Дудин В.А. Училище науки. Профессор Н.С. Суворов.

Суворов Н.С. СолигаличДудин В.А. УЧИЛИЩЕ НАУКИ. Профессор Н.С. Суворов. 

 

Из стен Солигаличского духовного училища в XIX и начале XX века вышло немалое количество священнослужителей, и некоторые из них впоследствие сделали блестящую духовную карьеру. Это Евгений Евсигнеевич Голубинский, академик, знаменитый историк Русской Православной Церкви; Высокопреосвященный Никон, в миру Николай Андреевич Софийский и другие.  Среди них Николай Семенович Суворов (1848-1909 гг.), профессор церковного права Императорского Московского университета, о котором речь в этой статье.

Николай Семенович Суворов родился в 1848 году в селе Зашугомье Солигаличского уезда Костромской губернии. Его отец служил дьяконом в сельской церкви. Помимо Николая в семье было девять детей, а дохода церковная служба отца почти не давала никакого, поэтому семья жила бедно.

Суворов Н.С. Солигалич

Учебник Церковного права Н.С. Суворова изданный в 1902 г. Иллюстрация: www.artantique.ru

Научившись грамоте от отца, он поступает в Солигаличское духовное училище, которое заканчивает с отличием. После окончания в 1868 г. «первым учеником» Костромской духовной семинарии он получил предложение поступать в Духовную академию в Санкт-Петербурге.

Для того чтобы заработать деньги для поездки в Санкт-Петербург, Николай Суворов возвращается в Солигалич, и 12 сентября 1868 года он был определен на должность учителя латинского языка в Солигаличское духовное училище — в то самое учебное заведение, из которого за несколько лет до этого был выпущен. Летом 1869 года, проработав в училище один год, Николай Суворов поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета.

В конце 60-х и в начале 70-х годов 19 века в Санкт-Петербургском университете преподавала целая группа талантливых русских правоведов: специалист по государственному праву А. Д. Градовский (1841-1889), правовед-международник Ф. Ф. Мартенс (1845-1909), цивилист С. В. Пахман (1825-1910), государствовед и историк права В. И. Сергеевич (1832-1910), криминалист И. С. Таганцев (1843-1923) и др. Их лекции вызывали большой интерес у Николая Суворова, тем не менее, в качестве предмета для специального изучения он выбрал церковное право.

На юридических факультетах российских университетов преподавание церковного права было введено в 1835 году. До 1863/1864 учебного года эта наука изучалась студентами-юристами в рамках курса богословия и поэтому была обязательна только для лиц православного вероисповедания.

В 1873 г. он окончил университет со степенью кандидата прав и был оставлен на кафедре церковного права для подготовки к профессорскому званию под руководством профессора М. И. Горчакова.

Будучи человеком глубоко верующим, православным в лучшем и благороднейшем значении этого слова, и в то же время человеком науки, образованным юристом и канонистом, обладающим ясным и точным умом, Н. С. Суворов убеждается в необходимости внедрения новой методологической основы в отечественную науку церковного права. Наряду с профессором А. С. Павловым Николай Семенович фактически стал основателем отечественной науки церковного права. «Если Павлов, расчистив дорогу и исследовав источники, обтесал камни, приготовил материал, то Суворов велик тем, что он своим творческим гением создал из них прочный, непоколебимый фундамент и наметил план для дальнейших работников, дав церковному праву научную конструкцию и систему», — писал один из современников ученого П. Гидулянов[1].

После защиты диссертации в 1877 г. Николай Семенович назначается исполняющим должность экстраординарного профессора кафедры церковного законоведения в Демидовском юридическом лицее в Ярославле, где в сентябре читает вступительную лекцию[2]. Преподавание не мешает научной работе Н. С. Суворова: он исследует вопросы о существе церкви, об отношениях церкви и государства, о положении монарха в православной церкви, оставаясь в курсе новейших достижений западной науки. Результатом научных изысканий Н. С. Суворова стала работа «Объем дисциплинарного суда и юрисдикция церкви в период вселенских соборов»[3], которая была защищена им на юридическом факультете Императорского Московского университета в качестве диссертации на соискание ученой степени доктора церковного права.

Готовясь к созданию фундаментального курса церковного права, Н. С. Суворов отправляется в длительную командировку за границу, в течение которой работает в лучших западных библиотеках и слушает лекции известных канонистов, главным образом венских ученых Маассена и Чижмана. Итогом его исследований становится «первый в России вполне научный учебник церковного права»[4], вышедший в 1889 — 1890 гг. Сам автор подчеркивает, что «наука церковного права есть юридическая, а не богословская»[5]. Написанный Н. С. Суворовым учебник содержит не только исторические очерки развития церковного устройства и церковного права, но также анализ современного автору церковного управления, отношений между церковью, государством и различными религиозными обществами и отдельными лицами, не принадлежащими к церкви.

Будучи человеком многостороннего и широкого ума, обширной эрудиции, он не замыкался в границах своей специальности. Ученого занимали проблемы истории и философии права, а также семейного права, в тот период тесно примыкавшего к церковному. Его перу принадлежат работы «К вопросу о западном влиянии на древнерусское право»[6], «О гражданском браке»[7], «Заключение брака в Западной Европе в средние века»[8], «О безбрачии как о следствии расторжения брака по причине прелюбодеяния»[9] и т. д. В период своей работы в Демидовском лицее Н. С. Суворов преподавал также римское и гражданское право. Особенно интересовал его институт юридического лица. Подтверждением тому служат работы «Монастыри и церкви как юридические лица»[10], «Архиерейский дом и епархия как юридические лица»[11], «Центральная организация церкви как юридическое лицо»[12].

«В непрерывных трудах проходила жизнь этого замечательного ученого, отдававшего науке все свои чувства и мысли, и силы, — пишет П. Гидулянов. — Это был истинный жрец науки, который трудился, не покладая рук и не разгибая спины: Всю свою жизнь он провел в уединении кабинета, среди книг и над книгами. Но эта уединенная кабинетная жизнь, всецело посвященная научной работе, оказалась весьма разносторонней и плодотворной»[13]. Н. С. Суворов является автором более 100 печатных трудов, в числе которых монографии, учебники, курсы лекций, статьи и многочисленные рецензии.

В 1899 г. Н. С. Суворов переходит ординарным профессором на кафедру церковного права юридического факультета Императорского Московского университета. Одновременно он читает лекции по энциклопедии права[14] и по истории права[15] в Императорском лицее в память Цесаревича Николая. В этот период научной деятельности профессора Н. С. Суворова выходят новые издания его основных работ, значительно переработанные и дополненные автором. В том числе публикуется лучший образец цивилистических исследований Николая Семеновича — монография «О юридических лицах по римскому праву»[16], посвященная раскрытию понятия и сущности юридического лица в римском и новейшем западном (германском) праве.

Важность и актуальность проблем, поставленных ученым, их глубокое и всестороннее рассмотрение делают эту книгу поистине бесценной не только для историков, но, прежде всего, для цивилистов. На основе анализа источников римского права, исследований трудов современных ему западных философов по данной проблематике Н. С. Суворов показывает эволюцию понятия юридического лица со времен римского права до начала XX века. Свободное владение иностранными языками (латинским, немецким, французским и др.) позволило ученому не только самому глубоко изучить латинские тексты и труды зарубежных философов, но просто, ясно и доступно изложить их на страницах своей книги, снабдив необходимыми комментариями, подкрепленными цитатами из оригиналов. Благодаря этому многие поколения читателей получили возможность составить собственное представление об институте юридического лица у древних римлян и о воззрениях на него известных ученых и философов вплоть до конца XIX века.

6 августа 1909 г. профессор Николай Семенович Суворов умер и был похоронен на старом кладбище Московского Новодевичьего монастыря.

«Не стало учителя, но осталось учение, — пишет П. Гидулянов. — Его труды долго еще будут служить живым источником знания и будить мысль всех истинных жрецов науки. Своей жизнью, своим примером он побуждает всех ищущих знания отдавать себя и свои труды науке так же всецело и беззаветно, как отдавал он сам, стяжавший неотъемлемое и завидное право сказать о себе, что он не зарыл в землю данных ему от Бога талантов. Ученый непоколебимо чистый, неизменно верный себе и проникнутый глубокой верой в озаряющую силу истины, Николай Семенович является ободряющим нравственным примером: для всех грядущих поколений русских ученых»[17].

___________________________

Статья подготовлена по материалам сайта: civil.consultant.ru. (http://civil.consultant.ru/elib/books/8/page_1.html) и Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. Санкт – Петербург, 1890 — 1907 г.

Источники:
[1] Гидулянов П. Николай Семенович Суворов. Из отчета Императорского Московского Университета за 1909 г. М., 1910. С. 7.

[2] Суворов Н. С. Вступительная лекция по церковному праву // Временник Демидовского юридического лицея. XV. Ярославль, 1878.

[3] Суворов Н. С. Объем дисциплинарного суда и юрисдикция церкви в период вселенских соборов // Временник Демидовского юридического лицея. XXXIV — XXXVI. Ярославль, 1884.

[4] Гидулянов П. Указ. соч. С. 7; Суворов Н. С. Курс церковного права // Временник Демидовского юридического лицея. XLIX — LVI. Ярославль, 1889 — 1890.

[5] Суворов Н. С. Учебник церковного права. 5-е изд. М., 1913.

[6] Суворов Н. С. К вопросу о западном влиянии на древнерусское право // Временник Демидовского юридического лицея. LXII — LXV. Ярославль, 1893.

[7] Суворов Н. С. О гражданском браке // Временник Демидовского юридического лицея. XLIV. Ярославль, 1887.

[8] Суворов Н. С. Заключение брака в Западной Европе в средние века // Юридический вестник. 1888. № 1 — 3.

[9] Суворов Н. С. О безбрачии, как о следствии расторжения брака по причине прелюбодеяния // Юридический вестник. 1889. № 8. С. 478.

[10] Суворов Н. С. Монастыри и церкви как юридические лица // Журнал юридического общества. 1896. Кн. 6. С. 60.

[11] Суворов Н. С. Архиерейский дом и епархия как юридические лица // Журнал юридического общества. 1895. Кн. X. С. 41.

[12] Суворов Н. С. Центральная организация церкви как юридическое лицо // Журнал юридического общества. 1895. Кн. 5. С. 27.

[13] См.: Гидулянов П. Указ соч. С. 8.

[14] См.: Суворов Н.С. Лекции по энциклопедии права. М., 1907. (Вместо рукописи.)

[15] Суворов Н.С. Лекции по истории философии права. М., 1906. (Вместо рукописи.)

[16] См.: Суворов Н.С. О юридических лицах по римскому праву // Временник Демидовского юридического лицея. LVII — LIX. Ярославль, 1892.

[17] Гидулянов П. Николай Семенович Суворов. Из отчета Императорского Московского Университета за 1909 г. М., 1910. С. 10.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.