в волости Солда монастырь Успения Пресвятой Богородицы Жукова пустынь на речке Вексе и речке Солде, да у пустыни две деревни да три пустых деревни» [2].

В 1628 году деревни в Солдовской волости были даны князю Петру Михайловичу Ухтомскому и Петру Григорьевичу Голенищеву, предку Галичской ветви Голенищевых-Кутузовых, дальних предков полководца М.И.Голенищева-Кутузова. В XVII-XVIII вв. в Солдовской Жукова Богородицкой Успенской пустыни существовала иконописная мастерская (иконный двор), и в 1652 году внутренний интерьер церкви расписывали иконописцы Федот Борисович Горбунов и его сын Кузьма [3].

Согласно писцовым галицким книгам за 161 год (1653 год) в Успенской пустыни Усольской осады Солдовской волости числились: «церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом святого пророка Илии, да другая церковь Рождества Христова с приделом Николая чудотворца, а у тех церквей во дворе поп Симон Константинов; в приходе 251 двор, 6 четвертей пашни, 20 десятин лесу пашенного, 200 копен сена, да под монастырем мельница» [4].

Деревянные церкви неоднократно перестраивались и горели, о чем свидетельствуют архивные документы.

Так, 29 января 1706 года патриаршим казенным приказом иеромонаху Иосифу были выданы два антиминса по его челобитной: «в Галицком уезде Усольской осады в Жукове пустыне Солдовского монастыря вместо ветхих построены церковь Успения Пресвятой Богородицы да  придел пророка Илии». 11 августа 1710 года по благословенной грамоте была освящена «в Галицком уезде Усольской осады в Жукове пустыне в Солдовском монастыре новая церковь во имя Рождества Христова, да придел во имя Николая чудотворца». Антиминс взял иеромонах Иона.

В январе 1719 год в Солдовском монастыре вновь произошел пожар, о чем сообщает в патриарший казенный приказ иеромонах монастыря Иона: «20 января 1719 года в Усольской осаде церковь Успения Пресвятой Богородицы в Солдовском монастыре Жуковы пустыни волею Божию с тремя престолами сгорела…». В сентябре 1733 года, только выстроив новую церковь, в монастыре вновь случился пожар. 10 января 1734 года казначей монастыря монах Исай в синодальный казенный приказ пишет: «В сентябре 1733 года церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом святого пророка Илии сгорела без остатку, а другую Рождества Христова оставшуюся церковь от того пожара отстояли….».

В январе 1738 года согласно  челобитной строителя Жуковой пустыни иеромонаха Герасима церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделами святого пророка Илии, да Николая чудотворца была вновь построена и «к освящению совсем изготовлена». 28 января 1738 года освящение церкви  провел, согласно указу, иеромонах Жуковой пустыни Герасим [5].

Монастырю принадлежали различные государственные грамоты:

жалован­ная вели­кого князя Василия Иоанновича III от 31января 1515 года; жалованная оброчная царя Иоанна Васильевича IV 1560 года; две грамоты царя Бориса Феодоровича Годунова о вотчине Солдовского монастыря: от 2 января 1600 года и 11января 1603 года; жалованная-несудимая царя Василия Иоанновича от 14 марта 1607 года о владении монастырем крестьянами Солдовской волости; оброчная патри­арха всея Руси Иова от 9 февраля 1598 года и береженная от 18 февраля 1600 года; береженная патриарха всея Руси Филарета от 16 мая 1630 года; жалованная-несудимая царя Михаила Федоровича от 21 июня 1622 года на вотчину монастыря на деревню Левашево с деревнями и пустошами и другие [6].

В 1764 году, в связи с секуляризационной реформой объявленной императрицей Екатериной II по упразднению части монастырей, Жуково–Богородицкий мужской монастырь был упразднен, и  вскоре обращен в приходскую церковь [7].

На месте деревянной церкви монастыря в 1802 году построена летняя кирпичная Успенская церковь, а в 1855 году к храму пристроили зимнюю, каменную, широкую трапезную с приделами Рождества Христова и Ильи Пророка и трехярусную колокольню. Четвертый ее ярус надстроен около 1908 года.   Церковный участок был окружен кирпичной рустованной оградой. Напротив западного входа в храм стояли арочные ворота с фигурным фронтоном, фланкированные калитками, увенчанными шатрами [8].

Успенская церковь, Солда, Сорлигалич, Солдовские, священники, история, краеведение, репрессии, церковь, храм,

Успенская церковь, село Солда., нач.  XX века. Фото С.А. Орлова. Фотоархив ИИМК РАН.

 

В настоящее время сохранилась только колокольня Успенской церкви.

Известно село и тем, что здесь с 1874 по 1912 г.г, священником церкви был Ильинский Владимир Стефанович (1845 – 1918). 22 февраля (7 марта) 1918 года был расстрелян большевиками, канонизирован местночтимым святым, новомучеником земли Костромской 27 марта 2000 года [9].

Здесь в 1867 году родился Альтовский Иоанн Павлович, в будущем, настоятель кафедрального собора г. Кинешмы Костромской губернии, знаменитый краевед и историк г. Кинешмы, автор книги  «Кинешма в смутное время и геройский подвиг её 26 мая 1609 года» В 1937 году он был арестован и расстрелян органами НКВД  [10].

И не случайно, что на такой святой и благословенной земле появляется род священнослужителей Солдовских, которые на протяжении многих лет в своих проповедях рассказывали простые истины: о любви к Богу и ближним, о христианском милосердии, о смирении…

О священнослужителях Солдовских

В настоящее время, пока мы не знаем, кто был первым священнослужителем из рода Солдовских. Однако, достоверно известно, по имеющемуся списку священнослужителей Успенской церкви за 1840 год пономарем церкви был Алексей Михайлов, 24 лет [11]. Сопоставляя данные священнослужителей церкви выяснили, что Алексей Михайлов, в поколении Николая Павловича Солдовского, и был первым носителем фамилии «Солдовский». В то время еще у многих священнослужителей фамилии отсутствовали, были личные имена и вместо фамилии — имя отца, которое в настоящее время использовалось бы как отчество, т.е. Алексей сын Михайлы, или Алексей Михайлов.

Солдовский Алексей Михайлович, родился в с. Солда ок. 1816 года, в семье дьячка Успенской церкви, из учеников Солигаличского духовного училища (СДУ).    С 30 мая 1830 года – пономарь, псаломщик Успенской церкви с. Солда. Женат был дважды. В семье Алексея Михайловича и его жены Параскевы Ивановны было семеро детей, и все они родились в с. Солда.

Род священнослужителей Солдовских, уже в третьем поколении, продолжили сыновья Алексея Михайловича —  Павел и Иван (известно, что отец Алексея Михайловича – Михайло был дьячком Успенской церкви с. Солда – В.Д.). Остальные дети предпочли светский образ жизни. В 1889 году дочь Елизавета проживала в Буйском уезде; сын Алексей – в Костроме, был не женат; Василий — уволен из рядов армии в запас и поселился в д. Захарино Солигаличского уезда. Другая дочь, Анна Румянцева — проживала в д. Лимоново, а третья дочь, Александра Шорохова — в д. Бавыкино [12]. В 1891 году Алексей Михайлович скончался [13].

Солдовский Павел Алексеевич, родился ок. 1844 г.р, в 1860 году окончил СДУ, с 21 декабря 1863 года служит причетником, псаломщиком Богородице —  Рождественского собора г. Солигалича. С 20 января 1884 года переведен на должность диакона Воскресенской церкви г. Солигалича.  Павел Алексеевич был женат на Надежде Евгеньевне Орлеанской, ок. 1849 г.р, дочери Евгения Васильевича Орлеанского (1821 – 1898гг.),  диакона Благовещенской церкви города Судая Чухломского уезда. Согласно клировой ведомости за 1900 год в их семье были дети: Ольга 29 лет, в замужестве за надзирателем Михаилом Вишневским; Леонид, 28 лет, состоял на частной службе; Николай, 21 год, окончил Костромскую духовную семинарию (КДС), учитель в с. Верхний Березовец Солигаличского уезда; Владимир, 17 лет, обучался в КДС; Вера, 13 лет [14].  25 октября 1904 года Павлу Алексеевичу была назначена пенсия в размере  200 рублей в год [15], а 13 октября 1909 года он, будучи, заштатным диаконом  Воскресенской церкви г. Солигалича, умер [16].

Два сына Павла Алексеевича тоже стали священнослужителями: Николай Солдовский — священником собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Солигалича, Владимир Солдовский – диаконом Богородицкой церкви с. Бушнево Чухломского уезда (скончался 24 июля 1917 года) [17].

Солдовский Иван Алексеевич, 1846 г.р, другой сын  Алексея Михайловича, в 1866 году окончил СДУ, был пономарем, псаломщиком в Макарьевском, Юрьевецком, Варнавинском уездах Костромской губернии. К сожалению, сведений о нём почти не имеется. А вот его сын и внук Алексея Михайловича Солдовского — Солдовский Василий Иоаннович (Иванович), почти всю свою жизнь посвятил солигаличской земле. Василий Солдовский родился 21 января 1871 года, окончил 4-х классное Варнавинское городское училище, затем курс Варнавинского приходского училища. С 28 июня 1888 года он служит псаломщиком Николаевской церкви с. Лапшанга Варнавинского уезда. 8 ноября 1892 года призван на военную службу. 3 марта 1897 года преосвященным Виссарионом рукоположен псаломщиком церкви с. Молвитино Костромского уезда. С 16 июня 1897 года псаломщик Преображенской церкви с. Коровново Солигаличского уезда, рядом с родиной его отца. 28 июля 1914 года призван по мобилизации в армию, на фронт, а в ноябре того же года по состоянию здоровья уволен с военной службы. Продолжил службу в Преображенской церкви с. Коровново. Василий Иоаннович был женат трижды. Первой женой была  Ольга Александровна, 1873 г.р, а второй — Вера Иоанновна, 1884 г.р. Известны дети от 1-го брака: Иоанн, 1901 г.р, Александр, 1902 г.р, Сергей, 1904 г.р, от 2-го брака: Мария, 1910 г.р. и Николай, родился 21 марта 1919 года. Все его дети от первого и второго браков родились в с. Коровнове [18].

Установлено, что у Василия Иоанновича была сестра: Пузырева (Солдовская)  Надежда Ивановна 1880 г.р., проживала в с.  Лапшанга Варнавинского уезда (района), работала в колхозе «Ленинский путь» рядовой колхозницей [19].

7 февраля 1922 года Василий Иоаннович вступает в 3-й брак с Афанасьевой Любовью Николаевной, 1899 г.р. В этом браке у них рождаются дети: Николай, 1923 г.р,  Ольга, 1924 г.р, и  Вера, 1926 г.р. Василий Иванович, уже с другой семьей в это время, проживал в с. Богородское (Герасимово) Корцовской волости (бывшая Нероновская волость) — в 8 верстах от Коровнова. Вблизи села Богородское находилась усадьба, в которой родился известный мореплаватель Г.И. Невельской.  До 1924 года Василий Иоаннович был псаломщиком в Нероновской (Корцовской) волости, в церквях с. Нероново и с. Богородское. В дальнейшем занимался хлебопашеством. В настоящее время неизвестно как сложилась дальнейшая жизнь у Василия Иоанновича, не установлена и дата его смерти, поиск продолжается [20].

После 1928 года с. Богородское стало входить в Кареповский сельсовет, а уже позже в Лосевский сельсовет.

Два сына Василия Иоанновича от первого брака — Иван, 1901 г.р. и Сергей, 1904 г. р, до войны проживали в г. Ленинграде, были призваны на фронт.

Иван Васильевич служил в звании старшины, погиб 16.07.1943 года, награжден медалями «За боевые заслуги» и  «За оборону Ленинграда». Жена его, Солдовская София Андреевна, 1897 г.р. и дочь Тамара Ивановна, 1924 г.р. в 1942 году были эвакуированы из Ленинграда на Урал.

Сергей Васильевич, остался жив, награжден орденом Славы III ст., медалью «За отвагу», стал инвалидом Великой Отечественной войны вследствие тяжелого ранения осколком мины [21].

Сын от третьего брака – Николай, 1923 г.р, до войны проживал в с. Богородское (Герасимово). В 1942 году был призван Солигаличским РВК на фронт, служил в звании ефрейтора, погиб в 1943 году в Смоленской области [22].

Известна, в какой-то степени, судьба еще одного сына Василия Иоанновича от первого брака – Александра, 1902 г.р. Жизнь его складывалась не просто, как и многих других, которые на волне революции стали руководителями районного, областного или государственного масштаба.

Солдовский Александр Васильевич родился 8 (21) сентября 1902 года в с. Коровново Солигаличского уезда и приходился двоюродным братом Николаю Павловичу Солдовскому. Ольга Александровна, мать Александра, родилась в семье диакона. Умерла она очень рано, в возрасте 33 лет, когда Александру исполнилось только четыре года. В церковно-приходскую школу с. Коровново он был принят в возрасте шести лет, ни как обычно по тем временам с восьми. В 1917 году Александр оканчивает Солигаличское духовное училище [23], поступает в Костромскую духовную семинарию и, проучившись в ней не полных два года направлен на службу псаломщиком в с. Ильинское Чухломского уезда (в 70 в. от Чухломы). Вероятней всего, речь идет о Преображенской церкви с. Шартаново Чухломского уезда, а село Ильинское непосредственно примыкало к этому селу — В.Д. Однако, как он пишет в своей автобиографии «через два месяца сбежал в Кинешму, к своему дяде». В течение 6 месяцев работает в Кинешме в  уездном отделе народного образования (УОНО), регистратором. В дальнейшем, учитель Дунихской школы I ст. Зименковской волости (в 10 в. от Кинешмы), в которой «проработав две неполные зимы был послан на 5-месячные курсы по подготовке учителей». По окончанию курсов Александр подает заявление в Солигаличский УОНО, его назначают учителем в Самыловскую школу Корцовской волости (совсем рядом с селом Коровново). Здесь он работает один год, а затем некоторое время  участвует в демографической переписи населения Солигаличского уезда и работает приказчиком Лосевского кооператива. Осенью 1923 года, окончив курсы учителей, был назначен учителем в Тимошинскую школу II ст.  Корцовской волости (в 10 верстах на восток от Коровнова – В.Д.). Вот, что он пишет: «Первый год работы в этой отсталой деревушке – Тимошино, мне пришлось перенести громадные трудности. Деревня оторвана от всех культурных центров уезда и расположена в окружении лесного массива Шиловско-Коровновской лесной дачи…».  В Тимошинской школе он проработал четыре года (с 1.10.1923 г. по 1.10.1927 г.),  а дальше: «был вынужден, по семейным обстоятельствам, уйти из школы поближе к жене и детишкам, вновь в Самыловскую школу».

15 сентября 1928 года его переводят учителем в Оглоблинскую 2-х комплектную школу, а 4 сентября 1930 года – на должность заведующего Корцовской школы крестьянской молодежи (ШКМ)  [24].

В 1925 году он женится на Зинаиде Васильевне (Светицкой), 1897 г.р, учительнице Нероновской, а затем Герасимовской школ (с. Богородское) — дочери священника Трехсвятительской церкви с. Одноушево Солигаличского уезда Василия Александровича Светицкого. Зинаида рано лишилась родителей: сначала умерла мать, когда дочери не было и четырех лет, а через восемь лет умер и отец. В марте 1926 года у Александра и Зинаиды родилась дочь Марта, а в январе 1928 года – сын Юрий [25].

С 1921 года Александр Солдовский активно участвует в общественной жизни не только Корцовской волости, но и Солигаличского уезда. Достоверно известно, что к 1935 году он уже работал заведующим районным отделом народного образования, с 1931 года состоял членом партии.  Кроме повседневной работы, курировал строительство новых школ в районе и работу изб-читален.  Однако, по ряду объективных причин не всегда удавалось в установленные сроки ввести объекты строительства в эксплуатацию.

В 1935 году он был освобожден от занимаемой должности за то, что «скрыл свое прошлое, что он сын служителя культа, сам служил после революции дьячком, а также социальное положение жены — дочери священника». А также «допустил развал работы ряда изб – читален и по его вине затянулись сроки строительства новой школы в Корцовском сельсовете…».

В срыве работ по строительству школ, или других объектов районное начальство из-за своих же ошибок всегда находило виновных, ими в первую очередь становились те, на кого эти обязанности были возложены. И в тоже время, не задумываясь над тем, что наказывают совсем невиновного человека.

29 марта 1939 года в районной газете «Знамя Коммуны», со ссылкой на статьи из газет «Колхозный клич» за 1935 год, сообщалось, что Солдовский не скрывал свое прошлое, и при неоднократной проверке факты социального происхождения не подтвердились. Александр Васильевич был восстановлен в своих правах, но жизнь уже была поломана. [26]. К сожалению, о дальнейшей судьбе Александра Солдовского и его детей пока ничего не известно.

А теперь переходим к Солдовскому Николаю Павловичу, сыну диакона Павла Алексеевича Солдовского и Надежды Евгеньевны (Орлеанской). Он был четвертый из поколения  священнослужителей Солдовских на солигаличской земле. Николай Павлович родился 24 апреля (по ст. стилю) 1879 года. В июне 1899 года окончил КДС. 19 августа 1899 года определен учителем Верхне — Березовской одноклассной церковно-приходской школы (ЦПШ) Солигаличского уезда. 13 ноября 1901 года переведен старшим учителем Воскресенской второклассной ЦПШ Буйского уезда. С 5 сентября 1905 года – первый учитель Троицкой одноклассной ЦПШ г. Ветлуги. С 17 августа 1906 года – учитель Седельницкой второклассной ЦПШ Нерехтского уезда.

15 июля 1907 года рукоположен в священники к Солигаличскому собору [27].  Состоял законоучителем Соборной ЦПШ г. Солигалича, Легитовской ЦПШ, Заяцкого начального училища, с 1912 года – законоучитель Ягодинского начального народного училища. С 19 апреля 1913 года состоял членом отделения Костромского епархиального училищного совета, его казначеем. С 21 апреля 1908 года духовник при Солигаличском тюремном замке [28].

5 сентября 1913 года Николай Павлович награжден набедренником [29]. Имеет серебряную медаль в память XXV летнего юбилея церковных школ, Крест и бронзовую медаль в память 300-летия царствования дома Романовых.

Женой Николая Павловича была Анна Антоновна Говоркова, 1878 г.р, дочь священника Ильинской церкви с. Ильинское на Кореге Буйского уезда Говоркова Антония Иоанновича. В тоже время она приходилась внучкой Иоанну Михайловичу Говоркову, священнику этой же церкви, и Николаю Алексеевичу Агриколянскому, священнику Покровской на р. Удгоде церкви Буйского уезда, с 1891 года благочинному Благовещенского собора и приходской Воскресенской церкви г. Буя, а также правнучкой священнику Воскресенской церкви с. Молвитино (п. Сусанино) Алексею Агриколянскому [30]. В 1914 году в их семье были дети: Нина 1906 г.р, Елена 1907 г.р, Николай 1912 г.р. [31]. Кроме воспитания своих детей Николай Павлович являлся опекуном Феодосия Покровского, сына своей младшей сестры Веры  Павловны Солдовской, в замужестве за диаконом Воскресенской церкви г. Солигалича Сергеем Ивановичем Покровским. К сожалению, Вера Павловна очень рано умерла, в 1908 году [32].

Солда, Сорлигалич, Солдовские, священники, фото, матушка, история, краеведение, репрессии, церковь, храм,

Солдовский Николай Павлович с матушкой Анной. Фото из архива семьи Солдовских, г. Солигалич.

В 1924 году Николай Павлович и его жена Анна Антоновна были лишены избирательных прав, проживали в г. Солигаличе на ул. Вылузгина, 46 [33]. В 1928 году лишены избирательных прав и их дочери – Нина Николаевна и Елена Николаевна Солдовские [34].

Таким образом, революция 1917 года коренным образом разрушила все устои, существовавшие многие годы в Российской империи, обрушив всю свою мощь на православную церковь. Священнослужители, их дети и родственники подверглись гонениям, унижениям, оскорблениям и, не случись этого, судьба Николая Павловича Солдовского, наверное, сложилась бы по-другому, ведь в 1917 году ему еще не было и 40… А он уже священник самого главного храма в Солигаличе и уезде.

Скончался Николай Павлович 31 декабря 1929 года, похоронен в г. Солигаличе. В конце этого года исполнится 90 лет со дня его смерти.  Жена Николая Павловича, Анна Антоновна, похоронена в г. Данилов Ярославской области. Потомки их старшей дочери Нины Николаевны Солдовской (Парамоновой) проживают в Угличе, Ярославле, Рыбинске, Санкт-Петербурге, Москве, Новосибирске и Нью-Йорке. Вторая дочь — Елена Николаевна Солдовская окончила Солигаличскую женскую гимназию, работала учителем в Легитовской начальной школе, затем переехала в г. Кострому. Её сын — Валентин Иванович Солдовский долгое время преподавал в Костромской сельскохозяйственной академии, был заведующим кафедрой, имел ученую степень доктора технических наук [35]. В 1999 году, согласно указу Президента Российской Федерации, Валентину Ивановичу за заслуги в научно-педагогической работе и подготовке высококвалифицированных кадров присвоено почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации».

Сын Николая Павловича – Николай Николаевич Солдовский, 1912 г.р, уроженец г. Солигалич, проживал в д. Борисовское Солигаличского района, работал заведующим Борисовской начальной школы. В июле 1942 года был призван на фронт. После демобилизации некоторое время работал учителем в Коровновской школе. Скончался в 1964 году. Вместе с ним в Борисовской школе учительницей работала и его жена – Вера Павловна, которая позже преподавала в школах района, а затем работала учителем начальных классов в Солигаличской восьмилетней школе.

Сегодня хранителями древа священнослужителей Солдовских – Орлеанских – Говорковых — Агриколянских в г. Солигаличе является семья Солдовских и, в частности, супруга Владимира Николаевича Солдовского (1937 – 1999 гг.), сына Николая Николаевича Солдовского — Татьяна Валентиновна Солдовская, руководитель Солигаличского краеведческого музея им. Г.И. Невельского, Почётный гражданин Солигаличского района, её дочь Елена Владимировна, хранитель фондов этого же музея, сын Андрей Владимирович, а также их дети.

Источники:

[1] Ивина Л.И. Внутреннее освоение земель России в XVI в. С. 144 – 146. Ленинград, 1985 г;   / Костромская земля / выпуск № 2. С. 36 / Дозорная книга города Солигалича 1614 года. Публикация Д.Ф. Белорукова.

[2] Белоруков Д.Ф. Деревни села и города костромского края. Кострома. С. 404. 2000 г.

[3] Там же, с. 404 — 405. 2000 г.

[4] Костромские епархиальные ведомости, неоф. ч. № 12. С. 27 – 31.1898.

[5] Там же.

[6] Там же

[7] Белоруков Д.Ф. Деревни села и города костромского края. Кострома. С. 404. 2000 г.

[8]  Памятники архитектуры Костромской области. Выпуск IV. город Солигалич, Солигаличский район. Кострома. 2002. С. 232.

[9] Сайт: Священномученик Владимир Ильинский: iknigi.netavtor-l-filimonova/71208…vladimir…read…Житие новомучеников г. Солигалича Костромской епархии, г. Кострома, 2000 г. С.15.

[10] Сайт «Вичугский край» (vichuga-hronograph.narod.ru).

[11] ГАКО ф.26. кор. 16в. оп. 1. д. 377 л.л. 2-3об.

[12]  ГАКО. Ф-130. Оп. 9. Д. 2263. 1889 г.

[13]  ГАКО. Ф-130. Оп. 9. Д. 2283. 1893 г.

[14]  ГАКО. Ф-130. Оп. 9. Д. 2263. 1889 г; ГАКО. Ф-130. Оп.9. Д. 2311. 1900 г.

[15]  КЕВ.  1904 № 23 С. 48.

[16] КЕВ. 1909. № 22 С. 527.

[17]  Костромской церковно-общественный вестник, 1917 г. № 10 – 11. С. 67.

[18]  ГАКО. Ф-130. Оп.9. Д. 2303. 1898 г; ГАКО. Ф-130. Оп.9. Д. 2319. 1901 г;  ГАКО. Ф-130. Оп.9. Д. 2369. 1912 г;    ГАКО. Ф-130. Оп.9. Д. 2375. 1914 г;   ГАКО. Ф-130. Оп.9. Д. 2377. 1915 г; Семейный архив Солдовских, г. Солигалич.

[19] Из архива семьи Солдовских, г. Солигалич.

[20] Из архива семьи Солдовских, г. Солигалич.

[21] Из архива семьи Солдовских, г. Солигалич.

[22]  Книга Памяти Костромской области. Т. 4, Ярославль 1995 г., С. 123.

[23]  КЕВ. 1917. № 12. С. 201.

[24]  ГУ ГАНИКО. Ф.26. Оп. 3. Д. 1146. л.л. 1-20.

[25] Из архива семьи Солдовских, г. Солигалич.

[26] По материалам из газет «Колхозный клич» № 91 (537) от 20 августа 1935 г. и «Знамя Коммуны» № 38 (1170) от 29 марта 1939 года Солигаличского района, из архива семьи Солдовских, г. Солигалич.

[27]  Документ Костромской духовной консистории № 86 от 31. 07. 1907 г. из архива семьи Солдовских, г. Солигалич; КЕВ. 1907. № 13. С. 273.

[28]   ГАКО. Ф-130. Оп.9. Д. 2381. 1916 г.

[29]   КЕВ. 1913. № 19. С. 378.

[30]  Из архива семьи Солдовских, г. Солигалич.

[31] ГАКО. Ф-130. Оп.9. Д. 2376. 1914 г.

[32] Из архива семьи Солдовских, г. Солигалич.

[33] ГАКО. Р-647. Оп. 2. Д. 2. л.л. 7-10.

[34] ГАКО. Р-678. Оп. 6. Д. 7. л. 4 – 6.

[35] Из архива семьи Солдовских, г. Солигалич.

 

Священник Николай (Солдовский): 5 комментариев

  1. Очень интересная статья! Я Солдовская Надежда) хотела найти свои данные в интернете, а нашла эту статью. К своему великому сожалению не знаю истории своих предков, но от бабушки слышала, что прадед служил в церкви. Только и она подробностей не знала( может быть кто-то из них и есть мои предки. Интересно….)

  2. Здравствуйте. Спасибо за интересную статью.Наша семья тоже имеет корни из рода Солдовских: моя супруга — правнучка Николая Павловича Солдовского и Анны Антоновны Говорковой. У нас сохранилось несколько их фотографий. Возможно они заинтересуют музей или Татьяну Валентиновну.

    • Спасибо, Андрей, за отклик! Вы можете переслать Ваши материалы на сайт в электр. виде, или непосредственно в музей. С уважением, Иустин.

  3. Здравствуйте,мы являемся правнуками Солдовской (Пузыревой)Надежды Ивановны,дочери Солдовского Ивана Алексеевича и сестры Василия Ивановича Солдовского.И о ее жизни можем очень много рассказать.так же есть ее фотографии

    • Спасибо, Ксения, за отклик и предложение! Я переслал Ваше сообщение автору статьи В.А.Дудину. Надеюсь на ваше взаимное сотрудничество. С уважением, Иустин.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.