Об обычаях и обрядах в Солигаличском уезде.

Дудин В.А. Солигалич обычаиДудин В.А. ОБ ОБЫЧАЯХ И ОБРЯДАХ в Солигаличском уезде.

В этой статье В.А. Дудина всё интересно – солигаличские дореволюционные обычаи празднования Рождества (конечно, не без языческого примеса), свадеб, подробности быта, досуга и общения сельчан и горожан, костюмы, музыкальные традиции; характеры, лица, герои… 

Как и все публикации автора, материал насыщен ценным историческим и этнографическим материалом.

Дудин В.А. Солигалич обычаи

Дореволюционная Рождественская открытка.

В Рождественский сочельник (6 января) — канун великого праздника Рождества — весь день постятся («до первой звезды») и готовят праздничную одежду. Считалось, что нельзя встречать Рождество в чёрном — приходить на пир в печальной одежде.

В канун Рождества соблюдали обычай колядования. Парни и девушки собирались и ходили по домам, распевая песни-коляды и выпрашивая у хозяев угощение и деньги. Существовал даже специальный обряд, который соблюдался на «святой вечер» — сочельник. До появления первой звезды накрывают стол, и начинается ужин — «вечеря». Обычно в этот день принято собираться всей семьёй в родительском доме и встречать праздник Рождества.

Святки продолжались вплоть до старого Нового года. Вся семья собирается за столом, а если приглашают гостей, то загадывают об удачах и бедах на весь год, встречая первого гостя. Именно с ним связывают после все события, случающиеся в новом году. Поэтому на Рождество всегда старались приглашать только самых близких людей, которые могут принести счастье. К рождественскому столу пекут пирог с вложенной в него монеткой (или изюминкой, горошиной перца, орешком и т. д.). Хозяин дома делит пирог, и счастливым будет тот, кому достанется кусок с сюрпризом.Святки на Руси всегда считались одним из самых весёлых праздников. Во время Святок люди старались прожить как-то особенно, отмечая каждый день своеобразными приметами и гаданиями. Особенно внимательно относились к снам, видениям и знамениям, которые приобретали на Святки особое значение. Считалось, что в сочельник, с 6 на 7 января, обычно снятся вещие сны, особенно при растущей луне, поэтому, для того чтобы запомнить сон, в изголовье кровати ставили свечу и клали сонник, чтобы утром немедленно заглянуть в него и разгадать приснившийся сон.

В школьном музее Совеги имеются интересные воспоминания сельских жителей, рассказывающие об обрядах и обычаях, сформированные в этих местах на протяжении многих веков и посвященные определенному праздничному мероприятию.

Из воспоминаний Алексея Вячеславовича Дудина в 1991 году:

…«В наших деревнях всё было самобытно: сохи и бороны, грабли и вилы. В каждом доме свой ткацкий станок (кросна). Ткали холсты из грубых ниток, половики из волокняных ниток, тонкие полотна, из которых шили верхнюю и нижнюю одежду. Лён обрабатывали деревянной мялкой. Все абсолютно, крупные и мелкие изделия из дерева и глины, делали сами. Деревни были многолюдны, всякая работа завершалась строго в срок. Ранней весной, когда приближалась пашня, верней с первых дней мая, наступало посевное время, слышались веселые голоса на огородах.

В начале июля на улицах вновь наступало затишье. Начинался сенокос. Вечерами лишь неугомонная молодёжь будоражила деревню частушками и весёлыми наигрышами.

На Кузьмин день, 14 ноября по новому стилю, заканчивалась молотьба хлеба, а некоторые, к тому времени, завершали обработку льна. Народ, как уже по заведённому порядку, готовился к зимним развлечениям. Девушки организовывали вечеринки, у нас, их называли беседами. Все деревенские собирались в одной избе: кто с прялкой, кто с вышивкой, а кто и кружева вязал. Когда ребята приходили с гармошками, девчата все дела складывали на полки или полати, и начинались песни, пляски и танцы до утра. Избы под беседы каждый новый вечер девушки меняли по очереди между собой. Для очередной беседы в избы готовили 3 – 4 висячие лампы (15 – 20-линейные) и выгораживали куть (прихожую) для смотрящих. Девушки, в которой деревне вечеринка, каждая приглашала из соседней деревни по две или три своих знакомых. Всех собиралось более 60 человек из различных деревень. Вот уж тут бывало и тесновато.

Ребята, как обычно, сидели у девчонок на коленях, даже иногда до трёх рядов получалось. Гармошек у парней было много, даже выходили игроки на перебой, доказать этим, что у меня звонче и голосистей играет. Эти вечеринки чередовались по деревням и накануне святок, перед Рождеством, заканчивались. Мужики постарше тоже собирались по вечерам. Любители-сказочники сами придумывали сказки и могли их рассказывать по 3 – 4 часа. Один рассказывает, а все сидят тихо и слушают. В это время кто лапти молча ковыряет, кто конскую сбрую ремонтирует, кто хомут; и курили, не выходя из избы. При трех — или пяти линейных лампах к концу вечера трудно было узнать знакомого человека в тумане табачного дыма.

Рождество ещё долгое время справляли 25 декабря, а не 7 января, даже и после перехода на новое время. Как обычно, за два — три дня до Рождества, ни бесед, ни вечеринок не было, и девушки ходили небольшими группами и занимались гаданием. Хотелось каждой из них узнать свою судьбу. Гадание было разное. В нежилую избу заходили поодиночке, надевали хомут на шею и пристально, недвижимо смотрели в зеркало при свече и ждали, кто появится в зеркале, тот и суженый. Валенки через ворота бросали, куда носок покажет, там и судьба.

Святки продолжались от Рождества до Крещения, то есть до 19 января. В это время продолжались обыкновенные посиделки. Девчата обычно собирались небольшими группами на посиделки с рукоделием. Парни тоже не отставали. Шли обычно туда, где по- проще было. Но самое главное — после Рождества все были заняты подготовкой к Новому году. Встречали его в деревнях по-разному. Одни — в кругу семьи, наряжали ёлку, украшали её самодельными игрушками, дарили друг другу подарки (дети – родителям и наоборот). Молодёжь собиралась в избе-читальне (на Совеге она была в деревне Васильеве при сельском Совете), здесь ставили спектакли, читали стихи, водили хороводы вокруг ёлки, желали друг другу счастья.

Перед Крещением, в Сочельник, тоже гадали. Снимали с руки кольцо (серебряное или бронзовое) и вместе с пригоршней овса бросали петуху. Если клюнет он кольцо, а оно отскочит, значит, у девушки есть надежда на скорое замужество. В четверг, перед Крещением варили на подслащенной воде зерна пшеницы, т.е. кутью (постный день). После Крещения до самой Масленицы начинался мясоед. Это было время деревенских свадеб, и многие спешили жениться на Масленицу.

Дудин В.А. Солигалич обычаи

Федот Васильевич Сычков. Катание на масленицу. 1911.

Свадьбы были весёлыми, обязательным ритуалом считалось венчание. Молодых под венец везли на тройке лошадей, украшенных лентами, колокольчиками, бубенцами. Движение конного поезда, особенно по деревенской улице, сопровождалось множеством зрителей, стоявших невдалеке от обочины дороги. Ещё бы, это явление представляло удивительно великолепное зрелище: повозки праздничные, резвые лошади легко и гордо гарцуют в упряжках, как будто хвастаясь своей выездной на меди, украшенной лентами сбруей…

Торжественный поезд прибывал в церковь, где происходила церемония венчания. Жених и невеста становятся под короны – с этого момента они считаются мужем и женой. Невеста, находясь под венцом, наряжена в свадебное платье, голова убрана вуалью (украшение из искусственных цветов). После окончания венчальной процедуры свадьба направлялась в дом жениха, где родители встречали молодых хлебом и солью. Веселье свадьбы во многом зависело от дружки, ведущего всю свадьбу. Женщины, знавшие свадебные напевы, выходили с ёлочкой и напевали…

Дудин В.А. Солигалич обычаи

Казимир Малевич. Крестьянки в церкви.

На этом в основном зимние развлечения заканчивались, начинался Великий пост. Вечерами девушки собирались небольшими кучками на посиделки, а днями готовили основу на кросна и ткали холсты. Кто соблюдал пост, те готовили пищу, исключив из неё молоко и мясо. Разговлялись только на пасху, угощая друг друга варёными крашеными яйцами. И какой бы ни был праздник, не обходился он без гармошки, без весёлой задорной частушки. Люди как бы отводили душу после тяжёлого трудового дня. Гармошка не только веселила, но и сближала людей…».

Еще в 1912 году уездный агроном Ф.К. Дымовский, изучив быт крестьян Великовской волости, писал: «…В дни некоторых праздников совежские девицы являются на гулянья в модных платьях, шляпах или шарфах с зонтиками, а парни в пиджаках, шитых рубашках с широкими поясами и подтяжках (их носят открытыми)…».

Из воспоминаний Александра Филаретовича Дудина в 1994 году:

«Совега всегда славилась своей самобытностью. Старожилы помнят старинные обряды, праздники, которые никогда не обходились без гармошки, люди умели работать и отдыхать. В свободное время веселился весь народ от мала, до велика. Горячая пора для сельчан обычно начиналась в мае, реже в апреле. Наступало время пахоты, обработки огородов, вывозки навоза, подготовки паров. И весь июнь до Иванова дня (23 июня) – сплошные праздники в каждой деревне свой: Троица, Девятая, Вознесение… В это время гармошки почти не затихали. А были они, считай, в каждом доме.

В былые времена в разных местностях молодёжные мероприятия назывались по-разному. В одном краю они именовались вечёрками, в других – посиделками, а вот на Совеге — беседами.

На беседы собирались девушки и кавалеры, начиная с осени, после окончания работ по обработке льна, когда получали чистое льняное волокно (в конце сентября). Беседы собирались в каждой деревне. Обычно они размещались в просторных крестьянских избах. В двадцатые и тридцатые годы на селе было много девчат и ребят. Примечательно, что эти, так сказать увеселительные самодеятельные мероприятия сочетались полезным трудом. Каждая девушка на такой сбор приходила обязательно с прялкой. Пока на беседе нет кавалеров, девчата под жужжание веретён рассказывали о новостях, шутили. Девушки, собираясь на вечёрки одевались в лучшую одежду по сравнению с будничной, но не праздничную, потому что им, как сказано выше приходилось прясть пряжу.

Кавалеры приходили в более праздничной одежде. На ногах – добротные валенки-чёсанки с калошами, на плечах – пиджак, в котором не стыдно показаться на людях, а на голове шапка – чапаевка. Когда появлялись женихи, изба наполнялась громкими переборами гармошек, песнями, переплясами. В прихожей избы собиралось много зрителей. Среди них большинство – женщины.

В деревне обычно собирались три беседы. Одна из них – взрослая, другая – подростковая, третья – детская. Последняя, разумеется, собиралась лишь по воскресеньям и в праздничные дни. В зимние праздники – Новый год, Рождество Христово, Масленицу собирались большие беседы, называемые госьбами, на которые приглашались девушки из разных деревень. Девки и парни одевались в лучший праздничный наряд и праздничные принадлежности: на руках – перстни и браслеты, на груди – броши, у некоторых на цепочке на шее – небольшого размера карманные часы, которые, как правило, были неходячие. Для придания красоты волосы завивали. Лицо натирали порошком (бодягой) от которого оно сильно краснело. Чтобы придать ему естественный румянец пользовались пудрой.

На госьбах была установлена традиция распределения мест для девушек. Для тех, которые из более богатой семьи, отводилось самое видное, почётное место (вдоль полу), а девушкам из особо бедной семьи – по углам. Когда на это гулянье приходило много кавалеров, то участники праздника размещались на лавках в два, а то и в три ряда. Обычно кавалеры сидели на коленях у девушек. Было и наоборот. Танцевали здесь, как и на беседах, одну «первую». Плясали «русского», а девушки ещё, и «уточку», или «пешком». Причём одна пляшет, а двое – трое обязательно стоят, ожидая своей очереди.

На беседы парни приходили обычно совершенно трезвыми, а вот в гозьбы – подвыпившими, потому на этом гулянье нередко происходили драчки между парнями, жившими в разных деревнях. Во время таких «баталий» разбивались ламповые стёкла, а девчата вскакивали на лавки. Мужчины – зрители выскакивали в круг, разнимая разгорячённых драчунов. К счастью такие потасовки чрезвычайно редко заканчивались трагически.

Более близкое знакомство, переходящее в дружбу, обычно происходило тогда, когда с гулянья все расходились по домам. Беседы и госьбы заканчивались Масленицей. А, начиная с поста, девушки и женщины занимались работой на ткацком стане, заправка которого пряжей как раз происходила в этот период. На Совеге в связи с этим были такие выражения «собирать кросна», «ткать кросна». В результате труда на ткацком стане производились полотна, холсты, цветные половики («дорожки»).

Дудин В.А. Солигалич обычаи

Борис Кустодиев, Деревенская Масленица, Гармонист, 1916 г.

Все веселья сопровождались игрой на гармонях, а совежские парни умели на них играть с лихвой. Первые гармони на Совеги появились в начале 20 века и назывались «череповецкие», видимо, от города Череповца Вологодской губернии, откуда и были завезены сюда. Но уже в начале двадцатых годов они стали исчезать. Вместо них совежане стали предпочитать тальянки и балаговки. Последние, отличались от первых своей внешностью, по форме гармонь напоминала небольшой куб. Оба типа этих гармоний относились к двухрядкам с русским строем. Году в 1932 на Совеге появилась гармошка «немка», привезённая из Вологодской области. Обладателем первой немки был Павел Александрович Завьялов (Санилёнок) из деревни Малое Токарёво. В 1936 году у нас появилась первая хромка у гармониста Юрия Петровича Сабурова. Вторым гармонистом, который приобрёл хромку, стал Владимир Афиногенович Дудин из Германова Починка. С этого времени такой вид гармошки стал вытеснять все другие.

Гармонистов было много и всех перечислить нет возможности. Назовём лишь так сказать, наиболее «знаменитых». По праздникам и на беседах в деревне Васильеве звучали, заливаясь, балаговки в руках Ивана Павловича Дудина, его брата Василия (Пузырята), Павла Александровича Космачёва, Николая Николаевича Космачёва (Панфинёнок), Михаила Викторовича Дудина.

В Великове односельчан ублажали гармонисты Александр Александрович Шестаков (Титов), Александр Фёдорович Дудин (Федин), Николай Александрович Дудин (Алевтинин), Николай Иванович Боярский, Николай Константинович Космачёв, Алексей Иванович Шестаков. Почти все они играли на тальянках.

В Прокошеве славились своей игрой братья Иван, Николай, Дмитрий, Александровичи Вахрушевы.

В Соболеве – Павел Павлович Серогодский (Тальянщик), Павел Михайлович Серогодский, и его брат Александр (Пахомята) — немка, тальянка, Василий Серогодский (Базакин) — балаговка. Павел Павлович Серогодский не только в совершенстве владел гармонью, но и производил по необходимости её ремонт. Недаром его прозвали Тальянщиком.

В Германове и Харитонове Починках в довоенное время было пять известных гармонистов. Это Иван Серогодский (Канышев), Алексей Вячеславович Дудин (Славин) – тальянка, Александр Михайлович Дудин (Романёнок) – балаговка, Алексей Александрович Дудин — тальянка, Александр Петрович Дедюхин – тальянка, позже, Александр Иванович, Александр Павлович, Николай Николаевич Дудины.

В Малом Токарёве веселили людей Михаил Александрович Завьялов и его брат Александр (Немко), Павел Николаевич Завьялов, Павел Александрович Завьялов, Протальон Иванович Завьялов.

В Большом Токарёве – Александр Николаевич Морозов, Александр Григорьевич Морозов, Филарет Григорьевич Морозов, Павел Григорьевич Морозов, Евгений Андреевич Морозов, Александр Андреевич Морозов.

В Букине – Александр Алексеевич Завьялов (Власёнок), Григорий Алексеевич Завьялов, Павел Григорьевич Завьялов (Гришухин), Михаил Александрович Завьялов, Василий Дмитриевич Завьялов.

Простотинских односельчан тешили игрой на немках Николай Павлович Баранов (Ленин) и его брат Александр. В своей маленькой деревушке Пуховицино был один игрок на тальянке – Протальон Александрович Баранов. В Беляеве – тальянщик Константин Васильевич Морозов (Василов).

Многие совежане знали замечательного игрока на шуянке из деревни Макарово Василия Силантьевича Дудина. В то время эта гармошка (шуянка), наверное, на Совеге была в единственном экземпляре. По звучанию голосов шуянка была гораздо мягче немки и настроены они были по сравнению с немкой на октаву ниже.

После окончания Отечественной войны число гармонистов на Совеге значительно уменьшилось. Непревзойдённым игроком на хромке в то время был Александр Фёдорович Немчиков в деревне Малое Токарёво. Его односельчанин Николай Иванович Завьялов превосходно играл на немке.

Во время гуляний каждое воскресенье в деревне Великове барышням под частушки и пляску аккомпанировал на немке Николай Иванович Тюшков. А в деревне Германов Починок молодёжь веселил, играя на хромке, Василий Павлович Дедюхин.

Лучшими совежскими гармонистами нашего времени считаются Василий Александрович Дедюхин из деревни Германов Починок (победитель музыкальной программы среди совежских игроков «Играй гармонь»), Николай Михайлович Морозов из Большого Токарёва, Николай Николаевич Завьялов из Малого Токарёва, Николай Павлович Морозов из Разливного, Валентин Алексеевич Шестаков из Макарова, Николай Александрович Дедюхин из Германова Починка, Александр Васильевич Завьялов из Макарова (бывший глава сельского поселения).

Поскольку изначально Совега входила в состав Тотемского уезда Вологодской губернии, то и различные виды гармошек сюда приходили с Вологодчины. И не только сам музыкальный инструмент, но и игры на нём (плясовую, танцевальную). В этой связи хочется подчеркнуть, что знаменитая «совежанка» (плясовая) заимствована у вологодских игроков.

Сегодня, в совежском крае, да впрочем, и в других деревнях района, ни в будни, ни в праздники почти не увидишь молодых людей с гармошками. Даже горько становится. Как же могли наши русские люди, утратить многовековые традиции?…».

И действительно, частушка была неразрывна с крестьянским бытом, создавалась по определённому случаю, и естественно можно было проследить в ней все периоды жизни человеческой, истории края.

На любом народном празднике, на гулянии, частушка занимает главное место в песенной культуре и живёт полноценной творческой жизнью. В народе существует выражение «играть песню». Исполнение частушек тоже в определённой степени игра. Высказывание поющих, обращение их к присутствующим, оценки и характеристики людей, в данном кругу всем известных, настолько непосредственны, что кажется, частушки возникают, сочиняются сейчас, в момент исполнения и вызваны конкретной ситуацией.

В совежском крае было много талантливых частушечников. Это А.В. Дудин, А.Ф. Дудин, Д.А. Шестаков, Н.А. и Н.Н. Завьяловы. Свидетельством о том, что частушки совежского края собирали и раньше, является удостоверение «Юному фольклористу», вручённое ученику Васильевской школы Павлу Серогодскому еще в 1935 году, которое хранится в школьном музее. (В дальнейшем Павел Иринархович Серогодский преподавал в Костромском пединституте имени Некрасова – В.Д.) В музее хранятся альбомы с частушками, которые собрали и записали С.И. Морозова, Н.П. Вахрушева, В.А. Вахрушев, А.Ф. Дудин.

На протяжении ряда лет при Доме культуры Васильевского сельского поселения действует фольклорный коллектив «Сударушка», который неоднократно участвовал в районных и областных конкурсах, выступал на сценических площадках района. Многие частушки совежского края вошли в сборник частушек Солигаличского района: «Мне бы старую гуляночку».

Собранный материал используется на уроках краеведения, литературы, во внеклассной работе школы, предоставляется в помощь при сборе фольклора студентам.

Источники:
1. Реферат «Частушки Совежского края». Автор работы Екатерина Смирнова, ученица 8 класса, МОУ «Васильевская основная общеобразовательная школа». 2009.
2. Материалы из школьного музея Васильевской школы.
3. Газета «Солигаличские вести» за 1991 и 1994 годы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.