В.А. Дудин. ИЗ ИСТОРИИ СЕЛА СОЛДА Солигаличского уезда.
Древняя великокняжеская Солдовская волость известна давно. В 30-х годах XVI века здесь шла упорная борьба между московским Симоновым монастырем и крестьянами деревни Солдовской волости Великий Починок за луга на реке Вексе. Однако показания властей Симонова монастыря о принадлежности этих земель им, были поддержаны другим соседом – игуменом Преображенского монастыря с Коровново. На основании его свидетельства спорные пожни были присуждены Симонову монастырю. Несмотря на наступление и захват спорных территорий, земли Солдовской волости все-таки продолжали сохраняться до начала XVII века. По Дозорной грамоте в Солдовской черной волости к 1614 году числилось 37 деревень, которые имели 280 десятин пашни и перелога.
Еще ранее, в 1515 году на берегу рек Солда и Векса была основана Солдовская Жукова Богородицкая Успенская пустынь, или впоследствии Жуково-Богородицкий Солдовский мужской монастырь (Пречистая на Солде; в XIX веке – село Солда). В переписи 1627 года записано: «в волости Солда монастырь Успения Пресвятой Богородицы Жукова пустынь на речке Вексе и речке Солде, да у пустыни две деревни да три пустых деревни».
В 1628 году деревни в Солдовской волости были даны князю Петру Михайловичу Ухтомскому и Петру Григорьевичу Голенищеву, предку Галичской ветви Голенищевых-Кутузовых, дальних предков полководца М.И.Голенищева — Кутузова. В XVII-XVIII вв. в солдовской пустыни существовала иконописная мастерская (иконный двор), и в 1652 году внутренний интерьер церкви расписывали иконописцы Федот Борисович Горбунов и его сын Кузьма.
В пустыне было два деревянных храма — шатровый Успенский и клетский двухпридельный Рождества Христова. Сохранилось описание церквей 1701 года: «Церковь деревянная шатровая Успенская о пяти главах окольчужены лемехом, на 4-х главах кресты деревянные, да в монастыре другая церковь теплая древянна Рождества Иисуса Христа с двумя приделами, о трех главах, на святых воротах колокольня древянна рублена о 8-ми стенах шатровая вверх, да на шатре глава и крест, три колокола а весу в первом 14 пудов, а два колокола увезены в Москву на Пушечный двор» [1].
Монастырю принадлежали различные государственные грамоты: жалованная на пристава с государственной печатью на красном шелковом шнурке, великого князя Василия Иоанновича III от 31января 1515 года; жалованная оброчная царя Иоанна Васильевича IV 1560 года; две грамоты царя Бориса Феодоровича Годунова о вотчине Солдовского монастыря: от 2 января 1600 года и 11января 1603 года; жалованная несудимая царя Василия Иоанновича от 4 марта 1607 года; оброчная митрополита Дионисия от 5 сентября 1586 года; оброчная патриарха всея Руси Иова от 9 февраля 1598 года и береженная от 18 февраля 1600 года; береженная патриарха всея Руси Филарета от 16 мая 1630 года; выпись из Галичских писцовых книг на вотчину монастыря 1648 года. В 20-х годах XVII века за монастырем числилась небольшая вотчина, состоявшая из слободки, двух деревень и трех пустошей (около 85 десятин).
В 1765 году, в связи с секуляризационной реформой объявленной императрицей Екатериной II по упразднению части монастырей, Жуково-Богородицкий мужской монастырь в с.Солда, вместе с Воскресенским мужским и Рождественским женским монастырями города Солигалича, а также Спасо-Преображенским мужским монастырем с.Коровново были упразднены, и вскоре обращены в приходские церкви.
На месте деревянной церкви монастыря в 1802 году построена летняя кирпичная Успенская церковь, а в 1855 году к храму пристроили зимнюю, каменную, широкую трапезную с приделами Рождества Христова и Ильи Пророка. Церковный участок был окружен кирпичной рустованной оградой. Напротив западного входа в храм стояли арочные ворота с фигурным фронтоном, фланкированные калитками, увенчанными шатрами [2].
В 1863 году при Успенской церкви в штате состояли священник, дьячек и пономарь, и сверх штата в клире: священник, диакон и пономарь.
Штатному причту положено было жалование в сумме 168 рублей. В собственности церкви числилось 55 десятин удобной земли, в том числе 26 десятин сенокосной. При церкви имелся план владений и межевая книга. В приходе Успенской церкви находилось 35 селений с 221 двором, в которых проживали 1544 прихожанина, из них 678 мужского пола и 866 женского пола [3].
Служба в церкви прекратилась в середине 30-х годов прошлого столетия. В 1933 году при Успенской церкви числилось 9 колоколов, имеющих общий вес 429 пудов или 6864 килограмма, которые, чуть позже, были сняты и отправлены в Галич на переплавку [4]. В 1960-х годах церковь и все постройки при ней разобрали на кирпич для нужд колхоза и населения. В настоящее время сохранилась только трехъярусная колокольня Успенской церкви. Четвертый ее ярус надстроен около 1908 года [5].
В 1821–1874 годах службу в Успенской церкви вели следующие священнослужители.
1821-1822 годы
— иерей Семен Петров – 48 лет
— другой иерей Гавриил Никитин – 33 года
— дьячек Михаил Иванов – 26 лет
— дьячек Александр Смирнов – 15 лет
— пономарь Василий Серов – 20 лет
— пономарь Никифор Преображенский – 34 года [6].
1825 год
— иерей Семен Петров – 52 года
— другой иерей Григорий Никитин – 37 лет
— дьячек Михаил Иванов – 30 лет
— дьячек Никифор Преображенский – 37 лет
— пономарь Василий Серов – 20 лет
— пономарь Александр Смирнов– 14 лет [7].
1840 год
— священник, иерей Семен Петров – 57 лет
— другой иерей Гавриил Никитин – 51 год
— диакон Семен Алексеев – 35 лет
— дьячек Василий Семенов – 40 лет
— дьячек Никифор Харитонов – 50 лет
— пономарь Андрей Васильев – 35 лет
— пономарь Алексей Михайлов – 24 года [8].
1871 – 1874 годы
— священник Озеров Иоанн Николаевич
— священник Сперанский Василий Иванович [9].
6 декабря 1874 года архиепископ Костромской и Галичский Платон (Фивейский) к Успенской церкви в селе Солда рукоположил во иерея Владимира Стефановича (Иоанновича) Ильинского. В 1911 году, кроме священника Ильинского, в штате Успенской церкви состояли диакон Петр Преображенский и псаломщик Николай Перов.
В 1884 году священник Владимир Ильинский при Успенском храме в селе Солда открыл церковно-приходскую школу – одну из первых в уезде, до 1887 года он безвозмездно состоял в ней учителем и законоучителем, а с 1894 по 1916 годы был заведующим школой и законоучителем.
Долгое время школа размещалась в тесной и низкой сторожке при Успенской церкви, малоприспособленной для обучения детей. А желающих научиться грамоте, было много, поэтому в 1900 году началось строительство новой типовой школы. Чуть более года потребовалось для открытия школы, построенной благодаря стараниям священника Владимира Ильинского, на пожертвования прихожан, сочувствующим заботам своего приходского пастыря. 9 декабря 1901 года школа распахнула двери для своих учеников, был проведен чин освящения нового учебного заведения.
Накануне освящения, 8 декабря 1901 года, священник Владимир Ильинский, при сослужении ему двух священников и при участии школьников совершил всенощное бдение.
В день освящения школы, при участии большого количества прихожан и приглашенных гостей, собором из трех священников была торжественно совершена литургия. Во время причастного стиха, законоучитель и заведующий школой священник Владимир Ильинский, произнес торжественную речь о воспитании детей и о пользе школы. После литургии, прибывшие на торжество, благочинный 2-го округа священник Симеон Дружинин, три священника, два диакона, ученики школы, прихожане и гости, крестным ходом прошли в новое школьное здание. В классной комнате школы был совершен водосвятный молебен, с окроплением святой водой всего помещения. Сразу же, после освящения здания, священник Владимир Ильинский выразил благодарность в адрес добрых прихожан за их посильную помощь в строительстве школы. Он благословил школьников иконой изображающей Иисуса Христа, благословляющего детей. Учащиеся школы, в знак признательности и благодарности, поднесли священнику Ильинскому Библию. Затем Владимир Ильинский обратился к присутствующим с речью о свете внешнем и о свете Христовом. В частности, он сказал: «В настоящий день, в день освящения школьного здания, я хочу побеседовать с вами, отцы и матери, о воспитании детей; хочу поговорить с вами о том, кто и как должен воспитывать детей и какую пользу приносит в воспитании детей школа.
Вот появляется на свет дитя. Что с ним делать и кому воспитывать его? На этот вопрос, конечно, ответить не трудно. Дитя первое время нуждается в хорошем уходе и пище; ухаживать за ним и питать его должны родители. Но вот дитя подрастает, начинает понимать, с любопытством смотрит на всё окружающее. Тогда уж мало ему одной телесной пищи да внешнего ухода. Плохо сделают те родители, которые предоставят своему ребенку видеть всё, что бывает в нашей жизни, или делать то, что он захочет. Хороший отец, или хорошая мать постараются, чтобы ребенок видел вокруг себя больше хорошего и доброго. Дитя, видя плохое, и сам поступает плохо; видя хорошее, и сам приучается поступать хорошо. Дитя есть как бы мягкий воск, из которого можно вылепить хорошую или плохую фигуру; он как чистая бумага, на которой можно написать, что угодно: хорошее или дурное. И горе тому из старших, окружающих дитя, кто своими дурными делами и примерами напишет в сердце ребенка что-нибудь худое, т.е. будет соблазнять его на зло. Спаситель наш сказал: «…аще соблазнит единаго малых сих верующих в мя, уне есть ему, да обесится жернов оселский на выи его, и потонет в пучине морстей…» (Мф. 18. 6).
Разумейте родители и старшие, какое страшное наказание должно постигнуть тех, кто соблазняет детей.
Но вот дитя уже выросло настолько, что его нужно научить главным христианским истинам, молитвам, а также и грамоте – читать и писать. Кому нужно позаботиться об этом? Родителям? Но, к сожалению, и сами родители часто не знают ни главных христианских истин, ни молитв, ни грамоты; а если и знают, то или бывают часто в отлучке, или же озабочены другими хозяйственными делами. Кому же учить детей? Вот в этом-то случае и помогает нам школа. Она с большим удобством, чем отец или мать, направят ум деток к добру, постарается внушить им главные христианские истины; научит их молитвам и приблизит к храму Божию; научит и грамоте. А если они научатся грамоте, то они встанут как бы на свои ноги; они смогут уже и книги душеспасительные читать, и научиться всему хорошему и полезному в жизни из книг, и свои мысли передавать другим. Недаром говорит русская пословица: «учение свет, не учение тьма». Видите, какая польза от школы.
Старайтесь же, православные, помогать школе, чем сможете: своим расположением к ней, материальными средствами. Вы уже показали свое участие к школе тем, что помогли священнику поставить это новое удобное школьное здание. Остается, стало быть, благодарить вас за расположение к ней и пожелать, чтобы это расположение и на будущее время не охладевало ни в вас, ни в детях ваших…» [10].
После торжественных мероприятий, присутствующие дети получили от священника Владимира Ильинского Евангелие и различные лакомства, в подарок на память об освящении школьного здания.
В 1895/96 учебном году в Солдовской церковно-приходской школе обучались 34 мальчика и 14 девочек, в 1896/97 году – 18 и 20 соответственно.
В разные годы учителями школы работали следующие педагоги. С 24 февраля 1896 года по 1901 год, после окончания Костромского духовного училища, — Николай Махровский, с 1901 года, после окончания Костромской духовной семинарии, — Василий Ильинский, сын священника Владимира Ильнского, в 1909/1910 учебном году — Ангелина Полленская.
Владимир Стефанович (Иоаннович) Ильинский, родился в 1833 году в погосте Воскресенский, что на Кореге, Буйского уезда Костромской губернии. Из семьи священника. В 1863–1869 годах учился в Костромской духовной семинарии, которую окончил по 1-му разряду. В 1869–1874 годах преподавал в Солигаличском духовном училище русский и церковнославянский языки. В 1874 году он был рукоположен во иерея к Успенской церкви села Солда. В 1916 году Владимир Ильинский вышел за штат по возрасту, поселился в Солигаличе у своего сына, священника Василия. В декабре 1917 года в Солигаличе установилась советская власть. 24 февраля 1918 года в городе состоялся крестный ход в знак протеста против декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». В крестном ходе приняло участие все духовенство города, в том числе иерей Владимир Ильинский.
Владимир Ильинский и его сын, священник Василий, принимали активное участие в защите Ратьковского в честь Феодоровской иконы Божией Матери монастыря. По приговору «военно-революционного суда» карательным отрядом большевиков, прибывшим из Галича, Вологды и Вятки, 22 февраля (7 марта) 1918 года были расстреляны активные участники февральских событий, среди них несколько священнослужителей, включая Владимира Ильинского. Вместе с другими жертвами иерей Владимир был погребен на городском кладбище Солигалича [11].
По благословению Архиепископа Костромского и Галичского Александра иерей Владимир Ильинский (1833-1918) канонизирован местночтимым святым, новомучеником земли Костромской 27 марта 2000 г. (Житие новомучеников г. Солигалича Костромской епархии, г. Кострома, 2000 г. С.15)
В семье священника Владимира Ильинского было пятеро детей — четыре дочери (Екатерина, Мария, Анна, Александра) и сын Василий. Дочь Мария была замужем за Сергием Дьяконовым, священником церкви Василия Великого в Рыбной слободе города Галича. Мария Владимировна умерла в 1947 году и похоронена на Рыбно-слободском кладбище (из архива внучки отца Сергия — Марии Павловны Соколовой (Суворовой) [12].
Василий Владимирович Ильинский, сын Владимира Ильинского также был репрессирован. Василий родился 17 января 1881 года в селе Солда. В 1900 году, после окончания Костромской духовной семинарии, стал служить при Успенской церкви с.Солда и работать учителем Солдовской церковно-приходской школы. Около 1905 года Василий Ильинский был рукоположен в священники к Сретенской, что в Зашугомье церкви Солигаличского уезда.
23 января 1910 года Василия Ильинского переводят в г.Солигалич к Богородицкому Феодоровскому женскому монастырю.
В 1918 году вместе с другими священниками города Солиалича принимал участие в протестных движениях против советской власти.
После революции, до 1934 года, служил священником в кладбищенской церкви, д. Трифоновская Усть-Кубенского района Вологодской области. Лишался избирательных прав за принадлежность к духовенству. Принимал участие в тайных богослужениях. 23 марта 1934 года был арестован и 5 апреля 1934 года осужден тройкой при ПП ОГПУ по обвинению: «контрреволюционная агитация, активный участник контрреволюционной группировки духовенства и церковников». Приговорен к 5 годам концлагерей. По постановлению тройки при ПП ОГПУ от 09.05.1934 г. концлагерь был заменен на ИТЛ Министерства юстиции (ДмитЛаг Московская область). В 1971 году Василий Владимирович Ильинский был реабилитирован [13].
Жертвами политических репрессий в 30-е годы прошлого столетия стали еще несколько священнослужителей, которые родились в селе Солда.
Альтовский Иоанн Павлович, протоиерей, родился в 1867 году в с.Солда Солигаличского уезда. В 1891 году окончил Костромскую духовную семинарию, был законоучителем и учителем церковно-приходской школы, женского двухклассного училища, городского четырехклассного училища реального училища г.Кинешмы, настоятелем Кафедрального Собора г.Кинешмы. В 1937 году был арестован и расстрелян НКВД по обвинению в «контрреволюционной деятельности» и за то, что был ближайшим сподвижником священно-исповедника Епископа Василия Кинешемского. Знаменитый краевед и историк г.Кинешмы. В 1909 году написал книгу: «Кинешма в смутное время и геройский подвиг её 26 мая 1609 года» [14].
Перов Александр Николаевич, родился в 1901 году в с.Солда Солигаличского уезда. Проживал в с.Высоко Солигаличского района и был дьяконом церкви Воскресения Иисуса Христа. Арестован 16.05.1932 года по обвинению в антисоветской агитации по статье УК 58-10. Решением суда от 28.07.1932 года его приговорили к принудительным работам сроком на 6 месяцев. Реабилитирован 21.06.1989 года [15].
После революции церковно-приходская школа была преобразована в четырехклассную начальную, в которой обучались до 30 детей ежегодно. Во время войны и первые послевоенные годы учителем школы работала Ильинская (к сожалению, пока не установлено её имя и отчество). Возможно, это была одна из дочерей священника Ильинского, или его родственница. В 1956 году, после окончания Солигаличского педагогического училища, заведующей школой и её учителем была назначена Нина Ивановна Гробова. По воспоминаниям Нины Ивановны, в школе обучались дети из д. Левашово и Солды. У школы был свой приусадебный участок, на котором выращивали овощи, и даже кукурузу. Дети помогали колхозу в тереблении льна, выкопке картофеля и других работах. Школу закрыли в 1968 году, и дети стали учиться в Коровнове, до которого было около четырех километров. Нина Ивановна Гробова стала преподавать в Коровновской начальной школе. Некоторое время в здании бывшей школы размещался сельский клуб, в котором смотрели кинофильмы, и даже играли свадьбы. Затем здание школы разобрали и перевезли в Лосево.
Александр Николаевич Завьялов, один из последних жителей Солды, с ностальгией вспоминает о жизни в Солде. Он еще помнит, как здесь, на реке Вексе работала водяная мельница, которую разрушили в середине 50-х годов прошлого века. Многие солдовские мужчины трудились в Коровновском лесопункте – нижние склады, которого, располагались прямо, напротив Солды, за рекой. Александр Николаевич, вместе с Павлом Васильевичем Груздевым, Сергеем Николаевичем Саповым, Александром Михайловичем Горбуновым, работали лесниками Коровновского лесничества. Благодаря их стараниям и другим лесникам Коровновского лесничества, воздвигнут прекрасный и величественный сосновый бор, раскинувшийся между Солдой и Коровновым, реками Вексой и Серединкой на площади более двух тысячи гектаров. Таких подобных природных и рукотворных объектов, пожалуй, в Солигаличском районе больше не встретишь.
Село Солда до революции относилось к Гнездниковской волости, затем стало входить в Борисовский сельсовет, а позднее — в Лосевское сельское поселение.
В 1870 году в Солде проживали в 16 дворах 98 человек, из них мужчин — 43, женщин — 55. В 1897 году количество жителей Солды несколько возросло: в 17 дворах проживали уже 107 человек, из них мужчин – 45, женщин – 62. До 1929 года количество населения Солды почти не изменялось, оставалось в пределах 100 человек: в 1920 году – 95 человек (31 м.п. и 64 ж.п.), в 1924 году – 103 человека (41 м.п. и 62 ж.п.), в 1929 году – 96 человек (41 м.п. и 55 ж.п.). При этом, количество крестьянских дворов увеличилось до 25.
В послевоенные годы наметился отток населения из сельской местности. Село Солда, постепенно, сокращалась, и в 1989 году здесь проживал всего один человек. В настоящее время, после случившегося пожара, здесь остались только остовы сгоревших домов и уцелевшая до сих пор колокольня Успенской церкви, напоминая нам о былой, самобытной жизни Солды.
Источники:
[1] Белоруков Д. Ф. Деревни, села и города костромского края: материалы для истории. – 2000. — Стр. 403
[2] Памятники архитектуры Костромской области. Выпуск IV. город Солигалич, Солигаличский район. Кострома. 2002.
[3] Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. Санкт Петербург. 1863 г.
[4] ГАКО ф. р-559, оп. 4, д. 16, л. 23.
[5] Памятники архитектуры Костромской области. Выпуск IV. город Солигалич, Солигаличский район. Кострома. 2002.
[6] ГАКО. ф.26. оп. 1. д. 226 к.10в. л.л. 9,10, 27,29. ф.26. оп. 1. д. 227 к.21чд.
[7] ГАКО ф.26. оп. 1. д. 248 к.2в. л.л. 2-4
[8] ГАКО ф.26. кор. 16в. оп. 1. д. 377 л.л. 2-3об.
[9] Алфавитный список священников и диаконов Костромской епархии с показаниями церквей. Кострома. 1871 г.
[10] Костромские епархиальные ведомости. -1902.-.№4.- С. 96-98
[11] Сайт: Священномученик Владимир Ильинский: iknigi.net›avtor-l-filimonova/71208…vladimir…read…
[12]Сайт: Галич Костромской история, фотографии, форум города…: galich44.ru›index.php…
[13] За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918-1951гг.). Биографический справочник /Сост.: С.В. Суворова. Архангельск, 2006.
[14]Сайт «Вичугский край» (vichuga-hronograph.narod.ru)
[15] Книга памяти жертв политических репрессий по Костромской области (репрессированные).- 2007 г.
Дополнительные источники:
- Список населенных мест по сведениям 1870 – 72 годов. Костромская губерния. т.18.
- Список населенных мест по Костромской губернии. Вып. 6. Солигаличский уезд. Кострома. 1926 г.
- Список населенных мест Костромской губернии (по сведениям 1907 года). Кострома. 1913 г.
- Список населенных мест по Костромской губернии. Кострома. 1929 г.
- Отчеты Костромского епархиального училищного совета о состоянии церковно–приходских школ, школ грамоты Костромской епархии за 1897 – 1911 годы.
- Численность и размещение населения Костромской области. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. Кострома 2005 г.
Здравствуйте. Мой тесть, Любимов Василий Петрович, уроженец с.Солда, 1934 — 2021 г.г. С большой долей вероятности можно констатировать, что на фотографии молодые люди в вернем ряду слева — это его отец и мать. Сейчас занимаюсь его родословной по линии Любимовы-Ильинские. У меня есть его рукописные воспоминания, но некоторые моменты требуют уточнений. С уважением, Лобов Валерий Валентинович
Добрый день, Валерий Валентинович! С большой долей вероятности Вы правы. У Любимова Петра Алексеевича, 1884 г.р., с 1912 года священника Успенской церкви с. Солда, жена была Александра Владимировна Ильинская, 1891 г.р. Посмотрите в Костромском архиве клировые ведомости Успенской церкви с. Солда 2-го Солигаличского благочиннического округа (просто у меня сейчас нет времени перепроверить) за 1915 г. ГАКО. Ф. 130. Оп. 9. Д. 2377. 1915 г. С уважением Владимир Дудин
Спасибо, Владимир Алексеевич. Что касается школы в с.Солда, привожу дословный текст из записей Любимова Василия Петровича: «В первые послевоенные годы учителем школы работала Ильинская Екатерина Владимировна – дочь иерея Ильинского В.С. Екатерина Владимировна приехала на Солду из г.Свияжск, где работала в средней школе учителем русского языка и литературы после окончания Казанского университета. Переехала она на Солду по просьбе своей сестры и моей матери Любимовой Александры Владимировны из- за тяжёлого финансового положения из-за смерти моего отца в 1947 году (диагноз – дистрофия). Благодаря её помощи я окончил среднюю школу в 1953 году в Солигаличе, поступил в техникум механизации и электрификации и с отличием его закончил в 1956 году. Тётя проработала в начальной школе на Солде до 1953 года (1948 – 1953 г.г.)
В военные годы я учился у Воробьёвой Нины Петровны (1942 – 1945 год). А после тёти Кати в школе села Солда работала выпускница Солигаличского педучилища Гробовская Нина Ивановна (1956 – 1968 год)
С Уважением Валерий Валентинович.
Спасибо, Валерий Валентинович за столь ценную информацию по школьным учителям. Только одно уточнение: в 1956 — 1968 гг. учителем работала не Гробовская Нина Ивановна, — а Гробова Нина Ивановна…..Я её лично знал, в последнее время она проживала в с. Коровново, в 3-х км. от Солды, и некоторое время даже работала в Коровновской школе.
Здравствуйте, Владимир Алексеевич. По Нине Ивановне внёс исправления . Всё-таки память человека не компьютер, что-то забывается. Спасибо. Я одного не могу понять для себя: как женщина из села Солда до революции вообще смогла поступить и окончить Казанский университет? (Речь, конечно, идёт о тете Кате, Ильинской Екатерине Владимировне). Вопрос, конечно, риторический.
С уважением Лобов.
Валерий Валентинович, ничего удивительного нет. В то время было качественное образование — мужчины заканчивали ЦПШ, духовное училище, далее семинарию, а те кто успешно учился — духовную академию, или получал другое высшее образование. Девушки — ЦПШ, епархиальное женское училище, и в дальнейшем некоторые тоже учились в высших учебных заведениях. А так как население России на 80 процентов и более состояло из деревенского сословия, то и доля поступающих в университеты из таких сел как Солда была достаточно высокой.
Вот интересно: моя семья по маме из этого села Солда. Фамилия у мамы Горбунова, она родилась в 1925 году. В 1928-1929 годах они спешно уехали (бежали) из Солды в Ленинград в полном составе (трое детей и родители) после того, как их предупредили какие-то родственники из Солигалича. Дом стоял на площади с церковью, напротив школы. Дом был двухэтажный, с цветными витражами, скорее городской, по-рассказам. Был большой сад при доме. Они всю жизнь прожили на Васильевском Острове.
Я — художник, родился в Ленинграде в 1955. Мне и моей маме была бы интересна любая информация, связанная с Солдой и ее жителями. В 1978 году приезжал в Солду и общался с Горбуновой Верой Михайловной. Деревня была жива.
Совершенно случайно нашел в книге о Солигаличе сведения о иконописцах Горбуновых, работавших в Солде в 17 веке. Всем всего доброго!
Павел Кашин.
Спасибо, Павел, за ваш интересный рассказ! Если у Вас есть информация и возможность, то Вы могли бы рассказать о себе, своих предках из Солды более подробно. Возможно у Вас есть какие-то фото. Мы с радостью опубликуем эти воспоминания. Нас также интересует тема репрессий тех лет. Конечно, если Ваша занятость и время позволит это сделать.
Еще раз — спасибо за Ваш отклик и сведения.
Всего Вам доброго!
Иустин.