«ПРЕОБРАЖЕНИЕ». Приходской Листок Спасо-Преображенского храма. Выпуск «ПАСХА». 15 Апреля 2001 г.
<< ПРЕОБРАЖЕНИЕ >>
ПРИХОДСКОЙ ЛИСТОК СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО ХРАМА.
ПАСХА ХРИСТОВА
РАДОСТЬ МОЯ, ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Христос Воскресе!
«Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян.1.8). Так заканчивается сегодняшнее праздничное чтение из Апостола, такое поручение даёт и нам с вами воскресший Спаситель, так Он определяет жизненную задачу всякого христианина: быть Его свидетелем «даже до края земли». И каждого из нас настигает этот вопрос: как свидетельствовать? Что и как говорить миру, забывшему о Боге, какими словами возвестить утратившим надежду людям о том, что «отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откр.7.17)?
Сегодняшняя святая и праздничная ночь, насквозь пронизанная радостным светом, который «во тьме светит» (Ин.1.5), даёт каждому из нас потрясающий образ такого свидетельства. Живущие через две тысячи лет после тех, кто своими глазами видел воскресшего Господа, никогда не ступавшие по древним камням Святой Земли, ныне с ликующей убеждённостью удостоверяют «городу и миру» то, чего хоть и не видели телесные очи их, но что тем не менее с потрясающей ясностью открылось всем «предстоящим и молящимся»: Христос воскресе! Так обещанный нам Дух Святой, Который «дышит где хочет» (Ин.3.8), Своим Священным дыханием коснулся и наших грешных сердец! Случилось и с нами то потрясающее душу прозрение, о котором Лука и Клеопа говорили друг другу, возвращаясь в Иерусалим: «не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» (Лк.24.32).
В эту святую ночь горит и наше сердце, ныне и нас переполняет радость; сегодня даже самых сомневающихся, самых нетвёрдых в вере покидают их обычные соблазны неверия, ибо, как писал в Коринф апостол Павел: «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2.Кор.6.2). Ошеломлённой душой и изумлёнными очами мы воистину видим, как среди ночного мрака «свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин.1.5)! «Едиными устами и единым сердцем» мы радостно исповедуем, что воистину воскрес Христос! Истинность света, сияющего во тьме, истинность воскресения пречистой Плоти нашего Спасителя сегодня представляются нам, как никогда, очевидными и достоверными.
И вот это открывшееся нам знание, эту радость о Господе воскресшем нам предстоит пронести от сегодняшнего Светлого Воскресения Христова, во-первых, через свою жизнь, через предлежащее нам пространство и время, чтобы и это время, и это пространство оказались наполненными пасхальной радостью, «уверенностью в невидимом» (Евр.11.1), счастливым убеждением в осмысленности нашей жизни; а во-вторых, эту пасхальную радость, выполняя поручение Церкви, о котором и говорит сегодняшнее апостольское послание, нам необходимо донести до каждого, кто встретится нам на нашем жизненном пути. Ибо «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин.1.9), может действовать в этом мире не иначе как через другого человека.
Бог нуждается в благовестнике! Бог нуждается во мне и в тебе! Он нуждается в нас, потому и говорит всем, кто хочет Его слышать: «Итак идите, научите все народы» (Мф.28.19). И если о том, что Бог сотворил мир могут свидетельствовать камни и былинки, бабочки и цветы, звери полевые и птицы небесные, и если «невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим.1.20) и потому как бы и не нуждаются в иных доказательствах, то о воскресении из мёртвых могут достоверно и убедительно говорить только верующие и любящие уста человека! Потому и просит Господь Своих учеников и апостолов быть Ему свидетелями «даже до края земли», то есть даже до тех её пределов, куда не может уже простираться проповедь о Воскресшем, потому что там, за краем земли, за её кромом, во тьме кромешной, нет уже более никого, кто мог бы услышать и принять проповедь о Вечной Жизни, ибо там – вечная смерть.
Но здесь, на земле, среди людей, среди торжествующей жизни, «лёгкое бремя» (Мф.11.30) проповеди о Воскресении Господь возложил на нас грешных – грешных, но всё же дерзнувших назваться Его учениками.
И теперь только от нас зависит, будет ли сомневающийся и заражённый скепсисом мир с садистским удовольствием расковыривать гноящиеся раны греха в наших душах или замрёт очарованно, созерцая дивную красоту Света, воссиявшего среди мрака воскресной ночи из угрюмого склепа у подножия Голгофы. От того, как нам удастся сохранить в своих душах сегодняшнюю радость, будет зависеть успешность или неуспешность нашей проповеди, потому что мы, по слову нашего Спасителя, «соль земли». «Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф.5.13).
Сияющий лик святого – лучшее свидетельство Воскресения нашего Спасителя! Но ведь и каждый из нас, пусть не до конца, пусть в свою меру, а всё же может нести эту благую весть тому, кто рядом, тому, кто всё ещё сомневается, тому, кто «заблудился в сумрачном лесу» страстей и похотей своих. Каждый из нас, победивший самого себя, пусть – в малом, может дерзнуть хоть однажды в жизни уподобиться великому всероссийскому старцу и молитвеннику и сказать тому, кто рядом: «Радость моя, Христос воскресе»! Аминь.
Проповедь священника Сергия Ганьковского: www.hram.info
СХОЖДЕНИЕ БЛАГОДАТНОГО ОГНЯ
Воскресение Христова — Пасха, перед которым происходит описываемое событие — величайшее для христиан событие, являющее собой знамение победы Спасителя над грехом и смертью и начало бытия мира, искупленного и освященного Господом Иисусом Христом.
На протяжении почти двух тысяч лет Православные Христиане и представители других христианских деноминаций встречают свой величайший праздник — Воскресение Христово (Пасху) в храме Гроба Господнего (Воскресения) в Иерусалиме. В этой величайшей для христиан святыне, находится Гроб, где был погребен, а затем воскрес Христос; Святые Места, где Спаситель был осужден и казнен за наших грехи.
Каждый раз все, кто находятся внутри и поблизости с Храмом на Пасху становятся свидетелями схождения Благодатно Огня (Света).
Благодатный Огонь является в храме уже не первое тысячелетие. Самые ранние упоминания о схождении Благодатного Огня в канун Воскресения Христова встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком. В них есть описание и более ранних схождений. По свидетельству Апостолов и святых отцов, нетварный Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа, что увидел один из апостолов: «Петр верил, видел же не только чувственными очами, но и высоким Апостольским умом — исполнен убо был Гроб света, так что, хотя и ночь была, однако, двема образы видел внутренняя — чувственно и душевно,» — читаем мы у церковного историка Григория Нисского. «Петр предста ко Гробу и свет зря во гробе ужасашеся,» – пишет Св. Иоанн Дамаскин. Евсевий Памфил повествует в своей «Церковной истории», что когда однажды не хватило лампадного масла, патриарх Нарцисс (II в.) благословил налить в лампады воды из Силоамской купели, и сошедший с неба огонь возжег лампады, которые горели затем в продолжение всей пасхальной службы. Среди ранних упоминаний свидетельства мусульман, католиков. Латинский монах Бернард, (865 г.) пишет в своем итинерарии: «В Святую Субботу, которая есть канун Пасхи, служба начинается рано и по совершении службы поется Господи помилуй до тех пор, пока, с пришествием Ангела, возжигается свет в лампадах, висящих над Гробом.»
Перед схождением храм начинают озарять яркие вспышками Благодатного Света, тут и там проскакивают маленькие молнии. При замедленной съемке хорошо видно, что они исходят из разных мест храма — от иконы, висящей над Кувуклией, от купола Храма, от окон и из других мест, и заливают все вокруг ярким светом. Кроме того, то тут, то там, между колоннами и стенами храма мелькают вполне видимые молнии, которые часто проходят без всякого вреда через стоящих людей.
Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и растекаются по площади среди паломников. Одновременно с этим у стоящих в храме и на площади загораются свечи, сами зажигаются лампады находящиеся по бокам Кувуклии загораются сами (за исключением 13 католических), как и некоторые другие в пределах храма. «И вдруг капля падает на лицо, а затем в толпе раздается крик восторга и потрясения. Огонь пылает в алтаре Кафоликона! Вспышка и пламя — как огромный цветок. А Кувуклия еще темная. Медленно — медленно, по свечам Огонь из алтаря начинает спускаться к нам. И тут громовой вопль заставляет оглянуться на Кувуклию. Она сияет, вся стена переливается серебром, белые молнии струятся по ней. Огонь пульсирует и дышит, а из отверстия в куполе Храма на Гроб с неба опустился вертикальный широкий столб света». Храм или отдельные его места заполняются не имеющим аналогов сиянием, которое как полагают, впервые явилось во время Воскресения Христова. В это же время двери Гроба открываются и выходит Православный патриарх, который благословляет собравшихся и раздает Благодатный Огонь.
Источник: www.holyfire.org
ПАСХА И СВЕТЛАЯ ПАСХАЛЬНАЯ СЕДМИЦА
День святой Пасхи — самый главный праздник года для православных христиан — праздник Воскресения Иисуса Христа, который своею смертью искупил людские грехи и своим воскресением дал надежду на жизнь после смерти.
Слово «Пасха» пришло из греческого языка и означает «прехождение», «избавление», то есть праздник Воскресения Христова обозначает прохождение от смерти к жизни и от земли к небу.
День празднования Пасхи установлен Первым Вселенским Собором в 325 году.
Православные Поместные Церкви определяют дату празднования Пасхи по так называемой александрийской пасхалии. Она должна приходиться на первое воскресенье после первого полнолуния, начиная с 30 марта.
В Евангелии сказано, что на третий день после погребения Христа, ранним утром в воскресенье, несколько женщин-мироносиц (Мария, Саломия, Иоанна) пошли к гробу, чтобы принести благовония, предназначенные для тела Иисуса. Подойдя, они увидели, что большой камень, заграждавший вход в гроб, отвален, гроб пуст, а на камне сидит Ангел. Вид Его был как молния, и одежда Его бела как снег. Устрашившись Ангела, женщины пришли в трепет. Ангел же сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете: Иисуса распятого. Его нет здесь. Он воскрес, как сказал». Со страхом и радостью поспешили женщины возвестить Апостолам об увиденном. «И се, Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там увидят Меня». И Воскресшего увидели Его ученики. С апостольского времени Церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Незадолго до 00.00 часов ночи в Великую Субботу служится Полунощница. Священник снимает Плащаницу с гроба, вносит ее в алтарь через Царские врата и помещает на престол, где она остается сорок дней, до Вознесения Господня. Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, — это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Крестный ход совершается вокруг храма при непрерывном звоне колоколов, при пении «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед закрытыми дверями алтаря как бы у входа ко Гробу Господню. И раздается радостная весть: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Двери открываются, молящиеся входят в храм, и начинается пение пасхального канона.
За Пасхальной утреней следует Божественная литургия и освящение артоса.
Справка: Слово артос переводится с греческого как «квасной хлеб» — общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая. Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с иконой Воскресения Господня. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня. Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!».
Во время службы священник снова и снова с радостью приветствует всех молящихся словами «Христос Воскресе!» и каждый раз молящиеся отвечают: «Воистину Воскресе!». Через короткие интервалы времени духовенство меняет облачения и обходят храм в красных, желтых, синих, зеленых и белых ризах.
Пасха празднуется семь дней, то есть всю неделю и поэтому эта неделя называется «Светлая Пасхальная Седмица». Каждый день недели тоже называется светлым; Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т. д. Весь период до Вознесения — 40 дней после Пасхи — считается Пасхальным периодом и православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе!» и ответом «Воистину Воскресе!»
Обычай дарить друг другу на Пасху крашеные яйца появился еще в I веке от Рождества Христова. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то подарила Тиверию простое куриное яйцо. Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным». Тут же на глазах императора свершилось чудо — яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры.
Церковь еще и еще раз напоминает, что Великая Суббота и Пасха — это не время посещать кладбища, а время разделить пасхальную радость, приняв участие в богослужении. В дни Пасхи не служатся заупокойные службы: поминовение усопших возобновляется с Радоницы — вторника второй недели после Пасхи, когда православные после церковной молитвы об усопших, посещают кладбища.
В светлый праздник Пасхи Церковь призывает верующих «очистить чувства и увидеть Христа, сияющего непреступным светом воскресения, и, воспевая победную песнь, услышать ясно от Него: «Радуйтесь!»
Подбор материала и редакция – протоиерей Александр Смирнов.