Борисоглебская церковь. г.Солигалич.

Крестовоздвиженская (Борисо-Глебская)Дудин В.А. 205 ЛЕТ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКОЙ ЦЕРКВИ Г. СОЛИГАЛИЧА

 

 

205 лет назад, в центре города Солигалича на бывшей торговой площади, была возведена Крестовоздвиженская церковь (Борисоглебская).

В Переписной книге г. Солигалича за 1628 год имеется запись: «Цикайловская улица. На посаде церковь в варницах древяна клецка с трапезою во имя великомученика Георгия, а в церкви образы ризы и свечи и колокола, и все церковное строение мирское приходных людей, а под церковью и кладбищем вдоль 26 сажен и поперек 20 сажен» [1].

   В 1628 г. упоминается церковь «святых мучеников Бориса и Глеба у соли на посаде». В июле 1644 г. «запечатана благословенная грамота по челобитью Солигалицкого с посаду Борисоглебского попа Ерофея с прихожанами на один престол Воздвижения честного креста Господня, пошлин гривна». С 1656 г. церковь велено писать: «Воздвижения честного креста Господня». С 1680 г. церковь в Усольской десятине Усольской осады Галичского уезда [2].

В 1678 г. при «церкви Воздвижения честного Креста Господня с приделами благоверных князей Бориса и Глеба на посаде» упоминаются поп Иван Ксенофонтов (он и в 1682 г.), да пономарь Васька Алексеев, во дворе поп Василий Григорьев у него сын Петрушка. 30 декабря 1705 год поп Крестовоздвиженской церкви Афонасий Евсевьев, старосты Тимофей Степанов Самин и Харлам Тибаев в патриарший казенный приказ написали прошение: «В прошлых годах у Соли Галицкой на посаде построена деревянная церковь во имя Воздвижения честного и Животворящего креста Господня, да в приделах Бориса и Глеба, да страстотерпца Георгия, и та церковь волею Божьей сгнила и обвалилась, и служить в ней стало нельзя и просим повелеть старую церковь разобрать и на том же месте построить в бревнах вновь такую же церковь  во имя Воздвижения честного креста, с приделами Бориса и Глеба и страстотерпца Георгия и о том дать благословенную грамоту». И несмотря на то, что благословенная грамота на строительство церкви была получена — потребовалось почти 14 лет, чтобы на месте старой церкви появилась новая.  Об этом событии в патриарший казенный приказ 4 марта 1719 г. сообщали староста церкви Тимофей Самин с товарищами: «По Великому Государя указу Воздвиженская церковь с приделами Бориса и Глеба да мученика Георгия построена вместо старой ветхой вновь, и к освящению изготовлена, а без указу святить не смеем и просим повелеть новую церковь с приделами освятить попу той же церкви Симеону Никифорову и дать освященную грамоту, а антиминсы прежние все в целости и новопечатные». В марте 1719 года просьба была удовлетворена, а указ об освящении церкви и новый антиминс позволили церковь освятить. В 1723 г. упоминаются поп Гавриил Матвеев, пономарь Василий Космин, дьячок Косма Стефанов [3].

В 1736 г. упоминается поп Гавриил Матфеев. 30 апреля 1808 г. в Солигаличе случился большой пожар, была утрачена и деревянная церковь, построенная еще в 1719 году: «церковь Борисоглебская сгорела до основания». В 1809 – 1816 гг. вместо сгоревшей церкви была построена новая каменная Крестовоздвиженская церковь с такой же колокольней и освящена в 1817 году. Колокольня стояла примерно в десяти метрах южнее трапезной храма. Ректор Костромской духовной семинарии (ранее протоиерей, настоятель Богородице-Рождественского собора г. Солигалича И.Я. Сырцов в 1899 году указывает, что «колокольня сильно клонится на бок» [4]. Время постройки каменной колокольни одновременно с возведением церкви в 1816 г. подтверждает и действительный член императорского московского археологического общества Б.И. Дунаев (Дунаев Б.И., с. 11). В тоже время, в некоторых источниках утверждается, что каменная колокольня была построена на рубеже 17-18 вв. (Кудряшов, с. 29; Памятники архитектуры…, с. 78).

К 1863 году Крестовоздвиженская каменная церковь имела пять престолов: а) главный, средний в холодной церкви в честь Воздвижения Креста Господня, б) правый во имя вмч. Георгия Победоносца, в) левый во имя князей Бориса и Глеба; в теплой г) правый придел в честь чудотворной Феодороской иконы Божией Матери, д) левый во имя вселенских святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Церковный причт состоял из священника, диакона дьячка и пономаря. В 10 селениях, причисленных к церкви, числились 93 двора, в них 313 прихожан мужского пола и 337 женского. Приходские селения располагались в радиусе 8 верст от храма [5].

В 1899 году приход церкви состоял, преимущественно, из сельских жителей. В городе и 16 деревнях насчитывался 161 двор, в них 385 прихожан мужского пола и 457 женского [6].

К 1911 году в штате церковного причта состояли священник, диакон и псаломщик. Доход священника от богослужения, крещения, венчания, отпевания и проч. составлял 678 рублей, диакона 452 рубля, псаломщика 226 рублей. Под колокольней, в отдельном помещении, продавали восковые свечи, деревянное масло, ладан, что приносило доход церкви от 30 до 50 рублей в год. А часть церковных подвалов передавалась в аренду для хранения зерна (хлеба) и других товаров – церковь имела доход от 30 до 80 рублей в год.   Причт проживал в церковных домах. В приходе церкви насчитывалось 16 селений, в них проживали 400 мужчин и 480 женщины [7].

В приходе Крестовоздвиженской церкви имелась Борисовская школа грамоты, переименованная 22 августа 1895 г. в Борисовскую церковно-приходскую школу. Школа находилась в пяти верстах от Солигалича в д. Борисовское Гнездниковской волости, в наемной крестьянской избе. До 1917 года заведующим и законоучителем школы был священник Павел Траянов. Светские предметы преподавали дева Параскева Васильевна Чистякова (1895 – 1896), дева Клеопатра Дробышева (1896 – 1898), Николаевская (1898 – 1899), Смухина (1899 – 1900), Павел Спасский (1900 – 1909), Николай Богоявленский с 1909 года. В 1895 — 1896 учебном году в школе обучались 21 мальчик и 10 девочек, а в следующем – 25 мальчиков и 9 девочек [8].

В 1896 – 1898 гг. церковным старостой был потомственный дворянин Купреянов Николай Ефимович; в 1911 – 1917 гг. — Смирнов Михаил Дмитриевич, в 1916 году ему было 71 год [9].

По состоянию на 20.04. 1930 года Крестовоздвиженская церковь в г. Солигаличе была закрыта (постановление Костромского РИКа № 155 от 1928 г.) [10].

Долгое время в здании Крестовоздвиженской церкви находился городской кинотеатр. А в алтарной части размещался гараж. Колокольня была разобрана в 1930-х гг. Поднятая на высоком подклете церковь, несмотря на утрату завершения, продолжает оставаться одной из ведущих доминант, формирующих панораму Солигалича. Однако, внешний вид храма сегодня удручающий, что позволяет говорить о небрежном отношении к своей культуре и истории.

 

Крестовоздвиженская (Борисо-Глебская), Солигалич, история, храм, В.АВ.Дудин,

Крестовоздвиженская церковь. Фото С. А. Орлова нач. XX в. Фотоархив ИИМК РАН.

 

Источники:

[1] Переписная книга г. Солигалича за 1628 год

[2] Материалы для истории Костромской епархии. HYPERLINK «http://elib.shpl.ru/nodes/14120″ВыпHYPERLINK «http://elib.shpl.ru/nodes/14120». 1: Галичская десятина с пригороды Солигаличем, Судаем, Унжею, Кологривом, Парфеньевым и Чухломой жилых данных церквей 1628-1710 и 1722-1746 гг. Кострома, 1895. С. 155-156.

[3] Материалы для истории Костромской епархии. HYPERLINK «http://elib.shpl.ru/nodes/14120″ВыпHYPERLINK «http://elib.shpl.ru/nodes/14120». 2: Солигаличская и Унженская десятины жилых данных церквей 1680-1710 и 1722-1746 гг. Кострома, 1900. С. 22-23.

[4] Сырцов И.Я. Древние памятники самозащиты и благочестия граждан г. Солигалича. Кострома. 1899 г. /КЕВ. неоф. ч. 1901. № 1. С. 6-9.

[5] Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. Составитель Иоанн Беляев. Санкт-Петербург. 1863. С.269.

[6] Сырцов И.Я. Древние памятники самозащиты и благочестия граждан г. Солигалича. Кострома. 1899 г.  /КЕВ. неоф. ч. 1901. № 1. С. 6-9.

[7] Краткие исторические сведения о приходских церквях Костромской епархии. Кострома 1911. С. 299.

[8] Отчеты Костромского епархиального училищного совета о состоянии церковных школ и школ грамоты Костромской епархии. Костромской календарь на 1899 год. К., 1898 Справочная книжка Костромской губернии на 1910 год. К., 1910.

[9] ГАКО. Ф.130. Оп.9. Д. 2381. ЛЛ. 54об – 55. 1916.

[10] ГАКО. Ф. Р-559. Оп. 4. Д. 5. Л. 115.

Дополнительная литература:

Дунаев Б.И. Русское искусство в памятниках северо-востока. Москва 1909 г.

Кудряшов Е.В. Солигалич. Ленинград, 1987 г., с. 29.

Памятники архитектуры Костромской области. Выпуск 4. город Солигалич, Солигаличский район. Кострома 2002.   С. 78.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.