ФОТО. Благословение монахини Ангелины. ИГУМЕН СЕРГИЙ (Моряков).
Публикуемая статья взята с сайта Любимского благочиния Рыбинской епархии. Это — материалы к биографии игумена СЕРГИЯ (Морякова Сергея Прокофьевича) (1898-1967).
Игумен Сергий был связан как с нашим краем (он родился в д. Пензино), так и с Ярославской землей, где он впоследствии служил. Духовные нити невидимы, но и крепче. Совет, благословение на монашеский путь будущему игумену дала подвижница монахиня Ангелина, подвизавшаяся недалеко от В.Березовца, что в 15-ти км от Пензино.
Время испытаний для христиан всегда «близ, при дверях»: репрессии и гонения от безбожников делали верующих святыми. Часто сокрытыми, неявленными. Таким наверно и стал игумен Сергий.
А связь мест действительно таинственна. В нашем архиве есть фотографии игумена Сергия, их история неизвестна, а в Любиме по сей день проживает внучка солигаличского новомученика дьякона Иоанна Касторского…
М. И.
ИГУМЕН СЕРГИЙ (Моряков)
(материалы к биографии)
Игумен СЕРГИЙ (Моряков Сергей Прокофьевич) родился 8 ноября 1898 года в деревне Пензино Солигалического уезда Костромской губернии. Русский, из крестьян. Окончил семилетнюю школу. Семинарского образования не имеет.
Поступил послушником в Иаково-Железноборовскоий монастырь Буйского района Костромской области по совету духовной подвижницы, проживавшей в начале ХХ века в Буйском уезде, монахини Ангелины (Борисовой). Был духовным чадом иеромонаха Иоасафа (Сазанова) [1], в схиме Серафим, — духовника монастыря. Неоднократно общался и с другой подвижницей благочестия того времени монахиней Верой (в схиме Михаилой) (Меркуловой), с которой поддерживал духовную связь до ее кончины.
В 1924 году пострижен в монашество с именем Сергий.
В 1925 г. рукоположен в сан дьякона архиепископом Костромским и Галичским Севастианом. В 1927 тем же Преосвященным был посвящен в сан иерея и совершал богослужения в Иаково-Железноборской обители до 1929 года.
В 1929 году был осужден по статье 169 и отбывал один год лишения свободы.
По освобождении в 1930 году митрополитом Ярославским и Ростовским Павлом, о. Сергий назначен священником Свято-Георгиевской церкви села Обнорского Любимского района Ярославской области.
В 1931 году был выслан в Туруханский край на 3 года. В 1934 году освободился и совершал богослужения в Успенском храме села Нижний Березовец Солигалического района Костромской области.
Из допросов лиц, проходивших по делу монахини Веры (Меркуловой):
«В ноябре месяце 1934 г. из числа нашей братии бывших монахов Железноборовского монастыря сошлись мы втроем, т.е. я — Серов, Серафим (Борисов), и Сергий (Моряков) и поселились на жительство в селе Борок Буйского района в келье, оставшейся после ликвидации монастыря, где проживал старый мой собрат Варнава (Орехов), до декабря 1934 г. Хотели устроить церковь в с. Борок… Хотели возродить Железноборовский монастырь…»
В 1937 году был обвинен по статье 58 и отбывал наказание до 1943 года.
С 1943 по 1945 сильно болел, а в 1945 году был вновь арестован по статье 58 и отбывал до апреля месяца 1954 г.
Был освобожден только 28 июля 1954 года по просьбе архиепископа Ярославского и Ростовского Димитрия.
С 31 июля 1954 году — настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы на Секше Любимского района. Отцу Сергию, в те непростые для Православной Церкви в России годы, удалось собрать крепкую приходскую общину, среди членов которой было немало монашествующих из закрытых монастырей, а также духовных чад иеросхимонаха Серафима (Сазанова), которые получали у него духовное окормление, создать прекрасный приходской хор, благодаря его заботам в цветущее состояние был приведен внешний и внутренний облик храмов прихода. В конце 50-х гг. двадцатого века по указанию председателя колхоза «Красный Октябрь» Троицкого богослужения в храме были прекращены – якобы по причине отвлечения жителей окрестных сел от сельхозработ (по сути дела каторжных) на колхозном хозяйстве в дни православных праздников, храмы отобрали у верующих, настоятель и община изгнаны, некоторое время эти храмы использовали не по назначению (в настоящее время по причине использования зданий храма колхозом «Красный Октябрь», в руинированном состоянии).
После прекращения богослужений в приходе на Секше о. Сергий совершал богослужения в Спасо-Введенском храме города Любима, проживал в небольшом доме недалеко от храма. (в Любиме проживал родной его брат).
Возведен в сан игумена, одновременно освобожден от исполнения пастырских послушаний в Любимском храме и назначен настоятелем Введенского храма села Павловка Любимского района.
Одной из постоянных помощниц и келейницей о. Сергия была Александра Васильевна Чистякова, на протяжении долгих лет бывшая алтарницей в Спасо-Введенском храме города Любима.
Скончался 2 сентября 1967 года в городе Любиме в своем доме. По свидетельству очевидцев во время отпевания в Спасо-Введенском храме города Любима тело игумена Сергия благоухало, что вызвало удивление у некоторых присутствующих в храме. Погребен за алтарем Спасо-Введенского храма города Любима.
Из отзывов об игумене Сергии:
«На одноименном месте начал служение в конце июля сего года. Не смотря на 20-ти летний перерыв в священническом служении, техническую сторону всех служб и обрядов знает хорошо. Служит истово и уставно. Скромный, трезвый и молитвенный. В личной жизни и на службе ведет себя так, как подобает быть иеромонаху. Во врученном ему храме заботится, чтобы в нем были чистота и порядок.»
16 августа 1954 г. Благочинный Любимского округа протоиерей Александр Преображенский
* * *
«Из всех пастырей округа особого внимания заслуживает о. Иеромонах Сергий. Он много потрудился в деле приведения обоих своих храмов, бывших в запустении, в надлежащий вид. Своим примерным отношением к пасомым, добрым образом жизни и поведением, он снискал к себе общее расположение и любовь.»
10 января 1958 года. Священник Александр Зуммер, благочинный храмов Любимского округа, настоятель Троицкого прихода г. Любима
(личный архив Людмилы Зуммер)
* * *
Письмо отца Виктора Лоскутова, адресованное протоиерею Александру Зуммеру:
«8 сентября с.г. Владыко Сергий, Архиепископ Ярославский и Ростовский, мне поручил в праздник Рождества Богородицы 21 сентября с.г. отслужить празднично-заупокойное богослужение в Введенской церкви с.Павловки, по новопр. настоятеле Игумене Сергии (Морякове) и обследовать всё в храме и церковном доме и о жизни прихода доложить Владыке.
Архипастырское поручение, насколько мог, я выполнил.
В первое свое служение по распоряжению Его Высокопреосвященства в Введенской церкви с.Павловки, Любимского р-на, 28 августа с.г. в праздник Успения Б.М., я весь храм тщательно осмотрел. Во всех трёх алтарях храма, все нашел в порядке и настоящей чистоте; Св.антиминсы прочны, запасные Св.Дары и Св.Миро в подобающей сохранности.
Внутри церковной ограды деревянная сторожка для сторожа, уборщиц храма. При сторожке совершенно отдельное и удобное помещение для служащего священника-настоятеля. Церковный дом, баня, сарай для дров и пр. в ограде не требуют ремонта.
В первое мое служение в Введенской церкви с.Павловки 28 августа с.г. было много богомольцев, но многие тогда верующие своего прихода не знали, что будет служба.
На праздник Рождества Богородицы за всенощным бдением было много, а за Литургией на много более, до 250-275 человек. Служба вся, как всенощная, так и литургия, прошла при хорошем стройном пении певчих хора, местным напевом. Богомольцы стояли и вели себя тихо и благоговейно, что говорит за то, что богомольцы Павловского прихода издавна окормлялись духовно хорошими проповедниками настоятелями Спасо-Геннадиева монастыря, начиная с самого основателя Св.Препод.Геннадия (1565 г.смерти). Весь павловский приход был по летописям монастыря отчиной (скорее всего вотчиной, мое прим.) его. Настоятели церкви с.Павловки духовно-хорошо окормляли своих пасомых. Примером сему можно видеть из того, что покойному настоятелю церкви с.Павловки, митроф. протоиерею о.Константину Соколову, прихожане в 1952 г. справляли 50-летний юбилей беспрерывной службы, то за богослужением было более 1000 богомольцев. Из числа прихожан к о. Юбиляру с прекрасной речью выступал хорист Калинин Г.А.
Все подобные примеры говорят за то, что добрые семена, посеянные настоятелями церкви с. Павловки, пали на добрую землю и дали хорошие плоды.
Нельзя скрыть того, что верующие очень жалеют покойного своего настоятеля Игумена Сергия. За совершенной великой панихидой по новопреставленном Архиепископе Сергии и новопреставленном Игумене Сергии многие молились со слезами.
Священник Виктор Лоскутов. г.Любим, Набережная реки Учи, дом 17а. 22 сентября 1967г.»
(личный архив Людмилы Зуммер)
Народная память сохранила имя отца Сергия, и сейчас мы знаем гораздо больше, чем просто текст надписи на его могильном кресте. Игумен Сергий был духовным отцом, достигшим полноты Христовой любви, смирения, бесстрастия, самоотречения, добродетелей, трудов, а также претерпел гонения за Христа. Оказал отеческое попечение для детей и людей, которые в это страшное время не отвернулись от Господа.
[1] Прим автора: Иеромонах Железноборовского монастыря Иоасаф, в схиме Серафима (Сазанов; по некоторым источникам Сазонов Григорий Меркурьеич)
Фотографии из архива Солигаличского благочиния («Приходской Альбом.»)
, Сысоев НикЯолай Григорьевич-пник Игумена Сергия (Морякова Михаила Прокофьевича нашёл в интернете много информации о нём и обнаружил некоторые неточности. Прлемяни рождении его назвали Михаилом.В городе Любиме в доме при храме , где он жил, жила его сестра Морякова Анастасия Прокофьевна 1893 г. р., Она тоже была осуждена на 8 лет по Ст.58-10 ч 1. в 1938 г. скончалась в 1973 г. Александра Васильевна Чистякова ухаживала за ней. Брат, Моряков Алексей Прокофьевич тоже жил в Любиме.
Спасибо за отклик и новые сведения!
маленькая неточность не в Любимове, а в Любиме.
Поправку внесли. Спасибо!