Дудин В.А. РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СОЛИГАЛИЧСКОМ РАЙОНЕ. Ч.III. Советский период.
В.А. Дудин в статье, из неопубликованной книги об истории Совеги, подводит черту своим исследованиям реформ школьного образования в Солигаличском районе за последние 100 лет. К сожалению, так бурно развивающееся школьное образование в первой четверти XX века дало крупную трещину в конце века, и особенно в последние 20 лет. Практически перестали существовать многие сельские школы, а за ними и населенные пункты, в которых находились эти школы. Конечно, можно найти множество оправданий к этому — и демографическая ситуация и превышение смертности над рождаемостью, и уход сельских жителей из села и многое другое. Только задумывался ли кто-нибудь, что при исчезновении деревень и сёл, которые веками стояли на нашей земле, будет исчезать у народа и вера в святость и любовь к своей Родине. На примере Совеги мы видим, как развивалось школьное образование, каких знаменитых людей воспитала школа, какие нравственные и духовные ценности закладывались при этом. И видим полный крах, как самой знаменитой Совеги, так и школ находящихся здесь. Наверное, стоит всем серьезно задуматься и провести в жизнь такие реформы, которые бы не вызывали у сельских жителей чувства содрогания и отвращения на пролитой потом и слезами земле.
НУЖНЫ ЛИ БЫЛИ РЕФОРМЫ?
Реформы образования, начавшиеся в начале 20 века, позволили к 1918 году в Солигаличском уезде открыть 98 школ всех разрядов, из них в сельской местности – 94. Одноклассных школ (двухгодичных) числилось 88, из них в сельской местности – 86, двухклассных и второклассных (четырехгодичных) 9 и 8 соответственно. Общее число учащихся составляло – 4998 человек (мальчиков – 2822, девочек – 2176), из них в сельской местности – 4505.
После революции 1917 года главным лозунгом в образовании стало строительство единой трудовой школы с совместным обучением полов, основанной на принципе коллективизма и недопущение преподавания вероучения в стенах школы.
В школах I ступени Солигаличского уезда в 1917 — 1918 годах проходили обучение 4896 детей, из них в сельской местности — 4179, или более половины детей школьного возраста. Общее количество преподавателей составляло 168 человек, из них в сельской местности – 138 учителей, на одного учителя приходилось около 30 учеников.
В 1919 году в число предметов преподавания были включены новые учебные дисциплины: ручной труд, обзор советской конституции, декретоведение и история западно-европейской литературы. Во многих школах были организованы приусадебные участки (огороды), продукты с которых шли для горячих завтраков.
В 1921 году в Васильевско – Лихотинском сельсовете (Совега) образовательный процесс осуществляли три школы I ступени с общим количеством учащихся – 337 детей, из них мальчиков – 198 и девочек – 139. В школах деревень Простотино (1920 год), Малое Токарево, и Васильево занимались с детьми девять учителей, из них восемь женского пола.
В первые годы Советской власти правительство проводило широкую пропаганду среди населения по ликвидации неграмотности. Предполагалось, что к 1 мая 1930 года «не должно быть ни одного неграмотного».
В 1929 году в Великове было построено методом народной стройки двухэтажное здание начальной школы, рассчитанное на учеников 1 — 4 классов (каждому хозяйству давалось задание заготовить одно — два бревна, подвозили их к школе на лошадях).
В 1930/31 учебном году в Солигаличском районе имелось 72 школы I ступени, в которых обучалось 4890 детей и две школы колхозной молодёжи (ШКМ) – в сёлах Корцове и Великове с общим числом учеников 122 человека. К тому времени уже 99 процентов детей обучались в школах и таким образом, в конце 1930 года в Солигаличском уезде было полностью осуществлено всеобщее начальное образование. Согласно плану Правительства России и Костромского губернского земства (1909 год) это должно было произойти к 1920 году, но трагические и исторические события 1917 года не смогли осуществить задуманное в сроки.
В 1931 году предполагалось ввести семилетнее обучение в семи сельсоветах Солигаличского района: Васильевском, Корцовском, Бородовицинском, Илькинском, Гавриловском, Лосевском, Кожуховском и городе Солигаличе. Все дети указанных сельсоветов, и города, окончившие школу I ступени, обязаны были продолжать школьное обучение дальше.
В августе 1931 года Великовская школа реорганизуется в неполную среднюю школу (НСШ) с обязательным семилетним образованием. В связи с тем, что помещение школы уже не имело возможности вмещать всех желающих учиться, для 5-х – 7-х классов пришлось арендовать частные дома у жителей Великова. Первым директором школы был назначен Василий Яковлевич Ананьев.
1933 – 1934 годы вошли в историю, как годы работы по перестройке школы народного образования. Для учёбы и проживания школьников из отдалённых сёл строили общежития. В 1933 году такие общежития имелись при средних школах в Солигаличе и Корцове. В 1934 году дополнительно были открыты в Ескине и Зашугомье. Дети в школах обеспечивались горячим завтраком. Если в 1931 году завтраки были организованы в 31 школе, в 1934 году уже в 67 школах. Организация завтраков на 65 процентов осуществлялась за счёт средств и продуктов населения, а так же школьных подсобных хозяйств.
В связи с введением всеобщего начального обучения в Солигаличском районе стал ощущаться недостаток в учителях, в результате начало занятий в отдельных школах переносилось на более поздние сроки. Из 123 учителей начальных школ в 1934 году имели среднее специальное педагогическое образование лишь 9 человек, 26 — низшее образование. В неполной средней школе из 48 учителей 13 имели неполное высшее образование, 29 среднее и 6 низшее. 65 процентов учителей имели стаж работы от одного до четырёх лет.
В середине 30-х годов значительно увеличилось число изб-читален, с семи в 1932 году до девятнадцати в 1934 году. Были открыты 54 красных уголка. Все это способствовало активизировать работу в деле ликвидации неграмотности среди взрослого населения уезда.
В 1935-36 учебном году в Солигаличском районе работало 67 школ, из них 59 начальных, семь неполных средних школ (НСШ) и одна средняя. В начальных школах района (1 — 4-х классах) обучалось 4170 детей, в 5 – 8-х классах 1510 человек. Из общего количества начальных школ 40 имели специальные типовые здания, 19 приспособленные и 5 арендуемые у частных лиц.
С 1936 года Васильевскую НСШ школу возглавлял Алексей Васильевич Снегирев, затем Николай Николаевич Крылов, который преподавал до ухода на фронт. В начальных школах деревни Простотино преподавали А. К.Петрова, и И.П. Серогодская, а деревни Малое Токарево — А.А. Серогодская, и А.П. Окулова.
В предвоенные годы в Великовской неполной средней школе работали учителями Н.Н. Крылов, Ф. М. Шорохов, А.А. Шорохова, В. Снегирева, Е. А. Дружинин, В.А. Дружинина, А.А. Святицкая, К.Д. Таланова, А. Г. Вахрушева, Анна Андреевна и Анна Алексеевна Поповы, Н. Ф. Юшманова, В. Н. Дудин, А. А. Большакова, М. П. Вахрушев, В. А. Вахрушева.
В 1935 – 1936 годах, несмотря на активизацию учебного процесса, многие школы еще не полностью были обеспечены учебными пособиями. Детям приходилось писать на газетах и старых книгах. Учебные программы были так составлены, что по некоторым дисциплинам не хватало времени усвоить предмет.
В школах работали различные кружки, которые прорабатывали разнообразные темы.
Надо отметить, что в то время дети в школах не только занимались по учебным программам, но и в свободное от занятий время активно принимали участие в общественных работах. Так, летом они собирали в лесу и на полях лекарственное сырьё, весной золу для колхозных стахановских звеньев. Проводились художественные утренники и вечера, на которых всегда присутствовали взрослое население. Родительские собрания, также сопровождались художественными постановками.
В 1937 году Солигаличский райисполком утвердил план строительства еще одного здания Васильевской школы в селе Великове. Причем Солигаличскому лесхозу поручалось на её строительство отпустить 500 кубометров древесины на корню. Ответственным за строительство был назначен директор школы Н.Н. Крылов. К концу 1937 года, с большими трудностями, новую школу пустили в эксплуатацию.
На 1-е сентября 1940 года в районе функционировали 66 начальных школ, 6 неполных средних и 2 средние школы, в которых обучались 6390 человек. В Малотокарёвсой начальной школе (Совега) обучение проходили 107 детей. Это была самая большая начальная школа в районе.
Большое внимание в то время придавалось политическому и патриотическому воспитанию детей. Детей воспитывали на трудовых подвигах стахановцев, героизме русского народа в Отечественной войне 1812 года, гражданской войне.
В Васильевской школе были организованы различные кружки: юннатский, культурно-массовый, хоровой, драматический, физкультурный, литературный. Кроме того, выпускались стенгазеты, рассказывающие о жизни детей в школе.
Перед самой войной была закрыта Простотинская начальная школа. В 1943 году «с целью приближения школ к месту жительства учащихся и учитывая ходатайства колхозов и жителей Васильевского сельсовета», открываются начальные школы в деревнях Фоминке с количеством учащихся 30 человек, вновь в Простотине — 21 человек и Разливное – 23 человека. В Разливновской начальной школе обучение проходили дети из деревни Разливное и Кора.
По итогам учебного 1945 – 1946 года районным отделом народного образования были отмечены 32 лучших преподавателя, среди которых были директор Васильевской семилетней школы Алевтина Евлогьевна Яшинина и завуч Михаил Павлович Животов. Отмечалось, что в Васильевской школе был составлен продуманный план работы педагогов, осуществлено правильное распределение предметов между учителями, результаты проверок обсуждались на заседании педагогического совета школы, оказывалась помощь молодым педагогам. В отчёте районо была отражена оценка и всей деятельности Васильевской семилетней школы: «в работе школы имеется серьёзное отношение к делу, ответственность и стремление сделать свою работу ещё лучше».
В послевоенные годы в школах недоставало учебников, тетрадей, отсутствовали чернильницы, резинки, ученические сумки, пеналы, мел, для освещения применялись только керосиновые лампы. Керосина тоже не хватало, для начальной школы выделялось от трёх до двадцати литров, семилетней — до тридцати литров, что в три раза меньше требуемого. Учителя школ получали не более трёх литров керосина в квартал, вместо установленных по норме шести литров.
Несмотря на это Солигаличский районный отдел народного образования по итогам проверки школ за 1946/47 учебный год вновь отмечает среди не многих школ района и Васильевскую, где были получены хорошие результаты.
В отчёте районо дана оценка не только знаний учеников Васильевской школы, но и деятельности учителей, внеклассной работы с детьми, работы пионерской и комсомольской организаций: «коллектив школы много работал по привитию дисциплинированности, вежливости и настойчивости в овладении знаниями».
В 1946 году в школах Солигаличского района насчитывалось 1444 пионера, объединенных в пионерских организациях. Обычно пионервожатыми в школах были учителя. Пионеры проводили общественно – полезные работы: посадку деревьев вокруг школы, сбор золы, птичьего помёта и макулатуры.
В Васильевской семилетней школе числилось хорошо была поставлена работа по выпуску стенных газет. В двух зданиях школы были созданы две редколлегии. Каждое здание имело свою стенгазету. Газеты под названием «За учёбу» выпускались регулярно и ежемесячно. Газета мобилизовала учащихся на учёбу, примерное поведение в школе, на улице, в общественных местах. Вела борьбу за чистоту класса, своего рабочего места, за личную гигиену школьника.
Практически все школьники Совеги летом работали в своих колхозах совместно с родителями. У многих из них имелись свои отдельные от родителей записи трудодней. Так, летом 1946 года ребята производили теребление льна, выкопку картофеля, прополку зерновых и т.д. Во время проведения торжественных мероприятий в сельском клубе учащиеся, наряду с взрослыми, принимали участие в художественной самодеятельности, оформлении здания, сцены и т.д.
В отчёте за 1946/47 год районо отмечалась работа учителей А.А. Поповой (Васильевская школа) и М.А. Морозовой (заведующая Малотокаревской начальной школой). Отмечалась работа М.П. Животова, директора Васильевской школы и М.А. Поповой, заведующей учебной частью школы. Лучшие рабочие планы, контрольные работы, ведение классных журналов в 1946 году районо отмечал у А.А. Поповой и Е.П. Поповой.
В январе 1947 года многие учителя Солигаличского района были представлены к правительственной награде «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.». Среди награжденных учителей были и совежские педагоги. Это В. Д. Дудин, военрук Васильевской семилетней школы, А. А. Морозова, заведующая Малотокаревской начальной школой и С. Н. Животова, учительница той же школы, А. А. Попова, учительница начальных классов Васильевской семилетней школы, В. В. Виноградов и А. Евл. Яшинина, заведующие Васильевской семилетней школой, А.И. Ефимова, Н. В. Лапина и И. П. Соколова, учителя Васильевской семилетней школы, М. А. Тюшкова, заведующая Фоминской начальной школой.
В 1949 году за выслугу и безупречную работу были награждены орденом «Трудового Красного знамени» Александра Константиновна Петрова, учительница Малотокаревской начальной школы и медалью «За трудовую доблесть» Анна Андреевна Попова, учительница начальных классов Васильевской семилетней школы ( в последствие А.А. Попова работала зав. районо – В.Д.).
В 1950 году на Совеге числились четыре начальные школы (Фоминская, Разливновская, Простотинская и Малотокаревская) и одна неполная средняя школа в селе Великове, в которых обучалось около трехсот человек.
В 1951 году исполкомом Солигаличского райсовета было вынесено постановление об открытии при Васильевской семилетней школе интерната с количеством мест в нем на 15-20 человек. Теперь дети из отдаленных деревень целую учебную неделю могли спокойно и в тепле заниматься уроками и другими полезными делами. На выходной день, дети уходили домой и рано утром в понедельник вновь возвращались в свое общежитие. В интернате в разное время трудилась А.Е. Вахрушева, Т.Н. Дудина, И.М. Вахрушева, Н. Завьялова, Е.А. Дудина (повар). При интернате и школе функционировала группа продлённого дня, её хозяйкой была Г.Н. Рогозина.
В послевоенные годы учащиеся Васильевской школы активно помогали колхозу «Совега» в выкопке картофеля на полях, тереблении льна, в сборе золы для удобрения полей и других работах. Только за два месяца 1963 года школьниками было собрано более 20 тонн золы.
В сборе золы принимали участие все классы школы, между которыми постоянно проходило соревнование. По итогам работы за неделю классу-победителю вручался переходящий красный вымпел. Итоги соревнования подводились каждый понедельник на общешкольной линейке.
Постепенно школа крепла материально и расширялась. В 1970 году построили спортивный зал, дом для учителей, произвели ремонт старых школьных зданий, избавились от печного отопления, облагородили внутренний вид.
К концу 70-х годов численность населения Совеги заметно снизилась. Если в 1942 году здесь проживали 2656 человек, то в 1979 году в три раза меньше – 801, из них почти половина – пожилые. Это не могло не отразиться и на заполняемости учениками классов. Если после войны количество учащихся доходило до трёхсот человек, то в 1979 году в Васильевсой школе обучалось всего 114 учеников, в 2007 году – 28, а в 2011 году – 11. В тоже время произошла убыль детей школьного возраста и в целом по Солигаличскому району. Если в 1940 году в 74 общеобразовательных школах района обучение проходили 6390 детей, то в 2007 году в 19 школах — 1342 ученика, или в пять раз меньше. Из общего количества учеников в 2007 году – 707 проходили обучение в Солигаличе, остальные в сельских школах с числом учащихся в них от трех человек (Твердислевская) до 81 (Корцовская). Согласно Схеме территориального планирования Солигаличского муниципального района (2010г.) Васильевская школа на Совеге, в 2016 году, к сожалению, подлежит закрытию.
Но, несмотря на то, что происходил очевидный отток населения из сельской местности, Васильевская школа продолжала работать в духе своих традиций. Из стен школ Васильевского сельского поселения вышло большое количество знаменитых людей не только Совеги, Солигаличского района, но и России. Вот некоторые из них: Александр Васильевич Баранов – доктор биологических наук, директор Костромского НИИ сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук, Алексей Константинович Баранов, Николай Николаевич Завьялов, Валентин Васильевич Дудин – полковники Советской Армии, Александр Протальонович Дудин, Василий Александрович Серогодский, Михаил Николаевич Серогодский – Герои Советского Союза, Николай Павлович Дудин – генерал майор, директор Санкт-Петербургского института академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Леонид Анфиногенович Дудин – член Союза писателей России и Международного сообщества писательских Союзов, Алексей Вячеславович Дудин, Александр Филаретович Дудин, Николай Анатольевич Завьялов — поэты, Валентина Александровна Лыщёва, Василий Евгеньевич Морозов, Владимир Александрович Шестаков – ученые врачи, Дмитрий Алексеевич Попов — генерал-майор технических войск, Юрий Михайлович Серогодский, Борис Михайлович Серогодский, Алексей Борисович Серогодский, Фёдор Николаевич Серогодский, Александр Иванович Серогодский — капитаны I ранга и многие другие.
В настоящее время школа переживает определенные трудности по укомплектованию классов учениками. Однако те традиции, которые были заложены в основы преподавания совежских детей еще в начале XX века – сохраняются. Учащиеся школы активно участвуют в различных районных и областных мероприятиях, занимая призовые места и получая дипломы.
Хочется верить и остается надеяться на позитивные перемены, которые в первую очередь необходимы в развитии сельских территорий.
Несколько слов о дошкольных учреждениях, история которых уходит корнями в начало прошлого столетия
К 1912 году в Солигаличском уезде были открыты пять детских яслей – приютов. Ясли предназначались для сирот, детей работниц и беднейшего населения, это были учреждения, где дети находились обычно с 6 часов утра до 8—9 часов вечера. Дети получали питание, и в необходимых случаях медицинскую помощь. Такое детское учреждение в 1911 году было открыто и в деревне Васильеве Великовской волости. На должность заведующего детскими яслями с согласия санитарного врача назначали учителей женского пола, которым ближе были знакомы методы воспитания детей. Питание детей было разнообразное и достаточно калорийное. Практически возле каждого такого заведения был свой приусадебный участок, на котором выращивались овощи, ягоды и фрукты. В среднем на продовольствие в день в яслях расходовалось по уезду 3,9 копейки. В Великовской волости стоимость продовольственного дня в яслях равнялась в среднем – 9,4 копейки, в Хорошевской волости – 9,9 копейки. В 1911 году в яслях Великовской волости воспитывались 50 детей, из них в возрасте до 12 месяцев – 5 детей, от одного года до трёх лет – 8 детей, от четырёх до пяти лет – 13 детей, от пяти до семи лет – 15 детей, старше семи лет – 9 детей. Как следует из доклада санитарного врача: «серьёзных заболеваний в течение 1911-1912 годов не отмечалось, дети чувствуют себя хорошо, довольны и прибавляют в весе».
Видное место в занятиях воспитатели отводили изучению природы и окружающей жизни, проводили с детьми предметные беседы, сопровождавшиеся иногда простейшими физическими опытами или трудовыми занятиями. Беседы на разные темы обогащали словарь ребенка, развивали его речь, давали ему элементарные знания признаков и качеств предметов, моральных норм и правил поведения. Дети с раннего возраста изучали заповеди, молитвы — ведь религиозное воспитание было основной такого заведения. В яслях устраивали детские праздники и выставки работ воспитанников. На них приглашались родители, что содействовало сближению детского сада с семьей.
В начале XX века детские ясли превратились в учреждения по подготовке детей для поступления в школу.
В 1918 году детские ясли в уезде, в том числе и на Совеге, были закрыты. Развернувшиеся активные сельскохозяйственные работы в деревне в конце 20-х годов требовали рабочей силы, в том числе и женской. В Солигаличском уездном исполнительном комитете была создана специальная ясельная комиссия, которая отслеживала вопросы по открытию в деревнях детских яслей. В июне 1928 года такие ясли были вновь открыты и на Совеге. В связи с тем, что специального помещения для этих целей пока не имелось, на первых порах с детьми приходилось нянчиться бабушкам и подросткам в съёмных домах. Теперь женщины – совежанки могли спокойно на целый день оставить своих малолетних детей под присмотром старших.
В 1942 году детские ясли в четырех колхозах Васильевского сельсовета посещали 142 ребенка, а в 1943 году уже 242 в возрасте до трех лет.
В последующем детские ясли неоднократно открывались во время весенних и летних полевых работ. Так, в 1946 году во время уборки урожая детские ясли работали с 5 часов утра и до 10 часов вечера. При этом в колхозе имени Буденного Васильевского сельсовета детские ясли посещали 52 ребенка, в колхозе имени Ленина – 80, в колхозе имени Сталина – 50, в колхозе «Совега» — 60 детей.
Детей в возрасте до семи лет на Совеге было много и поэтому 1 июня 1958 года открывается сезонный детский сад, который размещался в нижнем здании Васильевской школы. Заведующей детсадом была назначена Мария Александровна Спасская (Дудина), а воспитателем – Вера Николаевна Морозова (до этого 9 лет работавшая в Разливном в начальной школе). Няней трудилась Серафима Павловна Дудина, а поваром – Апполинария Протальоновна Лыщева.
Детям очень нравилось здесь, они играли, занимались спортом, готовились к школе, ходили на экскурсии, слушали музыку, танцевали, плясали. Особенно любили дети Новый год, бессменным Дедом Морозом был Александр Филаретович Дудин, балагур, весельчак, а главное — гармонист.
Затем детский сад разместился в Прокошеве, уже в специальном помещении и работал круглогодично. Число детей, желающих ходить в него, все увеличивалось, стало очень тесно. 6 ноября 1979 года был открыт новый типовой детский сад, построенный на средства колхоза.
С первых дней открытия сформировался дружный, творческий коллектив. Долгое время заведующей детсадом была Галина Васильевна Суворова.
Помогали ей воспитатель Галина Николаевна Дудина, её помощник Надежда Константиновна Завьялова, повар Ирина Николаевна Дудина. В 1999 году детский сад посещало всего 13 человек. Многие годы трудились в садике И.П. Соколова, М.И. Селедкова, В.А. Фефелова, Т.Г. и Н.Н. Поповы, Л.П. Пьянькова, Г.В. Калинина, М.Н. Дудина, В.М. Виноградова, Л.П. Завьялова Л. Н. Попова А. П. Серогодская, А.И. Звягинцева, З.А. Дудина, М.Л. Дудина и другие.
Огромное спасибо всем учителям и воспитателям за их работу, и вклад в основание мировоззрения многих поколений!..