Дудин В.А. О ВОЛОСТНЫХ СХОДАХ в Солигаличском уезде.
Выборы — необходимое составляющее общественно-политической жизни современного общества. Небезынтересно узнать о практике и устройстве демократического российского самоуправления начала 20 в. — волостных сельских сходах (наряду с самоуправлением земств, городов, уездов; дворянского и мещанского сословий). Статья В.А. Дудина рассказывает какой была общественная жизнь в Солигаличском уезде (тогда еще не политическая). Как отмечает автор, крестьянские сходы — самая совершенная форма русского самоуправления.
Жители одной или нескольких деревень составляли мир, сельское общество, обязательно со своим демократическим собранием – сходом, и своим выборным управлением – старостой, десятским, сотским.
На сходах демократическим путем обсуждались дела по общинному владению землей, раскладу податей, приселению новых членов общины, проведению выборов, вопросы пользования лесом, строительство плотин, сдача в аренду рыболовных угодий и общественных мельниц, согласие на отлучку и удаление из общины, пополнения общественных запасов на случай стихийных бедствий и неурожаев.
На сходах отдельных селений демократически регулировались все стороны трудовой жизни села – сроки начала и окончания сельскохозяйственных работ; дела, связанные с лугами («заказы» лугов, выделение вытей, жеребьевки, аукционы); починка дорог, чистка колодцев, строительство изгородей, наем пастухов и сторожей; штрафы за самовольные порубки, неявку на сход, нарушение общинных запретов; семейные разделы и выделы, мелкие преступления; назначение опекунов; конфликты между членами общины и некоторые внутрисемейные конфликты; сборы денег на общие расходы селения.
Высшим органом волости был волостной сход, состоявший из сельских старост и выбранных крестьян (по одному из десяти дворов). Но это совсем не означало, что на сход не могли прийти другие крестьяне, желавшие участвовать в собрании. Волостной сход собирался два-три раза в год с ведома земского участкового начальника. Волостной сход выбирал волостного старшину (как правило, на три года), волостное правление (собственно, это были старшины и все старосты волости) и волостной суд, а в начале 20 века и представителей от крестьян по выборам в Государственную думу; осуществлял ограниченные административно-судебные, фискальные и полицейские функции, контролировался мировыми посредниками и земскими начальниками. Волостное правление Великовской волости располагалось в деревне Васильеве (там собирался и сход), а штаб – квартира урядника (полицейского) находилась в селе Великове. Должность старшины волостного правления Великовской волости в 1914 — 1916 годах занимал Никтопольеон Евгеньевич Дудин. Писарем правления в 1914 году числился – Михаил Иванович Богданов, в 1915 году — Иван Иванович Дудин, а в 1916 году – Петр Федорович Сабуров. (Справочная книга по Костромской губернии за 1910, 1914 – 1916 годы.).
Волостное правление вело книги для записывания решений схода, а также сделок и договоров (в том числе трудовых), заключенных крестьянами, как между собой, так и с посторонними для волости лицами. Вся бумажная работа велась волостным писарем, который, конечно, был важным лицом в деревне. В случае если волостной старшина или писарь начинали злоупотреблять доверием общества, то их в следующий раз крестьяне могли не выбрать или убавить жалованье.
Выборный сотский выполнял полицейские функции: наблюдал за чистотой в селеньях, за чистотой воды в речках, за пожарной безопасностью, за порядком во время торгов, за продажей доброкачественных продуктов, за проведением торговли с надлежащими свидетельствами.
Кроме того, на крестьянских сходах по мере необходимости выбирали ходатаев по общественным делам, челобитчиков в губернский или столичный город. Такие ходатаи звались мироедами (люди, жившие на мирской счет во время своей командировки по общественным делам).
В каждой волости на крестьянском сходе избирался волостной суд из четырех судей – крестьян-домохозяев, достигших 35 лет, грамотных, пользующихся уважением среди односельчан.
В волостном суде дела разбирались по совести, стараясь склонить спорящих к примирению. Конечно, права волостного суда ограничивались мелкими спорами и тяжбами, хотя и могли разбираться дела по мелким кражам, о мотовстве, дела, связанные с наказанием пьяниц и других нарушителей общественной нравственности. Волостные суды имели право приговаривать виновных к денежным взысканиям до 30 руб. и к аресту на хлебе и воде до 30 дней. Волостной сход был упразднен Временным правительством законом от 21 мая 1917 года в связи с введением волостного земства.
На волостном сходе Великовской волости рассматривались самые разнообразные и насущные вопросы. Бездорожье, и отрезанный от окружающего мира глухими лесами, совежский крестьянин находился в затруднительном положении. Состояние единственного тракта до Солигалича почти весь летний период было крайне отвратительное, лошадь могла идти только шагом и с большим трудом. Поэтому совежане для сбыта своей продукции и приобретения товара на рынке предпочитали проходить это тридцативёрстное расстояние пешком, без лошадей и только в исключительных случаях прибегали к их помощи. Неоднократные просьбы совежан о строительстве улучшенной сухопутной дороги до реки Сухоны, имеющей беспрепятственное пароходное сообщение с Вологдой, по мнению совежан, давало возможность населению найти посторонний заработок, произвести покупку необходимых продуктов по сходным ценам и облегчить сбыт их собственной продукции. При осуществлении строительства такого тракта, протяженностью в 27 вёрст, считали совежане, выиграл бы и Солигаличский уезд, пользующийся товаром низкого качества при высокой его стоимости.
На сходах рассматривался вопрос и о том, что изделия гончарного производства не только Великовской волости, но и других волостей уезда не удовлетворяли потребности местного рынка. Посуда производилась не достаточно высокого качества и не могла конкурировать с продукцией привезенной из других уездов и даже губерний. Было очевидно, что только качественное улучшение гончарного производства могло расширить рынок сбыта готовой посуды.
Немаловажным фактором оставалось и то, что Великовская волость была расположена среди лесных массивов, изобилующих различными древесными породами, из которых могли бы изготовляться предметы деревянных изделий, а спрос на них был всегда достаточно высокий.
Важным и неотложным вопросом для населения волости, где преимущественно преобладали сырые и влажные почвы, являлось улучшение сенокосных и выгонных (пастбищных) угодий, связанное преимущественно с их осушением. Однако осушение многих угодий было сопряжено со значительными затратами и техническими возможностями. Было очевидно, что без содействия правительства такая работа не могла быть выполнена. Только сенокосные угодья, под названием «площади», имеющие вид не луга, а огромного, в несколько вёрст озера, приведенные в порядок, могли дать значительное увеличение кормовой площади.
Обращалось внимание и на непосильное земское обложение, неравномерность сборов, на их быстрый рост. Вследствие обложения денежными повинностями, мелкие промышленные заведения закрываются или обречены на закрытие. Ставился вопрос и об увеличении числа представительства крестьян – землевладельцев в земских учреждениях. По мнению населения «в земских учреждениях должны преобладать крестьянские сословия, которые и стали бы больше заботиться о крестьянине и его благосостоянии».
При решении этих и других проблем, считали совежане, могло улучшиться не только благосостояние крестьян, но также культурный и нравственный уровень их жизни.
Так в 1912 году на волостном крестьянском сходе Великовской волости при участии и поддержке участковых агрономов были приняты следующие мероприятия по развитию волости:
— просить Правительство России и Солигаличскую земельную управу о выделении финансовых средств для проведения мелиоративных работ, связанных с осушением сельскохозяйственных угодий;
— развивать конкурентноспособный кустарный промысел;
— осуществлять переход к продуктивному скотоводству, надлежащей эксплуатации крупного рогатого скота, как отрасли животноводства, поглощающей значительную часть дохода вследствие продолжительного стойлового содержания;
— продолжать улучшение сенокосных и выгонных угодий, применять правильное травосеяние, которое должно быть признано назревшей и насущной потребностью совежанина;
— вводить новые сельскохозяйственные орудия для обработки почвы, такие как плуги, культиваторы и бороны;
— осуществлять строительство новых зерно – очистительных пунктов;
— проводить дальнейшие опытно – показательные селекционные работы в полеводстве;
— продолжить внесение минеральных и органических удобрений для повышения плодородия почвы;
— продолжить выведение капустной рассады в тёплых грядках;
— осуществлять введение луночной системы посева огурцов;
— просить уездное земское Собрание о строительстве дороги от Великовской волости до реки Сухоны, как единственному пути к ближайшему значительному рынку в Вологде и Вологодской губернии (такая просьба была направлена в уездное земское Собрание еще в 1911 году).
Таким образом, еще задолго до проведения нынешних народных сходов, в царской России уже действовали органы местного самоуправления. И тогда одна из задач, поставленных правительством, состояла в том, чтобы приблизить все уровни власти к проблемам и чаяниям простого человека. Разница заключается лишь в том, что в сельской местности Солигаличского уезда в 1907 году проживали 66,6 тыс. человек, а в 2011 году – 4,5 тыс. человек, или в 15 раз меньше. Тоже самое относится и к Васильевскому сельскому поселению, когда в 1907 году там проживали 2,6 тыс человек, а в настоящее время только 250 человек. Конечно, хочется надеяться, что все может измениться и верить в возрождение сельских территорий, а также Совеги и ее былую славу…