Кончугов В.А. О МОНАХИНЕ АНГЕЛИНЕ. Рассказ моей бабушки.
Эта публикация – воспоминания прихожанина нашего храма о своих предках и о матушке Ангелине, монахине, в 20-е годы жившей недалеко от Солигалича. В свое время родственница рассказчика, еще в детстве, была исцелена по молитве праведницы. Печатается с сокращениями.
(Редакция)
Нынче, в конце лета, мне посчастливилось быть на освящении часовни матушки Ангелины. Часовня построена на месте, где в начале 20-го века жила и молилась за нас наша святая. В то время все, кто знал ее, безусловно считали ее святой, так как она подавала помощь всем нуждающимся и обиженным и буквально исцеляла больных. Ведь, время было очень тяжелое для русского народа: первые годы советской власти, раскулачивание, осквернение церквей и так далее.
И я вспомнил рассказ своей бабушки (этот рассказ подтверждала моя мама), о том, как матушка Ангелина исцелила мою двоюродную тетю, которой тогда было года четыре или пять (год не помню).
Расскажу несколько о нашем роде. Мой род исходит из древней деревни Кашино, нашего Солигаличского района, Оглоблинское п.о.
До десяти лет я и жил в деревне с бабушкой Шурой. Она была очень хорошая сказительница, а я очень любил слушать рассказы про старину, и все, о чем она мне рассказывала, помню до сих пор, как будто слышал это вчера.
Мой дед Кончугов А.В. был довольно богат по деревенским-то меркам. Он имел двухэтажный дом, крытый железом в деревне. Но жил и в Питере, занимаясь кровельными делами. В период НЭПа стал подрядчиком по кровельному делу. Имел большую квартиру на Гороховой улице, дом 32. В этой квартире я и родился в 1939 году. Между прочим, на Гороховой дом 2 после революции, долго находилась Петроградская комиссия ВЧК. В подвалах этого дома сгинуло много людей. Лучших людей!
В период раскулачивания дом у моего деда Александра отобрали «коммуняки», да и квартиру в Питере — тоже! Оставили одну комнатку. Но вот ссылки, он как-то избежал! А вот, другой дом в деревне Кашино, который построил другой сын моего прадеда Сергея Ф. — Иван Сергеевич, отобрала советская власть (т.е., его раскулачили). Этот дом даже еще и стоит, и в нем живут люди.
Вот, бабушка и рассказала мне случай, который произошел с их старшей дочерью Ниной Лапшиной, когда ей было лет 4 — 5 (точно не помню).
В это время хозяйства были еще единоличные, хотя уже и колхозы начали образовывать. У Лапшиных в хозяйстве была лошадь: молодой необъезженный жеребец. Он был очень строптивый и лягался и кусался.
Тетя Настя и послала как-то маленькую Ниночку на повить (вид сеновала – ред.) дать сена жеребцу. Сено хранилось в деревнях, в домах, всегда на повити. А в полу – мостовиннике — на повити всегда прорезается отверстие, как раз над яслями у лошади, куда кладется сено.
Ниночка ножкой сено в эту «дыру» спихивала — и сама за сеном провалилась в дыру, прямо в ясли к жеребцу! Закричала она – прибежали домочадцы, достали ее оттуда. Жеребец ее не тронул. Но она от страха потеряла дар речи!
Дядя Вася повез ее в г.Солигалич, к доктору Розанову. Розанов был очень опытный доктор, но и он помочь не смог, хотя в проблеме разобрался. Сказал: «Только очередное нервное потрясение может вернуть Нине речь». Но как это сделать?
Кто-то из деревенских бабок сказал тете Насте: «Сходи-ка ты к матушке Ангелине. Она живет и молится недалеко от деревни Красниково, в лесу».
Дед Вася был неверующий (тогда это стало модно как-бы), и тетя Настя, таясь от него, пошла как ей сказали, к Ангелине. А это нужно было через реку Кострому перебираться. И пошла, как потом говорила моей бабушке Шуре, не очень веря в то, что матушка сможет помочь ей.
Деревенские бабки сказали тете Насте как нужно идти к избушке матушки Ангелины: «В деревне Красниково, на краю у леса нужно перелезть через огород, который огораживает деревню, и за огородом видна тропинка в лес, которая ведет к избушке матушки. По ней нужно пройти 1 — 1,5 км, не более.»
Тетя Настя до вечера ходила за деревней Красниково около огорода, но тропинки не нашла! Вернулась ни с чем! А те же бабки говорят ей: «Ты помолись перед выходом из дома, когда пойдешь к матушке Ангелине.» Она на следующий день, к вечеру пошла опять, не забыв помолиться. Иконы-то во всех домах были (только молились перед иконами в основном старые люди). И на этот раз она сразу же нашла заветную тропинку к домику матушки Ангелины.
Она дошла до домика. Ангелина ее впустила. А, на ее недоумение, что она с таким трудом нашла домик, матушка улыбнулась и сказала: «Без веры ты шла матушка, без веры!..» И сказала, даже не выслушав ее до конца: «Знаю о твоей беде. Знаю, помогу.»
Почитала молитвы над водичкой, налила ей в баночку и сказала: «Почитай молитву (молитву тоже дала) над дочкой и побрызгай на нее водичкой на заре. Даже – на трех зорях. (Не помню на какой, утренней или вечерней).
Тетя Настя все так и сделала. Но как рассказывала моя бабушка, читала молитву она над Ниной и брызгала ее водичкой только на двух зорях и Ниночка вдруг заговорила, как будто и не переставала говорить!
Вот написал все, что слышал от своей любимой бабушки Шуры. Практически передал дословно!
Покойная уже, тетя Настя, боясь своего мужа Василия, об этом рассказывать не хотела. Но родной сестре рассказала. А бабушка мне передала этот рассказ, когда мне было еще лет 8 — 9…
Кончугов Вячеслав Анатольевич. 17 декабря 2013 г.