Г. Громова. ИВАШЕВСКАЯ КУРЯШКА.
Мне хочется рассказать историю одного места — горы, одиноко стоявшей на берегу ручья, или когда-то, древней речки впадающей в реку Кострому. Та гора находилась рядом с деревней Ивашево и именовали ее — Куряшка. Стерта была Куряшка с лица земли еще в 80-е годы, когда строилась гравийная дорога Солигалич – Калинино и потом заросла деревьями. Лишь старожилы могут указать место, где стояла странная гора, и лишь единицы знают ее историю.
В 70-х годах, учителя Ескинской восьмилетней школы раз в год сразу после окончания учебного года водили детей на экскурсию на Куряшку. Помню из их рассказов, что Куряшка — татарское захоронение и создана она рукотворно. Назвали гору Куряшкой еще в древние времена, так как по ночам, вся она покрывалась малыми огоньками и светилась, словно курилась. Вот и дали ей такое необычное название.
Куряшка притягивала к себе внимание ребят. Зимой с нее любили кататься на лыжах, поскольку склоны ее были очень крутые. Летом же, проводили «раскопки» и исследовали ее. Из рассказов своей матери, Комиссаровой Любови Николаевны, бывшего учителя Ескинской восмилетней школы, я и узнала некоторые подробности об этой горе.
Поскольку создана Куряшка руками человека, то и следы, где брался грунт для нее до 80-х годов XX века, были еще видны. Склон Ивашевской горы к Куряшке был ступенчатый. Размер ступеней был от метра до полутора. Помню, когда в детстве мы собирали на них землянику, было очень трудно дотянуться до ягод на верхней ступени, и немного страшновато стоять на ее краю. Поэтому я не любила ходить туда за земляникой. С противоположной стороны Куряшки находились земляные валы и глубокие канавы, а за ними – сухая лощина. Стены лощины были почти отвесные, и в ней мог бы уместиться целый табун лошадей.
Состав грунта в Куряшке был очень разнообразный. Здесь можно было найти в любом количестве различные интересные камушки, в которых видны были ракушки, другие- переливались на солнце. Самые интересные находки для ребят было — холодное оружие, но только не само оно, а его отпечатки на грунте, в виде многослойной слюды. По словам матери, гора была наполнена оружием – саблями, ножами. Жаль, фотоаппаратов у ребят в те годы не было, но зрелище было необыкновенное! По всей видимости, гора действительно была создана в древности как братская могила для воинов.
Вешние воды и дожди на верхушке Куряшки однажды, а это было еще в 60-е годы, вымыли человеческие останки. По тому, как были расположены останки, сделали вывод, что это был христианин. Хотя считали Куряшку татарским захоронением, возможно среди убитых воинов были и христиане. Ребята, а среди них были мои братья Николай и Александр, принесли останки в школу, и потом их перезахоронили. В 70-е годы детские раскопки продолжались и были найдены другие останки. В основании горы был обнаружен склеп, но и он был пуст. Предполагали, что в нем был захоронен не простой человек. Когда Куряшку полностью снесли, забрав весь гравий на дорогу, то в основании остались лежать лишь каменные плиты, образовывая нишу размером метр на два метра.
Пострадала от строительства дороги и гора на которой стоит деревня, то есть, склон, где были видны ступени. Помню, выкатил экскаватор из горы огромный железный шар, примерно высотой 1,5 метра, и мы, Ивашевская детвора, бегали на него смотреть. Воспитанные на истории древних сражений, мы ярко представляли — возможность использования этого шара, при осаде древних городищ. Ныне следа от этого шара не осталось, видимо и он превратился просто в холмик земли.
Все находки и сама Куряшка свидетельствовала о том, что в древности, где-то поблизости состоялась битва, в которой погибло много народа. Какая же битва в древности произошла на Ивашевских просторах, памятником которой стала Куряшка?
Обратимся к исследованиям местных краеведов. Белоруков Д. Ф. в своей книге «Деревни, сёла и города костромского края» упоминает о боевых действиях с тарами и казанскими людьми в Верхнем и Нижнем Березовце. Он ссылается на грамоты Симонова монастыря стоявшего вблизи Москвы, 1533 года, в них в частности сообщалось: «Их деревни и пожни в Верхнем Березовце воевали выжгли татары и черемисы». Еще одно упоминание: «В 1538 г. игумен Троице-Сергиева монастыря жаловался царю: «Деревни в Верхнем Березовце казанские татары воевали и иные деревни пожгли и людей в полон повели, а иные люди разбежались розно». Летопись сохранила и сведения о нападении татар на эти места. В 1536 г. «приходили татаровя и черемисы на Унжу да на Чухлому, да к Галичу, оттуда пошли на Залесье, да два Березовца, а оттуда на Жохов, Турдеево. Татары сюда пришли с Волги, по рекам Унже, Виге и тем же путем вернулись обратно».
И последнее упоминание может пролить свет на образование Куряшки. «В 1549 г. приходили казанские люди и в головах у них был Арак-богатырь с Костромы воевода Захарий Петрович Яковля с товарищи пришли и в Верхнем Березовце побили наголову и Араку-богатыря убили».
Местность, где стояла Куряшка скорее всего относилась в древности к Верхнему Березовцу, поскольку Нижний Березовец по расстоянию находится намного дальше. Ни памятником ли победы 1549 года над казанскими людьми была Ивашевская Куряшка? Ни в ней ли упокоился прах Араки – богатыря убитого Костромским воеводой Захарием Петровичем Яковлевым..?