В.А. Дудин. СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ НИКОЛО-ЧАЛОВСКОГО ПРИХОДА. 19 — 20 вв.
В 1806 году священнослужителями Чаловской Николаевской и Богородицерождественской церквей села Чалова были Василий Петров Неклюдов (священник), Алексей Егоров Попов (диакон), Афанасий Егоров Попов (дьячок) и Иван Васильев Попов (пономарь).
В 1855 году священником к Николаевской Чаловской церкви был рукоположен Иоанн Евгеньевич Авринский. С 1859 года, практически со дня основания Чаловского сельского училища, он был его наставником и законоучителем. В течение 1868-1877 годов Иоанн Авринский большинством голосов духовенства избирался депутатом на съезды по делам Тотемского духовного училища [1]. В июле 1867 года по Архипастырскому благословению Его Преосвященства, священник Чаловской Николаевской церкви Иоанн Авринский был награжден набедренником за «12-ти летнюю честную службу в сане священника и 8-ми летнее успешное прохождение должности наставника в Чаловском сельском училище» [2].
С 4 июля 1868 года Иоанна Авринского избирают благочинным 5-го благочинного округа Тотемского уезда. В состав округа входили 9 церквей, среди которых были Совдюжская Христорождественская (Великовская волость) и Чаловская Николаевская церкви. В 1868 году духовником округа становится священник Толшменской Иоанно-Предтеченской церкви Валент Рождественский, сменивший на этой должности Александра Прокошева, священника Маныловской Христорождественской церкви [3]. В том же году, дочь Иоанна Авринского – Аполлинария, была зачислена в Ярославское училище девиц духовного звания, которое впоследствии успешно окончила [4].
Благочинный Иоанн Авринский занимался не только обустройством церквей своего прихода, но и всесторонне заботился о священниках и храмах, находящихся в его благочинии и даже за его пределами. Об этом говорят его многочисленные рапорты, донесения в различные инстанции, в том числе и в Вологодскую епархию.

Богородицерождественская (слева) и Николаевская церкви. Село Чалово.
Так, 22 августа 1868 года, Иоанн Авринский обратился к Его Преосвященству с рапортом от десяти причтов церквей, находившихся в благочинии Павла Дъякова, священника Шуйской Троицкой церкви. В рапорте священников церквей была высказана просьба об «устройстве и поднесении» Павлу Дъякову иконы преподобного Павла Фивейского, в знак его признательности «за 12- летнюю честную службу в должности благочинного». 1 сентября 1868 года на рапорте священников, Его Преосвященством, была поставлена резолюция: «Благодарю духовенство означенных 10-ти церквей за добрые их чувства. С радостью благословляю и разрешаю им устройство и подношение иконы о. благочинному Павлу Дъякову – в выражении их признательности к нему» [5]. Почему, именно, Иоанн Авринский, обратился к Его Преосвященству с таким рапортом? Неизвестно. Ведь он был таким же благочинным в своем округе, как и Павел Дъяков в своем, однако это говорит о многом, и в первую очередь о его положении в Вологодской епархии.
В конце 1871 года Иоанном Авринским в Вологодскую епархию было отправлено донесение, в котором, в частности, говорилось:
«Священники церквей – Совдюжской Христорождественской Константин Юшков и Маныловской Христорождественской Николай Прокошев с особым усердием занимаются обучением крестьянских детей в церковно – приходских школах». В результате такого рапорта священникам Юшкову и Прокошеву «за особые труды их в деле народного образования Епархиальным Начальством 18 января 1872 года была объявлена благодарность» [6].
23 января 1872 года, по благословению Его Преосвященства, благочинным Иоанном Авринским был освящен вновь устроенный придельный храм во имя Покрова Божией Матери Совдюжской Христорождественской церкви, а 10 декабря 1872 года в той же церкви — вновь устроенный второй придельный храм во имя преподобного Феодосия Тотемского [7].
12 июля 1873 года Епархиальное Начальство, согласно прошению Иоанна Авринского, объявило благодарность священнику Совдюжской Христорождественской церкви «за похвальный образ жизни и полезную служебную деятельность» [8].
В связи с военными действиями Турции против народов Болгарии Вологодская епархия объявила сбор пожертвований среди прихожан. С 9 ноября 1875 года по 1 февраля 1878 года от благочинного 5-го благочиннического округа Иоанна Авринского в Вологодскую духовную консисторию в пользу больных, раненых и славян Балканского полуострова поступило 173 руб. 90 коп [9]. И такие пожертвования от благочинного и прихожан церквей поступали регулярно.
В начале 1880 года диакон Чаловской Николаевской церкви Евгений Святолуцкий был определен псаломщиком церкви [10].
В 1880 году в Тотемском уезде, с городом Тотьмой, числились 6 благочинных округов, которые возглавляли священники: Иоанн Авринский (5-й округ), Александр Суровцев, Фавст Яблонский, Константин Соколов, Михаил Старостин, Петр Богородский [11].
В конце 1881 года духовенство 5-го благочинного округа избрало нового благочинного — Николая Попова, священника Косланской Флоро-Лаврской церкви Тотемского уезда. Согласно распоряжению Епархиального Начальства от 12 — 21 января 1882 года, священник Иоанн Авринский был освобожден от должности благочинного округа. 5 июня 1882 года духовником 5-го благочинного округа был утвержден священник Совдюжской Христорождественской церкви Константин Юшков [12].
15 марта 1884 года Иоанн Авринский Святейшим Синодом за выслугу лет ко дню святой Пасхи был награжден камилавкой [13].
Заштатным причетником Николаевской Чаловской церкви долгое время был Александр Летунов, который в 1885 году от Епархиального Начальства за усердную службу получил единовременное пособие в размере 70 рублей [14], а 24 ноября того же года он был произведен в диаконы к Михайло-Архангельской Баклановской церкви Грязовецкого уезда [15].
7 ноября 1885 года псаломщиком Чаловской Николаевской церкви был определен Андрей Прокошев, окончивший курс Тотемского духовного училища [16].
31 мая 1867 года заштатный диакон Чаловской Николаевской церкви Виктор Самсонов определен ружным диаконом к Успенской Толшменской церкви Тотемского уезда по «желанию и приговору прихожан» [17].
15 января 1889 года псаломщик Чаловской Николаевской церкви Андрей Прокошев был посвящен в стихарь [18].
18 октября 1889 года в диаконы Чаловской Николаевской церкви назначен студент Вологодской семинарии Николай Юшков, а 25 октября того же года рукоположен в священники церкви [19].
С 1894 года Чаловская Николаевская церковь стала относиться к 3-му благочинному округу, благочинным которого был выбран Виктор Попов священник Димитриевской Шейбутской церкви Тотемского уезда [20].
С первого января 1909 года 3-й благочинный округ Тотемского уезда разделяется на два – третий и пятый. Чаловская церковь стала относиться вновь к 5-му благочинному округу, а его благочинным был избран священник Чаловской Николаевской церкви Николай Юшков, прослуживший на этой должности до 23 мая 1914 года [21]. После увольнения Николая Юшкова, исполнять должность благочинного дозволено было священнику Николаевской Толшменской церкви Тотемского уезда Иоанну Рыжкову [22]
В течение 15 лет, с 1893 по 1908 годы, старостой Чаловской Николаевской церкви бескорыстно трудился крестьянин деревни Подболотное Феодосий Федорович Огорелин [23]. Феодосий был уважаемым и прилежным крестьянином, и его неоднократно выбирали присяжными заседателями от Трофимовской волости в Тотемский уездный суд.
2 декабря 1910 года псаломщиком Чаловской Николаевской церкви становится учащийся 2-го класса Тотемского духовного училища, сын диакона Владимир Ретровский [24], а 24 ноября 1911 года на эту должность временно был назначен Иван Козлов [25], который 22 января 1914 года был уволен [26].
Из Вологодских епархиальных ведомостей за 1911 год:
«Ночью 20 июня молния ударила в колокольню Чаловской Николаевской церкви Тотемского уезда, и произвела четыре выемки кирпичей: две в верхнем осмерике, обе длиной 3 аршина, шириной до 10 вершков и глубиной до 5 вершков, при чем в одной выемке образовалась угрожающая разрушением юго-восточной стороны осмерика трещина, глубиной до 4 вершков, и две выемки в самой колокольне; ниже звона с юго-западной стороны, длиной 3 аршина 10 вершков, и над западным колокольным пролетом длиной 1 арш., а шириной и глубиной ровные с выемками в осмерике. Убытка для церкви исчислено на 38 руб» [27].
6 февраля 1914 года исполнять должность псаломщика Чаловской Николаевской церкви был назначен послушник Свято-Духова монастыря Феодор Козлов [28].
Согласно указу Святейшего Синода всем церковнослужителям Вологодской епархии в мае 1915 года существенно было увеличено денежное жалование. Так, если у священника Чаловской Николаевской церкви, установленный ранее оклад составлял в размере 105 руб. 84 коп, то при его увеличении — 294 рубля. Псаломщик стал получать 98 рублей, вместо 35 руб. 28 коп. Диакон жалование получал от доходов церкви, а с введением указа стал получать оклад в сумме 147 рублей. Такое же распределение окладов было и в соседней от Чалова — Совдюжской Христорождественской церкви [29].
В октябре 1917 года благочинным 5-го округа был выбран священник Совдюжской Христорождественской церкви Николай Пихин. Однако, по не установленной причине, он отказался от этой должности, и благочинным округа был утвержден священник Иоанн Рыжков [30].
В составе благочиния числились 9 церквей, в число которых входила и Чаловская Николаевская церковь. Правление 5-го благочинного округа располагалось в селе Чалово Трофимовского волостного правления. Почтовое отделение находилось в селе Фоминское [31].
Священник Николай Юшков возглавлял Николо-Чаловский приход вплоть до 1918 года. В дальнейшем его судьба неизвестна.
Известно, что с 1936 по 1937 годы священником Чаловской Николаевской церкви был Николай Святолуцкий.
Николай Евгеньевич Святолуцкий родился в 1876 году в селе Чалово Тотемского уезда в семье диакона Евгения Святолуцкого, окончил Вологодское духовное училище. До 1933 года о. Николай служил священником при Алексеевской Толшменской церкви в селе Игошево. Когда большевики начали уничтожать церкви, он стал совершать тайно богослужения.
3 февраля 1933 года Николай Святолуцкий был арестован, а 25 июня 1933 года приговорен тройкой при ПП ОГПУ СК по статье 58-10 УК РСФСР, к трем годам высылки в Северный край, за «контрреволюционную агитацию, участие в контрреволюционной группировке церковников и совершении тайных богослужений». С 1933 по 1936 годы находился в местах заключения в Коми автономной области. После освобождения проживал в селе Чалово Трофимовского сельсовета. Служил священником при церкви. 19 октября 1937 года Николай Святолуцкий был вновь арестован в селе Чалово и приговорен Особым Совещанием при НКВД СССР к высшей мере наказания – расстрелу за «контрреволюционную агитацию и участие в контрреволюционной группировке церковников». 1 февраля 1938 года приговор был приведен в исполнение. Николай Евгеньевич Святолуцкий был реабилитирован лишь в 1989 году [32].
В тот же расстрельный 1937 год был репрессирован и Сергей Андреевич Рыженков, священник Воскресенской церкви с. Якшино. Сергей Андреевич родился в селе Якшино, в 1879 году. Кроме службы в церкви отец Андрей преподавал Закон Божий в церковно-приходской школе с. Якшино (1909 – 1913) и в селе Хомутинино в Хомутининском земском училище (1913 – 1916). 13 октября 1937 года по обвинению в антисоветской агитации и дискредитировании власти он был арестован. Решением Особого отдела НКВД в октябре 1937 года Сергея Рыженкова приговорили к 10 годам лишения свободы. 30 июня 1992 года он был реабилитирован. [33].
Каток большевистского террора уничтожал не только лиц мужского пола, репрессии подвергались и женщины. Рахиль Петровна Добровольская родилась в 1872 году в селе Сретенье Солигаличского уезда, в семье священника (в 4-х км от Чалова). В последствие она стала насельницей Назаретской пустыни Костромского уезда, приписанной к Богоявленско-Анастасииному женскому монастырю города Костромы. После закрытия пустыни в 1919 году переехала в село Селище, где до 1934 года трудилась при Александро-Антониновском храме. 8 ноября 1934 года Р.П. Добровольская была арестована в селе Селище, проходила по групповому делу епископа Макария (Кармазина), и 21 декабря 1934 года осуждена по обвинению в контрреволюционной агитации. В 1935 году дело по обвинению Добровольской было прекращено в связи с её преклонным возрастом. Дальнейшая судьба Р.П. Добровольской неизвестна
Светлая память всем репрессированным, принесших себя в жертву во имя служению Богу!
В Воскресенской церкви села Якшино церковную службу в разные годы вели следующие священники:
1821-1825 годы
— иерей Евдокий Григорьев – 51 год;
— дьячок Алексей Евдокиев (Григорьев) – 29 лет;
— пономарь Яков Семенов – 29 лет
1860-1901 годы
— священник Александр Максимович (Владимирович) Муранов, в должности с 4 декабря 1860 года. В 1877 году Александр Муранов являлся депутатом по духовно-училищным делам Солигаличского уезда. В 1878 году он был членом комиссии по устройству Солигаличского духовного училища. В 1890 году псаломщиком в церкви был Иван Голубев.
1911 – 1917 годы
— священник Сергий Рыженков. Псаломщик Павел Соболев [34].
Священнослужители Сретенской церкви
В 1821 – 1835 годах священником Сретенской церкви был Иоанн Ильинский. В 1821 – 1825 годах диаконом церкви служил Федор Леонтьев, дьячком – Никандр Федоров, пономарями — Павел Смирнов и Федор Цветков. В 1865-1913 годах службу в церкви вели священники Федор Васильевич Митинский (1865-1904, в 1904 году переведен в Николаевскую церковь села Верховье), Василий Ильинский (1905-1910), Евгений Телешов (1910-1913). Некоторое время (1871) священником церкви был Иоанн Васильевич Добровольский.
Священник Федор Митинский длительное время был благочинным второго Солигаличского благочинного округа.
В течение 42 лет, (1838 — 1880 годы), диаконом Сретенской церкви был Иоанн Максимович Знаменский (1815 г.р.), а псаломщиками Василий Ильинский (1890), Владимир Птицын (1900), Николай Соболев (1905-1910).
В церквях Вологодской Епархии, в том числе и Чаловской Николаевской церкви регулярно производились сборы пожертвований на общественные нужды разного рода и в пользу благотворительных и других общеполезных учреждений:
— кружечный сбор, через обнесение особой кружки среди молящихся в церквях при каждом богослужении – в пользу Епархиального Попечительства о бедных духовного звания на призрение вдов и сирот;
— кружечные сборы, через установку кружек, в особо отведенных местах церквей (для улучшения быта православных паломников в Иерусалиме, распространения православия между язычниками в Империи, на содержание церковно-приходских школ, Тотемского духовного училища, Иерусалимского храма св. Гроба Господня, Вологодского православного Братства во имя Всемилостивого Спаса, в фонд Российского Красного Креста для оказания помощи больным и раненым воинам и т.п.) и другие.
Доход от Чаловской церкви был не слишком велик, но эта церковь, несомненно, вносила определенную лепту в общую копилку епархии. Так если в 1898 году доход от 22 церквей 3-го благочинного округа Тотемского уезда составил в сумме 11739 руб. 27 коп, то от Чалолвской церкови — 398 руб. 15 коп. На содержание и устройство общежития Тотемского духовного училища в целом по округу облагаемая сумма составила 990 рублей, в том числе Чаловской церкви — 40 рублей, или 10 процентов от её дохода [35].
В связи с объявленной империалистической войной в 1914 году стали поступать различные пожертвования для раненых и больных, находящихся в госпиталях, не только от мирян, но и от церковнослужителей. Так, в постановлении 5-го благочинного округа Тотемского уезда, в который входила и Чаловская Николаевская церковь, говорилось: «духовенство 5-го благочинного округа согласилось ежемесячно вносить по одному проценту с получаемого содержания, включая и казенное жалование, на содержание коек при Вологодской общине Красного креста» [36].
Источники:
[1] ВЕВ. -1874.- № 15. — С. 267.
[2] ВЕВ.-1867. -№ 16. — С.315.
[3]. ВЕВ. 1868. — № 16. — С.391.
[4] ВЕВ.-1868.-№ 13. — С.333.
[5] ВЕВ.-1868.- № 20.- С.456.
[6]. ВЕВ. – 1872.- № 4.
[7] ВЕВ. — 1872. — № 5; 1873.-№2.-С.11.
[8] ВЕВ. – 1873. — № 16.
[9] ВЕВ. -1878.- № 6. — С. 77.
[10] ВЕВ. – 1880. — №4.
[11] ВЕВ. – 1881. — № 1.
[12] ВЕВ. — 1882. — № 5. – С.42.
[13] ВЕВ. – 1884. — № 9.- С. 105.
[14] ВЕВ.-1885.- № 4.- С. 6.
[15] ВЕВ.-1885. — № 23.-С.4.
[16] ВЕВ.-1885.-№ 23.- С. 4.
[17] ВЕВ.-1867.-№ 13.- С. 4.
[18] ВЕВ. — 1889.- № 4. — С. 54.
[19] ВЕВ. — 1889. — № 23.- С. 323.
[20] ВЕВ. – 1898. — № 11.
[21] ВЕВ.-1909.- № 19. С .419.
[22] ВЕВ. — 1914. — №12. — С. 241.
[23] ВЕВ. – 1905.- № 9.
[24] ВЕВ. – 1910. — №24.
[25] ВЕВ. – 1911. — №24.
[26] ВЕВ.-1914.-№4.С. 55.
[27] ВЕВ.-1911. — № 15.
[28] ВЕВ.-1914.-№5. — С. 7.
[29] ВЕВ. — 1915. — № 14. – С. 300-301
[30] ВЕВ. — 1917. — № 21-22. С. 394.
[31] ВЕВ. – 1912. — № 9.
[32] Книга Памяти Вологодской области; За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918-1951). Биографический справочник / Сост.: С.В. Суворова. Архангельск, 2006.
[33] Книга памяти жертв политических репрессий по Костромской области, (репрессированные), — 2007.
[34] Памятная книга для Костромской епархии. К., 1868 г.
[35] ВЕВ.- 1898. — №4.- С. 46.
[36] ВЕВ.- 1914. — № 23.-С. 450.
Алфавитный список священников и диаконов Костромской епархии с показанием церквей, при которых каждый из них состоит на службе. К., 1871 г.
Алфавитный список церквей Костромской епархии, с показанием имен, отчеств и фамилий священников и диаконов, состоящих при оных на лицо. К., 1879 г.
Брезгина Г.В. Алфавитный список священно-церковнослужителей Костромской епархии. Т.1 и Т.2. Кострома 2009.
Добрый день,Владимир!Огромное спасибо! Буду искать дальше.
Добрый день Людмила! Да, действительно Огорелин Феодосий Федорович долгое время был старостой Чаловской Николаевской церкви. Считаю, что Вам необходимо обратиться по двум адресам: в Государственный архив Костромской области и Государственный архив Вологодской области. Дело в том, что Чаловская церковь до 1938 года была причислена к Вологодской епархии. Некоторые данные по этой церкви, имеются и в Костромском архиве. В случае запроса в архивы Вам обязательно необходимо указать название уезда, церкви и деревни. Это был Тотемский уезд Вологодской губернии. С уважением В.А. Дудин
ЗДРАВСТВУЙТЕ! В своей книге Вы пишите о моем прапрадеде Огорелине Феодосии Федоровиче.Где можно узнать про его семью.Возможно в церковных книгах Чалово Никольской церкви есть информация.Где ее можно запросить? Спасибо!
Христос воскрес, Людмила! Мы перешлем Ваше письмо автору статьи В.А.Дудину. По возможности, он ответит Вам и поможет.