В.А. Дудин. Лев Игнатьевич Островский, псаломщик Николаевской церкви села Верхний Березовец Солигаличского уезда.
«…Должность псаломщика нелегка и имеет большое значение в деле водворения в народ добрых религиозных понятий и благочестия. Умный и усердный псаломщик – это правая рука сельского священника, лучший помощник его — и по церкви, и по приходу, а иногда и по школе. С таким псаломщиком сельскому священнику легче служить и можно больше пользы принести своим прихожанам. В связи с этим, нельзя не отдать справедливость тем псаломщикам, которые посвятили служению святой церкви в этом звании всю свою жизнь, из одной почти любви к святой церкви и ближним» [1].
Эти добрые слова принадлежат псаломщику Рождественского собора г. Солигалича Александру Ф. Померанцеву, сказанные в адрес псаломщика села Верхний Березовец Льва Игнатьевича Островского, в день празднования 50-летия его служения церкви. И действительно, как мало иногда мы говорим о роли псаломщика церкви, о тех, которые делают не заметную, но значимую работу в церкви. А ведь в обязанность псаломщика под наблюдением священника и по его распоряжению, возлагается исполнение клиросного чтения и пения, сопровождение священника при посещении прихожан для исполнения духовных треб, все письмоводство по церкви и приходу и многое другое. Поэтому знаменательное событие, происходившее более 100 лет назад, в селе Верхний Березовец не должно быть забытым.
20 сентября 1897 года псаломщик села Верхний Березовец Солигаличского уезда Лев Игнатьевич Островский праздновал 50-летие своего служения церкви.
В этот знаменательный день в Никольскую церковь села Верхний Березовец прибыл благочинный 2-го округа, священник Феодосий Успенский, который совместно с церковным причтом провел торжественное богослужение. Не обошлось на юбилее и без обычного, в подобных случаях, поднесениях святой иконы и речей. Признательные прихожане поднесли псаломщику в серебряно позолоченной ризе святую икону Николая Чудотворца. Икону святого Льва, папы Римского, подарили дети-сыновья и зятья с семьями, которые благодарили отца за то, что «поднял их на ноги и воспитал при скудных средствах псаломщика». Не избалованный ранее похвалами и наградами Лев Островский был очень растроган таким отношением к нему, сказав на торжестве, что «считает для себя высшей и, может быть, уже последней наградой за долговременное и честное служение святой церкви».
Лев Островский в 1842 году закончил Солигаличское духовное училище, а затем, в 1847 году — философский класс Костромской духовной семинарии. 20 сентября 1847 года он был определен на должность дьячка Никольской церкви и прослужил в одном приходе 51 год, до 5 октября 1898 года. Верхне — Березовецкий храм, в котором он бывал практически каждый день, и прихожане, редкие из которых окрещены или повенчаны без его участия, — были родными и близкими его сердцу. Своим долголетним служением, при благочестивой христианской жизни, прихожане любили и доверяли ему, они прислушивались к его задушевному братскому слову, сами старались жить благочестиво. Утешая добрым словом бедных прихожан, он часто делился с ними своими небогатыми средствами.
Лев Островский всю жизнь аккуратно исправляя церковные службы, в тоже время был хорошим помощником своего священника по церковному письмоводству.
Церковное служение Льва Островского, по словам священника церкви Владимира Белоруссова «было всегда благоприлично и благоговейно; его хороший басовый голос, сохранившийся до самой старости, его пение приятное, внятное, а особенно раздельное отчетливое чтение псалмов отличались не только внешними достоинствами, но и внутренней красотой, сердечностью, задушевностью» [2].
17 ноября 1886 года, после открытия в селе Верхний Березовец церковно-приходской школы, он много лет в своем доме обучал крестьянских детей, которые всегда были благодарны ему за учение их грамоте и добру.
В феврале 1898 года заслуженный старец Высочайше был награжден золотой медалью на Аннинской ленте,* с надписью: «За усердие», для ношения на шее [3].
22 октября 1900 года Лев Игнатьевич Островский, 75 лет отроду, будучи уже заштатным псаломщиком, скончался. Он был похоронен на местном кладбище рядом с храмом, в котором он так долго прослужил.
О судьбе одного из сыновей Льва Игнатьевича из книги памяти репрессированных в Костромской области:
«Островский Николай Львович, священник, 1871 г.р. Уроженец с. Верхний Березовец Солигаличского уезда. Проживал в с. Благовещенье Буйского района. Арестован 25.04.1932 года, обвинялся в антисоветской агитации по статье УК-58-10, приговорен к 3 годам исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ), затем арестован 26.11.1937 года так же по обвинению в антисоветской агитации. Приговорен к 8 годам ИТЛ. Реабилитирован 13.06.1989 года».
Примечание:
* Золотая медаль на Аннинской ленте — награда православной церкви: священники и протоиереи могли быть представлены к ордену Владимира IV степени к 50-летнему юбилею служения в священном сане; псаломщики к такому же юбилею могли получить золотую медаль с надписью «За усердие» для ношения на шее на Аннинской ленте.
Источники:
[1] КЕВ.-1897.-№ 21.- С. 609
[2] КЕВ.- 1900.- №22.- С.657-658
[3] Там же