Дудин В.А. История населения Совеги.

Дудин В.А. История населения Совеги.Дудин В.А. ИСТОРИЯ НАСЕЛЕНИЯ СОВЕГИ.

История — это вехи, расставленные на протяжении длинного ряда годов, без которых невозможно проследить развитие какой-либо страны и населения внутри неё. Исторические размеры и качества поселений неодинаковы. Одни из них влияли на судьбы мировые, другие — на судьбы государства, а иные ограничивались деятельностью в пределах области или поселения. В.А. Дудин.

Дудин В.А. История населения Совеги.

Совега на схеме Солигаличского благочиния

Исторически так сложилось, что Совьюжская волость (с 1865 года Великовская волость) на протяжении многих столетий (до 1903 года) входила в состав Тотемского уезда Вологодской губернии, что оказало существенное влияние на формирование здесь говора, близкого вологодскому, и особого типа крупных крестьянских домов, похожих на сухонские. Издалека дома в совежских деревнях, расположенных на взгорьях, напоминают готовые к отплытию старинные ладьи и кажутся удивительно легкими. Но стоит подойти к деревне поближе, и легкие корабли превращаются в тяжёлые громады. Можно с уверенностью констатировать, что жители деревень лесу на строительство не жалели. Каждая изба была не только жильём, но и своего рода мастерской. Здесь мужчины плели лапти, пестери, крошни, кузова, как для себя, так и на продажу. По нынешний день хранятся у некоторых совежан изделия кустарного промысла.

Уездный агроном Ф.К. Дымовский, всесторонне обследовав в начале прошлого века Великовскую волость, отмечал: «В сельскохозяйственном отношении это одна из лучших волостей уезда, производящая на посетителя особое впечатление, свидетельствующая о существовании в ней коренных хлебопашцев…».

Предками нынешних совежан были вольные, черносошные крестьяне, не знавшие помещичьего произвола. Этот гордый дух, унаследованный от отцов, неизмеримо укрепился в последующем.

Какую сторону жизни совежан ни возьми – коллективизацию, участие в Великой Отечественной войне, повседневный труд на благо своей Родины – в каждой из них им присуще чувство большой личной ответственности, рождающееся из гордости за свою Совегу. Не случайно из шестерых Героев Советского Союза, которых дал Солигаличский район, трое – уроженцы Совеги. А ещё есть полный кавалер Георгиевских крестов, отличившийся своим героизмом в империалистической войне. Вряд ли найдётся такой колхоз, из которого бы вышло столько героев.

Совежане чтят память героев – земляков и всех, отдавших жизнь при защите Родины. На центральной усадьбе колхоза напротив Дома культуры в память погибшим в 1972 году был заложен парк. В парке воздвигнут обелиск – солдат с поднятым автоматом. В мае 2011 года, здесь же, были установлены гранитные мемориальные доски в память трем Героям Советского Союза, и таким образом сбылась еще одна мечта совежан по увековечиванию своих знаменитых земляков.

Тотемский и Солигаличские края до прихода сюда славяно-русского населения (русские – одна из ветвей славянского племени) был заселён финно–угорскими племенами, что подтверждается многими нерусскими названиями наших рек, озёр, селений, урочищ. Явно не по-русски звучат названия: Кострома, Сельма, Воча, Толшма, Ламса, Совега, Мизюга и др. Так, М.К. Любавский, изучая образование государственной территории великорусской народности, писал: «Эти волости с самостоятельными инородческими именами ведут свое происхождение от инородческих местных обществ, которые прослоились русскими поселенцами и с течением времени обрусели». С этим заключением следует согласиться. В некоторых районах, особенно в лесном Заволжье, ещё несколько столетий спустя после их включения в состав русских территорий продолжала звучать финноязычная речь.
Летописи упоминают об основных языческих племенах, проживавших в этих местах: чудь, нарова, ям, сум, меря, весь, мурома, черемисы, мордва и т. д. Обитая от Финского залива до Уральского хребта, они занимались охотой и рыбной ловлей.

Историю колонизации и заселение великороссами северной части Верхнего Заволжья высказал в «Курсе русской истории» историк В.О. Ключевской: «На севере поселенец посреди лесов и болот с трудом отыскивал сухое место, на котором не было бы с некоторой безопасностью и удобством поставить ногу, выстроить избу. Вот почему деревня в один или два крестьянских двора является господствующей формой в северной России чуть не до конца XVII века. Выжигая лес на новинах, крестьянин сообщал суглинку усиленное плодородие и несколько лет к ряду снимал с него превосходный урожай, потому что зола служит очень сильным удобрением. Но это было насильственное и скоро проходящее плодородие: через 5 – 7 лет почва совсем истощалась, и крестьянин должен был покидать землю на продолжительный отдых, запускать в перелог. Тогда он переносил свой двор на другое, часто удаленное место, поднимал другую новь, ставил новый починок на лесе».

Таков исторически сложившийся характер присущ был и солигаличанину и тотьмичу – земледельцу, который вынужден был взаимодействовать с малым количеством солнечной энергии, с изобилием осадков, с бедной подзолистой почвой среди лесов и болот при отвратительных путях сообщения.

Исторически установленным можно считать, что колонизация шла сюда в основном двумя путями. Один путь шёл с верхней Волги, а другой – из Новгородской земли. Это подтверждается археологическими, историческими и лингвистическими данными.
Русские искали среди лесов Севера не добычи, а безопасных мест для хлебопашества и промыслов. Происходило заселение, а не завоевание края. Эта, расползавшаяся по течению рек земледельческая масса, просачивалась тонкими струями, занимая обширные промежутки, какие остались между разбросанными среди болот и лесов финскими поселениями. Проникая на север, новгородцы вместе с чудским поселением возводили свои городки и укрепления, с целью отражения нападений разных враждебных племен и народов.

По географическому местоположению совежская земля оказалась посередине между Солигаличем и Тотьмой и, конечно же, жители её не были в стороне от тех драматических событий, которые происходили здесь.

В «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина под 1539 годом можно прочесть о разорении и сожжении казанскими татарами многих городов Московского государства. Казанские татары нападали на поселения, грабили и жгли их, убивали славян, а многих просто забирали в плен. Так, в 1521 году краткий галичский летописец пишет: «в Толшме (главный приток реки Сухоны и бывшая волость Тотемского уезда, непосредственно примыкающая к совежским землям – В.Д.), в полон взяли и изсекли полсемы тысящи христиан». Таким образом, видно, что уже в первой четверти XVI века на этих землях проживали славяне.

Только затихла битва с татарами и началась мирная жизнь, семнадцатый век повеял бедой уже совсем с другой стороны. Окрестности Тотьмы в 1608 году были опустошены польскими интервентами, появлявшимися со стороны Костромы, Галича и Соли — Галичской. Жители последнего бежали в леса, засеки, в Совьюжскую и Толшемскую волости Тотемского уезда (пока найдено первое упоминание о Совьюжской волости).
Когда отрядами поляков был сожжен Галич, а с солигаличан потребовали выкуп, жители Солигалича доносили царю: «1608 год 23 ноября собрались мы Соли Галича посадские людии из Усольской осады крестьяне да на Жилинскую засеку и ходили к Костроме, а пришёл с войском пан Лисовский к Галичу, посад пожёг и запасы взял, а солигаличане узнав об этом с жёнами побежали в леса, засеки, к берегам Совдюги (Совеги – В.Д.) и в Толшемскую волость.

Для того чтобы обезопасить себя тотьмичи приняли решение сооружать засеки и заставы на Толшме, Совьюге, Вотче и Демьянове в 300 человек. Для этого они произвели три «побора», каждый по 10 человек с сохи (соха – единица обложения, обозначавшая площадь пашни от 500 до 800 четей, а четь была равна половины десятины – В.Д.). Засека представляла собой ров, а за ним стена леса, наваленного целиком, заостренными сучьями и вершинами наружу. Проход в такой стене назывался застава. На заставах в опасное время стояли постоянно стражники, чтобы впускать в Совьюжскую и Толшемскую волости Тотемского уезда только своих. Такие же заставы были сделаны и со стороны Унжи и Кологрива. Беглецы из Солигалича, а также подсылаемые поляками лазутчики, схватываемые на заставах, наводили страх скорого нашествия врагов.

Однако, сплотившись, тотьмичи, устюжане и усольцы 16 — 18 января двинули свою рать к Солигаличу, остановившись на некоторое время на Совьюге. В дальнейшем ополчение из Солигалича Великого Устюга, Сольвычегодска, Перми, Перми, Тотьмы, Кайгорода и Выми с большим «огненным нарядом» по глухим лесным дорогам двинулось к Костроме. (И.Н. Суворов. Вологда, 1885)
Надо полагать, что и совежане внесли определенную лепту в разгроме польских и литовских вражеских отрядов. Сведения о сражающихся в ополчении совежанах отсутствуют, но исторические документы повествуют о прохождении отрядов ополчения через Совьюжскую волость и о мобилизации на борьбу с врагами проживающих там людей.

Из имеющихся источников видим, что совежская местность уже в начале XVII века была населена людьми. Возможно, как одна из версий, может служить и та, что первые поселенцы — славяне в этих краях появились здесь для целей строительства застав и засек по отражению врагов при нападении на Тотьму, а также для освоения новых земель для хлебопашества.

Во всяком случае, согласно выписи из Писцовой и межевой книги гор. Тотьмы с посадом и уездом за 1623-1625 годы, выполненной московским дворянином Фокой Ратмановым Дуровым и подьячим Евстафием Колюпановым видим следующее: «Волость Совьюга. А в ней погост (Рождественский погост – В.Д.) на речке на Водопоице. А на погосте церковь Рожества Христова древяна клецки с трапезою. А в церкви образов местных: образ Рождество Христово з деянием на празелени, образ Троицы Живоначалные диесусы и двери царские на празелени, свеча поставная вощинная навожена красками.

Церковь другая древяна ж клецки Чудотворца Николы. А в церкви образов местных: образ Чудотворца Николы, образ другой Чудотворца Николы и з деянием, образ Пречистые Богородицы Одегитрия деисусы и двери царские все на празелени, крест воздвижной. Евангеле напрестолное печать московская, сосуды церковные древяные, да книг: апостол, псалтырь, часовник, минея общая, два охтия на восьм гласов полууставе. Все книги письменые, свеча вощиная поставная навощена красками, ризы и стихарь полотняные, патрохеи и поручи крашинные да на колоколнице 3 колокола медных. А церковного причету поп Власей живет в дер. Великом Дворе, дьячек Фетька Василев, просвирница Улита живет с попом вместе. Пашни церковные паханные худые земли смежно с великой дворскою пашнею 2 чети в поле, а в дву по тому ж. Сена по речке по Водапоице 5 копен. Лес вопче у волости всей».

Далее в писцовой книге представлен перечень всех населенных пунктов Совьюжской волости, с указанием количества дворов и «людей» в них, а также пашни паханной по каждой деревне и итогов описания лесных и сенокосных угодий. Указываются количество жилой и пустой земли, с определением ее качества (добрая, средняя, худая), льготные и оброчные земельные угодья, сенокосные и лесные, приходящиеся на одну деревню, данные по налогообложению.

Вот список тех населенных пунктов, которые были зарегистрированы писцами:

1. Великий Двор на р. Водопоице (Великово – В.Д.), 12 дворов, 19 человек, 24 чети.

2. Макарово, Маклаково, 5 дворов, 6 человек, 12 четей.

3. Соболева, 3 двора, 6 человек, 10 четей.

4. Васильевская, 6 дворов, 10 человек, 12 четей.

5. Прокошевская на р. Водопоице, 6 дворов, 10 человек, 12 четей.

6. Германово, 4 двора, 8 человек, 6 четей.

7. Харитоново, 4 двора, 4 человек, 5 четей.

 

Согласно писцовой книге в 1619 году в волости Совьюга в семи деревнях и одном погосте в 37 дворах проживали 58 человек м.п., а 1623 году в 40 дворах при том же количестве деревень – 62 человека м.п. Если учесть, что во дворе с одной семьей проживало, согласно различным исследованиям, в среднем по пять человек обоего пола, то уже в 1619 и 1623 годах здесь в общей сложности насчитывалось около 200 человек. Население Совьюжской волости преимущественно составляли черносошные, государственные крестьяне (99%) и половники (1%) (половники это черносошные крестьяне, лишившиеся земли и обрабатывающие чужую землю за половину или треть собранного урожая – В.Д.).

В первой половине XVII века в Совьюжской волости проживали не только крестьяне, но бобыли и казаки. По поводу расселения просторов Северной Руси казаками бытует множество различных мнений, очевидно одно, что казаки здесь жили, занимались хлебопашеством и платили исправно таможенные пошлины.

Имеется ещё одно мнение, что одними из предков нынешних совежан были и бежавшие, от правительственных войск в эти глухие места в 70-е годы XVII века, вольнолюбивые сподвижники крестьянского вождя Степана Тимофеевича Разина. Об истории этого события написано много, только одно очевидно, что один из отрядов Степана Разина был разбит на подходе к городу Тотьме со стороны Судая, а оставшихся в живых, как свидетельствуют источники, укрыли дремучие леса неласковой Толшмы… («Исторический вестник 1888 г., 33 том. Статья «Атаман Илюшка Пономарёв»).

В 1678 году, согласно писцовым книгам в течение 55 лет в Совьюжской волости произошло увеличение общей пахотной земли с 91 четверти в 1623 году до 116 четвертей, или в 1,3 раза.

В свете изложения фактов нельзя уже категорически отрицать достоверность мнения, которое упорно держится среди жителей Васильевского сельсовета, что их предками были вольные казаки, а чуть позже и укрывшиеся от царских войск в лесах люди из разбитых отрядов Степана Разина. Но других нет данных для документированного обоснования этого предания, хотя факт существования в прошлом казачьих общин на территории нынешней Вологодчины, несмотря на имеющиеся исторические источники, до сих пор отрицается рядом местных политиков, литераторов и даже историков. Очевидно, это в известной степени объясняется тем, что для многих читателей казак – это прежде всего человек в лампасах и погонах, обязательно конный, с шашкой или нагайкой.

Это мнение в корне неверно. Да, на территории Вологодской губернии не было отдельного казачьего войска, не было казачьих войсковых соединений. Но зато здесь на протяжении столетий проживали вольные казаки (новгородские ушкуйники), на своих судах-ушкуях освоившие практически всю территорию Северной Руси, включая и местность вдоль реки Сухоны и ее притоков. И можно быть уверенным, что у многих коренных жителей Вологодчины, в том числе и Совеги, найдется далекий предок – удалой новгородский ушкуйник. Казачество – это не лампасы и шашки наголо. Казачество – явление чисто русское и может быть понято только в рамках истории России. Казаком всегда мог стать достойный представитель любого сословия Российской империи, и в то же время подлецы и трусы изгонялись из казачьих общин. Может быть, в этом и заключается самобытность жителей совежского края, их удалая самоотверженность при защите своей Родины, и не случайно здесь столько много Героев.

В 1780 году согласно материалам Генерального межевания Тотемского уезда Вологодского наместничества в Совьюжской волости при погосте Рождественском уже с 11 деревнями и 89 дворами проживало 554 человека, из них мужского пола 272, женского 282 человека. К тому времени появились еще четыре деревни Большое и Малое Токаревы, Простотино и сельцо Пуховицино расположенные на реке Совьюге (Совеге). Сельцо Пуховицино, с пятью дворами, находилось во владении знаменитых дворян Долговых, а остальные деревни, по прежнему, находились во владении черносошных (государственных) крестьян. (ЦГАДА. ф. 1355, д. 87). Значительную часть государственных крестьян составляли бывшие служилые люди по прибору (однодворцы, солдаты, пушкари, казаки и др.). ( Булыгин, 1966, 28) В эту же категорию вошло и местное нерусское население, ассимилированное и в последствие крещеные выходцы из племен мери и других.

В 1804 году в селе Великове, уже на правом берегу Водопойницы, была возведена новая двухэтажная каменная Совдюжская Христорождественская приходская церковь, окруженная каменной оградой с фигурной металлической решеткой. Она была построена в духе классицизма с боковыми приделами, трапезной и колокольней. Малые купола над углами приделов вместе с куполом над основным четвериком образовывали пятиглавие. Церковь имела престолы Рождества Христова, Покрова Пресвятой Богородицы, преподобного Феодосия Тотемского, святого Николая Чудотворца (архиепископа Мирликийского), Святой Троицы, благоверного князя Александра Невского. Два деревянных храма к тому времени обветшали и в последствие были разобраны.

По сведениям 1859 года в Совьюжской волости уже в 14 деревнях при 198 дворах проживало 1220 жителей, из них мужского пола 588 человек и женского – 632. Появились еще три новые деревни: Беляево, Лихотинка и Петряево. В 1897 году в тех же деревнях волости насчитывалось уже 2456 жителя, из них мужчин –1233, женщин – 1223.

Таким образом, в течение 270 лет численность жителей Совьюжской волости с 200 человек в 1623 году, возросла до 2456 в 1897 году, или в 12 раз. Количество крестьянских дворов также возросло с 40 в 1623 году до 198 в 1859 году и 397 в 1897 году, или в 10 раз. Естественно, такой значительный прирост населения сопровождался не только за счет высокой рождаемости уже оседлого населения, но и за счет прибывающих сюда поселенцев в результате различных исторических событий отмеченных выше.

Согласно сельскохозяйственной переписи 1917 года в Великовской волости (до 1865 года в составе Никольской волости, в 1865 году переименована в Великовскую: ВГВ. 7 авг. 1865 г. № 32. С. 298 -– В.Д.) в 501 крестьянском хозяйстве проживали 2990 человек (мужчин – 1456, женщин – 1534), из них в 493 приписных хозяйствах проживали 2964 человека. В 8 хозяйствах были зарегистрированы 26 человек, относящиеся к категории посторонних, из которых в трех проживали беженцы. На надельной земле полевые работы осуществляли 481 приписное хозяйство. Кроме того, у 83 приписных хозяйств были зарегистрированы земельные участки, купленные крестьянами сверх надельной земли и являвшиеся их собственностью без каких-либо ограничений.

Наибольшее количество населения на Совеге было зафиксировано при переписи 1929 года. В то время в 632 хозяйствах было зарегистрировано 3435 человек обоего пола, из них мужчин – 1637 человек, женщин – 1798 человек.

В дальнейшем по ряду причин, которые многим понятны (последствия гражданской и Великой Отечественной войны, коллективизация, непомерное налогообложение и уход крестьян из деревни и прочее) сегодня здесь проживает около 280 человек. Таким образом, по прошествии четырехсот лет, население Совеги не только увеличилось, а наоборот, сократилось до уровня 1623 года. Конечно, можно найти множество причин ухода крестьянина со своей земли, но, наверное, искать их бесполезное занятие. Былая крепкая самобытная Совега всё больше обнаруживает поводов для грусти и тревог. Очевидно одно, что некогда развивающаяся сельская цивилизация, деревенский народ полностью исчезают, а с ними и уважительное отношение к его традициям и историческому прошлому. Хотелось бы верить в возрождение Совеги и ее былую славу…

Дудин В.А. История населения Совеги.: 2 комментария

  1. Здравствуйте, очень интересная и содержательная публикация.
    Я также занимаюсь генеалогией своей семьи. Одна из веток предков моей жены согласно метрических книг привела к Дудину Карпу Фёдорову (г.р. ранее 1755 года), родившемуся в селе Воликово Совьюжской волости Тотемский уезда. Из опубликованных материалов Владимира Алексеевича Дудина видно что он проделал колосальную работу по поиску исторических документов в РГАДА и других архивах. Его задел позволяет надеяться на продолжение и результативность моих поисков сведений о Дудиных, проживавших в с. Великово в первой половине XVIII века и ранее, и быть может, об истории их появления там. Если это возможно, то прошу редакцию поделиться информацией о способе связаться с автором данной публикации.

    • Спасибо, Дмитрий за отзыв и оценку! К сожалению, автор этой статьи, как и многих других на сайте, В.А.Дудин умер в январе этого года.
      В Ваших изысканиях желаю Вам успехов!
      С уважением, Иустин.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.