«ПРЕОБРАЖЕНИЕ». Приходской Листок Спасо-Преображенского храма. Выпуск «Неделя 4 Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника». 2001 г.
<< ПРЕОБРАЖЕНИЕ >>
ПРИХОДСКОЙ ЛИСТОК СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО ХРАМА.
Выпуск: «Неделя 4 Великого поста, преп. Иоанна Лествичника»
ОДЕРЖИМЫЕ ДУХОМ НЕМЫМ
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Евангелист Марк поведал нам сегодня о мальчике, одержимом «духом немым», который повергал несчастного больного на землю, заставлял его скрежетать зубами и цепенеть (Мк.9.17,18). Подробное описание страшных симптомов этой жуткой духовной болезни ужасает и, как ни странно, одновременно успокаивает: со мной, – думает всякий, кто слышит эту историю, – хоть я, конечно, и грешен, ничего подобного не произойдёт, уж что-что, а такая тяжкая духовная болезнь, как одержимость «духом немым», мне не грозит, я – здоров!
Видимо, так же примерно рассуждали и апостолы, когда взялись врачевать несчастного бесноватого. «…И бесы повинуются нам» (Лк.10.17), – говорили они с восторгом детей, получивших новую игрушку. А бес взял да и не согласился повиноваться! «Род неверный» (Мк.9.19) оказался одержим тем же духом немоты и глухоты и потому, конечно, не сумел произнести слова, которое могло бы связать бесовскую злобу, парализовать бесовское насилие. Оглушённые собой, неверные ученики не услышали то, что сказал Господь скорбящему родителю бесноватого отрока: «…если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему» (Мк.9.23). Они пропустили мимо ушей и ошеломительный ответ несчастного отца, ответ-крик, ответ-исповедь, ответ-молитву: «…верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк.9.24). Они, ближайшие ученики Христовы, в своей безупречной вере не сомневались, а потому и потерпели поражение в схватке с бесом. Если бы не так, им не было бы нужды вновь спрашивать своего Спасителя и Господа, уже наедине, вдали от посторонних глаз и ушей: «…почему мы не могли изгнать его?» (Мк.9.28). Потому и не могли изгнать, что оказались одержимы тем же «духом немым и глухим», потому и «удостоились» горьких слов Христовых.
Необязательно, оказывается, испускать пену и скрежетать зубами, чтобы понять, что сам одержим этим духом немоты и глухоты. Достаточно просто не слышать ближнего, когда он молит о помощи. Или достаточно забыть, что молчание не всегда – золото, забыть, что мы, христиане, по слову апостола Петра, постоянно должны быть «готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1.Пет.3.15). Причём ответ этот мало всего лишь сформулировать словами. Верующему не в Бога, а в себя всё кажется, что должно же иметься в наличии некое «волшебное слово», зная которое враз обратишь неверующего атеиста и сходу изгонишь любого беса.
Вот почему, отвечая на вопрос о способе помощи ближнему, Господь напоминает Своим ученикам о посте и молитве. И пост, и молитва – всего лишь способы отказа от самого себя. Воздержание от пищи теряет смысл, если постящийся по-прежнему, как и до постного периода, глух к страданиям ближнего и нем, когда страждущий ждёт от него утешения и сочувствия. Также и молитва предполагает отказ от собственных прав, скажем, на сон, на отдых, на общение с друзьями. Молитва – это время принадлежащее Богу, это период, когда собственно время-то и кончается и в нашу обезбоженную жизнь входит Вечность. Мы ведь ровно столько принадлежим Вечности, сколько покаянно и сокрушённо молимся Богу, потому что остальное время короткой нашей жизни так или иначе мы тратим на самих себя. Вернее сказать, на самую любимую, самую лелеемую часть самих себя – на свою грешную плоть.
Молитва и пост вновь и вновь напоминают, прежде всего, нам самим, что состоим мы не только и не столько из соматических клеток, чья неизбежная судьба – истлеть в небытии. Молитва и пост возвращают нас в реальность Духа, который один наследует Вечность, который один нетленен и по-настоящему реален. Поэтому и с духами злобы успешно может сражаться лишь тот, кто научился отказываться от своих «законных прав» на отдых и еду, на признательную благодарность и воздаяние по заслугам. Молитва и пост – это то самое «отвержение себя» (Мф.16.24) о котором мы с вами читали неделю назад, поклоняясь Животворящему Кресту нашего Спасителя.
Вот почему и молитва, и пост должны быть делом, безусловно, тайным, ибо те, кто постятся и молятся так, что подвиги их становятся известны всем, рискуют уподобиться фарисеям, о которых Господь сказал: «…все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!» (Мф.23.5-7).
Сам Господь, молящийся наедине (Мф.14.23), преодолевающий искушения в иерихонской пустыне (Мк.1.13), запрещающий облагодетельствованным разглашать о Нём народу (Мк.3.12), только однажды позволил восторженной толпе возгласить Себе торжествующую «Осанну». Только однажды возразил тем, кто хотел заставить замолчать ликующие крики: «Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк.19.40). Мы знаем, чем всё это кончилось. Камни и на самом деле возопили, когда «завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» (Мф.27.51-53).
Вспомним об этом «во дни печальные Великого поста», «свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще» (Евр.12.1), не забывая строгого предупреждения нашего Спасителя: «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф.6.3). Только тогда есть надежда, что «дух немой и глухой» покинет и нашу душу, и души тех, кто нам дорог. Аминь.
Проповедь священника Сергия Ганьковского
СОБОРОВАНИЕ. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Хотелось бы узнать, миропомазание и елеосвящение – это одно и тоже или нет? И в чем основной смысл этих таинств?
Миропомазание и елеосвящение – это два совершенно различных таинства. Таинство миропомазания совершается, как правило, сразу после таинства крещения, над младенцем или над взрослым. И в нем подаются дары Святого Духа, которые помогают нам возрастать и укрепляться в той новой духовной жизни, в которую, как правило, мы только что родились в купели крещения. В некоторых особенных случаях миропомазание совершается отдельно. Это, предположим, если мы принимаем в Православие человека из инославной конфессии, действительность крещения в которой мы признаем, но прочие таинства не считаем действительными.
Таинство же елеосвящения или, по другому, соборования – это таинство, которое совершается над болящими, по слову послания апостола Иакова, с тем, чтобы по вере Церкви, по молитве Церкви, по молитве пресвитеров церковных, болящий получил исцеление или ослабление в своих недугах душевных и телесных. Также Церковь верит, что в этом таинстве нам дается прощение забытых, подчеркиваю, забытых, а не утаенных специально грехов. Как правило, в современной практике нашей Церкви православный христианин, даже если не недужится чем-то чрезвычайным, старается приступать к таинству елеосвящения (соборования) хотя бы один раз в год, Рождественским или Великим постом.
Безусловно, и от того и от другого таинства следует отличать то помазание освященным елеем, которое совершается во время Всенощной, и которое люди только подходящие к ограде церковной или недавно вошедшие в нее иногда воспринимают за некоторое священнодействие. Это есть лишь помазание святым елеем, который был благословлен той предыдущей Всенощной, когда совершалась лития; а во время литии совершается благословление пшеницы, вина, елея и предложенных хлебов. Вот этим самым освященным елеем совершается помазание регулярным образом на Всенощном бдении. Повторим, оно не является таинством церковным. (Прот. Максим Козлов)
Во время Великого Поста проходит Соборование, скажите, как правильно собороваться, нужно ли исповедываться перед этим или это не обязательно? И всем ли можно собороваться?
Соборование бывает не только Великим постом, но и другими постами. Бывает и по обращению людей в тех или иных недугах, ибо это таинство, которое и установлено в Церкви для того, чтобы мы получали исцеление в наших недугах душевных и телесных. Безусловно, полезно и разумно будет соединять таинство соборования с исповедью и с принятием Святых Христовых Таин, потому что по вере Церкви в соборовании также подается прощение забытых нами грехов, и естественно, человек, который поисповедовался, искренне очистил свою душу в таинстве покаяния, тот с большей для себя пользой и пособоруется.
Что касается того, кому можно, кому нельзя приступать к таинству соборования, то, конечно, к соборованию должны приступать люди, живущие регулярной церковной жизнью, для которых это не просто случайный заход в церковь, а часть их духовного в ней пребывания. Как частный случай можно сказать и о том, что помимо совершенно особенных ситуаций женщины в период регулярной немощи не приступают к соборованию, как и к любому другому таинству. (Протоиерей Максим Козлов)
Знаю, что соборование проводят для тяжелобольных людей. Зачем это нужно здоровым?
Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Это пережиток неправославного восприятия таинства как «последнего помазания» — что совершенно не соответствует Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления.
Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Когда я вижу толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то задумываюсь: а все ли они исповедуются, причащаются? Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет… Последствия тут могут быть весьма печальными– не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нeт! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви.
По существующей в Русской Православной Церкви традиции все христиане, даже здоровые, один раз в год, обычно во время Великого Поста, приходят в храм для совершения над ними Таинства Елеосвящения. Как писал православный писатель XIX века Евгений Поселянин, «вовсе не сказано, что болезнь должна быть смертельной, или чтобы человек находился в беспомощном состоянии. Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью… Итак, если я страдаю духом от смерти близких людей, от горя, если мне необходим какой-нибудь благодатный толчок, чтобы собраться с силами и снять с себя путы отчаяния, — я могу прибегать к соборованию. Но и в телесной болезни человеку необходимо обращаться к Богу с молитвой, не надеясь только на врача, который есть орудие Божиего Промысла».
Кроме исцеления от болезней, Таинство Елеосвящения дарует нам прощение забытых грехов (но не сокрытых сознательно). Из-за несовершенства памяти человек может исповедовать не все свои согрешения, поэтому не стоит и говорить, как велика ценность Соборования. Таинство Елеосвящения для того и существует в Церкви, чтобы человек, начиная лечить тело, не забывал о душе и о причине болезней — грехе. Перед Соборованием желательно исповедаться, а сразу после Соборования причаститься.
Кто выздоравливает после Таинства Елеосвящения и почему?
Выздоровление людей от болезни после соборования часто совершается на наших глазах. Человеку постепенно становится все лучше и лучше, и он вскоре совсем выздоравливает. Для нас часто это бывает невидимо: мы думаем, что больной встал сам по себе, сам по себе выздоровел; на самом же деле здесь помогла исцеляющая сила молитвы. Недаром же сказано: «И молитва веры исцелит болящего, и восставит его. Господь…» (Иак 5, 15). Слово Божие не напрасно, «ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1, 37). И если Господь через апостола Своего сказал, что Он в Елеосвящении исцелит болящего, то, когда после елеосвящения больной выздоравливает, стало быть, он выздоравливает не сам по себе, а от того, что Господь помог ему.
Правда, не все соборованные выздоравливают. Иные из них и умирают. Но от этого нельзя еще говорить и думать, что соборование не помогает больному.
Для выздоровления требуется вера в помощь Божию и усердное прошение или со стороны самого больного, или со стороны ходатайствовавших за него. Ибо исцеляющий Христос был, есть и будет один и тот же и одного и того же требовал, требует и будет требовать от всех при их исцелении. А вот того, что Он требует, часто и не бывает ни у самого больного, ни у окружающих его. Больной часто приступает к соборованию потому, что так принято у людей, так заведено.
Иногда Бог не посылает выздоровления человеку и ради пользы самого же, человека. Может быть, если бы человек выздоровел, он сделался бы великим злодеем и грешником, и душа его погибла бы. Бог же, зная наперед, что будет дальше и как будет человек жить в будущем, и берет его к себе. Ведь человеку этого не видно, ему непостижимы пути Промысла Божия. Нужно только твердо верить, что Бог благ и все делает ко благу Своего творения! После соборования иногда человек умирает и потому, что ему нужно, пора умирать. Бог положил неизменный закон каждому человеку когда-нибудь умереть: мы это видим сами. А если бы после соборования человек выздоравливал всегда, то он мог бы никогда не умирать, что противно воле Божией. Велик дар — выздоровление от болезни, ибо всякому человеку хочется пожить подольше. Но еще больше другой дар — отпущение грехов. Этот дар делает человека чистым и отворяет ему дверь в Царство Небесное. Царство же Небесное есть драгоценнейшее сокровище, которого человек должен искать непрестанно в продолжение всей своей земной жизни.
Источник: www.pravmir.ru
Подбор материала и редакция – протоиерей Александр Смирнов