«ПРЕОБРАЖЕНИЕ». Приходской Листок Спасо-Преображенского храма. Выпуск «Неделя 6-я ваий, Цветоносная. Вербное воскресенье». Апрель 2001 г.
<< ПРЕОБРАЖЕНИЕ >>
ПРИХОДСКОЙ ЛИСТОК СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО ХРАМА.
Выпуск: «Неделя 6-я ваий, Цветоносная. Вербное воскресенье»
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Царь вступает в свой город как победитель и триумфатор. Ликующие горожане встречают своего Царя как освободителя, как оправдавшего надежды. Вот они – слава, честь, победа! В восторге и торжествующей радости они срывают с себя одежды и бросают их под ноги Грядущего. Вездесущая ребятня шныряет под ногами взрослых, ничего ещё толком не понимая, но тоже радуясь, тоже ликуя, тоже восторгаясь. “Осанна”, – вопят они, эти дети и подростки, вслед за отцами, охваченные всеобщим ликованием, как вопят мальчишки всех времён и всех народов, когда мужественные воины возвращаются с победой домой, когда некто давно ожидаемый с радостной вестью возвращается в свой город…
Античный мир, как и наш современный мир, умел встречать героев. Строились помпезные триумфальные арки, улицы украшались гирляндами цветов, толпы людей стекались к дороге, по которой, предшествуемый колонной оборванных и израненных пленников, верхом на роскошной колеснице, запряжённой кавалькадой коней, торжественно выступал он – победитель и триумфатор, увенчанный лавровым венком славы, ликующий и гордый.
Что же произошло с глазами добрых иерусалимских жителей? Неужели не заметили они, что Царь и Мессия, Которого они так ждали, явился пред ними не в торжественной тоге победителя, а в пыльном плаще странника, неужели не заметили, что вместо кавалькады грызущих удила арабских скакунов перед ними вислоухий ослёнок с печальными глазами? Вы только представьте: герой войны, генерал-победитель, въезжает в ожидающую его столицу не на сверкающем лаком лимузине, а на… велосипеде. Где же были глаза их? Воистину, сбылось над жителями славного города Иерусалима давнее слово пророка Исайи: “И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их” (Ис.6.9,10).
Устами русского святого, воина и схимника, благоверного князя Александра Невского, сказалось то, чего не могли понять и принять иудеи, искатели силы и славы земной. “Не в силе Бог, а в правде”, – сказал наш святой, потому что он понял, что не сила силу ломит, что не горделивая мощь победит мир, а любовь и жалость. Правда не в способности силой покорять других, но в желании, в стремлении, в решимости умереть за других. Умереть для того, чтобы другие – жили. Господь Вседержитель предстаёт иерусалимским жителям незлобивым и кротким. Они-то ждали генерал-губернатора, а явился друг мытарям и блудницам, врач душ и телес. Они-то надеялись, что Он изгонит врагов, освободит землю от оккупантов, а Господь сказал им совсем другое: “…любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас” (Лк.6.27,28).
Вот на чём преткнулись иудеи: они ожидали царя земного, а явился Царь Небесный. Они надеялись удобно устроиться на земле, а Он позвал их на Небо. Он всем Своим видом показывал им, что Царство Его – не от мира сего, а им, видимо, ничего кроме этой земли не нужно было.
Есть всё-таки существенная разница между теми жителями Иерусалима и нами, христианами. Они заботились об освобождении и процветании своего государства. Мы “едиными устами и единым сердцем” каждую литургию исповедуем в слух всего мира нашу надежду на “воскресение мертвых и жизни будущего века”, ибо мы знаем, что человек в этом мире – странник, а Отечество его на небесах. Нам известно, что хлеб насущный – дар нашего Бога, а лакомства – выдумки сатаны. Потому-то нам и не страшно потерять земной комфорт, что никакие мягкие диваны, никакие достижения цивилизации не могут насытить душу, ищущую счастья, то есть со-частия, со-участия, со-причастия со своим Богом.
И когда мы лишимся всего, что согревает нас здесь, на земле: общественного положения, имущества, друзей, любимых и самой свободы, а мы в любом случае рано или поздно лишимся всего этого, – никто, поскольку мы – христиане, не сможет отнять у нас надежды на Вечную Жизнь, которую обещал нам Христос. И пока эта надежда жива в наших сердцах, нам не страшны никакие штрих-коды и идентификационные номера. Вся эта шелуха современной цивилизации имеет значение и ужасает лишь того, кому есть что терять на земле. Тому же, чьё сокровище на Небе, бояться нечего, как бы ни стращали его профессиональные рассказчики страшилок, эти предтечи антихриста. “Не бойся, только веруй” (Мк.5.36). Не бойся, христианин: “Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной” (Мф.21.5). Благословен Грядый во имя Господне! Аминь.
Проповедь священника Сергия Ганьковского: www.hram.info
Если наша вера имеет значение, она должна влиять на всю нашу жизнь.
Великий Пост — лучшее время, чтобы рассмотреть и взвесить невероятно поверхностный характер нашего отношения к людям, к вещам, к работе. «Относиться ко всему с улыбкой», «не принимать слишком к сердцу» — вот советы, ставшие на самом деле «заповедями», которым мы радостно подчиняемся, а означают они: не связывайте себя, не расспрашивайте, не углубляйте своих отношений с людьми; соблюдайте правила игры, которые состоят в соединении дружественных отношений с людьми при полном к ним равнодушии; думайте обо всем с точки зрения материальной выгоды, прибыли, повышения; другими словами, будьте частью того мира, который постоянно употребляет великие слова «мир», «ответственность», «осторожность» и т. д., а на самом деле следует материалистическому принципу, по которому человек оценивается соответственно его положению.
Великий Пост — время искания смысла: смысла моей профессиональной жизни; смысла моих отношений с другими людьми; смысла дружбы; смысла моей ответственности в жизни. Нет ни работы, ни призвания, которые хотя бы понемногу не могли быть преображены не с точки зрения человеческой ценности. Необходимо стараться углубить все наши отношения с людьми, потому что мы — свободные люди – стали (часто сами того не сознавая) рабами систем, постепенно уничтожающих все человеческое в мире. И если наша вера имеет какое-либо значение, она должна влиять на всю нашу жизнь во всех ее аспектах. Множество людей думает, что необходимые перемены происходят в зависимости от революций и внешних перемен. Но мы, христиане, должны доказать, что на самом деле все вытекает изнутри — от веры и жизни по вере. Церковь, когда она вошла в Греко-Римский мир, не призывала к революции, указывая на рабство. Но рабство стало невозможным под влиянием веры и новой оценки как человека, так и всей жизни. Один святой — а здесь святой означает просто человека, относящегося серьезно к своей вере — больше может сделать, чтобы изменить мир к лучшему, чем тысяча напечатанных программ. Святой человек — единственный настоящий революционер в этом мире.
Прибавим еще одно последнее замечание: Великий Пост — это время, когда надо особенно следить за всем тем, что мы говорим. Мир наш неимоверно многоречив, мы постоянно утопаем в словах, которые утратили свое значение, а следовательно – и свою силу. Христианство являет нам священное значение слова — этого воистину божественного дара. Наше слово обладает огромной силой, либо положительной, либо отрицательной. Поэтому мы будем судимы и за наши слова. «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься», – говорил Христос. Если мы будем обдумывать и взвешивать наши слова, мы вновь осознаем их глубокий и священный смысл и поймем, что даже невинная, но необдуманно сказанная шутка, может привести к самым бедственным последствиям, может стать той последней каплей, переполнившей чашу отчаяния, толкнувшей человека на худшее. Но слово может быть и свидетельством правды. Случайный разговор за письменным столом с товарищем по работе может иногда лучше передать верный взгляд на жизнь, чем формальная проповедь. Слово может заронить в душе возможность другого подхода к жизни, потребовать большего познания. Мы часто сознаем, что мы постоянно влияем друг на друга своими словами, своей сущностью. И, в конце концов, люди обращаются к Богу не потому, что кто-то смог дать им блестящие объяснения, но потому, что они увидали в ком-то тот свет, ту радость и глубину, ту серьезность и любовь, которые одни обнаруживают присутствие Бога и Его силу в мире.
Таким образом, Великий Пост – это время, когда человек как бы вновь приобретает веру в жизнь в ее божественном значении, в ее священной глубине. Воздерживаясь от пищи, мы вновь узнаем ее вкус и научаемся получать ее от Бога с радостью и благодарностью. Сокращая развлечения, слушание музыки, ненужные разговоры и поверхностные рассуждения, мы вновь понимаем величайшую ценность отношений с человеком, с его трудом и творчеством. И понимаем мы все это, потому что мы просто снова поняли Самого Бога, потому что мы вернулись к Нему и в Нем – ко всему тому, что Он дал по Своей бесконечной любви и милосердию.
И вот почему в Пасхальную ночь мы поем: «Ныне вся исполнишася света, Небо же и земля и преисподняя; Да празднует убо вся тварь восстание Христово, В Нем же утверждаемся…» Не лиши нас этой надежды, Человеколюбче!
Протопресвитер Александр Шмеман: www.www.pravmir.ru
Когда вместо христианства схема
Приходя в Церковь и становясь христианами, мы часто идем по очень простому и легкому пути; не осознавая, не вычленяя, не осмысливая до конца то, что с нами происходит. Бывает так, что на вопрос «Почему мы христиане? Почему мы Православные? Что для нас значит верить в Бога?» мы не можем ничего толком сказать. Это знак только того, что мы не приучены во всем искать смысл, отвечать за каждое слово. Мы уже в каком-то смысле продукты пустоты, продукты бессмыслицы. Скажем, многие из нас жили в советское время – время, когда смыслы были затемнены, оболганы и изуродованы; очень многие настоящие смыслы уходили, прятались, а вместо них подавалась ложь, иллюзия, фальшивка. Все это сейчас очень востребовано, как ни странно, — оказалось, что даже ценности советского общества были более осмысленны, чем то, ради чего люди живут сейчас. Парадокс, но тем не менее это так.
Мы не приучили себя задавать вопросы и искать правильные ответы; мы приучили себя пользоваться готовеньким, тем, что нам предлагают, и принимать это легко и просто, не оценивая и не осмысляя. Когда мы приходим в Церковь, с нами из-за этого начинают происходить неприятные вещи. Мы не утруждаем себя поиском смыслов нашей духовной жизни, значения наших поступков, нашей молитвы, нашего участия в Евхаристии, богослужении, нашего участия в жизни церковной и приходской. Мы ищем схему, и последствия этого бывают страшными и катастрофическими – особенно когда дело касается воспитания наших детей в вере. Мы, оказывается, не веру им передаем, а передаем уже схему. То, что было «живым» для нас, взрослых людей, пришедших в Церковь с багажом определенного жизненного опыта, пройдя какой-то путь осознания, понимания самого себя, и даже покаяния (ведь покаяние есть один из глубочайших моментов именно осмысления своей жизни в Боге, и именно покаяние дает человеку возможность по-настоящему себя увидеть, осознать, осмыслить, оценить), — все это «на выходе» часто оказывается «мертвым».
Когда мы переходим к тому, чтобы что-то передать другому, мы это делаем в виде некоей схемы, и… часто очень неудачной. Скажем, придя к Богу в моменты осмысленные и осознанные, мы потом все очень быстро превращаем сами для себя в легкий путь, схему. Например – исповедь, которая для многих превратилась в такую схему. И мы читаем книги с бесконечным перечислением грехов, составляем списки грехов, как будто заполняем квитанцию в прачечную, стараемся чтобы как можно подробнее эти грехи были перечислены и высказаны священнику, превращаем саму исповедь в пропуск к причастию: то есть вместо покаяния формируем схему, забывая о главном – о смысле покаяния. Когда дело касается молитвы – мы запираем молитву только в молитвенное правило, и не осознаем – почему оно такое? Почему оно состоит из этих молитв? Зачем их нам читать? Что значит три канона? Что значит то или иное слово? Часто мы читаем слова, смысл которых мы не понимаем. Например, каждый вечер мы каемся в мшелоимстве, но что это такое, подавляющее большинство не знает, и самое горькое – не утруждает себя тем, чтобы это узнать. Это один из маленьких примеров.
За каждое праздное слово, говорит нам Евангелие, мы дадим ответ на Страшном Суде, в нашей жизни не должно быть пустоты. Наша религиозная жизнь, наше Православие, к сожалению, часто строится исходя из того, что «можно», а что «нельзя», но к жизни в Боге это никакого отношения не имеет, хотя часто становится доминантой жизни христианина. Такое представление о христианстве – когда почти ничего нельзя — складывается у наших детей. Эта схема приходит вместо духовной жизни, вместо любви, вместо живого отношения человека и Бога. Это становится главным вопросом поста — что постом можно, что постом нельзя. Разве же в этом смысл поста?
Если мы зададимся этим вопросом, то отбросим раз и навсегда эту схему «можно-нельзя» и не будем батюшку мучить на исповеди тем, что « я в какой-то день был в гостях и съел кусочек рыбы», «а мне пришлось выпить глоточек вина», «а мне пришлось то сделать»… Какое это имеет отношение к посту? Пост — это не когда «можно-нельзя». Пост – это путь твоей борьбы с грехом прежде всего, путь преодоления себя, путь победы над самим собой. А все остальное – это средства, каким ты пользуешься. Вот тебе удобнее сейчас этим средством воспользоваться, или другим, или тем, который предлагает Церковь в виде своего Устава. Но мы должны понять, что Устав – это тоже схема. Любая схема, не наполненная содержанием и смыслом, калечит человека, препятствует его духовному росту, как то же молитвенное правило может человеку помогать, а может его калечить.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что нельзя быть рабом молитвенного правила, потому что не человек для правила, а правило для человека, для помощи человеку. Если мы загоняем духовную жизнь в схему, не осмысляя ее, это, конечно, может сильно искалечить нашу душу. Ведь когда писался устав о посте в монастырях Феодора Студита, Саввы Освященного в Иерусалиме – 1000 лет назад или больше – этот устав никак не мог учитывать, что в наше время будет телевизор, компьютер, информационные технологии, реклама, рок- и поп-музыка и так далее. Монахи составляли этот Устав для себя, для жизни внутри монастыря. И поэтому он не охватывает тех сфер жизни, в которых мы сейчас живем. Было бы странно, исполняя Устав, в среду и пятницу отказываться от растительного масла, но включать сериал или что-то еще, потому что об этом не написано.
Протоиерей Алексий Уминский
Подбор материала и редакция – протоиерей Александр Смирнов