Из истории села Гнездниково

Солигалич, Гнездниково, Дудин В.А., Сытин, история, краеведение, храм.Дудин В.А. ИЗ ИСТОРИИ ПОСЕЛЕНИЙ
СЕЛО ГНЕЗДНИКОВО СОЛИГАЛИЧСКОГО УЕЗДА

В конце XIV и начале XV вековило интенсивное внедрение ряда монастырей в солеваренную промышленность у Соли Галичской. Овладев путем вкладов и покупок колодезями и варницами, монастыри, и прежде всего — Троице-Сергиев и московский Симонов, развернули настойчивую и активную деятельность по расширению своих земельных наделов около Соли Галичской.

Первым земельным владением Троице-Сергиева монастыря у Соли Галичской было сельцо Гнездниково. Это поселение было основано, вероятно, одновременно или вскоре после основания Воскресенского монастыря (1335 г.). Известно, что в 1420 г. оно принадлежало промышленнику-солевару боярину Григорию Гнездникову, имевшему в Солигаличе соляные варницы. Около 1435 года сельцо Гнездниково, несколько наволоков и пустошей были куплены Троице-Сергиевым монастырем у Матрены Давыдовой и её сына Ивана Гнездниковых за 12 рублей и корову: «село Гнездниковское по Захарьину межу, да по речку Подакшу, да с пустошью Юрьевем …» . В это же время, в первой половине XIV в., Возникли поселения Балыново, Оглоблино, Верховье, Коровново… [1].

Но крестьяне деревень долгое время не признавали над собой власти монастыря и судились с монастырем за землю. В 1599 году царь Борис Годунов в очередном споре за землю приказал крестьянина Гнездникова Якушку Еремеева с товарищами, «за ослушание бить кнутом и после вкинуть в тюрьму». Однако часть гнездниковских крестьян находила применение своему труду на солеварнях, которые располагались близ Гнездникова — в Солигаличе и с. Борисовское [2].

Немного ранее, около 1430 г. Троице-Сергиев монастырь с Воскресенским монастырем на правом берегу реки Костромы учредил монастырский двор и даже построил монастырскую церковь Афанасия Великого. История этой церкви такова. Согласно исследованиям Н.А. Фигуровского первое упоминание о церкви относится к 1428-1432 гг. В «данной» (дарственной) Воскресенского попа Ивана Троице-Сергиеву монастырю говорится: «… да дал есмь двор у святого Афанасия и с огороды». В «судном списке» за 1495 — 1499 гг. о церкви Афанасия сказано более подробно: «…а грамоты у нас были на те земли, на Подкосово и на Мичково, да погорели. Приходили господине, татарове к Соли, да сожгли погост, да и двор монастырской, да и церковь Афонасей велики, грамоты были в церкви Офонасье великом», и далее: «…татарове выжгли погост, да и двор монастырский, да и церковь Великий Афонасей, а грамоты погорели в церкви земляные (т.е. на владение землей), на которой стоим». Таким образом, делает вывод Фигуровский, здесь речь идет о монастырском погосте Троице-Сергиева монастыря, в котором была церковь Афанасия Александрийского, при ней монастырский двор, где жили уполномоченные и слуги монастыря, управлявшие солеваренным промыслом и обширным земельным хозяйством монастыря у Соли Галицкой. А погост этот, согласно писцовой книге 16 в. (1592 — 1593 гг.), Находился: «… да у Соли Галецские на посаде живоначальные Троице Сергиева монастыря церковь Афанасия Александрийского, теплая с трапезою, деревянная, строение монастырское, а церкви образы и ризы и книги — монастырское же строение, а на церковной земле двор монастырский на берегу, на Костроме против мельницы, а на нем живет мельник, двое попов, да на посаде же на реке Костроме мельница монастырская с одним колесом с неметским против церкви Афанасия Великого, и мелет всякий хлеб на монастырь и из оброку…». Следовательно, заключает Фигуровский, церковь Афанасия Александрийского и монастырский двор стояли на берегу (правом) реки Костромы, вероятно несколько выше плотины, оставшейся от Воскресенской мельницы.

В 1613 г. церковь Афанасия Великого была сожжена при нападении на Соль Галичский посад польско-литовского отряда. Власти Троице-Сергиева монастыря, видимо, решили не восстанавливать церковь на прежнем месте и перевести монастырский двор и управление монастырским хозяйством у Соли Галичской в ​​с. Гнездниково. Там же было решено выстроить новую церковь. «…Да Гнездниковские крестьяне, поделывают варницы и онбары и колоды варничные».

Вскоре после 1613 г. в с. Гнездникове на левом берегу р. Костромы, у обрыва, несколько выше бывшего деревянного моста через реку была построена деревянная церковь Афанасия и Кирилла Александрийских и Сергия Радонежского. Сюда же, в Гнездниково, был переведен и монастырский двор Троице-Сергиева монастыря. Гнездниково стало называться селом [3].

В 1614 году дьяк Кузьмин по приказу царя Михаила Федоровича устанавливал размеры разорения, причиненного Солигаличу польско-литовскими интервентами. Храм к этому времени в Гнездникове уже имелся: «на посадке у Костромы реки на берегу храм клецки во имя Афанасия Александрийского, строения Троицы-Сергиева монастыря» [4].

В 1629 г. упоминаются две церкви: «Живоначальной Троицы Сергиева монастыря в селе Гнездникове на реке на Костроме да церковь Афанасия и Кирилла Александрийских чудотворцев …». В 1656 году следующая запись: «церковь Афанасия и Кирилла Александрийских чудотворцев с приделом Сергия чудотворца Радонежского в Усольском окологородье в вотчине Живоначальной Троицы Сергиева монастыря в селе Гнездникове» [5].

С 1680 г. церковь и село входили в состав Усольской десятины Усольской осады Галичского уезда. В 1687 году в Афанасьевской церкви с. Гнездниково включается поп Игнатий Иванов [6].

Известно, что в 1705 году в селе стояла уже одна церковь и её перестраивали. Согласно патриаршему казенному приказу, 1 сентября 1705 года в Усольскую десятину вотчины Троице-Сергиева монастыря с. Гнездниково для вновь построенной церкви Афанасия и Кирилла Александрийских чудотворцев с приделом во имя Сергия Чудотворца и для её освящения были выданы два антиминса. Антиминсы получил поп Никита Иванов. В мае 1711 года после смерти попа Никиты Иванова прихожане церкви Афанасия и Кирилла Александрийских сходе решили назначить попом в церковь его брата Федора Иванова: «…что он Федор, человек добрый и смирный и пьянство не держится и потому владеть ему церковной землей пахотной» в трех полях, сенными покосами в лугах и перевозом весной через реку (Кострому.— В.Д.), а нам прихожанам изготовить плот и лодки и снасти и канаты, а ему попу Федору за это на деньги за перевозку церковное, свечи и ладан для церкви Божьей ». Протокол решения схода прихожан писал Солигаличский посадский человек Тимофей Григорьев Пронников, а подписал его дьякон Преображенской церкви г. Солигалича Федор Матвеев «от имени церковного старосты Панфилы Анисимова и всех приходских людей по их велению». В 1723 году, после смерти попа Федора Иванова и пономаря Петра Андреева, служба в церкви вели поп Гаврило Григорьев, дьячок Петр Васильев, пономарь Иван Гаврилов и за определением попы: Егор Фомин, Григорий Иванов, Иван Семенов, вдов, дьяконы Константин Григорьев, Лавтийрентий Афонасьев, вдов. В приходе церкви находился 61 двор. В июне 1728 года церковный староста Андрей Антипин в Синодальную канцелярию заплатил дани и другие казенные пошлины, а «получал деньги игумен Спасова монастыря Александровой пустыни с. Коровново Аврамий » [7].

Гнездниковская церковь просуществовала до времени секуляризации монастырских земель в 60-х гг. XVIII в. Около 1764 г. был упразднен монастырский двор и церковь была закрыта. 14 июля 1784 г. различное имущество этой церкви было передано в Солигаличский Рождественский собор. Видимо, вскоре после этого здания церкви (по преданию) сгорело во время пожара. В начале XX в. на месте этой церкви на обрыве стоял еще деревянный крест. А в Солигаличе была распространена легенда, что при пожаре Гнездниковской церкви большой колокол скатился с обрыва в р. Кострому, был замыт песком и лежит там до сих пор [8].

По административно — территориальному делению село Гнездниково до 1918 года было центром Гнездниковой волости Солигаличского уезда. На территории Гнездниковской волости располагались приходы: в селе Коровново Преображенской церкви, в селе Солда Успенской церкви и в селе Агутино Воскресенской церкви. Каждый из этих приходов имеет свою интересную историю. Так, в Коровнове и Солде до 1764 года находились мужские монастыри, а Преображенский монастырь в Коровнове основал преподобный Александр Вочский. В селе Коровново в бытность священника Преображенской церкви Константина Саввича Успенского, в 1847 году Министерство государственной имуществ открывает сельскую народную школу Солигаличского уезда, а через три года школу переводят в Гнездниково. Верховье — священником Дроздовым частной школой в 1825 году. В 1848 году в Гнездниковской народной школе обучались 43 человека, в 1850 г. — 59 человек, в 1852 г. — 30 человек, в 1854 г. — 28 человек, в 1856 и 1858 гг.– по 24 человека. Школа просуществовала, примерно, до 1861 года [9].

Известный издатель и просветитель И.Д. Сытин (1851 г.р.), который обучался в Гнездниковской начальной школе, так пишет о своих школьных годах: «Учился я в начальной школе при волостном правлении. Учебниками были славянская азбука, часовник, псалтырь и начальная арифметика. Школа была одноклассная… Учеников пороли, ставили в угол класса на колени, или же на горох, нередко давали и подзатыльника … ». Сытин И.Д. / Страницы пережитого. Современные о И. Д. Сытине. Москва, 1985.

Кстати, «метод воспитания», как ставить учащихся в угол, практиковался в младших классах отдельных школ до 50-х годов XX столетия.
Учебный день в школе обычно начинался молитвой. В религиозной обстановке, с зажженной лампадой перед образом, священник, облачившись в епитрахиль, начинал молитву.

«При прохождении учения о богослужении», — писал один из уездных наблюдателей, — законоучителя старались осветить темные и малопонятные места священных песнопений, чтобы дети, «выросли сознательно и любовно» становились участниками богослужения, находясь в нем отдых от житейских трудов и нужд и успокоение в серьезных обстоятельствах жизни». При объяснении основ вероучения законоучителя пользовались примерами из жития святых, при священной истории читали по Библии исторического повествования и старались воспитывать в детях благоговейные чувства.

Антон Чехов так писал о Сытине: «Это интересный человек. Большой, но совершенно безграмотный, издатель, вышедший из народа». Ишков С. Московская правда Великий «безграмотный» книгоиздатель. 2020 г. И действительно, несмотря на свою известность и активную деятельность, учился Иван Сытин в школе всего три года. Но став взрослым, издавал журналы «Книговедение», «Вокруг Света», «Русское слово», был членом Русского библиографического общества. Одним из источников издательских проектов Сытина явилась «Военная энциклопедия». С 1911 по 1915 годы вышло в свет 18 томов, но из-за Первой мировой войны и первой Октябрьской революции издание осталось незавершённым.

В 1870-1872 годах в селе Гнездникове в 25 дворах проживали 55 лиц мужского пола и 64 женского, в 1897 году — 59 мужского пола и 78 женского, в 1907 году в 27 дворах 125 человек [10].

В 1907 году в Гнездниковской волости наблюдалось 118 населенных пунктов, в них 5710 человек. В Заболотье Малом установленный кирпичный завод, в Кожухове, Митянине и Солде маслобойные заводы (в Митянине два), в Мальцеве и хут. Томилинское — по одной кузнице в каждом, в Солде — водяная мельница. В волости числились 1675 промышленников мужского пола, из них маляры 500 человек, плотники — 328; сельскохозяйственных рабочих насчитывалось 168 человек, лесопромышленных — 157, печников — 108, служащих в торгово-промышленных заведениях — 85, водопроводчиков — 38, кузнецов — 20.

К 1908 году в волости имелись одно Бурдуковское земское училище и четыре церковно-приходские школы: Борисовская, Коровновская, Агутинская и Солдовская. В 1916 году в д. Самылово было открыто Самыловское одноклассное земское училище (законоучитель — священник Николаевской церкви с. Лосева Иван Афанасьевич Успенский, учит. Н.А. Ереминская).

После революции Гнездниково стало входить в Вершковскую волость, а затем в Солигаличский сельсовет Вершковской волости. В 1920 году в 33 дворах села Гнездниково проживали 38 мужчин и 73 женщины, в 1924 году — 62 мужчины и 78 женщин [11].

В 1929 году Гнездниково входит в Солигаличский сельсовет. Здесь в 33 дворах проживали 47 мужчин и 68 женщин. В Солигаличском сельсовете насчитывалось 465 дворов, в них 824 мужчины и 1190 женщин. На территории сельсовета располагались три начальные школы, в деревнях: Легитово, Макарово и Милитино [12].

Происхождение названия «гнездники» долгое время оставалось загадкой. Его производили от птичьих гнезд, потому что тут якобы находилась роща, изобиловавшая ими. Шаг вперед в истолковании этого слова сделал известный русский историк Петр Васильевич Сытин, предположивший, что гнездниками назывались мастера, изготовлявшие петли и другой металлический прибор к окнам и дверям. В 1648 году в Москве известен двор «Ивашки гнездника». Некоторые исследователи полагали, что гнездники занимались литейным делом. Данное предложение вызывает сомнение, для производства, связанных с огнем, во избежание пожаров, столь нередких в деревянной конструкции, в Москве, обычно располагались вдали от густой жилой застройки и ближе к воде. Более верным представляется мнение С. К. Романюка, считающего, что гнездники делали стрелы, подсчет которых в те времена велся «гнездами». Так, в 1688 году Петр I указывал сделать «два гнезда стрел, а сделав те стрелы, привезть к нему, великому государству, в поход в село Преображенское». Центром слободы являлась приходская церковь Николая Чудотворца, «что в Гнездниках», известная с 1625 года.

Сегодня в Москве Большой и Малый Гнездниковские переулки, расположившиеся между нынешними Большими Никитской и Тверской улицами, напоминают о московской местности Гнездники. Вероятно, что боярин Гнездников, кому принадлежала солигаличская деревня Гнездниково в 1420 году, был жителем предместий Москвы.
В настоящее время село Гнездниково Солигаличского района относится к Солигаличскому сельскому поселению. Село по меркам района довольно большое — здесь проживают около 350 человек.

В селе Гнездниково, где родился Иван Сытин, его именем названа центральная улица, при въезде установлен аншлаг «Село Гнездниково — родина книгоиздателя Ивана Сытина», у Дома культуры установлен памятный бюст, а на здании детского сада — мемориальная доска. В Солигаличе одна из улиц также названа в честь И. Д. Сытина.

Солигалич, Гнездниково, Дудин В.А., Сытин, история, краеведение, храм.

Иван Дмитриевич Сытин за рабочим столом. Фото из открытых источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечания:
[1] Белоруков Д.Ф. Деревни, села и города костромского края: материалы для истории. — 2000. — С. 412. Фигуровский Н.А. Очерки средневековой истории города Солигалича. Кострома. 2010. С. 242, 63.
[2] Белоруков Д.Ф. Там же. С. 412.
[3] Фигуровский Н.А. Очерки средневековой истории города Солигалича. Кострома. 2010. С. 139-140, 242.
[4] Белоруков Д.Ф. Дозорная книга г. Солигалича за 1614 год.
[5] Материалы для истории Костромской епархии. Вып. 1: Галичская десятина с пригороды Солигаличем, Судаем, Унжею, Кологривом, Парфеньевым и Чухломою жилых данных церквей 1628-1710 и 1722-1746 гг. Кострома, 1895. С. 163.
[6] Там же. С. 303.
[7] Материалы для истории Костромской епархии. Вып. 2: Солигаличская и Унженская десятины жилых данных церквей 1680-1710 и 1722-1746 гг. Кострома, 1900. С. 46 — 47; КЕВ. 1898. № 15. С. 46-47.
[8] Фигуровский Н.А. Очерки средневековой истории города Солигалича. Кострома. 2010. С. 139-140, 242.
[9] Очерк развития народной школы в Костромской губернии. — Кострома: Губернская типография, 1913 г. С. 11, 16.
[10] Список населенных мест по сведениям 1870 — 72 годов. Костромская губерния. Т. 18. С. 306. Список населенных мест Костромской губернии по сведениям 1897 — 1907 годов. Кострома 1913. С. 246.
[11] Списки населенных мест по Костромской губернии. Вып. 6. Солигаличский уезд. Кострома 1926. С. 5.
[12] Списки населенных мест по районам Костромской губернии. Кострома 1929. С. 71.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.