Г. Громова. Солигалич — соль земли Российской.

Г. Громова. Солигалич - соль земли Российской.Г. Громова. СОЛИГАЛИЧ — СОЛЬ ЗЕМЛИ Российской.

В Нагорной проповеди Христос назвал верующих «солью земли». «Имейте в себе соль, и мир имейте между собою» (Марк. 9, 49 — 50). Среди древних евреев соль использовалась для предохранения еды, в качестве приправы и во всех животных жертвоприношениях (Лев 2:13, Иез. 43:24, Мк 9:49-50). Она была столь важна для ритуала, что стала одним из символом завета между Богом и его народом (Лев 2:13, Чис 18:19,2 Пар13:5). Метафора «соль» имеет разное значение: очищающее вещество; символ завета с Богом; мудрость. Считается, что метафора «соль земли» означает, «соль души». Христиане должны удерживать общество от нравственного разложения… Г. Громова.

____________________________________

Г. Громова. Солигалич - соль земли Российской.Город Солигалич первоначально назывался Усолье и Соль Галичская. Соль Галицкая — место, где били соляные ключи и производилась выварка соли. Определение Галицкая указывало на положение промысла в Галицком удельном княжестве. Соль Галицкая в 14-17 вв. являлся крупным центром добычи соли. 17 век был веком процветания города, благополучие которого составляли соль и известь. В хорошие годы здесь добывали до 80 тысяч пудов соли[i]. Создание промышленного солеварения у Соли Галичской относится ко времени татарского владычества и постоянных нападений татарских отрядов на Галичское княжество. Но более дешевая соль нижне-волжская в 18 веке нанесла удар по Солигаличскому промыслу.

О соляных колодцах и варницах под Галичем упоминается в духовных грамотах Ивана Калиты в 1332 г. и грамотах его сына Дмитрия Ивановича Донского. Однако, историк С.М. Соловьев в «Истории России с древнейших времен» упоминает Солигалич в более раннем времени (1212— 1213 гг)[ii]. Но, тем не менее, годом основания Солигалича считают 1335 г. На основании «Летописца Воскресенского монастыря», сохранившегося благодаря списку XVII века, днем основания Соли Галичской (Солигалича) следует считать 5 мая 1335 года – дата закладки Воскресенской обители. Как указывает Н.А. Фигуровский, «это сказание является единственным дошедшим до нас от древности письменным известием о событиях в районе современного Солигалича в 30-х – 70-х годах XIVвека»[iii].

Возведению монастыря предшествовал ряд особо значимых для истории Солигалича событий. В частности, два брата князь Костромской Андрей Семенович и князь Галичский Федор Семенович сильно враждовали, видимо из-за границ своих владений. В конце концов, князья отправились на суд к великому князю Московскому, который их померил. В это время в Москве находится игумен Печерского монастыря Даниил, который по настоянию князя Федора Семеновича отпустил в Галич иеромонаха Афанасия и двух старцев Романа и Тихона. Князь Федор добился у митрополита Московского согласия поставить Афанасия игуменом в Галиче «у святого Спаса». В 1335 году Галичский князь Фёдор Семёнович и игумен Спасского монастыря Афанасий ночью, на день Св. Пасхи (1334г.), при выходе из церкви увидели на западной стороне свет на подобие зари, склоняющейся к земле. На той же неделе в четверг, в пятом часу полудни, князь идя в храм, слышал сильный гром и видел огненный столб в той же западной стороне.[iv] У князя появилось желание отправиться в ту сторону, и уже через четыре недели после чудесного видения из Галича на северо-запад (летний запад) отправилась многолюдная экспедиция во главе с князем Фёдором. Воскресенский монастырь, основанный Галичским князем Фёдором Семёновичем, по благословению игумена Афанасия, положил начало заселению и христианскому просвещению Солигаличской стороны.

По особому промыслу Божьему было суждено на Солигаличской земле появиться первому митрополиту Московскому и всея России чудотворцу Ионе. Святитель Иона родился в конце XIV века в селе Одноушове, находившемся в девяти верстах от города. Отцом его был местный вотчинник Феодор Одноуш. До настоящего времени деревня сохранила древнее название Одноушево, по фамилии отца святителя. Единственным памятником первоначальных подвигов св. Ионы является источник ключевой воды. Здесь по преданию, св. Иона с детства начал уединяться и предаваться богомыслию и утолял жажду. Двенадцати лет будущий святитель постригся в одном из Галичских монастырей (вероятнее всего, это был Воскресенский монастырь). Впоследствии он перешел в московский Симонов монастырь. Ко времени пребывания его в Симоновом монастыре относится следующее пророчество о нем святителя Фотия, митрополита Киевского и всея Руси. Однажды святитель Фотий, митрополит Московский (память 27 мая и 2 июля), посетил Симонов монастырь и, после молебна, преподав благословение архимандриту и братии, пожелал благословить иноков, исполнявших послушание на монастырских работах. Когда он пришел в пекарню, то увидел уснувшего от многих трудов инока Иону, правая рука утомленного инока была согнута в благословляющем жесте. Святитель Фотий просил не будить его, благословил спящего инока и пророчески предсказал присутствовавшим, что этот монах будет великим святителем Русской Церкви и многих наставит на путь спасения. Предсказание Святителя исполнилось. Через несколько лет святитель Иона был поставлен епископом Рязани и Мурома. В 1431 году скончался святитель Фотий. Через пять лет после его смерти за добродетельную и святую жизнь митрополитом Всероссийским был избран святитель Иона. Когда новоизбранный митрополит отправился к Патриарху Иосифу II в Константинополь, чтобы принять поставление на митрополию, то оказалось, что незадолго до того зломудренный Исидор, по происхождению болгарин, уже был посвящен на русскую митрополию. Недолго пробыв в Киеве и Москве, Исидор отправился на Флорентийский собор, где принял унию. Собор русских архиереев и духовенства низложил митрополита Исидора, и тот вынужден был тайно бежать в Рим. На Всероссийскую митрополию единодушно был избран святитель Иона. Посвящение его по благословению Константинопольского Патриарха Григория III впервые совершено русскими архиереями в Москве. 15 декабря 1448 года святитель Иона вступил на Митрополию и с архипастырской ревностью стал утверждать благочестие среди пасомых, словом и делом укрепляя православную веру в стране.

Митрополит Иона, Одноушево, Солигалич

Митрополит Иона Московский. Икона из иконостаса Спасо-Преображенского храма г.Солигалича

И при своем высоком сане он по-прежнему не оставлял личных монашеских подвигов. За труды на благо Церкви Христовой святитель Иона удостоился от Бога благодатного дара чудотворений и прозорливости. В 1451 году татары неожиданно подступили к Москве, сожгли окрестности и готовились к нападению на город. Митрополит Иона с клиром совершал крестный ход по стенам города, со слезами моля Бога о спасении града и людей. Увидев престарелого монаха Антония, инока Чудова монастыря, который отличался добродетельной жизнью, святитель Иона сказал: «Сын и брат мой Антоний! Помолись милостивому Богу и Пречистой Богородице об избавлении города и всех православных христиан». Смиренный Антоний ответил: «Великий святитель! Благодарим Бога и Пречистую Его Матерь: услышала Она молитвы твои и умолила Сына Своего, город и все православные христиане будут спасены по твоим молитвам. Враги скоро будут побеждены. Только мне одному суждено от Господа быть убитому врагами». Едва старец сказал это, как вражеская стрела пронзила его. Предсказание старца Антония сбылось: 2 июля, в праздник положения Ризы Пресвятой Богородицы, в рядах татар произошло смятение, и они в неведомом страхе и ужасе обратились в бегство. Святитель Иона вскоре построил на своем дворе храм в честь положения Ризы Пресвятой Богородицы в память избавления Москвы от врагов.

Блаженная кончина святителя Ионы последовала в 1461 году. При гробе Святителя стали совершаться многочисленные исцеления. В 1472 году мощи святого митрополита Ионы были обретены нетленными и положены в Успенском соборе Кремля (празднование перенесения святых мощей совершается 27 мая).

Собор Русской Церкви 1547 года установил праздновать святителю Ионе, митрополиту Московскому, особую память. В 1596 году Патриарх Иов установил празднование святителю Ионе в соборе других Московских Святителей, 5 октября.[v]

Много испытаний выпало многострадальной Солигаличской стороне. Солигаличская земля обильно полита кровью христиан, чьи имена известны только одному Богу. Только единицы судеб открыты в назидание потомкам. Город много страдал от пожаров (наиболее сильные в 1649,1681,1752 и 1808 гг.)[vi] и неприятельских нападений.

За время многолетней истории Солигалич подвергался нашествию живших за Ветлугой марийцев и их покровителей и союзников — казанских татар. Для отражения набегов галичский князь Андрей Федорович в 1354 г. построил деревянный острог у Воскресенского монастыря в Солигаличе. В 1360-е годы гг. число монахов достигало 324 человека. Монастырь владел земельными вотчинами и получил право рыбной ловли в Чухломском и Галичском озерах. Со многих стран приходили люди во обитель Воскресения Христова. Это были годы рассвета монастыря.

По сказанию: «В лето 6883 (1375) пошли на Галицкого князя Андрея Федоровича многие уделы: князь Никита с Ветлуги, да князь Андреи с двема сыны, да Суздальскои князь Юрей Василевьич с великою силою, да Казанские воеводы Аибердаи Зермозеевич, да Елдигеи да Каян Арьзневич, да луговая черемиса, а пришли надвое: Андрей Семенович, да князь Юрье, да Казанскои Аиберда пришли под Галич по[д] город со многими людми, а князь Никита с нагаискими людми и воеводами и с луговою (черемисою) пришли на рубеж (Галицкого княжества?), да пошел Унжею вверьг (вверх), да из Унжи Вигою вверг, да под Воскресенскои монастырь пришел безвестно и бились по три дни и за умножение грехов стали погание одолевати и уведали того монастыря слуги и крестьяне, что быти их острогу взяту, а им побитым и послаша им велия дары. И князь Никита и нага[й]ские воеводы дары приняли и веле им и з женами и з детми из града выйти. И уведал тот совет игумен и братия вься и повеле их призывати во церьков и нача их увещати от божественного писания: братия послушайте, Господь наш Исус Христос своею волею, нас ради грешных изволи смерть вькусити, от своих раб поругание приятии, да нас избавил, ны первыя клятвы и грехи на кресте пригвоздил и рукописание растерза. Постражем братия и мы Бога ради, да нас Господь избавит вечьныя муки. Аще братия и мы ныне не умрем, то и смерти нам не минут[ь] же ся. Аще ныне умрем, то мученическою смертию скончаемся. Тако глаголет Господь: влась главы вашея не погибнет, в терптепени (терпении) вашем стяжите душа ваша. И поучив их от евангелия и от иных книг, они же обещастася страдати, Бога ради святче Божий, то готов и есми умрети за святую веру. И уведал князь Никита и поганые, что поучением игумением и слуги и крестьяне совет их оставили, обещались умрети за истинную веру и за святую обитель. Погани же и крежетаху зубы своими на игумена и на святую обитель и кликну ша, что обы они из града вышли, они же выдоша и побиша их многих. Огорчися велми и сташа приступати и подмет возити и зажгоша острог. Братия же возлага на себя схимы своя и мирстии людие причащахуся божественному телу и крови господни, приготовляхуся на добр подвиг. Месяца августа в 18 день запалиша обитель и братию иссекоша и вьсех людей от мала даже до велика и обретоша великое богатство. И около тоя обители и волости и села пожьгоша и поплениша и поидоша тем же путем.»[vii] После этого нашествия монастырь отстроился полностью лишь спустя 17 лет.

В 1532 году Соль Галицкая выдерживает трехдневную осаду со стороны татарского войска, наиболее страшную за всю историю города. Летопись сохранила и сведения о нападении татар на эти места. «Приде рать велика поганых варвар в Галичские пределы и доидоша варвары до града Соли-Галицкой зело величахуся и хваляхуся град тот взятии ужасу же бывшу во граде том и сетованию и плачу и воплю многу граждане три дня и две нощи биющеся с варвары молитвами преподобного Макария Унженского город был избавлен»[viii]. Исторический документ свидетельствует, что было татар 14 тысяч, и что в их стане началось какое-то смятение и страх на них нашел и они бежали в ужасе.

Солигалич история

Икона Макарий Унженский с чудом спасения града Солигалича.

На иконе в честь Макария Унженского изображается солигаличский кремль XV века, в память о защите города от казанских татар. Памятником прежних военных событий до сего времени служат остатки земляного вала.

Есть и другие исторические сведения о варварских набегах на Солигаличскую землю и одержанной над ними победе. В 1536 г. «приходили татаровя и черемисы на Унжу да на Чухлому, да к Галичу, оттуда пошли на Залесье, да два Березовца, а оттуда на Жохов, Турдеево»[ix]. Татары сюда пришли с Волги, по рекам Унже, Виге и тем же путем вернулись обратно. Набег повторился в 1549 г. «приходили казанские люди и в головах у них был Арак-богатырь с Костромы воевода Захарий Петрович Яковля с товарищи пришли и в Верхнем Березовце побили наголову и Араку-богатыря убили»[x]. Татар настигл Захарий Петрович Яковлев на Езовке речке, на поле на Гусеве[xi]. Речка Язовка находилась в Жилинской волости[xii], там же существовало урочище Гусево[xiii]. Возможно след от того сражения еще существовал до конца XX века. По преданию в шести километрах от Верхнего Березовца и примерно столько же от урочища Гусево, около деревни Ивашево, до 80 годов находилось татарское захоронение. Это был холм под названием Куряшка, созданный рукотворно. Наименование Куряшка пошло от того, что по ночам гора курилась, т.е. было множество огоньков. Была ли Куряжка следствием того сражения или что то подобное в истории было, но в настоящее время ее след стерт с лица земли, лишь оставив воспоминания о школьных экскурсиях на историческую гору. При строительстве дороги гравий с этого исторического места был забран в дорожную насыпь.

В начале XVII века Солигалич подвергся нападению польских интервентов, шайки которых действовали здесь. В 1609 г. город сжег пан Лисовский, а в 1613 г. на город напал отряд интервентов под командованием Панятского, проходившего с Великого Устюга через Солигалич. В челобитной игумена Алексанровской пустыни, что на реке Воче, Варлаама царю Михаилу Федоровичу говорилось «…приходили к Соли Галицкой польские и литовские люди и черкеси и соль галичскую сожгли и посадских людей посекли…»[xiv]. Через год, в 1614 г., по приказу царя Михаила Федоровича дьяк П.Кузмин провел перепись (дозор) Соли-Галицкой . Эта дозорная книга хранится в архиве Древних актов. О крепости в Солигаличе записано: «А на посаде на берегу (реки Костромы.— Д.Б.) осыпь старого города, а город был рубленый и тот город сожгли литовские люди, как приходили к Соли-Галицкой в прошлом во 1613 годе января 3-й день, а в нынешнем во 1614 годе по государеву царя и великого князя Михаила Федоровича указу по той старово города осыпи зачат делать острог (тын из вертикально поставленных заостреных бревен.— Д.Б.) и тот острог еще не доделан, башен нет, а в городе храм поставлен новый на старом на горелом месте во имя Рождества Иоанна Предтечи, а в храме образов и строения нет а другой храм Успения и дома в остроге сгорели»[xv]. «И всего у Соли Галицкой на посаде живущих 51 двор, а людей в них 54 человека, да вдов живущих тяглых 8 дворов и людей в них 8, да бобыльских 8 дворов, да пустых посацких тяглых 50 дворов, а людей в них побиты в приход литовских людей в пропилом 7121 (1613) г. да пожженых дворов тяглых мест которые пожжены литовскими людьми 58, а люди в них побиты и пожжены с женами и детми.»[xvi] Из 50 торговых лавок в городе осталось 11. В 1614 г. в Солигаличе стояло десять деревянных церквей, было семь улиц (Великая, Поварская, Цокайлова, Шишкова, Хвостова, Новолоцкая, Черная). Здесь же стояли избы: съезжая, где ставятся воеводы и приказные люди; съезжая земская; таможняя; пудовая, где собирались пошлины за соль. На окраинах города располагались слободы: московского Симонова монастыря, Божедомка (кладбище, где хоронили бездомных), Стрелецкая, Ямская, Каменщиков[xvii]. Деревянная крепость в городе была достроена в 1620 г. Она имела форму прямоугольника, и в стенах ее были башни и ворота.

Со временем деревянные церкви заменялись каменными и город преображался. В 1831 году в Солигаличе было семь каменных церквей.

Солигалич история

Купола собора Рождества Пресвятой Богородицы.

Духовным центром Солигалича и настоящем украшением города был величественный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, воздвигнутый в 1668 году и окончательно завершенный постройкой в 1801 году. В 1680 году[xix] в память о своей матери, царь Федор Алексеевич пожертвовал в собор драгоценную святыню – серебряный с позолотой напрестольный крест со святыми мощами многих угодников Божиих.

В 1925 году собор закрыли, а помещения приспособили под разные учреждения.

В народе говорят, что свет мирянам иноки, свет инокам ангелы. На протяжении всей многовековой истории Солигалича упоминаются четыре монастыря. Это — Воскресенский мужской (1335г.-1764г.), Преображенский мужской (XVI в.) [xx], женский при соборе Рождества Пресвятой Богородицы (1660г., речь идет о деревянном соборе — 1764г.[xxi]) и Богородце-Феодоровский женский (1872 г.- двадцатые годы XX века). Он был образован в усадьбе Ратьково из женской общины, которую основала девица из дворянской семьи Александра Фёдоровна Нащёкина. Богородице-Федоровский монастырь стал камнем преткновения в революционное лихолетье. Его «соляной источник» за время советской власти гусеницами тракторов смешивали с грязью и мазутом, предавая забвению. На святом и намоленном месте, на монастырских могилах находилась сельхозтехника. Но мощный родник, как не глуши и не засыпай землей, он вырвется с еще большей силой на свет, образовав множество новых и сильных источников.

В 1918 году, в связи вышедшем декретом об отделении церкви от государства, имущество монастыря решено было национализировать, что привело к трагическим событиям. В то время управляла Богородце-Феодоровской обителью 77-летняя игуменья Серафима. В ней проживало 16 монахинь, имелась своя богадельня для бедных и престарелых (10 человек). Всего же проживало в монастыре 142 сестры.[xxii] Когда, по решению совета, ключи от всех кладовых монастыря были изъяты большевиками, около 600[xxiii] боголюбивых горожан собралось в стенах монастыря. Они решили направить делегацию в совет, выдвинув ряд требований. После собрания многолюдная делегация из монастыря направилось в Солигалич, к зданию совета. По пути следования к процессии присоединялись солигаличане, а так же военнослужащие местного гарнизона. Под давлением толпы реквизиция монастырского имущества была отменена и делегаты получили обратно от монастырских кладовых ключи. Но разгоряченный народ не расходился. Выйдя на балкон здания совета, Вылузгин, попытался убедить людей разойтись, но успеха не имел. Вдруг прозвучал выстрел и солдат Орлов, который присоединился к делегации, был убит. После этого инцидента события приняли необратимые последствия. Вылузгина ранили, а затем его доставили в больницу, где он был заколот штыком.[xxiv] Через несколько дней в Солигалич прибыл карательный отряд и без суда и следствия расстрелял 21 человек.

Это были люди разных возрастов, разных профессий, многие из них не принимали участия в демонстрации и тем более, не имели ни какого отношения к убийству Вылузгина. Новомученики города Солигалича стали первыми жертвами жесточайших гонений в ХХ столетии Русской Православной Церкви.

В 1991 году они были реабилитированы. Четверо из пострадавших за веру Христову были канонизированы. 27 марта 2000 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось прославление новомучеников града Солигалича в лике местночтимых святых Костромской епархии. Была написана икона Солигаличских новомучеников. Она находится в Спасо-Преображенском храме города Солигалича.

Новомученики Солигаличские.

Новомученики Солигаличские. Икона.

В 2009 году 5 июня в день памяти преподобного Паисия Галичского, Солигаличские новомученики вместе с другими Солигаличскими святыми были причислены к Собору Галичских святых, который празднуются православной церковью 5 июня.

Протоиерей Иосиф Сергеевич Смирнов родился в 1864 году. Закончив Костромскую духовную семинарию, с 1885 по 1896 год он преподавал в солигаличском приходском училище. В 1886 году рукоположен во священника к собору Рождества Пресвятой Богородицы, состоял духовником при городской тюрьме и наблюдателем церковно-приходских школ Солигаличского уезда. В сентябре 1905 года был назначен настоятелем собора. Отец Иосиф был удостоен нескольких церковных и государственных наград, среди них ордена Святой Анны III степени. Благочестивый семьянин, он имел семерых детей.[xxv]

Иерей Владимир Иоаннович Ильинский родился в 1833 году, долгое время был священником церкви села Солда Солигаличского уезда. .[xxvi]

Диакон Иоанн Алексеевич Касторский родился в 1848 году в семье диакона села Николо-Березовец Солигаличского уезда. Окончив Солигаличское духовное училище, служил сторожем и причетником при городском соборе, затем псаломщиком в Богородице-Феодоровском монастыре. В 1880 году был рукопо-ложен в сан диакона, имел четырех детей. [xxvii]

Статский советник Иоанн Павлович Перебаскин родился в 1862 году, окончил Санкт-Петербургскую духовную академию и имел ученую степень кандидата богословия. Не принимая священного сана, Иоанн Павлович посвятил себя делу духовного образования и воспитания юношества. Сразу после окончания академии в 1884 году он направился в Солигалич, где стал помощником смотрителя, а в 1897 году смотрителем духовного училища. [xxviii]

Мученическая кончина этих подвижников стала свидетельством их глубокой веры и стойкости, верности Церкви и Отечеству. Солигаличане в нужде и горе прибегают к их молитвам. Угодники Божьи по вере просящего помогают. По их святым молитвам и заступничеству восстанавливаются Солигаличские храмы, как залог нашей любви и мира с Богом.

Использованная литература:
[i] Белоруков Д. Деревни и села и города Костромского края. Материалы для истории // Кострома 2000 – ст. 383
[ii] Там же – ст. 385
[iii] Фигуровский Н.А. Очерки средневековой истории города Солигалича1970-1980// Кострома 2010 –ст. 17
[iv] Пржиалковский А.Г. Солигалич 1335г.// Ярославль 1986 — ст. 3
[v] Русская православная церковь. Официальный православный церковный календарь // www.mospat.ru
[vi] Белоруков Д.Ф. Деревни и села и города Костромского края. Материалы для истории // Кострома 2000 – ст. 386
[vii] Фигуровский Н.А. Очерки средневековой истории города Солигалича1970-1980// Кострома 2010 –ст. 259
[viii] Белоруков Д. Ф.Деревни и села и города Костромского края. Материалы для истории // Кострома 2000 – ст. 384
[ix] Там же – ст. 393
[x] Там же
[xi] Фигуровский Н.А. Очерки средневековой истории города Солигалича1970-1980// Кострома 2010 –ст. 104
[xii] История и культура Костромского края / Краеведческий альманах «КОСТРОМСКАЯ ЗЕМЛЯ» (Выпуск 2) –ст.36
[xiii] Комитет по охране и использованию историко-культурного наследия администрации Костромской области. Памятнmso-spacerun:yesspan class=/aики архитектуры Костромской области. Каталог. Выпуск IV город Солигалич//Кострома 2002г. – ст.153
[xiv] Пржиалковский А.Г. Солигалич 1335г.// Ярославль 1986 — ст. 9
[xv] Белоруков Д.Ф. История и культура Костромского края /Краеведческий альманах «КОСТРОМСКАЯ ЗЕМЛЯ» (Выпуск 2)// на сайте kostromka.ru — ст. 36
[xvi] Там же
[xvii] Там же
[xviii] Пржиалковский А.Г. Солигалич 1335г.// Ярославль 1986 — ст. 16
[xix] Фигуровский Н.А. Очерки средневековой истории города Солигалича1970-1980// Кострома 2010 –ст. 122
[xx] Кудряшов Е.В. Солигалич //Ленинград 1987- ст.24
[xxi] Комитет по охране и использованию историко-культурного наследия администрации Костромской области. Памятники архитектуры Костромской области, каталог, выпуск IV город Солигалич Солигаличский район//Кострома 2002 г.-ст.31
[xxii] Архиепископ Костромской и Галичский Александр. Священномученик протоирей Иосиф Смирнов (1864-1918)// Кострома 2003 – ст.44
[xxiii] Там же — ст.45
[xxiv] Там же – ст. 46-47
[xxv] По благословению Архиепископа Костромского и галичского Александра. Житие новомучеников г. Солигалича Костромской епархии// Кострома 2000 – ст.6
[xxvi] Там же
[xxvii] Там же – ст.7
[xxviii] Там же

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.