200 лет Преображенской церкви

Солигалич, храм, Преображение, 200 лет храму,200 ЛЕТ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОЙ ЦЕРКВИ г. СОЛИГАЛИЧА. Дудин В.А.

Солигалич, храм, Преображение, 200 лет храму,

Спасо-Преображенский храм. г.Солигалича

200 лет назад, в 1821 году была сооружена каменная Преображенская церковь в г. Солигаличе. Об этом историческом событии мы и повествуем.

Никольская и Преображенская (главная) церкви г. Солигалича располагались в месте, называемом Наволок (наносная земля) – на правом берегу реки Костромы. Предшественниками каменных храмов были деревянные церкви XVI – XVII вв. Никольская шатровая деревянная церковь известна по документам с 1614 года. В Дозорной книге г. Солигалича за 1614 год сказано: «На посаде же на Волоке храм вверх шатром о пяти верхах во имя великомученика Николы, а в нем три престола, престол Козьмы и Демиана, да престол Флора и Лавра, да престол Воскресения отца нашего Иисуса Христа, да в нем престол во имя Благовещения Пречистой Богородицы, да у тех храмов колокольница вверх рубленая о восьми стенах, а на ней три колокола, во храме образы и свечи и книги и сосуды церковные всё строение мирское, а около тех храмов ограда древянная да против Никола Чудотворца храм с трапезою теплый клецки во имя великомученицы Пятницы, а во храму образы и свечи и книги и всякое церковное строение, все мирское, а колокол один невелик»  [1].

В Переписной книге г. Солигалича за 1628 годом имеется следующая запись: «Новолоцкая улица. На Наволоке церковь студена во имя чудотворца Николая шатровый вверх да в той церкви два придела, придел чудотворцев Козьмы и Дамиана да другой придел Флора и Лавра да другая церковь теплая с трапезою деревянная клецки во имя Преображения да в той же церкви придел на левой стороне Благовещения». Первые Никольские храмы были деревянные и не раз горели. В 1664 году Никольская церковь была уничтожена пожаром и вскоре заменена новой, также сгоревшей в 1681 году. В Солигаличском летописце за 1664 г., на которые ссылается протоиерей И.Я. Сырцов, о Никольской церкви мы находим следующее сказание: «Лета от Рождества Христова 1664 г. июня в 14 день у Соли Галицкой у Николы Чудотворца на Наволоке загорелась церковь, в полдень от молнии, а была церковь деревянная, шатровая, высотой 33 сажени -?, и сгорела в 3 часа. На том месте вскоре поставили новую церковь о 5 главках; но и та церковь в 1681 г. июня 4 числа сгорела от свечи; сгорели при этом и колокольня и вся утварь, иконы и ризы». В 1688 году на месте сгоревшей была возведена каменная церковь Николая Чудотворца с каменной колокольней и освященная в 1694 году. В 1696 году к церкви были пристроены приделы Флора и Лавра (северный) и Козьмы и Дамиана (южный). Росписи в интерьере были исполнены в 1749 г. В 1644 г. упоминается Никольский поп Иван, в 1646 г. попы Иван да Ларион, да диакон Фома [2].

На том месте, где сегодня стоит Преображенская церковь, в 1674 году была построена новая деревянная церковь во имя Преображения Спаса с приделами во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и Вознесения Господня. Об этом историческом факте мы узнаем из челобитной попа Федора Федорова и старосты церкви Тимофея Петрова Мачехина, которые писали 27 января 1735 года в синодальный патриарший приказ: «В прошлом 7182 году (1674 год – В.Д.) по благословению митрополита Сарского и Подонского Павла III и Великого Государя Алексея Михайловича всея Руси построена теплая деревянная церковь в Соли Галицкой на посаде во имя Преображения Спаса с приделами Благовещения Пресвятой Богородицы да Вознесения Господня. В этой церкви служили с 1674 года по сей 1735 год и церковь весьма обветшала и служить в ней за ветхостью никак невозможно, и просим, чтобы Великий Государь указом повелел старую ветхую церковь с приделами разобрать и на этом месте построить новую теплую каменную церковь во имя Преображения Спаса с теми же приделами». Преосвященный архиепископ Ростовский и Ярославский Иоаким на прошении попа Федора Федорова 31 января 1735 года пишет: «Дать указ о строении каменной церкви с приделами». 5 февраля 1735 года указ был подписан: «Деревянную церковь Преображения Спаса разобрать и на том церковном месте вновь церковь каменную построить во имя Преображения Господня с приделами Вознесения Господня да Благовещения Пресвятой Богородицы». В 1703 году в галицких переписных книгах при Преображенской церкви записаны попы Андрей Васильев, Степан Тимофеев и диакон Федор Иванов. сенных покосов по р. Костроме 24 копны, в приходе 215 дворов. В 1723 году в Преображенской церкви служили поп Лев Дмитриев, дьячок Федос Федосов, пономарь Федор Никитин. В 1735 году в писцовых галицких книгах записано: «Церковь Преображения Спаса с приделом Николая чудотворца у Усольской десятины 3 двора поповых, да двор диаконов, в приходе 317 дворов. В 1736 году упоминается поп Федор Федоров и диакон Федор Андреев [3].

Однако сведений о том, что церковь в те годы была построена, не имеется, по-видимому, разрешением на строительство не воспользовались, либо построили небольшую каменную церковь, которую затем разобрали.

Большой, сравнительно, приход (состоял из более, чем трехсот дворов городских и сельских), владеющей значительной частью города, всегда приносил храму доходы достаточные для безбедного существования. Кроме того, были построены дома для попов и двор диаконов, двор пономарей и келья просфорни.

Солигалич, храм, Преображение, 200 лет храму,

Николаевская (слева) и Преображенская церкви г. Солигалича. Фото С.А. Орлова нач. XX в. Фотоархив ИИМК РАН.

И только в 1821 году при усердии прихожан, рядом с Никольским храмом, был сооружен зимний каменный Преображенский храм с приделами Благовещения и Вознесения, существующий и поныне. Проект церкви исполнил губернский архитектор Н.И. Метлин, а подрядчиком выступал нижегородский крестьянин П.Г. Трухин [4].

В 1863 году Преображенская церковь имела три престола: а) во славу Преображения Господня, б) Вознесения Господня, в) в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а Николаевская два: г) в честь святителя Николая, д) в честь святых Космы и Дамиана. Церковный причт Преображенской церкви (в комплексе с Никольской) состоял из двух священников, диакона, двух дьячков и двух пономарей. Церковной земли по документам не значилось. В приходе Преображенской церкви в 21 селении и 157 дворах проживали 675 прихожан мужского пола и 828 женского. Приходские селения были расположены до десяти верст от храма, в двух деревнях имелись две деревянные часовни [5].

К 1898 году в приходе церкви насчитывалось 268 дворов, в них 940 прихожан мужского пола и 1057 женского, в том числе в приходе Солигалича находилось 89 дворов, в них 657 прихожан обоего пола, а в 21 деревне в 179 дворах проживали 1340 человек [6].

К 1911 году обе церкви были обнесены каменной оградой с железными решетками.  Преображенская церковь относилась к 1-му Солигаличскому благочинническому округу.  Церковный причт состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков. Проценты с капитала в разных банковских бумагах исчислялись в сумме 4186 рублей, из которых на приобретение колокола отчислялось 1000 рублей. Доход священнослужителей от богослужения, крещения, венчания, отпевания и проч. составлял от 1500 до 2000 рублей. Члены причта, кроме диакона, проживали в церковном доме, диакон — в съемном доме, получая от причта квартирные деньги. В приходе Преображенской церкви насчитывалось 21 селение, в них 1058 мужчин и 1209 женщины. В 1911 году в приходе имелась одна Легитовская церковно – приходская школа [7]. Таким образом, количество прихожан Преображенской церкви г. Солигалича с 1503 человек в 1863 году возросло до 2267 человек в 1911 году, или на 764 человека.

В 1895 году, благодаря стараниям священника Преображенской церкви Феодосия Успенского, в д. Легитово, при Преображенской церкви была открыта Легитовская школа грамоты. Феодосий Успенский и стал её первым заведующим. Школа открылась в крестьянском доме, помещение которого церковь снимала в аренду. Попечителем школы грамоты стал солигаличский купец Василий Васильевич Собенников, а законоучителем священник Михаил Белоруссов. Известно, что в первый учебный год должность учителя занимал Александр Успенский, сын Феодосия Успенского, он в 1882 году окончил Костромскую духовную семинарию. В следующем 1896 — 1897 учебном году учителем школы был Иван Беляев, окончивший Костромское уездное училище. В первый учебный год в школе обучались 11 мальчиков, во второй – 16 мальчиков и 8 девочек [8].

К 1905 году школу грамоты преобразовали в Легитовскую церковно-приходскую школу, и она просуществовала до 1917 года. В 1909 — 1910 учебном году законоучителем школы был священник Николай Солдовский, а учителем в 1909 – 1915 гг. Александра Шабарова [9]. В 1914 году она была награждена серебряной медалью на Александровской ленте «За усердие» для ношения на груди.

Священнослужители и церковнослужители Преображенской церкви

в 1821-1822 гг.

священник Роман Хрящев, 34 года, учитель приходского училища;

диакон Матфей Изюмов, 30 лет, депутат училищного совета;

дьячок Ефим Митинский, 32 года;

дьячок Федор Казаринов, 29 лет;

пономарь Макар Соколов, 33 года;

пономарь Василий Ильинский, 17 лет [10].

 

По состоянию на 11 мая 1933 года на колокольне Преображенской (Никольской) церкви г. Солигалича были 9 колоколов, весом 450 пудов 3 фунта. Вскоре их сняли и отправили на переплавку [11].

В начале XVII века старостой церкви упоминается Пантелей Колвонин, до 1663 г. старостой был Филипп Данилов, после 1663 г. — Герасим Тюкалов, в 1737 г. упоминается Тимофей Мачихин. Позднее старостами церкви долгое время были купцы Собенниковы, они многое сделали и для процветания храма: Собенников Николай Николаевич (в 1887 — 1898 гг.) [12]; Собенников Николай Васильевич (в 1912 – 1914 гг)., 55 лет в 1912 г [13]; Собенников Алексей Васильевич (в 1914-1917 гг.), потомственный почетный гражданин, в 1916 году, 44 года [14].

Священнослужители Преображенской церкви

по состоянию на 1 апреля 1931 года:

Белоруссов Михаил Петрович, протоиерей;

Березовский Николай Васильевич, протоиерей;

Перов Владимир Николаевич, диакон;

Добров Павел Иванович, псаломщик [15]. Все они числились в списках лишенных избирательных прав.

 

Церкви, после 1935 г. почти перестали осуществлять службы, а священники подверглись репрессиям. В 1930-х гг. церковная ограда была разобрана, тогда же с приспособлением Никольского храма под электростанцию, было уничтожено его завершение и своды. В июне 1984 г. из-за неравномерной осадки фундамента рухнула колокольня. В настоящее время в Никольском храме размещается детский православный центр «Солоница», существует интересный музей, где собраны разнообразные предметы русского быта, от конских упряжек до ткацких станков. На занятиях детей обучают для чего эти предметы приспособлены и как ими пользоваться…

Многие десятилетия Преображенский храм находился в запустении и постепенно разрушался, внутри практически оставались лишь стены и опорные колонны, весь пол был снят. Работы по восстановлению храма по благословению архиепископа Костромского и Галичского Александра начались летом 2001 года, а к ноябрю храм был полностью отремонтирован и готов к богослужению. Под полом храма работала печь и, несмотря на ноябрьские холодные дни в помещении было тепло. Все было сделано руками прихожан и священников Александра Смирнова и Николая Андреянова.

22 ноября 2001 года, в день памяти иконы Божией Матери «Скоропослушница», архиепископ Костромской и Галичский Александр освятил возрожденный Спасо-Преображенский храм для возобновления богослужения.

Вот уже 20 лет, в храме вновь идут богослужения, совершаются Таинства, идет приходская жизнь. При храме работает духовный центр «Солоница», летние группы отдыха для православных детей. Обо всем этом можно прочитать на страницах нашего сайта.

То, что восстановлено и построено своими руками – будет уверенно жить и дальше, нарастая делами и событиями. Ведь, храм – это и дом Божий, и дом — людским душам!

Поздравляем прихожан храма, и всех православных солигаличан – с нашим престольным праздником Преображения Господня! Призываем Божие благословение на всех вас! Пусть Господь в этот день призрит особо на нас —  коснется сердца каждого человека, входящего в храм. Ведь, чем больше молитв ко Господу, чем искреннее, и просты они – тем больше Господь на них откликается и подает просимое!..

С праздником Преображения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа!

Источники:

[1] Дозорная книга г. Солигалича за 1614 год

[2] КЕВ. 1900. № 23. С. 673 – 679 //Сырцов И.Я. Древние памятники самозащиты и благочестия граждан г. Солигалича.; Материалы для истории Костромской епархии. Вып. 1: Галичская десятина с пригороды Солигаличем, Судаем, Унжею, Кологривом, Парфеньевым и Чухломою жилых данных церквей 1628-1710 и 1722-1746 гг. Кострома, 1895. С. 153-154

 [3]  Материалы для истории Костромской епархии. Вып. 2: Солигаличская и Унженская десятины жилых данных церквей 1680-1710 и 1722-1746 гг. Кострома, 1900. С. 21-22, 54 – 57.

 [4]   Памятники архитектуры Костромской области. Выпуск 4. Кострома, 2002 г. С. 101.

 [5] Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. Составитель Иоанн Беляев. С.-Птб. 1863. С.269

 [6] КЕВ. 1900. № 23. С. 678 //Сырцов И.Я. Древние памятники самозащиты и благочестия граждан г. Солигалича.

 [7] Краткие исторические сведения о приходских церквях Костромской епархии. Кострома 1911. С. 298.

 [8] Отчеты Костромского епархиального училищного совета о состоянии церковных школ и школ грамоты Костромской епархии.

 [9] Костромской календарь на 1899 год. К., 1898 Справочная книжка Костромской губернии на 1910 год. К., 1910.

[10]   ГАКО. Ф.26. Оп. 1. Д. 226 к.10в. ЛЛ. 9,10, 27,29; ГАКО. Ф.26. Оп. 1. Д. 227 к.21чд.

[11] ГАКО. Ф. Р-559. Оп. 4. Д. 16. л. 47.

[12] КЕВ, 1890. № 7. С. 70.

[13] ГАКО. Ф. 130. Оп.9. Д. 2368 (1912 г.).

[14] ГАКО. Ф. 130. Оп.9. Д. 2381. ЛЛ. 33об – 34. (1916 г.).

[15] ГАКО. Ф. Р-678. Оп. 6. Д. 7. ЛЛ. 4 – 6.; ГУ ГАНИКО. Ф.26. Оп.1. Д. 207.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.