Иона, митрополит Московский

Митрополит Иона, Одноушево, Солигалич Митрополит ИОНА МОСКОВСКИЙ. Житие. Был родом из Костромской губернии. Родился он в деревне Одноушево, Солигаличского уезда. Родился Иона от благочестивого отца, по имени Феодор Одноуш, Феодор был поселянин, земледелец; но человек благочестивый,  сумевший дать начатки христианских понятий своему сыну. В житии говориться, что Иона в 12 лет был уже монахом в одном из монастырей Галичской страны; столь раннее поступление в монастырь предполагает в нем и грамотность и сознательное религиозное влечение, которое зародилось ещё в родительском доме.

В Солигаличе в это время был в цветущем состоянии Воскресенский монастырь, основанный в 1332 году и положивший начало заселению и христианскому просвещению солигаличской местности. Это был ближайший монастырь от его родины, в котором он с родителями, бывал и молился не раз. Лишь достигнув совершеннолетия, св. Иона перешел в Москву, в Симонов монастырь,[1] где долго трудился в монастырских послушаниях.

Митрополит Иона, Одноушево, Солигалич

Митрополит Иона Московский. Икона из иконостаса Спасо-Преображенского храма г.Солигалича

В то время в Москве митрополитом был Фотий. Придя однажды в Симонов монастырь, Фотий отслужил там молебен в церкви Пресвятой Богородицы и, преподав благословение архимандриту с братией, пожелал также видеть монастырских послушников и благословить их. Он зашел в пекарню и увидал там блаженного Иону, уснувшего после усиленных трудов; правая рука его была согнута так, будто он благословлял ею; Фотий не велел будить его, но, благословив спящего, предсказал бывшим с ним, что сей монах, будет святителем в странах Российских и наставит многих на путь спасения.

Пророчество святителя Божия впоследствии исполнилось. Через несколько лет, в 1432 году по Божию изволению, по избранию освященного собора и желанию царя, блаженный Иона был поставлен епископом города Рязани и Мурома, где он обратил к Богу и крестил многих неверных. В пределах обширной епархии святого Ионы, обнимавшей некоторые части и нынешних Тамбовской и Воронежской, находились целые селения донских племен: Мордвы, Мещеры, Муромы державшихся идолопоклонства; из этих неверных святый Иона и привел многих к истинному Богу.

Когда преставился ко Господу блаженный митрополит Фотий, Великий князь Василий Васильевич[2] (1425-1434г.) созвал архиепископов и епископов Российской земли и весь освященный собор и повелел им избрать достойного мужа на великий престол Российской митрополии; по согласию и желанию всех был избран тогда Иона, епископ Рязанский[3]: все знали его как мужа добродетельного и святого.

Митрополит Иона Московсий

Митрополит Иона Московский. Икона.

 Он отправился с посланием великого князя в Царьград (Константинополь) к царю Иоанну Палеологу и к святейшему патриарху Иосифу – принять поставление на митрополию. Но до его еще прибытия в Царьград, зломудренный Исидор, из Фессалоник родом, уже принял посвящение на митрополию и был отпущен из Царьграда в Россию.

По отъезде его, прибыл в Царьград и святый Иона и вручил царю и патриарху послания великого князя. Прочитав их, они весьма сожалели о том, что поспешили поставить Исидора, которого уже отпустили в Россию и сказали святому Ионе:

— «Что мы можем теперь сделать тебе? – ты опоздал своим приходом к нам; мы уже поставили на Российскую митрополию Исидора и не можем изменить этого: Исидор уже теперь митрополит Российский. Возвратись на свою кафедру и жди, что устроит Бог о Исидоре. Когда он умрет, или по какому-либо случаю его станут заменять, тогда, по благословению от святого Константинопольского престола, ты будешь поставлен митрополитом Киева и всея России». И так они отпустили святаго Иону домой.

Исидор же сначала прибыл в Киев; потом он отправился в Москву, чтобы распространять свое отступническое учение (ибо был сторонником сближения с католической церковью).

Великий же князь Василий Васильевич, узнав о его отступничестве, созвал для рассмотрения сего архиереев и весь духовный чин Российской митрополии. Сошедшись и рассмотрев святые правила, они увидели, что Исидор принес с Флорентийского собора чуждое и противное православию учение и не захотели его иметь своим митрополитом. А великий князь повелел ему жить в одном монастыре, пока не донесет об этом в Царьград святейшему патриарху.

Исидор, видя, что его отпадение раскрыто, устыдился и, не дожидаясь ничего, тайно бежал в Рим, где был принят и обласкан папою.

А, на Российскую митрополию был избран опять святый Иона.

По благословению святого патриарха Цареградского Григория Мелиссины он был посвящен своими архиереями в Москве в соборной церкви. Итак, он был первый митрополит, посвященный архиереями российскими, по благословению от апостольского константинопольского престола.

Поставление святаго Ионы на кафедру русской митрополии было приговорено великим собором из епископов, архимандритов, игуменов и из всего священства. Самое поставление совершено 15 дек. 1448г., о чем 2-я Софийская летопись говорит:

«совершается приношение божественныя службы и возлагается на плечо его

(т.е. святого Ионы) честный омофор и посох великий митрополичий дается в руки его, и тако с благобоязнеством совершает (и) благословляет народ».

Россия, только что сбросившая монгольское иго и начавшая заменять удельную систему единодержавием, не была ещё свободна от многих старых недугов удельного времени. Русская церковь вела усиленную борьбу с западом, стремившимся навязать ей Флорентийскую унию. В то время, при полном отсутствии просвещения, остатки язычества и суеверий в народе встречались на каждом шагу. Поэтому появление на горизонте жизни государственной и церковной таких личностей как св. Иона, нужно приписать особому промыслу Божию о России.

Митрополит Иона Московсий

Митрополит Иона Московсий. Шитье.

Вступив на престол Российской митрополии, святый Иона еще более усилил свои подвиги, прилагая труды к трудам и главное, заботясь о том, чтобы повсюду утвердить благочестие; одушевленный этой целью, он непрестанно поучал пасомых, посылая послания; как истинный пастырь, он утверждал православную веру, что особенно ясно видно из его посланий[4]; вообще он имел великую заботу о том, чтобы соблюсти невредимою, врученную ему Богом, паству.

Святый Иона сподобился получить от Бога дар чудотворения: исцелять недуги и предсказывать будущее.

Так, молитвою своею, он воздвиг от одра болезни дочь великого князя, бывшую при смерти. Видя это чудо, один неверный, по наущению диавольскому, стал говорить святому, что великая княжна исцелилась от болезни не по его молитве, — а что болезнь прошла сама по себе. Тогда блаженный Иона, призвав человека того, поучал не хулить благодати Святаго Духа и говорил ему:

— «Сын мой! Не сомневайся ни в чем, ибо невозможная у человек, возможна суть от Бога[5]; Бог даровал жизнь отроковице по вере, а главное, — надежде ея державных родителей».

Но тот не поверил святому и начал произносить еще более хульные слова.

Тогда святый Иона сказал ему:

— «Пусть свяжется язык твой, пусть заградятся хульные уста твои; вместо той девицы, бывшей при смерти, умрешь ты!»

И тотчас богохульник упал на землю безгласным: отнялся язык его, он только поводил глазами и через несколько времени испустил дух свой, за то, что осмелился хулить дар Святаго Духа, находящийся в том великом святителе.

У святаго митрополита был один инок по имени Пимен, заведовавший погребом, которому было поручено поить приходящих немощных нищих.

Однажды пришла к нему убогая вдова и просила дать ей немного меду, вследствие её болезни. Но инок тот со злобою сказал ей:

— «Уйди, теперь еще не время давать пить».

Вдова ушла со скорбью.

Узнав о том, святитель Божий призвал Пимена и сказал ему:

— «Брат! Не знаешь, какую оскорбил ты вдову; она – угодница Божия; за это Бог наказывает тебя смертью; пойди, покайся в грехах своих, так как настало время тебе умереть».

И повелел святый Иона духовнику своему постричь Пимена в схиму, и в самый день пострижения он скончался, по слову святителя Божия.

В другой раз, святитель дал одному из послушников своих много денег для раздачи бедным; но тот часть денег роздал, а часть утаил себе.

Случилось, что однажды пришла к святому бедная вдова с жалобою на послушника и говорила:

— «Святитель Божий! Твой послушник ничего не дал мне из завещанных тобою денег».

Святитель, призвав послушника, спросил его:

— «Зачем ты оскорбил эту вдову и не дал ей ничего?»

Он отвечал:

— «Я дал ей много; но она бесстыдно просит большего».

Вдова же отрицала то и настойчиво утверждала, что не получала от него ничего».

Послушник воскликнул с гневом:

— «Уходи! Ты умрешь, потому что лжешь!»

Тогда святой сказал ему:

— «Не будет так: вдова эта говорит правду, а ты крадешь и лжешь; она будет жива, а ты умрешь».

Тотчас же послушник заболел горячкою и умер.

Один боярин по имени Василий, а по прозванию «Кутуз», не имел веры в чудотворную силу святого Ионы, никогда не приходил к нему и не хотел принимать от него благословения. Однажды он заболел сильною зубною болью, от которой очень страдал и не мог никак излечиться. Случилось боярину тому, у которого болели зубы, быть в соборной церкви, когда в ней совершал божественную литургию святитель Божий Иона; по окончании литургии святой, подозвав к себе того боярина, благословил его, дал ему просфору и, преподав ему назидание от Божественного Писания, внезапно ударил рукою своею ему по щеке так, что многим был слышен звук удара.

Василий сильно закричал:

— «Ой, больно мне: ты выбил мне последние зубы!»

И тотчас больной почувствовал облегчение, и зубная боль его прошла. Он отправился домой, радуясь, благодаря Бога, и восхваляя угодника Его святителя Иону.

В 1451-м году за грехи предков наших, по попущению Божию, произошло нашествие безбожных агарян на русскую землю. Один ордынский князь со множеством татар неожиданно подступил к Москве, пожег окрестности и начал со всех сторон наступать на город.

Блаженный митрополит Иона, со всем клиром своим, пошел с крестным ходом и с пением молебных песней по стенам города, со многими слезами вознося горячую молитву к Богу о граде и людях.

Увидав одного престарелого старца, инока Чудова монастыря, по имени Антоний, который отличался добродетельным житием и которого он знал, святый Иона обратился к нему с такими словами:

— «Сын и брат мой Антоний! Помолись милостивому Богу и Пречистой Богородице об избавлении города и всех православных христиан от безбожных агарян».

Антоний сказал ему:

— «Великий святитель! Благодарим Бога и Пречистую Его Матерь, крепкую и скорую помощницу нашу: услышала Она молитвы твои и умолила Сына своего Господа нашего Иисуса Христа, да спасен будет, ради тебя город сей и вся православные христиане. Враги агаряне скоро будут побеждены и прогнаны невидимою силою; только мне одному суждено от Господа быть убитому до смерти врагами».

Едва старец сказал это, вдруг прострелила его пущенная татарами стрела, от которой он вскоре умер, после чего он с честью был погребен митрополитом Ионою со всем собором.

Когда же наступил праздник положения ризы Пресвятой Богородицы, июля 2-го дня, — произошло смятение у татар: внезапно напал на них страх и ужас, и они обратились в бегство, будучи гонимы от города невидимою силою.

Святый митрополит Иона повелел как можно скорее соорудить на своем дворе церковь положения ризы Пресвятой Богородицы, в память избавления, по Её молитвам от агарян, ибо в тот день они сняли осаду с города.

Потом, по прошествии многих лет, достигнув до глубокой старости, святый Иона перед честною своею кончиною сподобился следующего откровения о ней от Бога.

Церковный сторож соборной церкви, по имени Максим, обходя в одну ночь, по долгу службы своей, вокруг церкви, нашел ее отпертой и увидал, что в ней горят свечи и поют священники. Он очень испугался и побежал сказать о том ключарю, иерею Иакову.

Тот поспешно отправился, но нашел церковь запертою, как и была, но изнутри был виден свет. Он отпер двери, вошел в храм, но не нашел там никого, но свечи горели. Он устрашился и услыхал голос из алтаря, говорящий:

— «Иаков! Пойди скажи рабу моему, митрополиту Ионе, что, так как он просит у меня ради своего душевного спасения болезни телесной, — я услышал его просьбу: пошлю ему на ногу язву, от которой он умрет; пусть, ввиду скорого преставления, не медлит окончить дела, возлагаемые обязанностью архипастыря. Услыхав этот голос, Иаков исполнился страха и ужаса, недоумевал и никому не рассказывал своего видения, даже самому святителю Ионе.

Утром, на рассвете дня, святый Иона, призвав к себе Иакова, спросил его:

— «Где ты был ночью Иаков? Что ты видел и слышал? Почему ты не возвестил мне того, что было тебе открыто обо мне?» Иаков устрашился, упал к ногам святителя и сказал:

— «Владыко, прости меня! Я не смел сказать тебе об этом, но я вижу, что тебе открыл об этом Святый Дух».

Святитель сказал:

— «Бог да простит тебе, сын мой; но, скажу тебе, что Бог отнимет у тебя супругу твою. Пойди же позаботься поскорее о душе её, чтобы скончаться ей в покаянии».

До этого времени жена ключаря была совершенно здорова. Когда же он возвратился домой, то нашел ее уже больною, а через три дня она умерла, исполнив, как подобает, свой христианский долг покаяния и причащением Святых Христовых Тайн.

Митрополит Иона Московсий

Митрополит Иона Московсий. Икона

Не долго пожил после того и сам великий святитель Иона. Исполненный благодати Святаго Духа и добрых дел и совершив святыню в страхе Божии,[6] он в преклонных летах сподобился блаженной кончины. Святитель заболел язвою на ноге и, ослабев телом, не ослабел духом, продолжая и в болезни посещать церковь Божию.

Готовясь предать душу свою в руки Божии, он благословил великого князя, его потомство и весь народ и, с молитвою на устах, отошел ко Господу в 1461-м году, марта в 31-й день [7]; он пас церковь Божию двенадцать с половиною лет.

Через несколько лет по смерти святого Ионы, скончался и великий князь Василий Васильевич; ему наследовал сын его великий князь Иоанн Васильевич, самодержец земли Российской. По изволению Божию и по благословению преосвященного митрополита Геронтия, он пожелал построить новую соборную церковь (которая существует и теперь), вместо прежней ветхой.

Взявши честные мощи святителя и чудотворца Петра митрополита, перенесли их на время в другую церковь.

И вот, когда была разобрана старая церковь, и стали копать рвы для закладки новой великой церкви, найдены были мощи прочих митрополитов: Феогноста, Киприана, Фотия, а также и святаго чудотворца Ионы.

Когда во время обретения сих честных мощей стали совершать соборные панихиды, был принесен туда один семилетний отрок, по имени Симеон, расслабленный со дня рождения своего. Он был сын священника Петра, служившего при храме святаго Иоанна Лествичника, что в колокольне. Соборный пресвитер Алексий, подняв на руки того расслабленного отрока, поставил на ноги у раки святителя Ионы и, держа его, велел ему молиться.

Отрок, поддерживаемый тем иереем, молясь, крикнул громко:

— «Дождь идет!»

День был ведренный, на небе не было ни одного облака; тотчас тот отрок сделался здоровым, и уже без посторонней помощи пошел сам домой.

Все дивились сему чуду и прославляли Бога и его угодника святого Иону.

Когда окончена была постройка, соборной церкви Успения пресвятой Богородицы в 1479-м году, она была торжественно освящена, и в нее перенесены были честные мощи святых митрополитов: во-первых, святаго чудотворца Петра, потом Феогноста, Киприана, Фотия и сего угодника Христова, Ионы. А так как мощи его оказались целыми и нетленными, то их положили в раку и поставили открыто в соборной церкви, как они почивают и теперь и сподобляют многих верующих, приходящих к ним с молитвою, просимой благодати.

Один человек, по имени Иоанн, будучи немым и не могущим ничего говорить, пришел однажды к раке святаго и приложился к честным его мощам, поцеловал его святую руку. Не известно как ему, Божиим смотрением, показалось, что святитель протянул руку свою, схватил за язык и крепко держал. Он начал громко кричать. Священники и народ, бывшие тогда в церкви, поспешили к нему на крик и недоумевали, почему кричит немой. Увидав, что святый выпустил из рук язык и перестав кричать, Иоанн начал тотчас ясно говорить и рассказывать всем о том, как чудесно разрешился от немоты язык его. Все, бывшие там, пришли в ужас от того дивного чуда и, прославляя дела Божии, величали и великого чудотворца святителя Иону.

Много и других чудес происходило и ныне происходит от честных мощей святаго митрополита Московского Ионы всем, приходящим к ним с верою, во славу Христа, Бога нашего, со Отцем и Святым Духом славимого, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Примечания:

[1] В нашем районе Симонов монастырь был одним из владельцев многих земель. Наряду с ним, землей в нашем районе владел еще и Троице-Сергиев монастырь, который ныне именуют лаврой.

[2] С 1425-1434 г.

[3] Святый Иона был избран, вероятно, не позднее конца 1432 г.; известна одна грамота Ионы, «нареченного в святейшую митрополию русскую» от 11 марта 1433 г.

[4]  До настоящего времени известны следующие учительные грамоты святаго Ионы: две на Вятку, две в Новгород и одна в Псков.

[5] Евангелие от Луки гл. 18 ст. 27

[6] 2 Кор. 7,1.

[7] 1-я Софийская летопись так говорит о преставлении святаго Ионы: «в лето 6969, месяца марта в 31-й день преставился преосвященный Иона митрополит Киевский и всея Руси; бе же тогда зрети лице его не яко же бе обычай мертвым, но яко спящу показуяся за великое и преславное его житие, яко же слышахом о нем, еже от юности, якоже древнии святые отцы».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.