К СТОЛЕТИЮ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ.
В 2014 году — столетие Первой Мировой войны. Войны, которая открыла новую эпоху на земле, и открыла небезызвестный «ящик Пандоры». Человечество воевало всегда, но так, чтобы мир вдруг стал тесен и щупальца войны проникли на все континенты — так стало впервые.
Россия вступив в 1914 году в войну, также была охвачена мобилизацией всех своих ресурсов. Не было уезда, даже самого отдаленного, где не услышали сразу о войне, а матери и жены не собирали своих солдат в далекий путь на Западный фронт.
О наших земляках, воевавших на полях Первой мировой, и особенно, о 322-м Солигаличском полку мы писали в прошлом году. Так было в связи с открытием в Солигаличе памятника нашим воинам и всем погибшим на поле брани (памятник был воздвигнут по инициативе благочинного округа и при поддержке жителей и местных властей), публиковали мы и новые материалы о наших земляках-воинах.
1 августа, в день начала войны для России, у памятника вновь соберутся жители города, чтобы вместе с духовенством помолиться об упокоении душ погибших на поле брани, умерших от ран и болезней, и всех, сохранивших веру в Бога, и верность Отечеству и Царю.
На днях мы получили новые материалы о наших воинах-земляках. В.А. Дудин пишет о сыне священника села Плещеево, Сергее Николаевиче Махровском. Сергей погиб у деревни Шершени в Польше.
На адрес сайта пришло письмо от историка Бориса Николаевича Морозова, ст. научного сотрудника Института славяноведения РАН, краеведа, члена правления Московского историко-родословного общества, занимающегося учреждением Всероссийского Общества потомков участников Великой войны 1914-1918 гг. Он пишет:
«Занимаясь в последнее время историей участия моих родственников в I мировой войне, столетие начала которой будет отмечаться через несколько дней, я обнаружил сведения, что год назад в Солигаличе был открыт памятник 322 Солигаличскому пехотному полку, о чем была информация на сайте на сайте Солигаличского благочиния и на сайте газеты «Солигаличские вести». Меня эта информация очень взволновала.
Дело в том, что брат моего деда – Иван Яковлевич Морозов всю войну – 1914-1917 гг. прослужил в должности квартирмистра этого полка. У меня сохранилось несколько фотографий И.Я. Морозова этого времени и я опубликовал их в сопровождении небольшого текста в моей краткой статье, посвященной девятерым моим родственникам – участникам I мировой войны (в том числе моему родному деду Виктору Яковлевичу Морозову тяжело раненому в первом наступлении русской армии в Восточной Пруссии в 1914 г.). Статья эта будет скоро опубликована в сборнике, издающимся Представительством Республики Коми в Москве, поскольку мои предки Морозовы и все их родственники в начала XX в. жили в Усть-Сысольском уезде Вологодской губернии, который затем составил основную территорию Республики Коми.»… Далее он пишет: «Сегодня на 1-м телеканале в программе «Доброе утро» прошел сюжет о I мировой войне, где была продемонстрирована фотография И.Я. Морозова, в связи с тем, что 322 Солигаличский полк отразил первую атаку немцев с применением огнеметов. /…/
В конце письма Б.Н.Морозов сообщает о готовящемся в Москве учредительном съезде Всероссийского Общества потомков участников Великой войны 1914-1918 гг., в котором он принимает активное участие.
Отрадно, что память о Первой Мировой войне не закончится, когда отшумят громкие речи и свернутся флаги по окончании мероприятий. Есть надежда, что не погаснет она в перипетиях нынешних событий. Что именно сегодня заставит нас вглядеться в свое прошлое, и отвратит от гибельных ошибок. А может быть, вернет нас к тому рубежу истории, когда цвета Триколора были ярче, небо синее, а люди набожнее. Чтобы именно оттуда, а не из темноты кровавых полей тотального зла и насилия, с твердой и правой верой ступать нам в 21-й веке.
М.И.
В.А. ДУДИН. СЛАВНОЙ ПАМЯТИ ГЕРОЕВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1914)
11 декабря 1914 года пал на поле брани командир роты 44-го Сибирского стрелкового полка, подпоручик Сергей Николаевич Махровский.
Сергей Николаевич родился 10 августа 1890 года в семье священника села Плещеево Солигаличского уезда Костромской губернии Николая Махровского. После окончания Солигаличского духовного училища, в августе 1904 года Сергей поступил в Костромскую духовную семинарию. В сентябре 1908 года, после окончания семинарии, его зачислили в Казанское военное училище, по окончании которого был распределен в 193-й Свияжский полк в г. Вятка. Здесь Сергей Махровский исполнял обязанности ротного командира и готовился к поступлению в военную академию.
После начала военных действий в 1914 году, Сергей Николаевич, по собственному желанию был отправлен в действующую армию. Сибирский полк удерживал позицию у деревни Шершени, в 15 километрах к северу от Цеханова — уездного города Плоцкой губернии (губерния Царства Польского и Российской империи в 1837-1917 гг – В.Д.). Немецкая конница, с лёгкой батарей, заняла позицию в двух верстах от стрелкового полка и стала обстреливать его шрапнельным огнем. Сергей Николаевич, отличавшийся большой храбростью, не обращая внимания на огонь противника, умело командовал своей ротой, делая соответствующие распоряжения относительно укрепления позиции. Когда немцы стали усиленно засыпать снарядами деревню Шершени, Сергей Николаевич и ещё несколько бойцов, укрылись в недостроенном блиндаже. В это время рядом разорвался неприятельский снаряд, осколки которого, пробив дверь блиндажа, попали в голову Сергея Николаевича; находившийся здесь же фельдфебель был тяжело ранен и в последствие умер.
Из сообщения командира 44 –го Сибирского стрелкового полка, на имя брата Сергея Махровского: «Ваш брат Сергей Николаевич, подпоручик Махровский, — писал командир полка,- за короткое пребывание в нашем полку оставил о себе репутацию храброго офицера, хорошего товарища и любимого начальника».
Из сообщения командира батальона того же полка: «У Сергея Николаевича, кроме беззаветной храбрости и порыва, было еще очень ценное качество: он не терялся ни на миг. Товарищ он был настоящий, привлекали к нему и его незлобивость, и покладистость… Мы потеряли героя – офицера. Будем вместе оплакивать его, будем свято чтить память о нем, полк же на страницах своей истории запечатлеет его главное участие в боях…» [1].
В письмах к родителям в село Плещеево отмечаем высокое патриотическое и религиозное настроение Сергея Николаевича. 17 сентября 1914 года, в ожидании отправления на фронт, Сергей Николаевич из Вятки писал своим родителям: «Конечно, вы нисколько не будете жалеть меня, а надеюсь, будете радоваться, что Ваш сын достойно защищает своё отечество».
…25-го октября, незадолго до гибели, он писал: «…Я отправляюсь в действующую армию. Об одном прошу: не беспокойтесь о моей участи и молитесь обо мне. Отправляясь на войну, я только об одном думаю, как бы мне помочь дорогой нашей родине и Царю своими слабыми силами. Что будет возможно, все мною будет сделано, а я не посрамлю дорогой нашей семьи. …Прошу тебя папа, отслужить панихиду на могиле дедушки» [2].
Источники:
[1] КЕВ.-1916.-№24.-С. 352
[2] КЕВ.-1916.-№24.-С. 353
НАШИ РОДОСЛОВНЫЕ.
Из статьи историка МОРОЗОВА Б.Н. о своем родственнике И.Я. МОРОЗОВЕ,
прошедшего всю войну 1914-1918 гг.
/…/ Всю же войну на фронте, как уже потом говорили «от звонка до звонка», провел старший брат моего деда — Иван Яковлевич Морозов (1880-1956). К началу I мировой войны он уже имел военный опыт — был призван в армию в 1901 г. и принял участие в Русско-японской войне 1904-1905 гг. В армии он был определен к должности, также связанной с учетом и делопроизводством, после окончания полковой школы получает звание фельдфебеля и оканчивает службу с чином «зауряд-чиновника военного ведомства» (в таком мундире военного чиновника он изображен на фотографии, сделанной в ноябре 1905 г. в Манчжурии – опубликована в том же сборнике Вторых родословных земляческих чтений).
С 1914 г. И.Я. Морозов в армии в должности квартирмистра (зав. хозяйством и казначея) заново сформированного 322 Солигалического пехотного полка 81 дивизии, участвовавшего во многих сражениях на Западном фронте: в крупнейшей за всю войну осаде крепости Перемышль, в результате которой в марте 1915 г. русским сдался ее 100-тысячный австрийский гарнизон, в том числе 9 генералов; в кровопролитных боях на Барановичском направлении и под Сморгонью, где немцы регулярно предпринимали газовые атаки. В историю I мировой войны 322 Солигалический полк вошел как успешно отразивший в ноябре 1916 г. атаку немцев, в которой они впервые применили ранцевые огнеметы на Восточном фронте .
И.Я. Морозов по своей должности заведовал всем сложным хозяйством полка – вещевым и денежным довольствием, продовольствием, фуражом. Когда мировая война из маневренной превратилась в позиционную – “окопную” (чего не ожидали военачальники с обеих сторон), деятельность интендантских служб приобрела особое значение. Известно, что в русской армии первоначально не хватало не только снарядов, винтовок и патронов, но даже сапог. Но положение постепенно выправилось, и к 1917 г. было произведено столько оружия и снаряжения, что его хватило еще на три года братоубийственной гражданской войны…
После революции и распада старой армии (в 1917 г. на фронте солдаты выбрали Морозова исполнять прежнюю полковую должность) Иван Яковлевич возвращается на родину, но, вероятно, вскоре, как и многие военные специалисты, был мобилизован в Красную армию. C сентября 1918 по 1921 г. он служит в Губвоенкомате вновь образованной Северо-Двинской губернии, в состав которой вошел и Усть-Сысольский уезд, председателем губернской учетно-конской комиссии. В это время Северо-Двинскому военкомату подчинялись все местные вооруженные отряды и на территории Коми края, охваченного гражданской войной. В дальнейшем И.Я. Морозов работал в Облкомиторге, а в 1930-х -1950-х гг. в Сыктывкарском госбанке.