«Приходской Катехизатор». Выпуск 15. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ: О ПРАЗДНИКЕ И О КРЕЩЕНСКОЙ ВОДЕ.
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ. БОГОЯВЛЕНИЕ:
о празднике, и о святой воде.
Выпуск подготовлен по материалам Интернета.
В рассказе о крещении Господа нашего Иисуса Христа во Иордане, говорится: «Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым. И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел [Иоанн] разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Марка 1:4-11).
Крещение Господне также называется Богоявлением, потому что при Крещении на Иордане явился Бог в трёх лицах, Пресвятая Троица: Бог Отец говорил с неба о Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна и был засвидетельствован от Бога Отца, Дух Святой сошел на Сына в виде голубя.
Точное расположение места крещения Господа, Вифавары, не определено, с XVI века им считается место, где сейчас находится монастырь Святого Иоанна, примерно в 10 км восточнее Иерихона. А раннее упоминание об особом почитании воды, набранной в день Крещения Господня, и о её чудесных свойствах содержится в одной из антиохийских проповедей свт. Иоанна Златоуста (387 год). И после Халкидонского собора 451 года праздник стал отмечаться исключительно в воспоминание Крещения Христа
О святой воде
Освящение воды в праздник Крещения пошло от обычая иерусалимской церкви, где до сих пор иерусалимский патриарх и верующие выезжают из Иерусалима на реку Иордан и совершают освящение воды, берут ее для питья, омываются. И оттуда, из Палестины, обычай перешел во все православные церкви.
К крещенской воде христиане имеют великое благоговение. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, но почерпнутая ныне целый год, а часто два и три остается свежею и неповрежденною, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источников» (Беседа XXXVII. На Крещение).
Всю нашу жизнь рядом с нами великая святыня — святая вода (по-гречески «агиасма» — «святыня»). Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге. Мы впервые окунаемся в нее в Крещении. Святая вода в таинстве Крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе. Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой на крестных ходах, при молебнах.
В день Богоявления каждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и всякой немощи.
Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой богоявленской воды. Преподобный Амвросий Оптинский смертельно больному послал бутылку со святой водой — и неизлечимая болезнь к изумлению врачей отошла. Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, — нет.
Великое водоосвящение совершается дважды — в самый день Богоявления, а также накануне, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Некоторые верующие ошибочно полагают, что вода, освященная в эти дни, различна. Но на самом деле в сочельник и в самый день праздника Крещения при освящении воды употребляется один чин.
По верованию Церкви, агиасма — новое бытие, духовно-телесное бытие, взаимосвязанность Неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное. Потому, великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови Христовым, делается обычная канонам оговорка: «Точию агиасму да пиет».
Крещенская вода — это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу возле икон. Кроме крещенской воды православные христиане часто используют воду, освященную на молебнах (малое водоосвящение), совершаемых в течение всего года. Обязательно малое водоосвящение совершается Церковью в день Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня и в день Преполовения, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя, сказанные Им самарянской женщине: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Иоанна,4,14).
Употребление крещенской воды
Святую крещенскую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением как святыню. «Когда человек употребляет просфору и святую воду, — говорил затворник Георгий Задонский, — тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели».
Если святая вода испортилась, ее следует вылить в какое-то непопираемое место, скажем, в проточную реку или в лесу под дерево, и сосуд, в котором она хранилась, больше не пускать в бытовое употребление. А если Крещенская вода, оставшаяся с прошлого года, допускает обычное употребление, т.е. сохранилась нормально, то ее и следует употреблять, как обычно — с благоговением и с молитвой пить утром натощак, при экстренной нужде — и в любое время дня. Если с водой что-то случилось, можно вылить ее в цветок. Прикасаться к сосуду со святой водой женщине в дни месячного очищения можно, а принимать ее внутрь, кроме случаев смертной опасности, не следует.
Надо помнить, что вода, освященная 18 января, ничем не отличается от воды, освященной 19 января.
Есть вполне благочестивая традиция рисования крестов и окропления святой водой жилья, относящаяся к Крещенскому Сочельнику. Кресты в прежние века рисовали не мелом, а выжигали свечкой, наносили копотью свечи. В современных жилищах далеко не все готовы пойти на такой шаг по отношению к своему недвижимому имуществу, но «могий вместити, да вместит». В этот день кропят «даже и под ноги» – там, где мы ходим, так что не смущайтесь, когда вода оказывается и на полу.
Есть и благочестивый обычай окунаться в Иордань — водоем, на котором совершен чин освящения, или прорубь. Главное при этом – не отнестись к купанию как к «церковно-спортивному подвигу». Стоит сказать, что, если православный человек имеет намерение последовать обычаю окунуться в Иордань, следует взять на это благословение у священника. Разумеется, надо помнить, что это омовение не очищает, как некоторые думают, автоматически от всех грехов, и ни в коем случае не заменяет исповедь.
Воспоминание о чуде возмущения воды в полночь на Иордань 1979 года в колодце преп. Иова Почаевского:
…Не знаю, настало ли 12 часов или нет, но как в чудесном сне мы начали замечать необычное — маленькие искры, летающие в пространстве колодезной шахты. «Что это?» «Смотри дальше, увидишь!» — говорит отец Апеллий. Искры — как звездочки инея, совершенно белые. Сначала были поодинокие, редкие, затем все больше и больше. В колодце поднималась словно метелица. Долетая по одной до водного плеса, до водной глади самого дна колодца и соприкасаясь с ним, вода там вдруг оживала и с шумом закипала. Слышен был шум, но не клокотания, а легкого тихого шипения, даже гудения, как бы множества насекомых. Мы, все присутствующие, были оживлены и возбуждены, говорили, перебивая друг друга, младшие старших и ничего. У всех при виде сего таинства необычайно поднялось настроение, пропал сон, усталость, сонливость. Пели многократно: «Во Иордане крещающуся тебе Господи…»
Архимандрит Аввакум (Давиденко), http://2010.orthodoxy.org.ua
Приметы о погоде
Коли на открытую воду пойдёт туман, то хлеба будет много. Коли в Крещенье собаки много лают, — будет вдоволь всякого зверя и дичи. Если в этот день погода ясная и холодная — лето будет засушливое; пасмурная и свежая — к обильному урожаю. Полный месяц — к большому весеннему разливу. Звездчатая ночь — лето будет сухое, урожай на горох и ягоды. Будет оттепель — к урожаю. Ясный день – к неурожаю. Ветер подует с юга — будет грозовое лето.
Молитва на принятие просфоры и святой воды:
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.
……………………………………………………
Издание Солигаличского благочиния Костромской епархии РПЦ