Катехизация: ВЕНЧАНИЕ. Подготовка к Таинству.
ТАИНСТВО БРАКА, ВЕНЧАНИЕ
Брак есть образ единения Христа с Его Церковью.
Венчание брака – это особое благословение Церкви на семейную жизнь. Очень важно приступить к венчанию подготовленным, чистым, без обмана, чтобы оно совершилось не в осуждение, а во благо. Смысл венчания состоит в том, чтобы естественную человеческую любовь преобразить в любовь христианскую, которая изливается в сердца Духом Святым. Главным образом, именно в этом и состоит тот дар, которым Господь благословляет супружеский союз. Если сами новобрачные желают, ищут такой любви, то тогда их семейная жизнь будет иметь прочное основание, и все молитвы, произнесенные в этот день в храме, принесут свои благие плоды.
Возлагая венцы на главы жениха и невесты, Церковь тем самым воздает им особую честь за чистоту и сохраненную до брака девственность. Тот же смысл имеет и подвенечное платье невесты, и белоснежная ткань, которая кладется под ноги новобрачных. Не сохранивших себя в чистоте до брака Господь призывает к искреннему покаянию, для чего в Церкви предусмотрена исповедь с последующим Причащением.
К моменту венчания или в день его новобрачные должны быть зарегистрированы в ЗАГСе.
Брак нерасторжим до смерти одного из супругов. «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19,6)
Основные правила для совершения таинства Венчания:
Венчающиеся должны быть крещенными, верующими христианами. Между ними не допускается родство, включая троюродное.
При этом Церковь не благословляет брак, если один из новобрачных (или оба) объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим в храм лишь по настоянию супруга или родителей. Также нельзя венчать брак, если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом.
Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, а также между двумя восприемниками одного ребенка. Разрешение на такой брак может быть получено только у правящего архиерея.
Четвертый брак не венчается и не признается Церковью ни при каких условиях.
Венчание не совершается:
• В течение всех четырех многодневных постов;
• Во время Сырной седмицы (масленицы) перед Великим постом;
• На Светлой (Пасхальной) седмице после Пасхи;
• От Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января);
• По вторникам, четвергам (накануне среды и пятницы), ибо предстоящая ночь — постная, и субботам в течение всего года, ибо эта ночь на воскресенье посвящена Богу;
• По той же причине не совершается венчание накануне самых главных церковных праздников;
• 10, 11, 26 и 27 сентября (в связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня);
• Накануне престольных храмовых дней (в каждом храме — свои).
Перед венчанием и жениху и невесте необходимо исповедаться и причаститься, соблюдая перед этим пост в течение, как минимум, трех дней. Это необходимо для того, чтобы приступить к Таинству венчания с чистой совестью перед Богом. Идеально — причаститься в день венчания на Литургии, после которой и будет совершаться чин венчания. Невоцерковленным же людям, возможно, лучше будет причаститься заранее.
Перед венчанием родители молодых благословляют своих детей святыми иконами. Родители крестят иконами своих детей, дают поцеловать им святые образа, преподавая, таким образом, свое родительское благословение на брак.
О дне и времени венчания необходимо заблаговременно договориться в храме. Желательно наличие свидетелей — мужчины и женщины, крещенных в Православии. В случае необходимости, они будут держать венцы над головами новобрачных.
Для венчания также необходимы:
• Обручальные кольца;
• Венчальные большие свечи;
• Иконы Спасителя и Божьей Матери;
• Белое полотно или полотенце, которое кладется под ноги венчающихся;
• Для обоих супругов обязательны нательные крестики.
Внешний вид:
Венчаться можно в любой одежде, главное, чтобы она была чистой, аккуратной и достаточно скромной. В Православной Церкви есть некоторые требования к внешнему виду невесты:
• Макияж должен быть минимальный, практически незаметный, маникюр неброский, духи несильные (а будет лучше, если Вы обойдетесь без всего этого); помада на губах недопустима, поскольку Вы будете прикладываться к иконам;
• Головной убор невесте (фата, косынка) обязателен. Приглашенные гости и гостьи должны иметь подобающий в церкви вид.
• Женский брючный костюм недопустим.
СОВЕРШЕНИЕ ТАИНСТВА БРАКА
Обручение. Современный обряд обручения по своему смыслу повторяет основные моменты гражданской регистрации брака, за исключением сугубо юридической стороны. Перед началом обручения жених становится по правую руку, а невеста — по левую. Священник вручает новобрачным горящие свечи, называемые венчальными, которые не гасятся в продолжение всего времени венчания. Горящие свечи новобрачных символизируют духовное торжество, славу целомудренного девства и свет благодати, нисходящей на них. Свечи в их руках говорят о радости встречи этих людей и об общей радости присутствующих. Свечи эти после венчания можно хранить вместе с иконами как семейную реликвию.
В своих последующих молитвах Церковь испрашивает благословения у Бога на обручение жениха и невесты, чтобы “союз любви положить им неразрушимый”. Затем священник трижды крестообразно благословляет сначала жениха, а затем невесту кольцами, которые были освящены на святом престоле этой церкви. В знак твердости их взаимных обещаний священник надевает на пальцы обручающихся освященные кольца.
Священник снова молит Господа о том, чтобы Он благословил и утвердил обручение, послал обручающимся Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни.
Венчание. При пении псалма царя Давида «Блаженны все боящиеся Господа…» жених и невеста с возжженными свечами выходят на середину храма и становятся пред аналоем, на котором лежат Святое Евангелие и крест Христов. Священник вопрошает их о том, свободно ли их желание стать законными супругами, не продолжает ли кто из них держать кого-либо в заблуждении своим обещанием вступить в брачный союз? Ответы жениха и невесты подтверждают пред Богом и Церковью добровольность и нерушимость их намерений.
После этого произносятся три молитвы, в которых испрашивается благословение Божие на сочетающихся браком, вспоминаются благочестивые супружеские союзы Ветхого и Нового Заветов. Возносится ко Господу и особое прошение о родителях, чьи молитвы «утверждают основания домов» (Сир.3,9).
И вот наступает главный момент Таинства, когда священник благословляет брачный союз во имя Пресвятой Троицы. Взяв венец, священник благословляет им жениха и говорит: «Венчается раб Божий (называет имя) рабе Божией (называет имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь». Таким же образом священник венчает и голову невесты. При возгласе «Господи Боже наш, славою и честию венчай их», священник воздевает руки к небу и благословляет жениха и невесту, как бы печатью утверждая Таинство брака.
Когда священник возлагает венцы на главу жениха и невесты, то, если это необходимо, принимают и держат их свидетели. За невестой стоит ее подруга, а за женихом — друг. В идеале они должны быть молитвенными хранителями этого брака, а потому должны быть православными и боголюбивыми. При обхождении аналоя свидетелю нужно следить за тем, чтобы не наступить на шлейф невесты.
Чтение Священного Писания и общая чаша. Далее читается отрывок из послания апостола Павла, в котором указываются главные обязанности супругов по отношению друг к другу: «Как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее…» (Еф. 5,24-25). Далее читается Евангелие, рассказывающее о том, как Господь Своим присутствием благословил брак в Кане Галилейской, разделил простую человеческую радость и претворил воду в вино.
После чтения Евангелия Церковь вновь возносит свои молитвы о новобрачных, прося Бога сохранить сочетавшихся браком в мире и единомыслии, сподобить их непорочной жизни в неукоснительном соблюдении заповедей Божиих. Церковь особенно молится о «благочадии», что в переводе с церковно-славянского языка означает «многодетность». Необходимо понимать, что намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом.
После молитвы «Отче наш», в которой новобрачные просят Господа укрепить их на путях жизни по воле Божией, они испивают общую чашу красного вина, которую благословляет священник и подает новобрачным. Новобрачные должны в три приема по очереди испить ее до дна, в знак того, что с этих пор они должны разделить жизнь друг друга до самого конца, деля вместе радость и горе, помогая и поддерживая друг друга.
Троекратное обхождение аналоя во славу Святой Троицы. Затем священник соединяет правые руки супругов в знак их единения во Христе и покрывает их концом епитрахили, что символизирует вручение мужу жены чрез руки священника от Самой Церкви. Далее он, держа в руках крест, трижды во славу Святой Троицы обводит их вокруг аналоя, на котором лежит Евангелие. Круг символизирует вечность и нерасторжимость заключенного союза.
При этом торжественном шествии поются церковные тропари, в напоминание о том, что семейная жизнь — жизнь исповедническая, требующая терпения, смирения, умения переносить скорби и искушения. За свою любовь супругам придется бороться. И эта борьба заключается, прежде всего, в преодолении своего эгоизма, в том, чтобы научиться жертвовать самим собой в пользу любимого, перестать существовать для самого себя. На это и нужно настраиваться молодым людям перед свадьбой.
В заключение, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху — образ Спасителя, невесте — образ Пресвятой Богородицы, и обращается к ним с пастырским напутствием: для того, чтобы сохранить любовь, обоим супругам необходимо вести реальную практическую христианскую жизнь. Любовь требует для себя духовной жизни и возрастает по мере преуспевания супругов в духовности.