Солигалич, Приходской катехизатор, О Таинстве брака (Венчании)«ПРИХОДСКОЙ КАТЕХИЗАТОР». Выпуск 16. О Таинстве Брака (Венчании). 

Солигалич, Приходской катехизатор, О Таинстве брака (Венчании)

О Таинстве Брака (Венчании)

(Составлено по материалам Интернета)

 

Брак есть Таинство, в котором, при свободном перед священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.

По воле Творца человеческая природа разделена на два пола, две половины, ни одна из которых в отдельности не обладает полнотой совершенства. В браке супруги взаимно обогащают друг друга свойствами и качествами, присущими своему полу, и таким образом обе стороны брачного союза, становясь «одной плотью» (Быт. 2:24; Мф. 19:5—6), то есть единым духовно-телесным существом, достигают совершенства. Христианскую семью называют «малой Церковью», ибо в браке имеет место тот же тип единства людей, что и в Церкви, «большой семье», — единение в любви. Для того чтобы любить, человек должен совершить акт самоотречения, отвергнуться своего эгоизма, научиться жить ради других. Этой цели и служит христианский брак, в котором супруги преодолевают свою греховность и природную ограниченность. Есть и другая цель у брака — это сохранение целомудрия. «Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор. 7:2). «Если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор. 7:9).

“Повинуйтесь друг другу в страхе Божием” (Еф.5,21). То есть ради Христа, ради любви к Нему. И мир войдет в ваши дома и сердца, и благословит Господь, даруя вам блага земные и небесные. По слову св.Иоанна Златоуста, от супружества зависит не только временное счастье, но вечное спасение. И сколь много приобретает человек, когда строит свою жизнь на самоотверженной любви к ближнему. Этому научает слово Божие, которое возглашается в храме во время венчания. И слово апостола Павла свидетельствует о том, что брак есть таинство:

“Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика” (Еф. 5:31-32).

Участие в Таинстве Венчания, как и во всех других Таинствах, должно быть осознанным и добровольным. Важнейшим побудительным мотивом к Венчанию должно быть стремление мужа и жены жить по-христиански, по-евангельски; на это и дается помощь Божия в Таинстве. Если такого стремления нет, а решили венчаться «по традиции», или потому что «красиво», или для того, чтобы «семья была крепче» и «как бы чего не вышло», чтобы муж не загулял, жена не разлюбила, или по подобным причинам — тогда венчаться не надо. Такое участие в Таинстве Венчания ни к чему хорошему не приведет, и может послужить даже в суд и в осуждение.

Обручение 

Сейчас обручение и венчание происходит подряд, а раньше между ними проходило довольно много времени — 6 недель. Обручение издревле совершается в Православной Церкви благословением от священнослужителя, молитвою и обменом перстнями (кольцами).

Что требуется для того, чтобы обвенчаться 

  • Брак должен быть зарегистрирован в ЗАГСе.
  • О времени венчания следует предварительно договориться в храме.
  • Необходимо иметь свидетелей, крещеных в Православной Церкви. В храме они держат венцы над головами новобрачных.
  • Перед венчанием необходимо исповедоваться и причаститься.
  • Надо иметь обручальные кольца (по традиции кольцо мужчины — золотое, а кольцо женщины — серебрянное. Впрочем, оба кольца могут быть золотыми).
  • Перед венчанием должно приготовить две иконки — Спасителя и Божией Матери и отдать священнику, который будет венчать.
  • Необходимо иметь белый рушник или ткань (на которых во время Таинства жених и невеста будут стоять), а также свечи, и иметь на себе нательные крестики. Невеста должна нести головной убор – платок или фату.

Приступая к столь важному Таинству, требуется приготовить себя, очистившись Исповедью. Причащение и молитва, а не увеселения и танцы, предваряют этот шаг, который простирается не только на здешнюю жизнь, но и на вечность.

Кому запрещено вступать в церковный брак 

Церковь не допускает 4-й и 5-й браки. Запрещается вступать в брак близким родственникам, а также, если один из брачующихся (или оба) объявляют себя убежденными атеистами, некрещеными, или если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом. Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, а также между восприемниками одного ребенка.

Как записаться на венчание? 

Для этого надо обратиться в свечную лавку или договориться непосредственно со священником о времени совершения Таинства.

Когда венчание не совершается 

Венчание запрещено в течение всех четырех многодневных постов; во время Сырной седмицы (масленицы); на Светлой (Пасхальной) седмице; от Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января); накануне двунадесятых праздников; по вторникам, четвергам и субботам в течение всего года; 10,11, 26 и 27 сентября (в связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня); накануне престольных храмовых дней (в каждом храме они свои). Дни, в которые венчание разрешено, отмечены в православном календаре.

Другие вопросы относительно Таинства венчания 

Беременность невесты не служит препятствием для венчания.

Венчание после рождения ребенка возможно, но не ранее, чем через 40 дней после родов.

Отсутствии родительского благословения на церковный брак не может препятствовать венчанию (хотя отсутствие его прискорбно). В этом случае родительское благословение может быть заменено священническим.

Тем, кто уже давно состоит в браке, венчание не только возможно, но и желательно. Пары, которые венчаются в зрелом возрасте, относятся к венчанию серьезнее, чем молодые люди. Пышность и торжественность свадьбы у них заменяется благоговением и трепетом перед величием брака.

О церковном разводе 

Церковь только в исключительных случаях дает согласие на расторжение брака — главным образом тогда, когда он уже осквернен прелюбодеянием или фактически уже разрушен обстоятельствами жизни (например, долголетним безвестным отсутствием одного из супругов). Для расторжения брака надо подать правящему письменное прошение архиерею, той епархии, в которой происходило Таинство венчания.

Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Однако, по снисхождению к человеческим немощам Церковь допускает второй брак. После законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимьи, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимьи, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается.

_________________________________________________________Слово о Браке

«Полное послушание в любви. Не послушание и любовь, но цельность одного, как полнота другого. Ведь взятое само по себе послушание может быть не добродетелью, а слепым подчинением, в котором нету света. Только любовь к Богу освобождает послушание от слепоты и страха, делает его свободным, радостным и творческим. С другой стороны, любовь без послушания Богу легко превращается в «похоть плоти», «похоть очей» и «гордость житейскую» (1 Ин. 2:16). Только послушание Богу, единому Господу творения, дает любви ее истинное направление, исполняет ее любовью Божьего.»

(Протопресвитер Александр Шмеман)

 

…………………………………………………………………………………..

Издание Солигаличского благочиния Костромской епархии РПЦ 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.