и. Афанасия. На Царском крестном ходе.

Солигалич, храм, приход, церковь, крестный ход, царь,и. Афанасия. НА ЦАРСКОМ КРЕСТНОМ ХОДЕ В 1998 г.

Этим летом * в первый раз, через нашу деревню прошел Царский крестный ход. В Москве, у благочестивых христиан замироточила икона страстотерпца царя Николая II. Официально он еще не был прославлен, так что икона замироточила неофициально! Ее привезли в Ивановскую область, в Луховский монастырь, что в честь преподобного Тихона, потому что там почитали царя Николая и молились ему, как святому. Крестный ход организовывал игумен монастыря старец иеромонах Агафон.

 

Солигалич, храм, приход, церковь, крестный ход, царь,

Крестный ход. Прянишников Илларион. 1915.

 

Отец Феодосий, как всегда, уехал из нашей деревни искать святость за границей, а к нам в село Густомесово уже шествовал сам Царь-батюшка. Ход шел к храму Успения. Но храм конечно был закрыт. Послали быстро за старостой и ключами. И вот, мы уже здесь — ждем крестный ход. Кто-то из прихожан забрался на колокольню, и — ударил в наши небольшие, но звонкие колокола.

Крестный ход приблизился. Впереди — крест, хоругви, иконы. Иконы несли на носилках: иконы Царя, преподобного Тихона, Феодоровскую икону Божией Матери (икона царской фамилии).

Слезы, как очистительный дождь, излились на душу. Свершалось что-то необыкновенное и великое. Мы склонили головы и прошли под носилками с иконами — эти носилки монахи несли на своих плечах уже несколько дней от самого Луха. Потом все вошли в храм, и отслужили молебен перед иконой.

Игумен Агафон благословил меня идти с крестным ходом до Ипатьевского монастыря в Костроме, где скрывался в свое время царь Михаил Романов со своей матерью Марфой. Я сказала, что болею, но он снова благословил меня идти.

…Мы отобедали на берегу Волги и пошли дальше — на Сухоногово, к благоверному князю Александру Невскому. Откуда-то подъехали наши строители (они ремонтировали наш храм) во главе с иеромонахом Евфимием, и присоединились к крестному ходу. А как были рады дети с нами! Я даже не ожидала, что для них крестный ход станет таким праздником! В Сухоногово на входе в село нас встретил батюшка Андрей со своими прихожанами; встречали с хоругвями и иконами.

Есть моменты, которые невозможно передать словами. Когда идешь крестным ходом, окунаешься в иной мир. Все домашние хлопоты, беды, обиды, все страсти и хотения остаются за некой гранью, как в прошлой жизни. Не так верно будет сказать, что в это время совершается много чудес — крестный ход есть само чудо, постоянное радование. Это еще — большая семья. Конечно же, быт присутствует и здесь, ведь мы живем во плоти. Кто-то позаботился, чтобы военные дали передвижную кухню, пластмассовые тарелки, ложки, вилки. Кто-то заботился о нашем размещении на ночлег. Кто-то нес хоругви, иконы, натирая мозоли на плечах. Ехала медичка в автобусе, следом за нами, и подбирала тех, кто вышел из строя. Лечила мозоли, накладывала пластыри, поила каплями сердечников, мерила давление. Кто-то оповещал предлежащие селения об идущем крестном ходе. Люди встречали нас со слезами, а потом брали свои иконки, и с ними на груди, вливались в общий поток. Батюшки и монахи шли впереди и задавали тон ходу. Они служили молебны в храмах, молились и благословляли обеды. Они были с нами — и это были наши пастыри.

Встречные приходы во главе со своими настоятелями, выходили обычно к краю поселения и встречали ликующее, поющее шествие. Проходили гуськом под иконами, обнимались, приветствовали друг друга. Было много знакомых лиц. После нескольких таких крестных ходов почти все знали друг друга. Шли хромые, слепые с поводырями, убогие, нищие. Как они узнавали о нас и добирались — неведомо. Здесь все были равны, все — первенцы торжествующей Церкви, все братья во Христе. Помню одну неразлучную пару: он — слепой, она — с обожженным лицом, они весело смеялись на отдыхе. Она была поводырем, приносила ему еду, а в пути опиралась на его сильную руку.

Мы все были — одно Тело Христово. Особенно привольно было детям, они бежали впереди, или шли в общем потоке, который увлекал всех в таинственную неизвестность. Не было наставлений, одергиваний, материнской назойливой опеки. Все шли одним путем, одним общим потоком.

Было чудо и со мной. Ведь я дошла до Сухоногово и могла идти дальше – болезнь отошла от меня. Следующее чудо, которое я увидела впервые — это мироточение иконы святого Царя.

Закончился молебен перед иконой, которую положили на аналой. И вдруг на самой рамочке образовалась капелька мира и тонкой струйкой стала стекать вниз. Батюшку Андрея старшие священники благословили совершить помазание всех участников крестного хода. Мы ручейком тянулись к иконе Царя-батюшки. Отец Андрей кисточкой подхватывал миро и помазывал нас. И как только закончились помазанники, прекратилось и мироточение иконы Божьего Помазанника, Царя Николая. И это тоже было чудо.

Утром мы помолились в храме и нам сообщили радостную новость: в Кострому мы поплывем на теплоходе по Волге. Об этом тоже позаботились заранее и арендовали для нас судно.

Прогулка по Волге была чудесной неожиданностью. На верхней и нижней палубе слышались песни, церковные песнопения, читались акафисты Феодоровской Божией Матери, преподобному Тихону Луховскому и конечно Царственным страстотерпцам. Люди обменивались адресами. Едиными усты и единым сердцем славили Бога.

 

Солигалич, храм, приход, церковь, крестный ход,

Богоявленский собор Костромы.

На пристани в Костроме нас встретил милицейский эскорт, чтобы провести по городу к Богоявленскому монастырю, где хранилась чудотворная икона Феодоровской Божией Матери. И тут все запели наш любимый гимн «Боже царя храни». Да, есть состояния души, которые невозможно передать словами!

Толпы костромичей сопровождали нас до монастыря и тоже вливались в наш поющий и молящийся живой поток.

Хоругви расставили вдоль стен внутри храма, готовились к молебну Царственным мученикам и иконе Феодоровской Божией Матери. Икону святого Царя поднесли к иконе Феодоровской. Все замерли. Только слышался шепот среди паломников: Батюшка Царь не подведи! Царскую икону осторожно приложили к Божией Матери и потом повернули к нам. Она ослепительно сияла! И на глазах покрывалась струйками мира. Сдавленный вздох прошелестел по храму и …пошло благоухание!

Торжественно начали молебен. Многие стояли на коленях и плакали. У меня в душе все ликовало: «Свершилось! Мы спасены». И что бы с нами теперь не случилось, мы спасены! С нами Бог и Он не оставит нас!

Откуда-то появились насельницы монастыря: — Благоухание! Какое благоухание!

Но вот все закончилось, и нас снова стали помазывать миром с Царской иконы. Это было второй раз. Мне и сейчас не хочется уходить от этого чуда, хочется остановиться и замереть там навечно. Так хотелось тогда всем участникам крестного хода. Но нас увели в монастырскую гостиницу, где был готов ужин, и отдых на белых простынях. Все приводили себя в порядок. У всех было одно желание, чтобы Господь прославил своего верного Царя Николая второго, на завтрешних праздничных торжествах. Чтобы все поняли что это советское кошмарное время, которое влекло Русь Святую в адскую пропасть безбожия — закончилось. И что нам пора просыпаться.

Я не буду писать о том, о чем много уже написано умными людьми. О вынужденном отречении от престола государя Николая Второго в 1917 году, о клятвопреступлении, соборной клятвы 1613 года на верность роду Романовых, в которой говорится об изменниках самодержавия. Исходя из соборной клятвы, каждому православному русскому человеку требовалось защищать самодержавие Романовых. Однако, читая «Послание Священного Синода ко Всероссийской православной пастве» от 9 марта 1917 года, видишь совсем другое…

Вот и долгожданное праздничное утро 17 июля (по новому стилю) — день памяти о расстреле в 1918 году страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен. Царская семья. Семь столпов на которых до сих пор утверждается Святая Русь. Святая Русь — храни веру православную!

Весть о нашем крестном ходе облетела всю Кострому, и со всех сторон стекаются потоки людей, мы смешиваемся с ними, превращаясь в огромное людское море, глаза устремлены к Ипатьевскому монастырю. Наверное тогда, в 1613 году, люди так же пришли сюда к молодому царевичу Михаилу Романову, и умоляли его взойти на царский престол.

Неожиданно нас встречает мощный колокольный звон, и поверилось, что он зазвучал по всей России. В довольно просторном храме, тем не менее, очень тесно и душно, кто-то падает в обморок, кого-то придавили. Все стремятся приложиться к чудотворной иконе царя Николая.

Икона благоухает! Миро заливает всю ее поверхность, и только нижний уголок ее остается сухим, чтобы дать нам возможность приложиться к ней. Миро течет не переставая, и Олег (это владелец иконы) как верный страж охраняет ее. Он стоит в нарядной вышитой косоворотке — простой русский человек, которому первому выпала радость увидеть, как прославляет Господь своих угодников.

Я, как и все вокруг, протягиваю ему комочек ваты, чтобы он, обмакнул ее в миро для нас. Мы прячем свою драгоценность маленькую сувенирную шкатулочку, которую кто-то мне подарил.

Идет литургия. И в конце ее, нас помазывают миром с иконы. Это уже — в третий раз. Хочется сказать, что это помазание необыкновенное. Благодать, радость и благоухание ощутимо проникают в сердце, в душу и долго обитают там и восхищают ее!

После службы многие пошли на берег реки. Мужчины пили сладкое вино, дети объедались мороженым и пили газировку. Все прощались! Как жаль было расставаться! Как жаль!

В Густомесово мы приехали совершенно изменившимися, обновленными. Всем прихожанам мы давали приобщиться к благоуханию из нашей бесценной коробочки, и скажу определенно — благоухание от ватки сохранялось больше года.

Вскоре приехал из заграничной поездки батюшка Феодосий. Он тоже кое-что привез и показывал всем. — Это были рожки, которыми кормили свиней, в тех дальних странах, которые, в притче о блудном сыне. Да, так! Так оно и было. Что поделаешь — каждому свое!..

 

*) В 1998 году.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.