Дудин В.А. Церковь на Совеге. 1623-1930 гг. Исторический очерк.

Совега церкви история Дудин В.А.Дудин В.А. ЦЕРКОВЬ НА СОВЕГЕ. 1623-1930 гг. Исторический очерк.

В историческом очерке автор, используя архивные материалы, рассказывает об истории Православия на отдаленной Совеге на севере Солигаличского района. Очерк повествует о становлении церкви, содержит данные о священнослужителях и особенностях приходской жизни. Особый интерес представляют воспоминания жительницы Совеги о судьбе храмов и священников в советские годы, и материалы о карательных действиях власти в 1918 г.

 

Совега церкви история

Совега на схеме расположения храмов Солигаличского благочиния

 

Согласно Писцовой и межевой книга гор. Тотьмы уже в 1623 году в Совдюжской волости (в последствие Великовская волость – В.Д.) на левом берегу реки Водопойницы в погосте Рождественском имелись две деревянные приходские церкви: Рождества Христова и Николая Чудотворца. Одними из первых священников на Совеге, согласно архивным документам были: «…поп Власей живет в дер. Великом Дворе (Великово – В.Д.), дьячек Фетька Василев, просвирница Улита живет с попом вместе» (л. 471).

К 1804 году в селе Великове, уже на правом берегу Водопойницы, была возведена новая двухэтажная каменная Совдюжская приходская церковь в честь Рождества Христова (Христорождественская). Церковь имела престолы Рождества Христова, Покрова Пресвятой Богородицы, преподобного Феодосия Тотемского, святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского, Святой Троицы, благоверного князя Александра Невского. (Суворов Н. И. Несколько топографических и статистических сведений о бывшей Великоустюжской епархии. // ВЕВ. — 1872. — №18. — Прибавления. — С. 518.).

Совега церковь Солигалич

Христорождественская церковь, Великовская вол. Фото С.А.Орлова нач. XX в. Фотоархив ИИМК РАН. www.old-church.ru

Приход Совдюжской Христорождественской церкви находился в 3-м благочинном округе Тотемского уезда, благочинным которого в 1860–1868 годах был священник Шуйской Успенской церкви Павел Назарович Дъяков. В 1868 году при разделении 3-го благочинного округа, состоявшего из 22 церквей, Совдюжская Христорождественская церковь, вместе с Чаловской Николаевской (Трофимовская волость – В.Д.), и еще семи приходами остались в том же округе. Духовником 3-го округа был назначен священник Толшменской Иоанно–Предтеченской церкви Валент Рождественский. 23 января 1872 года благочинным 3-го округа Иоанном Авринским в Совдюжской Христорождественской церкви был освящен вновь устроенный придельный храм во имя Покрова Божией Матери.

В дальнейшем благочинными 3-го округа были священник Воскресенской Шейбухтской церкви Константин Георгиевич Соколов (1881 г.), священник Флоро–Лаврской Козленской церкви Николай Попов (1883–1893 гг.), священник Дмитриевской Шейбухтской церкви Виктор Попов (1894–1908 гг.), священник Николаевской Чаловской церкви Николай Юшков (1909-1914 гг.). В 1909-1916 годах Совдюжская Христорождественская церковь после реорганизации округов стала входить в 5-й благочинный округ, в котором числились 9 церквей. Всего же в Тотемском уезде на этот момент числились шесть благочинных округов и один в Тотьме, которые объединяли 80 церквей, в том числе 8 в Тотьме. Благочинным 5-го округа до 23 января 1914 года был священник Николаевской Чаловской церкви Николай Юшков, который проживал в с.Чалово Трофимовской волости.

Вследствии увольнения Николая Юшкова, исполнять должность благочинного 5-го округа был назначен священник Николаевской Толшменской церкви Тотемского уезда Иоанн Рыжков. Несмотря на то, что в октябре 1917 года благочинным 5-го округа был избран священник Совдюжской Христорождественской церкви Николай Пихин, — от этой должности он отказался. В том же месяце благочинным 5-го округа был утвержден священник Иоанн Рыжков.

До 1864 года длительное время священником Совдюжской Христорождественской церкви был Николай Малинин. 25 марта 1865 года, после смерти Николая Малинина, в сан священника, был рукоположен Константин Юшков — воспитанник Вологодской духовной семинарии.

18 января 1872 года Константину Юшкову Вологодская епархия объявила благодарность «за особое усердие в обучении детей в церковно-приходской школе» (ВЕВ. — 1872. — № 4.), а 12 июля 1873 года «за похвальный образ жизни и полезную служебную деятельность» (ВЕВ. — 1873. — № 16.). 15 марта 1884 года Святейшим Синодом, за выслугу лет ко дню святой Пасхи, Константин Юшков был награжден скуфьей. (ВЕВ. — 1884. — №9.).

22 июля 1894 года Константин Юшков, прослуживший безупречно священником в Совдюжской церкви почти 30 лет, скончался, а его вдове матушке Анфисе в 1895 году, по распоряжению Епархиального начальства, было выдано единовременное пособие в размере 70 рублей.

8 сентября 1894 года священником Совдюжской церкви стал Александр Ильинский, псаломщик Зыковской Николаевской церкви Грязовецкого уезда. В начале апреля 1908 года Александр Ильинский в связи с болезнью был уволен за штат, а 16 июня того же года он скончался.

15 апреля 1908 года священником Совдюжской церкви становится Ливерий Тихомиров, диакон Николаевской Чадромской церкви Вельского уезда. Однако ему не долго пришлось служить на Совеге. 15 июня 1908 года священником Совдюжской церкви был рукоположен диакон Заборской Царе–Константиновской церкви Тотемского уезда Петр Тадорский. В конце 1912 года Петр Тодорский был переведен священником в Маныловскую Христорождественскую церковь Тотемского уезда, а 3 июля 1917 года он там и скончался. Некоторое время приход Совдюжской церкви возглавлял священник Александр Успенский, а с 8 января 1914 года – рукоположен Николай Пихин, священник Иоанно – Предтеченской Толшменской церкви Тотемского уезда, который еще в 1911 году, Его Преосвященством, ко дню святой Пасхи, был награжден набедренником.

Долгое время пономарем Совдюжской церкви числился Василий Альбов, а 6 октября 1866 года он был переведен в Долговицкую Троицкую церковь. В Совдюжскую церковь был назначен дъячек Коченгской Преображенской церкви Семен Попов, а 7 марта 1867 года его сменил Гавриил Летунов. 19 октября 1867 года дъячком в Совдюжскую церковь был назначен уволенный из низшего отделения Вологодской духовной семинарии Иван Сибирцев, заменивший Доримедонта Альбова, который в свою очередь был определен причетником в Спасскую Подосиновскую церковь Никольского уезда. 1 декабря 1869 года Иван Сибирцев, будучи уже в должности пономаря Совдюжской церкви, скончался.

9 января 1868 года причетником Совдюжской церкви был назначен Андрей Пеньевский, переведенный из Вохомско–Черновской Николаевской церкви Никольского уезда, а 18 декабря 1872 года он скончался, будучи в должности пономаря Совдюжской церкви.

1 марта 1898 года по распоряжению Епархиального Начальства в диаконы Совдюжской Христорождественской церкви был рукоположен Николай Царевский, который 9 марта 1899 года был переведен псаломщиком во Владимирскую церковь г. Вологды.

В течение 1899-1902 годы должность диакона в Совдюжской церкви была вакантной, и лишь в первой половине 1903 года диаконом был определен Иоанн Ивановский, который, прослужив в данной должности около двух лет, 5 июля 1905 года был рукоположен в священники Воскресенской Нившеровской церкви Устьсысольского уезда.

23 января 1906 года на диаконскую вакансию Совдюжской церкви был направлен воспитанник Вологодской духовной семинарии Вячеслав Белков, а 24 февраля он был рукоположен в диаконы церкви. 16 января 1911 года Вячеслав Белков был переведен на место священника Усть–Толшменской Благовещенской церкви Тотемского уезда, заменив ушедшего за штат протоиерея Викентия Белкова. В течение 1911-1912 годов место диакона Совдюжской церкви было вакантным, и лишь в середине 1913 года диаконом становится Евгений Мальцев, который уже 19 декабря 1913 года был переведен в Двиницкую церковь Вельского уезда. 10 января 1914 года на диаконскую вакансию при Совдюжской Христорождественской церкви был назначен псаломщик Братсковской Богородицкой церкви Вологодского уезда Евлогий Голубев, который 22 июля был рукоположен в диаконы церкви.

Гавриил Летунов, прослуживший псаломщиком в Совдюжской церкви почти 40 лет, в феврале 1906 года был уволен за штат, а 26 апреля в возрасте 70 лет он скончался. К исполнению должности псаломщика был допущен бывший канцелярский служащий, сын диакона Сергий Фрязиновский. 1 сентября 1907 года Сергий Фрязиновский был уволен, а 31 января 1908 года псаломщиком становится Иван Пономарев, который 22 октября того же года скончался. В 1912–1914 годах псаломщиком служил Алексей Воскресенский, который 18 сентября 1914 года добровольцем ушел на фронт и в феврале 1915 году погиб смертью храбрых в бою с врагами. (ВЕВ. — 1914. — № 19. — С.376; ВЕВ. — 1915. — № 4. — С. 58). 20 сентября 1914 года псаломщиком к Совдюжской Христорождественской церкви был перемещен Николай Шестаков, по его прошению, который до этого исполнял обязанности псаломщика Левашской Богородицкой церкви Тотемского уезда.

Старосты церквей утверждались на трехлетний срок, по истечении которого, они могли быть избраны вновь. В 1890 году старостой Совдюжской церкви был выбран крестьянин Федор Завьялов, который согласно распоряжению Епархиального Начальства от 26 апреля 1897 года «за усердную и полезную службу в течение семи лет на данной должности награжден похвальным листом» (ВЕВ. — 1897. — №11).

16 февраля 1899 года церковным старостой Совдюжской церкви на очередной трехлетний срок был утвержден крестьянин Григорий Морозов, который прослужил в указанной должности до 1905 года. В 1905 году эту должность занял отставной солдат Захарий Серогодский, и в декабре 1910 года за усердную службу и увеличение церковных доходов он был награжден похвальным листом (ВЕВ. — 1910. — № 24).

Согласно указу Святейшего Синода от 21 мая 1915 года всем церковнослужителям Вологодской епархии существенно было увеличено денежное жалование. Так, если у священника Совдюжской Христорождественской церкви установленный ранее оклад составлял 105 руб. 84 коп, то при его увеличении он стал составлять 294 рубля. Псаломщик стал получать 98 рублей, вместо 35 руб. 28 коп. Диакон жалование получал от доходов церкви, а с введением указа стал получать оклад в сумме 147 рублей. Такое же распределение окладов было и в соседней от Совеги Чаловской Николаевской церкви.

В церквях Вологодской Епархии, в том числе и Совдюжской Христорождественской регулярно производились сборы пожертвований на общественные нужды разного рода и в пользу благотворительных и других общеполезных учреждений:

— кружечный сбор, через обнесение особой кружки среди молящихся в церквях при каждом богослужении – в пользу Епархиального Попечительства о бедных духовного звания на призрение вдов и сирот;

— кружечные сборы, через установку кружек, в особо отведенных местах церквей (для улучшения быта православных паломников в Иерусалиме, распространения православия между язычниками в Империи, на содержание церковно–приходских школ, Тотемского духовного училища, Иерусалимского храма св. Гроба Господня, Вологодского православного Братства во имя Всемилостливого Спаса, в фонд Российского Красного Креста для оказания помощи больным и раненым воинам и т.п.).

Доход от Совдюжской церкви был не слишком велик, но эта церковь, несомненно, вносила определенную лепту в общую копилку епархии. Так если в 1898 году доход от 22 церквей 3-го благочинного округа Тотемского уезда составил в сумме 11739 руб. 27 коп, то Совдюжской церкви — 619 руб. 15 коп. На содержание и устройство общежития Тотемского духовного училища в целом по округу облагаемая сумма составила 990 рублей, в том числе Совдюжской церкви — 50 рублей, или 8 процентов от её дохода. (ВЕВ. — 1898. — №4. — С. 46).

В связи с объявленной войной в 1914 году стали поступать различные пожертвования для раненых и больных, находящихся в госпиталях, не только от мирян, но и от церковнослужителей. Так, в постановлении 5-го благочинного округа Тотемского уезда, в который входила и Совдюжская Христорождественская церковь, говорилось: «…духовенство 5-го благочинного округа согласилось ежемесячно вносить по одному проценту с получаемого содержания, включая и казенное жалование, на содержание коек при Вологодской общине Красного креста». (ВЕВ. – 1914. — № 23. – С. – 450).

Несмотря на то, что согласно Высочайшему повелению, с 11 ноября 1903 года Великовская волость была причислена к Солигаличскому уезду, приходская церковь долгое время еще относилась к Вологодской епархии. 2 апреля 1916 года в Костромской Духовной консистории был заслушан вопрос о причислении Великовской волости в церковном отношении к Костромской епархии. Из журнала консистории видно, что еще 10 февраля 1916 года Преосвященный епископ Севастьян во время своего пребывания в Солигаличе, узнал, что Великовская волость в церковном отношении все еще остается в ведение Вологодского Епархиального начальства. Для возбуждения ходатайства перед Священным Синодом по решению данного вопроса Костромской епархией было направлено в канцелярию господина губернатора Костромской губернии прошение, в котором высказывалась просьба: «…указать, сколько церквей в Великовской волости?», «…в каких она селениях, как они именуются?». Вскоре в адрес Костромской Духовной консистории Солигаличским полицейским управлением были доставлены сведения о селениях Великовской волости и о количестве людей, проживающих здесь. В доставленных материалах сообщалось, что на территории Великовской волости находится одна каменная Совдюжская – Христорождественская церковь в селе Великове, находящаяся от г. Солигалича в 30 верстах и от уездного г. Тотьмы Вологодской губернии в 120 верстах. Далее сообщалось, что в приходе этой церкви значатся 2638 прихожан, из них мужского пола – 1296, женского – 1342. Указывалось и количество прихожан по каждому селению.

На основании рассмотренных материалов 2 апреля 1916 года Костромская Духовная консистория издала приказ:

«Ввиду того, что Великовская волость с находящимися в оной селениями причислена к Солигаличскому уезду и в административном отношении подчинена властям этого уезда, консистория полагает, что в церковном отношении единственная в волости церковь Совдюжская с притчем, состоящая во владении Вологодского Епархиального начальства, должна быть перечислена с прихожанами в состав приходов Костромской Епархии и подчинена Костромскому Епархиальному начальству, о чем и возбудить от имени его Преосвященства ходатайство перед Священным Синодом». (ГАКО ф-130, оп.1, д. 7881, л.л. 9, 9об., к.41).

В ноябре 1918 года солигаличские большевики приступили к мобилизации военнообязанных шести возрастов (1888–1893 годов) для службы в Красной Армии. Однако, в Великовской волости, не все однозначно приняли декрет Совета Народных Комиссаров о мобилизации в армию и отделении церкви от государств. На этой почве в начале ноября 1918 года в волости вспыхнуло крестьянское восстание. Для его подавления солигаличский военно-революционный комитет в ночь с 16 на 17 ноября 1918 года направил в волость карательный отряд во главе с комиссаром Сазоновым и представителем чрезвычайной комиссии (ЧК) Макшанчиком. Действия этого отряда не отличались от действий других подобных отрядов. Против мирного населения направлялась боевая единица. По прибытии утром 17 ноября в волостной центр – село Великово – отряд окружил здание волостного совета и церковь, где находились возбуждённые люди. В волостном совете сразу же был образован военно-революционный комитет (ВРК) из трёх лиц под председательством Макшанчика и штаб карательного отряда (ШКО) в составе также 3-х лиц под руководством комиссара Сазонова. По секретному списку, составленному заранее, были арестованы 23 человека, среди которых были священнослужители Совдюжской Христрождественской церкви: священник Николай Пихин, диакон Евлогий Голубев и псаломщик Николай Шестаков. Арестованных разместили в здании совета, а затем до позднего вечера допрашивали. Всю ночь члены ВРК и ШКО дежурили по очереди, наблюдали за сменой караула и за арестованными. Возобновили допросы рано утром и продолжали их до четырех часов дня.

В докладе следователя уездной ЧК А.И. Дорогина сообщается, что утром следующего дня был созван волостной сход, на котором Макшанчик объявил волость на осадном положении и зачитал инструкцию об отделении церкви от государства, которая «была принята единогласно путём поднятия рук всей волостью».

Далее Дорогин в своём докладе отмечает, что «толпа вела себя очень нервно и потребовала освобождения арестованных». Однако отряд разогнал митингующих, но люди по домам не расходились до самого вечера. Штабом карательного отряда было издано девять приказов:

— об осадном положении волости;

— о явке всех мобилизованных к месту назначения;

— о доставке мобилизованных людей и лошадей;

— об обложении волости контрибуцией;

— о наложении на арестованных штрафа в сумме 400 рублей на каждого;

— о заложниках (по списку), которые будут расстреляны в случае вторичного контрреволюционного выступления; (- Выд. Ред.)

— об отделении церкви от государства;

— о наложении штрафа в сумме 50 рублей на Павла Васильевича Дудина, за нелицеприятные высказывания во время следствия;

— об увольнении бывшего околоточного царского режима Фёдора Федотовича Лыщёва.

От мобилизованных людей всех деревень волости были получены расписки о явке на сборные пункты. Дата 20 ноября 1918 года была назначена днём выезда мобилизованных на сборный пункт.

Все приказы были приведены в исполнение и расклеены во всех сёлах волости. Причём приказ о заложниках, согласно указанию, необходимо было объявить волостному совету после ухода карательного отряда за пределы Великовской волости. «Надлежащими мерами волость приведена в полное повиновение, мобилизация, как людей, так и лошадей прошла благополучно», — заключает доклад следователь Дорогин. (ГАНИКО, ф. 383, оп. 2, д. 50, л.л. 66,67)

Как видим из доклада следователя, крестьяне Великовской волости неоднозначно приняли советскую власть, а оплотом восставших людей стала Совдюжская Христорождественская церковь во главе со священнослужителями.

В 1930 году Совдюжская Христорождественская церковь была закрыта.

Из протокола заседания президиума Солигаличского райисполкома Ивановской промышленной области от 16.01.1930 № 12 о религиозной деятельности общины с. Великова:

«…СЛУШАЛИ: Ходатайство колхоза «Совега» Васильевского сельсовета о закрытии Христорождественской церкви и передачи её в распоряжение колхоза для использования под Народный дом и организации слесарно-ремонтной мастерской.

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Принимая во внимание необходимость развёртывания в колхозе хозяйственной и культурной работы и, учитывая, что в члены колхоза с каждым днём вливается масса бедняцких и середняцких хозяйств, а тормозом в развитии работы служит отсутствие свободного помещения. Кроме того, большинство членов колхоза в количестве 210 подписей отказались от церкви, требуют закрытия её и передачи в распоряжение колхоза. Президиум районного исполнительного комитета считает ходатайство колхоза «Совега» удовлетворить, а Христорождественскую церковь закрыть.

2. Материалы направить для утверждения в Окрисполком.

Председатель райисполкома: Кручинин. Секретарь: Юдин»

(ГАКО Ф. Р-559, оп. 4, д. 5, л. 63.).

 

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ СЕРАФИМЫ ИВАНОВНЫ МОРОЗОВОЙ, ПЕРВОГО ДИРЕКТОРА ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ СОВЕГИ (1996 г.)

«Много церквей на Руси сохранилось, но много и порушено. В числе разрушенных, оказалась и наша, совежская церковь.

Старожилы рассказывают историю о богоизбранном месте для строительства церкви. Сначала решили строить церковь на левом берегу реки Водопойницы, на горе. Но как только туда свозили кирпич (сделанный совежанами), через ночь он оказывался на горе деревни Великова. И так было несколько раз. Люди решили, что, видимо, так угодно Богу. И воздвигли храм высоты небывалой, двухэтажной. На верхнем этаже служба была летом, а зимой – на нижнем. За церковью находилось кладбище, и все вместе было обнесено кирпичной кладкой.

Средства на строительство собирали и с населения, а большей частью поступали из казны города Тотьмы Вологодской губернии.

И стояла церковь гордо, величаво, призывая колокольным звоном прихожан на церковную службу – в будние и праздничные дни, а в праздничные ещё более торжественно.

Алексей Вячеславович Дудин написал стихотворение «Стояла церковь», в котором выразил свое доброе отношение к красоте церкви, к священнику, добрейшему и честнейшему человеку – Евлогию Аполлосовичу Голубеву. А приехал священник на Совегу ещё до революции со своей молодой женой Софьей Николаевной. Они построили сами себе дом, недалеко от церкви. Здесь в семье священника родились четверо детей: дочери Зинаида, Алевтина, Евгения и сын Владимир. Псаломщиком в церкви служил Николай Николаевич Шестаков, который был репрессирован в 1937 году (увезли, больше и не вернулся он в наши края). Звонарём и сторожем значился Иван Захарович Космачёв.

По словам старожилов, церковь была закрыта в 1930 году. Перед закрытием церкви состоялся опрос населения. Большинство совежан под давлением советов были за закрытие. Позднее был снесён шпиль, сняты колокола, разобрали колокольню, затем ограду (кирпич взяли на фундамент школы).

Перед войной и в войну на верхнем этаже церкви был открыт клуб со сценой и зрительным залом. Нижний этаж был превращён в зерносклад, в левом крыле разместились кузница и электростанция. А примерно с 1951 года церковь стали разбирать по кирпичику на печи, фундаменты и другие нужды. Полностью церковное здание было разрушено в 1962 году.

Священник Евлогий Аполлосович, человек грамотный, с 1932 по 1935 годы работал старшим бухгалтером Совежского лесопункта Солигаличского леспромхоза. Но здоровье подорвалось, и в 1937 году он умер. Вечная ему память, жители Совеги его помнят».

Дальнейшая судьба священника Николая Пихина и его матушки Ольги не известна, но в 1925 году священником церкви был уже Евлогий Голубев. Псаломщик Николай Шестаков в 1937году был репрессирован и расстрелян большевиками (возможно сказались последствия восстания крестьян на Совеге в 1918 году), а последний священник Евлогий Голубев, отрекся от сана, работал счетоводом, и в 1937 году скончался.

Вот так, одним «росчерком пера» была сначала закрыта, а затем разрушена церковь на Совеге. Но имена тех, кто ревностно служил верой и правдой Богу и Отечеству не забыты.

Примечание:

Набе́дренник — принадлежность богослужебного облачения священника Русской православной церкви

Скуфья, скуфия (от греч. σκύφος, «чаша») — повседневный головной убор православных духовных лиц всех степеней и званий. Фиолетовая бархатная скуфья даётся представителям духовенства как награда — вторая после набедренника. Значение награды скуфья получила с 1797 года.

Источники:

1. Вологодские епархиальные ведомости

2. Государственный архив новейшей истории Костромской области

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.