Зодчий Василий Харитонов

Солигалич, зодчий Зубов, храм, приход,В.А. Дудин. Зодчий Василий Харитонов, сын Зубова. XVII век.

 

 

Особое значение для Солигаличского уезда имел его древний известняковый промысел. Известняк добывался главным образом для обжига его на известь. Обжиг производился неподалеку от города Солигалича, вблизи каменоломен, в так называемых напольных печах. Обожженная известь была важной статьей торговли солигаличского посада. Она отправлялась не только в Кострому, но и в Ярославль, Плес, Юрьевец, Нижний Новгород и в другие города Поволжья.

Гораздо реже солигаличская известняковая плита шла из каменоломен непосредственно на строительство. Так, из хорошо отесанных квадратов белого камня, доставленных из Солигалича, был начат в 1607 году Покровский собор Городецкого Авраамиева монастыря. Также из солигаличского известняка было выполнено около 1645 года резное убранство фасадов церкви Воскресения на Дебре в Костроме.

В 1628 году в Солигаличе насчитывалось 84 каменщика, известных московскому Приказу каменных дел, то есть считавшихся «записными». В дальнейшем число каменщиков в Солигаличе неуклонно росло и достигло к 1647 году весьма внушительного количества – 190 человек. Из этой неоднородной массы ремесленников иногда выдвигались незаурядные мастера, настоящие зодчие, авторы ряда первоклассных архитектурных сооружений. Историкам древнерусской архитектуры известно, например, имя солигаличского зодчего 17 века Василия Харитонова сына Зубова, автора двухшатровой Духовской церкви 1642 года в Рязани. В 30-е годы 17 века он работал в Городецком Авраамиевом монастыре, где достраивал Покровский собор и возводил трехшатровую церковь Рождества Христова. Потомственные солигаличские каменщики Гавриил Антипьев и Давыд Гавриилов Антоновские (отец и сын) строили в Макарьев–Унженском монастыре Галичского уезда теплую церковь Макария (1670 – 1675) и Святые ворота с Никольской надвратной церковью (1682 – 1685), а в 1698 году солигаличским каменщикам Андрею Бросаловых и Илье Новожиловых «со товарищи» доверено было строить в далеком Лальском погосте под Устюгом Великим величественный собор Воскресения [1].

Солигалич, зодчий Зубов, храм, приход,

Церковь Святого Духа в Рязани.

Церковь Святого Духа — единственная сохранившаяся постройка Духовского монастыря, который существовал с 1505 по 1783 годы на территории рязанского Кремля, к северу от Архиерейского двора.

Уникальная двухшатровая Духовская церковь возведена в 1642 году солигалицким мастером — зодчим Василием Харитоновым Зубовым.  Она отличается редкостной изысканностью и гармоничностью архитектурных форм. Небольшой, с двухчастной апсидой четверик продолжается двумя рядами необычайно выразительных кокошников; плоскости фасадов разбиты лопатками с кирпичным декором между ними. Особую изящность церкви придает двухшатровое завершение — низкие восьмерики с тонко профилированными карнизами, поясами килевидных кокошников, золотыми звездами на гранях, грушевидными главами, увенчанными позолоченными ажурными крестами. Несколько позже с западной стороны была пристроена обширная трапезная. Ныне существующая трехъярусная шатровая колокольня построена по проекту архитектора И.С. Стопычева в 1864 году взамен прежней, обветшавшей.

Существенно отметить, что Василий Зубов и сам сознавал себя  зодчим  выдающимся. Вопреки обычной чрезмерной скромности русских  строителей,  он  надписал  на камне свидетельство о своем авторстве на церкви  Святого  Духа  и  заложил  этот камень над ее порталом.  Часть  этого  камня была недавно найдена, а полная его надпись  гласила:  «Лета 7150 (1642) совершена была сия церква при архиепископе Моисее Рязанском, при игумене Севастиане. А мастер был Соли Галицкой Василий Харитонов сын Зубов». Собор необычайно украшал панораму города своим нарядным силуэтом. Этому способствовало и живописное его расположение в месте слияния рек Трубеж и Лыбедь, восточнее Архиерейских палат, на Кремлевском холме.

Сама церковь по праву считается одним из лучших творений русских зодчих XVII века. Ее строительство велось в чрезвычайно интересную эпоху развития русской культуры. Вторая четверть XVII столетия была временем пересечения двух тенденций: зарождения пышной декоративности, или как ее принято называть «русского узорочья», и последним этапом истории шатровой храмовой архитектуры, продолжавшимся всего около четверти века и давшей нам порядка двадцати церквей, увенчанных двумя или тремя шатрами. От обоих течений Василий Зубов сумел взять лучшие их особенности, хотя влияние «узорочья» в данном случае было весьма незначительным. Исследователи рязанской архитектуры указывают на воздействие московской художественной школы в творчестве этого мастера. Однако о прямом воздействии московской архитектуры здесь говорить вряд ли можно, так как храм чрезвычайно самобытен. Весь его облик говорит о высоком профессиональном уровне. Прежде всего, он стал первой церковью, построенной из кирпича в Переяславле-Рязанском (прежнее название Рязани – В.Д.). Кроме того, цельность его силуэта, безукоризненная соподчиненность объемов, гармоничные пропорции всех составляющих и благородная сдержанность декора, ставят церковь Святого Духа в один ряд с самыми прославленными храмами эпохи. Зодчий творчески переработал импульсы развития архитектуры своего времени, не копируя слепо ни один из образцов [2].

Вместе с тем известно, что в  1647 году Василий Зубов надстраивал верх Архангельского собора рязанского Кремля, поврежденного пожаром. Здесь им также был использован прием завершения здания четырехскатной кровлей над рядом ложных закомар, превращенных в своеобразный развитой карниз стены. В тоже время имеется мнение, что Василий Зубов строил и Богоявленскую церковь Спасского монастыря рязанского Кремля. Если это так, то он предстает перед нами как один из талантливейших и крупнейших архитекторов Московского государства того времени [3].

Таким образом, выходцы солигаличской земли, внесли свой посильный вклад в дело строительства важнейших храмов на просторах огромной России. Отрадно осознавать, что мастеру из далекой Соли–Галицкой Василию Харитонову сыну Зубова  было оказано доверие в строительстве Духовской церкви рязанского Кремля, одного из старейших очагов культуры и искусства древней Руси.

 

Источники:

[1] Е.В. Кудряшов. Ленинград. 1987. С.14 – 15. 

[2] Сайт: sobory.ru/ Рязань. Церковь сошествия святого духа.

Фото с сайта works.tarefer.ru 42/100021/index.html Реферат: Культурология. Архитектурный ансамбль Рязанского Кремля.

[3] Сайт: rulit.net…-read-216601-13.html Рязань, Касимов». Автор Михайловский Евгений Васильевич.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.