Белоруссов Л.М. ДВЕ СТАТЬИ ПО ИСТОРИИ.
Иван Данильченко, аспирант Костромского университета (его статья по истории дорог Костромского края здесь…) прислал нам две статьи историка и краеведа Льва Михайловича Белоруссова (1890–1984). Л.М. Белоруссов — сын протоиерея Михаила Белоруссова, священника Преображенского храма Солигалича — был человеком незаурядным, и всю жизнь посвятил преподаванию, изучению истории Солигалича и краеведению. Лев Михайлович, окончив Солигаличское духовное училище, Костромскую семинарию, а в 1914 г. — Императорский Санкт-Петербургский историко-филологический институт — преподавал в мужской гимназии Переславля-Залесского. С 1921 г. Л.М. Белоруссов являлся членом, а затем и председателем Солигаличское отделение Костромского научного общества по изучению местного края. Чудом избежал репрессий конца 20х годов, когда краеведение — чуждое духу того времени — повсеместно изживалось. Может, сыграли на руку скромность, одиночество, даже скрытность Льва Михайловича, но он владел такими книгами в своей библиотеке, за которые можно было поплатиться. В послевоенные годы он продолжал преподавать, и начал опубликовать в местной газете статьи по краеведению. Всей своей деятельностью Лев Михайлович внес неоценимый вклад в краеведение, и развитие музея города Солигалича.
Эти две статьи были опубликованы в 1957 году в местной газете…
Парийский И.Д., Белоруссов Л.М., Шумский И.В. – краеведы, основатели солигаличского музея, люди высокой культуры, для которых самообразование, подвижничество, исследовательская работа были образом жизни.
ИЗ ИСТОРИИ ГОРОДА СОЛИГАЛИЧА.
«Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего» А.М. Горький.
Солигалич, один из древних русских городов, основан, как об этом говорит «Солигаличская летопись», в 1335 году галичским князем Федором Семеновичем, одним из потомков Константина Ярославича, родного брата Александра Невского.
Князь Федор Семенович среди дремучих лесов на правом берегу Костромы строит монастырь, который стал именоваться Воскресенским и который явился как бы родоначальником Солигалича. Князь переселяет из своих вотчин несколько крестьянских семей на жительство около созданного монастыря; уступает монастырю для ловли рыбы две трети Чудского (Чухломского) озера и четверть Галичского озера, позволяет ловить рыбу во всех ближних реках; выдает тарханные грамоты, предоставляющие монастырю ряд привилегий.
В скором времени у монастыря появляются свои соляные варницы, своя мельница, свои поля и луга. Такое монастырское хозяйство требовало немало рабочих рук. Основной рабочей силой, если не считать труд монахов, были крестьяне, частью приписанные к монастырю князем Феодором Семеновичем и его сыном Андреем из их вотчин, частью, добровольно пришедшие сюда и работающие за известную плату. Из этих людей и составился около Воскресенского монастыря первый поселок, который стал быстро развиваться. Около того же времени здесь были открыты соляные источники и началась варка соли, почему новое поселение получило название Солей, а в отличие от других подобных местностей (Сольвычегодск, Соликамск) прибавлялось слово Галичских, так как они находились на территории Галичского княжества.
На обилие здесь соляных источников указывает и герб, данный Солигаличу впоследствии и изображающий три стопки соли в золотом поле. Здешние соляные варницы появились, вероятно, в конце XIII или начале XIV веков, ибо о них упоминается еще в 1332 году в духовных завещаниях великих князей Ивана Даниловича Калиты, Дмитрия Ивановича Донского и его сына Юрия Дмитриевича. Долгое время поселок, возникший около Воскресенского монастыря, существовал под именем посада, приписанного к Галичу.
В первые же десятилетия после своего возникновения Соли Галичской и монастырю приходится вести борьбу с восточными соседями, ветлужскими и вятскими черемисами. В 50-е годы XIV века черемисский князь Никита, по прозванию Байборода (он иногда называется ветлужским и хлыновским князем), делает несколько набегов со своими черемисами на монастырь и посад, но каждый раз безуспешно. Галичский князь Андрей, сын Федора, умело защищал Соль Галичскую. Такие враждебные действия черемисов заставили князя Андрея Федоровича принять меры для защиты от вражеских нападений. В 1354 году он устроил вокруг Воскресенского монастыря острог, укрепив его воинскими снарядами, и поставил головою боярина Золоторева. Монастырь в это время владел уже многими деревнями, ему принадлежали три мельницы на реке Костроме и одна на реке Сельме.
Около 1370 года скончался князь Андрей. После его смерти стал княжить его сын Иван Андреевич, двадцатилетний юноша. Может быть, имея в виду молодость и неопытность нового галичского князя, хлыновский князь Байборода «с нагайскими людьми и с воеводами, и с луговою черемисью» в августе 1372 года делает неожиданный набег на Соль Галичскую. Монастырь ими был разграблен и разрушен до основания. Разграбив монастырь, враги сожгли его, «братия и иных убили». Не миновал беды и Солигаличский посад, и окрестные деревни. «И около тоя обители села пожгоша и плениша люди», – с горечью замечается в местной летописи. О набегах на Соль Галичскую Никиты Байбороды упоминает Мельников-Печерский в романе «В лесах», называя Никиту Байбороду ветлужским князем (книга II, часть IV, глава I). Хотя от этого набега врагов Соль Галичская и сильно пострадала, но через несколько времени она оправилась, устроилась и снова начала свою мирную жизнь.
Вскоре после этих событий галичские князья потеряли свой удел, и Галич вошел в состав Московского княжества, образовав в нем Галичский уезд, делившийся на шесть осад. Одна из осад была Солигаличская (Усольская). Великие князья московские большое внимание уделяют развитию солеварения в Соли Галичской, видя в нем надежный источник пополнения великокняжеской казны. В своих завещаниях они обычно особо упоминают о солигаличских соляных варницах.
В 1380 году великий князь Дмитрий Донской при назначении своему сыну Юрию Галича приказал отделить Соль Галичскую своей супруге Евдокии Дмитриевне, а соляные колодцы, варницы, двор дровяной, двор для приезда старцев и село Борисовское с деревнями в пользу московского Симонова монастыря. Сын Донского Юрий после смерти матери, наследовав Соль Галичскую, оказывает помощь Троице-Сергиеву монастырю в устройстве здесь соляных варниц.
В 1453 году князь Василий II своей грамотой предоставил Троице-Сергиеву монастырю большие льготы в отношении солеварения; позднее князь Иван III подтвердил все права, дарованные его предшественником монастырям Симонову и Сергиеву на владение варницами. В 1462 году Василий II передал Соль Галичскую старшему своему сыну Ивану III который в свое время (в 1504 году) также передал ее своему старшему сыну Василию III.
XIV и XV века были временем роста феодальной земельной собственности, что имело непосредственным своим следствием усиление эксплуатации крестьян. Форма эксплуатации крестьян была различна. На основе роста феодальной собственности на землю в это время создаются предпосылки для юридического оформления крепостного права, что было произведено государством в последующие столетия.
Наряду с владением феодалов сохранялись «черные» земли, на которых жили крестьяне, непосредственно зависимые от княжеской власти, в пользу которой они платили дань и несли различные натуральные повинности. Большинство «черных» земель находилось на Севере, значительное количество их было и в Солигаличской (Усольской) осаде.
Л. Белоруссов. Газета «Знамя коммуны», 30 августа, 1957 г.
СОЛИГАЛИЧСКИЙ КРЕПОСТНОЙ ЗЕМЛЯНОЙ ВАЛ.
В первой половине XVI века Соль Галичская подвергается нападению казанских татар. Набеги их на северо-восточные районы Русского государства начались еще ранее, но особенно яростны и ожесточенны они были в первой половине XVI века. В «Истории СССР» (под редакцией Нечкиной и др. Т.I. изд. 1956 года) говорится об этом: «… В 60 годах XV века главное внимание Руси было обращено на борьбу с наступлением феодалов Казанского ханства, которое расположено было очень близко к центральным районам Русского государства и представляло для него наибольшую опасность. Набеги казанских феодалов наносили серьезный ущерб русским землям… Постоянные нападения казанских феодалов на русские земли, увод в полон и продажа в рабство десятков тысяч русских людей усилились в середине XVI века…».
Для защиты от нападения казанских татар Василий III Иванович (княжил с 1505 по 1533 гг.) устроил крепости с насыпными валами в Ветлуге, Кологриве, Галиче, Солигаличе, Парфеньеве и Чухломе. Опасения были не напрасны. В январе 1532 года татары напали на Солигалич. Об этом событии, весьма важном в истории нашего города, когда наши предки-солигаличане проявили патриотизм и мужество, говорится в двух древних памятниках: кратко в «Солигаличской летописи» и более подробно в «Житии преподобного Макария Унженского». Вот что в нем написано: «В лето четыредесятное по седьми тысящах (7040 — 5508 = 1532), при державе Русския земли царя и великого князя Василия Ивановича… месяца генваря в 18 день… прииде рать велия поганых варвар в Галичские пределы, четыренадесять тысяч, и доидоша варвары до города Соли Галичския, зело величахуся и хваляхуся град той взяли. И тако безвестно убо нападоша варвары (на град Соль Галичскую), всюду облегоша окрест града и зело на град належаще: овни хотяху сожещи град той, друзии же стреляющее… Ужасу же бывшу велию во граде том, и сетованию, и плачу, и воплю многу; граждане три дня и две нощи биющеся с варвары».
Жители Соли Галичской, как можно заключить из этого «Жития» и из других источников, собрались внутри укрепленного земляного вала и отсюда отражали врага. «В сие время в котлах железных грели воду и кипятком на поганых плескали», – говорится в «Солигаличской летописи». После трехдневной безуспешной осады татары «начаша полки своими мятися и зело страх велий нападе на ня и не ведяху: камо бежати…». Нападение татар на Соль Галичскую в 1532 году потерпело полное поражение.
Памятниками тех тяжких годов для Солигалича являются земляной крепостной вал и железные котлы. Вал, сооруженный в конце XV или в начале XVI века, имеет форму квадрата с небольшим перерывом с западной стороны. Окружность его доходит до 405 метров, высота его около 8 метров. Он был окружен с трех сторон рвом, который был особым рукавом реки Костромы, текущей по западной стороне вала. Каждую весну река Кострома окружает укрепление, восстанавливая древний вид его. На валу в прежнее время была деревянная стена, шесть башен и двое ворот: Спасские и Дмитровские. При первых находилась опальная тюрьма под башнею, под собором (Успенская церковь внутри крепости) хранилась церковная казна.
Много работало посадских «низов» Соли Галичской и закрепощаемых в то время крестьян окрестных деревень над сооружением этого укрепления. Обильно полита эта поистине народная стройка потом сооружавших ее людей и кровью защищавших. Уважение к труду, патриотизму и мужеству наших предков требует от их потомков-солигаличан, чтобы они хранили эту крепость и оберегали от разрушения.
От того же времени сохранились два больших железных котла, имевших назначение кипятить смолу и воду для обливания с крепостной стены нападающего врага. А что котлы имели в старину именно это назначение, об этом сохранилось не одно упоминание в местных старинных письменных документах. В упомянутом рукописном «Житии», между прочим, говорится: «В кипелицех же (где кипятилась вода) вне града (с внешней стороны деревянных стен, на валу) пударем (стрельцам) неослабно биющимся с погаными…». В челобитной царю Алексею Михайловичу, поданной в 1661 году от имени солигаличан, есть такая фраза: «А у Соли Галичской… и стража и котлы для осадного времени есть».
Котлы имеют конусообразную форму с тупым верхом (днищем); склепаны они из толстого листового железа. От долгого времени и безнадзорности они постепенно разрушаются, сильно проржавели. Один из котлов сейчас находится около музея.
Много бедствий причиняли в то время татарские набеги и солигаличским селам и деревням, что видно из сохранившихся документов того времени. Приведем выдержку из одной жалованной грамоты. В 1533 году была дана жалованная льгота и несудимая грамота Троице-Сергиеву монастырю на «их сельцо Гнезниково в Галицком уезде у Соли Галичские да Троицкие их деревни в Костромском уезде в Ликурге, Верхнем Березовце, что их воевали казанские татаурове и черемиса воевала, а иные деревни пожгли и людей в полон вывели, а иные люди из тех их воеванных деревень и из селца разбежались розно».
Отголосок тех минувших событий мы слышим и в некоторых названиях, как, например, «Татарский брод» (брод через реку Кострому выше деревни Илейкино) и т.д.
Л. Белоруссов. Газета «Знамя коммуны», 6 сентября, 1957 г.