Галина Громова. МОЯ ПЕРВАЯ ПАЛОМНИЧЕСКАЯ ПОЕЗДКА.
_________________________________
Все когда-то случается в первый раз. И остаются впечатления — трепетные, яркие, незабываемые — как первое свидание, или первая любовь… Подобные впечатления у меня остались от первой паломнической поездки.
Случилась она в 2007 году. Я была в начале своего воцерковления, и более — захожанка, чем прихожанка. В то время паломнические группы из Солигалича ездили только по святым местам области. А тут, усилиями Галины Павловны, певчей нашего Преображенского храма, собралась большая группа для поездки в Дивеево. Поездка, правда, начиналась не из нашего города, а от храма вмч. Елизаветы, в Чистых Борах, Буйского района. Чудны дела твои Господи! Путь до Чистых Боров был не ближний — вокзалы, пересадки, автобус, поезд , и опять автобус…

Галина Павловна (слева), и автор рассказа. Муром. 2007 г.
Мое желание совпадало с возможностями, а преодоление трудностей лишь усиливало желание ехать. И как полагается — ни одно благое дело не обходится без искушений: автобус, который должен был везти Солигаличскую паломническую группу из Чистых Боров, сломался и наша группа вынужденно сократилась до 12 человек.
Днем, перед поездкой, у меня было приподнятое настроение, и погода была по летнему жаркая. Одевшись соответственно погоде и настроению, набрав с собою авоську продуктов — на себя и на ближних своих, я прибыла к месту сбора. Увидев паломников, я поняла, что мой яркий наряд как бы, не соответствует тому, что мы собираемся совершить. Но пути назад не было, и я поехала в чем была, с обидой на себя, что ни о чем не расспросила заранее. Господь так устроил, что мы в поездке ни в чем не нуждались — ни в пище, ни в человеческом участии. Воистину свершилась над нами истина — не надо было заботиться, что есть, и что пить, и во что одеться (если же полевую траву, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Господь так одевает, неужели Он не позаботится о нас, маловерах?).
Мы, двенадцать человек, преодолев множество пересадок, благополучно добралась до Чистых Боров и влились в буйскую паломническую группу. После общей молитвы, под духовным руководством священника о. Владимира, настоятеля храма вмч. Елизаветы, мы в полночь выехали в Дивеево. В автобусе я снова почувствовала, как плохо собралась в поездку с одеждой — ночью при движении, в автобусе стало холодно. Но Галина Павловна поделилась своей одеждой, и проблема была решена.
Утром, прибыв в Дивеево, мы направились в монастырь, который сразу поразил меня своим великолепием. День начинался для меня с радостью. Проходя монастырские ворота, я мысленно устремилась к батюшке Серафиму Саровскому. Над головами весело кружились голуби, и я вдруг почувствовала на своем плече, что-то не очень приятное. — Ну вот, — непроизвольно вырвалось у меня, — даже батюшка Серафим пошутил над моим нарядом! Приведя свой костюм в порядок, я больше не комплексовала по поводу своего внешнего вида. Впечатления от прикосновения к святости этого места, полностью захватили меня. Мне хотелось увидеть всё, побывать везде, и всё попробовать. Когда отец Владимир советовался с нами, где мы хотим побывать, то на все предложения из меня вырывалось — хочу! Это была сильная духовная жажда, и Дивеево — источник воды живой — поил меня чистой родниковой водой, будто напитанной кислородом. Экскурсия, храмы, мощи святых угодников и купание в Чудотворном источнике преподобного Серафима, наполняли таким чувством, что казалось — не было предела восторгу. Но главное событие было впереди.
На Святой Канавке.
Святая Канавка — это мировая вселенская святыня. О благодати, дарованной Святой Канавкой Батюшка Серафим говорил: «Кто Канавку с молитвой пройдет, да полтораста «Богородиц» прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев». Святая Богородничная Канавка и огражденная ею земля — духовный центр России. По этой земле прошли стопочки Самой Царицы Небесной. По преданию, Царица Небесная каждый день проходит по святой Канавке. И благочестивые люди не раз видели её. «Счастлив всяк, кто у убогого Серафима в Дивеево пробудет сутки, от утра и до утра, ибо Матерь Божия, Царица Небесная каждые сутки посещает Дивеево». Нет более святого и чудесного места в России, чем эти 800 метров Канавки. В Дивеево у нас было благословение пробыть сутки, и пройти канавку Царицы Небесной, тогда, когда по ней пойдут монастырские сестры. Они каждый вечер проходят ее крестным ходом, но это время конкретно не определено.
Исполнив все поручения друзей и родственников по заказу треб, побывав на вечерней службе, и совершенно уставшие, мы с нетерпением ждали у Канавки монастырских сестер. Время было позднее, около десяти вечера, и надвигалась гроза с начавшим уже, моросить дождем. А, люди все шли и шли по Канавке. Многие из нашей группы не выдержав, тоже прошли ее и отправились в автобус. Но все солигаличане дождались дивеевских сестер.
Получив заранее наставление знатоков, как надо читать на Канавке «Богородице Дево», я со знанием дела стала загибать пальцы на руке и произносить молитву. А над нами грешными разразилась такая сильная гроза! Казалось, молнии сверкали над головами, а гром наводил-таки ужас: дождь лил, как из ведра. Мы с Галиной Павловной шли по Канавке под одним зонтиком, исполняя каждый, свое молитвенное правило. Я украдкой поглядывала в сторону железной ограды, отделявшей нас от скоса Канавки — туда в грозу могла привиться молния. Эти мысли и страх случайной гибели; вопрос, где просушить уже насквозь мокрую одежду — переплелись с чувством покаяния и ощущением своего недостоинства. Под конец пути, не замечая ни дождя, ни молний, отстав от Галины Павловны, и сбивши со счета свои молитвы, я просто рыдала, думая, что все это происходит по грехам моим. Но — кончилась Канавка — и закончилась гроза… Счастливые и мокрые мы все возвращались в автобус. А после ливня, по мостовой, с шумом бежали ручьи.
В ту благословенную ночь в Дивеево, мы спали от силы часа три, так как готовились на ранней литургии к Причастию…
На обратном пути мы заехали в древний Муром, где посетили его монастыри. На душе было мирно и спокойно, как будто, мы побывали в гостях на своей малой родине, в родительском доме. Обратная дорога нас не тяготила. В сумках наших были святыни — вода из святых источников, земелька со Святой Канавки, святое маслице, а так же сухарики батюшки Серафима и многое другое. Мысли уже не рассыпались как прежде, не бродили там и сям, а были собраны, и сосредоточены внутрь — в умиротворении.