Священники Успенские

Солигалич, священники, Успенские, репрессии, Коровново, история, краеведение,В.А. Дудин. УСПЕНСКИЕ – СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ ПРЕОБРАЖЕНСКОЙ ЦЕРКВИ с.КОРОВНОВО Солигаличского уезда.

 

В статье рассказывается о священнослужителях Преображенской церкви с. Коровново Солигаличского уезда, — Успенских. Первый, кто начал службу в этой церкви из поколения Успенских — Константин Саввич Успенский, которому в 2020 году исполняется 200 лет со дня  рождения. Во время его служения, в 1847 году в Коровнове и в уезде появляется одна из первых школ Министерства государственных имуществ. Службу после его смерти продолжил сын – Афанасий Константинович Успенский. При его содействии в 1884 году была открыта Коровновская церковно-приходская школа. У стен Преображенской церкви в с. Коровново они и похоронены. В статье мы видим, что до самого закрытия церкви в 1930-х годах, прослеживается линия Успенских в других священнослужителях — Птицыных, Лебедевых, Успенских.

 

В 2020 году исполняется 200 лет со дня рождения Константина Саввича Успенского, священника Преображенской церкви с. Коровново.

Константин Саввич родился в 1820 году, в 1836 году окончил Солигаличское духовное училище, а в 1842 году Костромскую духовную семинарию. Священником к Преображенской церкви был рукоположен около 1843 года и продолжал службу до 1878 года, пока по состоянию здоровья не вышел за штат.   1 сентября 1882 года, в возрасте 62 лет, Константин Саввич скончался и похоронен у стен Преображенской церкви [1].

В семье Константина Саввича Успенского и его жены Анны Алексеевны родились 8 детей, все в дальнейшем получили образование.

Екатерина, родилась в 1844 году, в дальнейшем была в замужестве за Павлом Симеоновичем Крыловым, псаломщиком Успенской церкви села Сенная Чухломского уезда. Крылов был женат дважды. Первая жена, Надежда Алексеевна Зиновьева, родив девятерых детей, умерла от «простуды». А вторая жена — Екатерина Константиновна родила еще троих сыновей — Флегонта, Дмитрия, Константина. Скончалась Екатерина в 1920 году [2].

Павел, 1845 г.р., служил псаломщиком в Николаевской церкви с. Николо-Жуково Солигаличского уезда, умер 26. 10. 1899 года. Одна из дочерей Павла Константиновича – Серафима, 1867 г.р. вышла замуж за псаломщика Преображенской церкви с. Коровново – Василия Васильевича Птицына. В их семье в Коровнове родились дети: Иоанн, ок. 1887 г.р., Николай, 1889 г.р. [3] и 22 февраля 1894 года по ст. ст. — Алексей, в будущем священник в селе Ида Чухломского уезда (Судайского района Костромской области) [4]. В 1937 году Алексей Васильевич был осужден за контрреволюционную деятельность и приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор приведен в исполнение 17 ноября 1937 года. На стене Покровской церкви с. Коровново установлена мемориальная доска, в память об этом событии.

Афанасий, 1847 г. р., стал священником Преображенской церкви с. Коровново.

Евгений, 1848 г.р. был служащим Костромской казначейской палаты. Умер в Коровнове 1 октября 1918 года, в возрасте 70 лет [5].

Алексей,1849 г. р. состоял на службе в Костромском губернском правлении, был женат.

Петр,1854 г. р. служил причетником в одной из церквей Санкт-Петербурга, и был холост.

Сергей, 1857 г. р. письмоводитель у директора народных училищ в г. Костроме, в 1884 году был холост  [6].

Варвара, 1855 г. р., в дальнейшем вышла замуж за причетника Трехсвятительской церкви с. Одноушево Солигаличского уезда Алексея Васильевича Любимова. В их семье были дети:   Глафира, ок. 1879 г. р., Юлия, ок. 1891 г.р. [7], Петр, 1884 г. р., священник Успенской церкви с. Солда Солигаличского уезда и Василий, 1896 г. р. —  в 1916 году находился в действующей армии [8].   К 1926 году Варвара Константиновна, как и её муж, будучи уже священником указанной церкви были лишены избирательных прав [9].

Известно, что вдова священника Константина Саввича – Анна Алекссевна, в 1890 году проживала в с. Коровново, в то время ей было 70 лет [10].

После кончины Константина Саввича Успенского, службу в Преображенской церкви с. Коровново продолжил его сын – Афанасий Константинович.

Афанасий, в 1862 году окончил Солигаличское духовное училище. В 1868 году, после окончания высшего отделения Костромской духовной семинарии по курсу философии, был определён на место дьячка к Воскресенской церкви с. Перепелицино Нерехтского уезда. В этом уезде он бракосочетался с Анной Иоанновной Флёровой, 1850 г.р. старшей дочерью Иоанна  Антоновича Флёрова, священника Знаменской церкви села Ивановское. Брат Анны – Алексей Флёров долгое время был священником Архангельской церкви с. Контеево Буйского уезда [11]. 27 января 1873 года Афанасий Успенский рукоположен в диаконы той же церкви.

С 19 июля 1878 года Афанасий Успенский — священник Преображенской церкви с. Коровново. Почти 10 лет о. Афанасий служил в Коровнове, 5 ноября  1887 года, в возрасте 40 лет, после тяжелой болезни он скончался и 8 ноября  похоронен у стен Преображенской церкви.  Чин погребения совершали протоиерей Николаевской церкви с. Верховье Александр Каллистов, священник Николаевской церкви с. Лосево Иоанн Гарский, священник Успенской церкви с. Солда Владимир Ильинский, диакон той же церкви Александр Знаменский и псаломщик Преображенской церкви с. Коровново Василий Птицын  [12].

В семье Афанасия Константиновича и Анны Иоанновны было семеро детей.

Евдокия (Лебедева), родилась 21 февраля 1875 года, в 1892 году вышла замуж за Александра Павловича Лебедева. К тому времени Лебедев окончил КДС, и по его просьбе 15 августа 1892 года был рукоположен во священники Преображенской церкви с. Коровново. В их семье была одна дочь — Екатерина, 1894 г. р., которая окончила Митино-Верховскую ЦПШ Солигаличского уезда, Солигаличскую 2-классную женскую гимназию и преподавала в Самыловском народном училище Солигаличского уезда (в 5 верстах от Коровнова – В.Д.) [13]. Александр Павлович Лебедев умер в с. Коровново 15 июня 1920 года, похоронен у стен храма [14].

Константин, родился 4 сентября 1876 года, бухгалтер казначейства 2-го разряда в Ветлужском уезде, затем служил в Солигаличском казначействе, его женой была Екатерина Семеновна Дружинина, 1878 г.р., дочь священника Николаевской церкви с. Верховье Солигаличского уезда Дружинина Симеона Иоанновича. Известно, что в январе 1930 года Константин проживал в Солигаличе на ул. Окружной, 22 и был членом – учредителем Воскресенской религиозной общины при Воскресенской церкви [15].

Татиана (Капустина), родилась 6 января 1878 года, окончила училище при Костромском Анастасиевом женском монастыре, в замужестве за священником Троицкой церкви с. Воронье Галичского уезда Иоанном Андреевичем Капустиным.

Иоанн, родился 3 октября 1884 года, окончил СДУ, затем КДС. С 1905 года по 1930-е годы был священником Николаевской церкви с. Лосево Солигаличского уезда и до 1918 года законоучителем в Лосевском и Самыловском (с 1914 г.) земских училищах. Жена: Серафима Иоанновна, 1884 г.р., дочь бывшего священника Николаевской церкви с. Лосево Иоанна Иоанновича Гарского. К 1915 году Иван Афанасьевич вдов. В 1926 году числится в списках, лишенных избирательных прав [16]. В их семье были дети: Ольга, род. 25.06.1908 г. и Анатолий, род. 19.08.1909 г. [17]. Дети Анатолия Успенского и внуки о. Афанасия Успенского – Ольга, Игорь и Михаил Успенские в настоящее время проживают в Костроме.

Петр, родился 3 октября 1885 года, окончил СДУ, затем КДС,  помощник смотрителя Чебоксарского духовного училища Казанской епархии.

Александра, в 1893 году 13 лет, окончила Ярославское епархиальное женское училище. После окончания училища преподавала в Митино Верховской ЦПШ Солигаличского уезда, а затем в Александровском женском 2-х классном училище г. Солигалича [18].

Анна, последняя дочь о. Афанасия, родилась 14 февраля 1888 года, уже после его смерти, была в замужестве за священником Вознесенской церкви с. Суна Нолинского уезда Вятской епархии Александром Ювенским [19].

Известно, что в 1915 году вдова о. Афанасия Успенского — Анна Иоанновна Успенская, проживала в с. Коровново, в семье священника Александра Лебедева, ей было 62 года [20].

Солигалич, священники, Успенские, репрессии, Коровново, история, краеведение,

Дом, в котором жили священники в с. Коровново

В бытность священства Константина Саввича Успенского, Министерство государственных имуществ в 1847 году в Коровнове открывает одну из первых в Солигаличском уезде сельскую народную школу, переведенную позднее в Гнездниково (в 10 верстах от Коровнова, рядом с Солигаличем – В.Д.). В 1848 году здесь обучались 43 ученика, в 1850 – 59 учеников, в 1852 – 30 учеников, в 1854 —  28 учеников, в 1856 и 1858– по 24 ученика. Школа просуществовала, примерно, до 1860 года [21].

Более 20 лет в Коровнове, при храме существовала школа грамоты, пока 15 ноября 1884 года, при содействии священника Афанасия Константиновича Успенского, не открыли церковно-приходскую школу.

Солигалич, священники, Успенские, репрессии, Коровново, история, краеведение,

Бывшая церковно-приходская школа в с. Коровново. Фото 2018 г.

 

В 1887 году, при инспектировании Костромской епархией церковно-приходских школ уезда в отчете о деятельности Коровновской ЦПШ была сделана запись: «…Законоучителем школы состоял известный священник Афанасий Успенский, который перед осмотром школы за три дня был погребен. Труженик-законоучитель скончался от тяжелой болезни, оставив большое семейство. Грустно было смотреть на собравшихся в школу деток, лишившихся своего законоучителя, между которыми были и его родные дети… Должны благодарить Бога за то, что Он посылает таких тружеников, которые без всякого почти вознаграждения с усердием несут труд народного образования, и сказать спасибо тем, которые по мере сил своих заботятся о благоустройстве школьных зданий и о поощрении учителей…» [22].

25 августа 1895 года школу и церковь в Коровнове посетил епископ Костромской и Галичский Виссарион (в миру Василий Петрович Нечаев) [23], а в марте 1898 года —  Иван Михайлович Леонтьев, костромской губернатор [24].

В 1923 году священником Преображенской церкви с. Коровново назначен отставной офицер, подпоручик царской армии Николай Петрович Успенский. Прямое родство с указанными выше Успенскими не установлено, но, интересно то, что женой его стала Екатерина Александровна Лебедева, внучка священника Афанасия Успенского и дочь священника Преображенской церкви с. Коровново Александра Лебедева и его жены Евдокии Афанасьевны (Успенской).

Николай Петрович Успенский был последним священником в с. Коровново. Родился он 30 апреля 1893 года в многодетной семье псаломщика Георгиевской церкви с. Митино Верховье Солигаличского уезда Петра Ивановича Успенского и его жены Екатерины Алексеевны. Николай Петрович был восьмым ребенком, из десяти имевшихся в семье Петра Успенского  [25].

В 1915 году Николай окончил полный курс КДС во втором разряде и назначен псаломщиком Рождественского собора г. Солигалича [26]. 12 января 1916 года с должности псаломщика уволен [ 27].

Принимает участие в Первой мировой войне в звании подпоручика царской армии, некоторое время — в гражданской войне в должности зам. начальника штаба. В 1919 году Николай Петрович числится в списках лиц Солигаличского уездного исполкома  [28].

В 1919 году Николай Петрович и Екатерина Александровна – учителя в школах Нероновской и Корцовской волостей [29]. В дальнейшем, до 1923 года Николай Петрович — инструктор Всевобуча (всеобщее военное обучение граждан – В.Д.) в Солигаличском районе, а его жена – учительница начальных школ района.

В 1924 году, будучи священником, лишен избирательных прав, а его хозяйство отнесено к кулацким. Он же числится в списках «лишенцев» и в 1926 — 1927 годах. [30].

В конце 1929 года, в связи с высоким обложением налогами при сдаче хлебопродуктов, он отказывается от сана и перестаёт проводить службы в Преображенской церкви [31]. В марте 1930 года на заседании президиума Солигаличского райисполкома Николай Успенский был исключен из списка кулацких хозяйств [32]. Последним, что удалось установить, на 30 декабря 1930 года Николай Петрович Успенский – военнообязанный, состоял на учете тылового ополчения Солигаличского района, и проживал в с. Коровново Борисовского сельсовета [33].

Екатерина Александровна, его жена, в 1926 году тоже была лишена избирательных прав [34]. В мае 1930 года она обращается с ходатайством в Солигаличский райисполком о восстановлении её в избирательных правах. Согласно протоколу комиссии по рассмотрению заявлений граждан Солигаличского района, было предложено Борисовскому сельскому совету «исключить Успенскую Е. А. из списка лиц, лишенных избирательных прав» [35]. Однако, не установлено, была ли она исключена из этих списков.

Дальнейшая судьба Николая Петровича Успенского после декабря 1930 года, также как и его жены Екатерины Александровны, не известны.

К апрелю 1930 года Преображенская и Покровская церкви в с. Коровново оставались действующими, но из-за отсутствия в них служителей культа службы, почти, не проводились [36].

Несмотря на это, церковная община «Преображенская» неоднократно обращалась в Административный отдел Солигаличского райисполкома (РАО) о разрешении проведения в храме службы (в то время такое разрешение необходимо было получить у новой власти). Так, согласно заявлению жителей Коровнова и Плоскова, Административный отдел разрешил провести богослужение в храме 12 июля 1930 года священнику Успенской церкви с. Солда Петру Алексеевичу Любимову (как мы помним, его отец – Алексей Любимов, диакон, священник Трехсвятительской церкви с. Одноушево был женат на дочери Константина Успенского – Варваре). А 12 сентября 1930 года богослужение в Преображенской церкви проводил священник Петропавловской церкви г. Солигалича – Андрей Николаевич Ардентов [37].

В августе 1935 года из Преображенской церкви с. Коровново были изъяты последние предметы культа из драгоценных металлов в размере 5,1 кг. А, в целом, по церквям района за этот период конфисковано 125,3 кг [38].

В июне 1937 года президиум Солигаличского райисполкома Ярославской области принимает решение о расторжении договора с религиозной общиной с. Коровново и о закрытии каменной церкви Покрова Пресвятой Богородицы: «…закрыть с приспособлением здания церкви под клуб для обслуживания кадровых рабочих Коровновского лесоучастка и окружающих колхозов Борисовского сельсовета» [39].

25 июля 1937 года аналогичное решение принимается и о сносе деревянной Преображенской церкви села Коровнова, в которой находились мощи преподобного Александра Вочского. К тому времени церкви было уже более 150 лет, без ремонта она стала разрушаться, а церковной общине села, насчитывающей менее 40 человек, помощи от новой советской власти естественно ждать не приходилось. Последним пунктом протокола предписывалось: «поручить районному отделу народного образования установить наличие в здании предметов старины и документов для использования их в работе краеведческого музея [40].

В конце 1937 года древняя деревянная церковь Преображения, отмечавшаяся во многих источниках по истории церквей северо-запада России как уникальная в архитектурном стиле, была разобрана местными жителями и распилена на дрова.

Преображенская церковь, Солигалич, священники, Успенские, репрессии, Коровново, история, краеведение,

Преображенская церковь в с. Коровново. Фото С. А. Орлова нач. XX в. Фотоархив ИИМК РАН.

 

Описание интерьера Преображенской церкви в 1904 году было сделано Б.И. Дунаевым, действительным членом Императорского Московского археологического общества: «Деревянный Преображенский храм села Коровнова стоит на месте упразднённой Александровской пустыни. Поднявшись по невысокому крылечку, мы входим на галерею храма; небольшая дверь с массивными косяками ведет нас в трапезу, по стенам которой поставлены тяжелые с резными подзорами, лавки. Сам храм невелик и поражает, прежде всего, необыкновенной белизной пола, стен и потолка, который затейливо устроен в «елочку». Стены церкви оставлены в своем естественном виде и только подле иконостаса есть несколько полиц с иконами. Небольшой иконостас отделяет алтарь от храма – он примитивной рамочной формы, и только царские врата в нем резные, тонкой хорошей работы. Иконостас имеет много древних икон, перенесенных в него из прежде стоящих на этом месте храмов; сооружен он, согласно витиеватой на нем надписи при Екатерине II. Ценность его заключается в том многократном ансамбле, который слагался десятилетиями. Храм внутри сохранился прекрасно. Здесь всё говорит о прошлом. Сосуды оловянные, хоругви деревянные и железные, деревянные подсвечники, старые ризы, Евангелие, пожертвованное князем Воротынским, — всё говорит о старине. В дьяконнике сохранилась слюдяная старинная рама прежних храмов. В ризнице есть очень старые ризы ручной работы. Справа под храмом почивают мощи основателя Александровской пустыни на реке Воче, преподобного Александра Вочского. В храме имеется его образ в ризе, низанной жемчугом, прекрасной работы».

В том же исследовании Дунаев пишет: «Интересную попытку осуществления идеи – «стремления ввысь» — представляет собой церковь села Коровново Солигаличского уезда, поставленная над мощами преподобного Александра Вочского, чудотворца, игумена бывшей здесь в древности Александровой пустыни. Она в своем целом является комбинацией ряда четвериков, несущих на себе обычный верхний восьмигранник с репейчатой небольшой главкой. В связи с церковным зданием стояла деревянная же колокольня, но теперь от неё осталось только основание, служащее крыльцом для церкви; алтарная часть её срублена высоким, но узким прямоугольником» [41].

Вторая каменная церковь — Покровская, до 1938 года оставалась действующей. В 1939 году по решению сельского совета церковь передают Солигаличскому леспродторгу под склад для хранения зерна, отказавшись от первоначальной идеи разместить здесь клуб. В 1940 году с колокольни снимают купольное перекрытие, и её приспосабливают под дозорную пожарную каланчу [42].

При Покровской церкви числилось 6 колоколов весом в 193 пуда 02 фунта, или 3088 килограммов. Причем, главный колокол весил 103 пуда [43].

Таким образом, святыни дававшие людям многие годы веру и надежду на будущее, были поруганы и уничтожены. На месте монастыря долгое время оставался в руинах только каменный Покровский храм, находившийся в нескольких метрах от места погребения преподобного Александра Вочского.

Но, к счастью, время изменяется в лучшую сторону. С 2008 года начался многотрудный путь возрождения святой обители. В церкви Покрова Пресвятой Богородицы, оставшейся единственным свидетелем былой жизни Преображенского монастыря, с 2012 года стали проводиться богослужения.

 

Источники:

[1] ГАКО. Ф. 130. Оп. 9. Д. 2246. 1884 г.

[2] Дружкова Т. А. /Орлеанские, Крутиковы, Крыловы, Иорданские. Электронный ресурс – режим доступа: kostromka.ru.

[3] ГАКО. Ф. 130. Оп. 9. Д. 2263. 1889 г.

[4] ГАКО. Ф. 56.  Оп. 16.  Д. 22.  Л.Л. 138 об – 139.

[5] МК Преображенской церкви с. Коровново. ГАКО.  Ф. 56. Оп. 16. Д. 33.

[6].ГАКО. Ф. 130. Оп. 9. Д. 2246. 1884 г.

[7] ГАКО. Ф-130. Оп.9. Д. 2311. 1900 г.,

[8] ГАКО. Ф-130. Оп.9.Д. 2381. л.л. 75 об. – 77. 1916 г.; КЕВ. 1912. № 15. С. 278.

[9] ГАКО. Р-647. Оп. 2. Д. 2. л. 76 – 81; ГАКО. Р-235. Оп. 2. Д. 14. Л.Л. 30-43.

[10] ГАКО. Ф. 130. Оп. 9. Д. 2267. 1890 г.

[11] Богомолова Алена, ученица 10 класса, село Контеево. 2014.// Династия рода Флёровых.

[12] МК Преображенской церкви с. Коровново. ГАКО. Ф. 56. Оп. 16. Д. 30. 1885 – 1899 гг.

[13] ГАКО. Ф. 130. Оп. 9. Д. 2324. 1902 г; ГАКО. Ф. 130. Оп. 9. Д. 2377. 1915 г.

[14] Из архива семьи Солдовских г. Солигалич.

[15] ГАКО. Р-559. Оп. 4.  Д. 5. Л. 52.

[16] ГАКО. Ф. Р-647. Оп. 2. Д. 2. Л. 76 – 81.

[17] ГАКО. Ф. 130. Оп. 9. Д. 2377. 1915 г.

[18] ГАКО. Ф. 130. Оп. 9. Д. 2283. 1893 г. МК Преображенской церкви с. Коровново. ГАКО. Ф. 56. Оп. 16. Д. 30. 1885 – 1899 гг. ГАКО. Ф. 130. Оп. 9. Д. 2324. 1902 г. Народные училища Костромской губернии. Отчеты дирекции за 1912 – 1916 годы. Отчеты Солигаличской уездной земской управы за 1905 – 1915 годы. Костромской календарь на 1901 год.

[19] МК Преображенской церкви с. Коровново. ГАКО. Ф. 56. Оп. 16. Д. 30. 1885 – 1899 гг.

[20] ГАКО. Ф. 130. Оп. 9. Д. 2377. 1915 г.

[21] Очерк развития народной школы в Костромской губернии.- Кострома: Губернская типография, 1913 г. – С. 11, 1.

[22] КЕВ.1888.  №11. С. 403 — 404.

[23] КЕВ. 1895. № 23.  С.535-541.

[24] КЕВ.  1898.  № 7. С. 220.

[25] ГАКО. Ф. 130. Оп. 9.  Д. 2361. 1910 г.

[26] ГАКО. Ф. 130. Оп. 9. Д. 2379. Л.Л. 12об – 14. 1915 г.; КЕВ. 1915.  № 10. С. 214.

[27] КЕВ. 1916. № 3. С. 1.

[28] ГАКО. Р. 678. Оп. 4. Д. 5. Л.Л. 359 – 364 об.

[29] ГАКО. Р. 678. Оп. 4. Д. 5. Л.Л. 359 – 364 об.

[30] ГАКО. Р. 647. Оп. 2. Д. 2. Л.Л. 7-10, 85 – 88. 1926 г.; ГАКО. Р. 235. Оп. 2. Д. 14.  Л.Л. 30 – 43. 1927 г.

[31] ГАКО. Р. 559. Оп. 4. Д. 9. Л. 113.

[32] ГАКО. Р. 559. Оп. 4. Д. 8. Л.Л. 26 —  26 об.

[33] ГАКО. Р. 559. Оп. 4. Д. 7. Л.Л. 33 – 33 об. 30. 12. 1930 г.

[34] ГАКО. Р. 647. Оп. 2. Д. 2. Л.Л. 7-10, 85 – 88. 1926 г.; ГАКО. Р. 235. Оп. 2. Д. 14.  Л.Л. 30 – 43. 1927 г.

[35] ГАКО. Р. 559. Оп. 4. Д. 9. Л. 6.

[36] ГАКО. Р. 559. Оп.4.  Д. 5. Л.Л. 17, 18, 391.

[37] ГАКО. Р. 559. Оп.4. Д. 5. Л.Л. 178, 281, 282.

[38] ГАКО. Р. 559. Оп. 4. Д. 99. Л. 48.

[39] ГАКО. Р-559. Оп. 4. Д. 124. Л. 109 об.

[40] ГАКО. Р. 559. Оп. 4. Д. 124. Л. 135.

[41] Дунаев Б.И. Деревянное зодчество северо-востока Костромской губернии. 1915. С. 16; Дунаев Б.И. Русское искусство в памятниках Северо – Востока. 1909. С. 12.

[42] ГАКО. Р-559. Оп. 4. Д. 31. Л. 135.

[43] ГАКО. Р. 559. Оп. 4. Д. 16. Л.Л. 23 – 24.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.