В.А. Дудин. ЦЕРКОВЬ СРЕТЕНЬЯ В ЗАШУГОМЬЕ, Солигаличского уезда и её приход. Старинные традиции и обычаи Зашугомья.
Сретенская церковь, которая служила религиозным центром для проживающих в Сретенском приходе прихожан Зашугомской волости Солигаличского уезда, называлась по-разному: Сретенья в Зашугомье церковь, Сретенская церковь, Сретенья Господня, что в Зашугомье. Приход располагался в северной части Солигаличского уезда на границе с Вологодской губернией.
Кирпичная, с каменной колокольней, покрытая снаружи известковой обмазкой и побеленная Сретенская церковь была построена на средства прихожан в 1834 году, на месте сгоревшей деревянной церкви. В 1863 году Сретенская церковь состояла в шестом классе, согласно штатному положению. Церковь имела три престола:
а) в холодной части — в честь Сретения Господня
б) в теплой — в честь Покрова Божией Матери
в) в честь Усекновения главы св.Иоанна Предтечи
Притч церкви по штату состоял из священника, дьячка и пономаря, и сверх штата — диакона. Жалование штатному притчу было утверждено в сумме 150 рублей. Церковь имела земельные наделы площадью 78 десятин 942 кв. саж. Плана и межевой книги при церкви не было. В приходе находилось 6 селений (в радиусе 6 верст), со 140 дворами, в которых проживали 970 прихожан, из них 440 мужчин и 530 женщин. В трех приходских селениях имелись деревянные часовни [1].
В 1911 году церковь входила во второй Солигаличский благочинный округ. Вокруг церкви имелась каменная ограда, внутри которой – кладбище. Церковь имела те же три престола. Капитал церкви составлял 150 рублей. До Чаловской Николаевской церкви 4 версты, до церкви Воскресения в с. Якшино – 5 верст. Церковный причт состоял из священника и псаломщика, получавших казенное жалование — первый в сумме 90 рублей, второй — 36 рулей в год. Доход от капитала в кредитных билетах составлял 1018 рублей. Доход от богослужения священника и других религиозных обрядов приносил в казну церкви сумму в размере 525 рублей, а псаломщика – около 175 рублей. Священник и псаломщик проживали в домах, принадлежащих церковному причту. Церковь имела в собственности пашенную землю в размере 56 дес. 1736 кв. саж, сенные покосы – 8 дес. 832 кв. саж, лесную землю – 30 дес. 360 саж. В собственности священнослужителей находилось 2080 кв. саж. земельных угодий. Церковь и кладбище занимали площадь 450 кв. саж. К тому времени церковь уже имела межевой план на землю.
В 1911 году в шести селениях прихода проживали 1572 прихожанина (в полтора раза больше, чем в 1863 году), из них мужчин 731 и женщин 841 [2].
Из описания интерьера Сретенской церкви.
Здание имеет симметричную осевую композицию, состоящую из храма с апсидой, трапезной и колокольни. Все объемы выстроены в «прикладку» с хорошо заметными швами примыкания, а колокольня отстоит от трапезной на один метр и объединена с ней тонкими стенками толщиной в два кирпича. Собственно храм представляет собой купольную световую ротонду на четверике, боковые фасады которого дополнены равными ему по высоте двусветными притворами, оформленными четырехколонными тосканными портиками с треугольными фронтонами. Небольшая подковообразная в плане апсида и квадратная в плане трапезная значительно уступают храму по ширине и высоте. Колокольня трехъярусная с полуярусом. Уменьшающиеся по объекту кверху четверики её ярусов создают динамичный, несмотря на некоторую тяжеловесность, силуэт.
Боковые фасады храма получили трехосевые композиции с дверными проемами в центрах. Прямоугольные окна первого света и с лучковыми перемычками второго, дополненные круглыми филенками между ярусами, заглублены в общие арочные ниши. Арочные окна ротонды храма обрамлены широкими плоскими нишами. Стилистическое сходство храма и колокольни определяет оформление её ярусов, прорезанных высокими арками звона, с тосканскими портиками, четырехколонными на нижних ярусах и двухколонными на верхнем. Подобно храму, портики имеют сильно раскрепованные над колоннами антаблементы с широкими карнизами.
В интерьере ротонда храма перекрыта куполом. Конструктивный переход от четверика к ротонде осуществлен при помощи парусов. С абсидой, трапезной и притворами храм объединяется высокими арочными проходами. Узкие боковые притворы перекрыты коробовыми сводами с распалубками, апсида – конхой. В трапезной система крестовых и коробовых с распалубками сводов опирается на подпружные арки, перекинутые между стенами и двумя сдвинутыми к востоку крещатыми столбами. При этом в северо-восточной и юго-восточной ячейках перекрытия, соответствующих алтарям приделов (Покрова Богородицы и Усекновения главы Иоанна Предтечи), своды значительно пониже. В нижнем ярусе колокольни, перекрытым коробовым с одной распалубкой сводом, конструктивную жесткость обеспечивают два мощных пилона и глухая южная стена, в толще кладки которой проложена лестница, ведущая на верхние яруса.
В храме фрагментарно уцелела клеевая масляная живопись нач. 20 века, выполненная в академической манере. Купол ротонды храма занимает большое изображение Саваофа, в основании купола – гризайльный карниз с розетками, сохранившийся от более раннего времени. В простенках между окнами ротонды написаны апостолы, а с востока, по сторонам утраченного ныне распятия, венчавшего иконостас, — предстоящие. В парусах помещены традиционные фигуры евангелистов. Западную стену четверика храма украшает большая композиция «Сретение». В люнете северного притвора сохранилось изображение иконы Казанской Божией Матери. В конхе апсиды написано небо с херувимами. На дверных проемах сохранились металлические решетки середины 19 века.
В храме сохранился первоначальный двухъярусный трехчиновой иконостас в ампирных формах с заворотами на боковые стены. Его центральная часть повышена и выделена легкой раскреповкой. По сторонам царских врат прежде стояли парные колонны, поддерживавшие выступы карниза, украшенного модульонами и розетками. Иконы нижнего ряда имели прямоугольную форму, а во втором – круглую, полукруглую или восьмигранную. Крупный арочный проем над царскими вратами, пространственно связывавший алтарь с храмом, увенчан треугольным фронтоном с разорванной горизонталью карниза, наложенным на прямоугольный аттик. Первоначально иконостас был окрашен в темно-вишневый цвет, позже замененный серым, резные детали были позолочены [3].
Около 1867 года при церкви в селе Сретение появляется школа грамоты. Первоначально обучение детей проходило в доме дьячка Ильинского, он же считается и «открывателем» школы – для четырех мальчиков и двух девочек.
18 декабря 1884 года в погосте Сретенье открывается одна из первых в Солигаличском уезде Зашугомская одноклассная церковно-приходская школа. Она открылась почти сразу после принятия в России правил о таких школах. Император Александр III, в частности, так отзывался о церковно-приходских школах: «надеюсь, что приходское духовенство окажется достойным своего высокого призвания в этом важном деле» [4].
Школа в Сретенье появилась в основном благодаря стараниям и усердиям приходского священника Федора Васильевича Митинского, выпускника Костромской духовной семинарии. В Сретенскую церковь он был рукоположен 25 января 1865 года. Ещё в 1879 году он обращался в Солигаличское земское собрание с просьбой об открытии церковно-приходской школы. Но в то время из-за отсутствия финансовых средств его стремление поддержки не получило. Однако пастырь не отступился, стал искать влиятельных людей в приходе, которые могли бы пожертвовать на благородное дело, а вскоре обратился и к прихожанам с просьбой «дать ему хотя бы небольшие средства к открытию и содержанию школы» [5]. Многие прихожане, с добрым пониманием, откликнулись на призыв священника и стали отчислять для школы по 20 копеек с душевого надела, что составило около 85 рублей в год. Хотя это были и небольшие деньги, но школу все же открывать решили. В начале декабря 1884 года на собственные средства Федора Митинского в его доме, была оборудована классная комната, закуплены необходимые книги и учебники, а 18 декабря 1884 года с Божией помощью школа была открыта. В течение восьми лет учредитель школы, священник Федор Митинский преподавал в одном лице Закон Божий и другие предметы, и только в 1892 году в школу был назначен «особый» учитель, с платой ему по 10 рублей в месяц» [6]. Священник стал преподавать Закон Божий, а церковное пение, письмо, арифметику, чтение – новый учитель.
18 декабря 1894 года, ровно через 10 лет, Зашугомская одноклассная церковно-приходская школа при Сретенской церкви скромно отпраздновала десятилетие своего существования. Праздник ограничился лишь небольшим церковным торжеством. Ученики школы, после утрени, при колокольном звоне и в сопровождении многочисленных прихожан, крестным ходом, из местного храма перенесли иконы в здание школы. Затем, заведующий и законоучитель школы священник Федор Митинский совершил водосвятный праздничный молебен, с окроплением святой водой всего помещения.
После литургии в Сретенской церкви был совершен благодарственный молебен, с провозглашением многолетия Государю Императору и всему Царствующему Дому, Святейшему Синоду, Преосвященнейшему епископу Костромскому и Галичскому Виссариону, а также покойным Государю императору Александру Александровичу, утвердившему Правила о церковно-приходских школах (1884) и Преосвященнейшему епископу Костромскому и Галичскому Александру, благословившему открытие школы.
Перед благодарственным молебном, заведующий школой обратился к ученикам и учителям с доброй и вдохновенной речью. Говорил, как «необходимо постоянно, на протяжении всей жизни учиться и, кроме того, дополнительно, заниматься домашним чтением. Читать необходимо, преимущественно, добрые, полезные книги, учиться закону Божию, иметь в доме святое Евангелие и в праздники читать из него хотя бы по одной главе»… «Тот и не христианин, кто не имеет в своем доме этой драгоценнейшей для живота вечнаго книги». А закончил свою речь священник словами св. Иоанна Богослова, который писал своим ученикам: «для меня нет большей радости как слышать, что дети ходят во истине» (3 Иоан. 4) [7].
Прихожане и гости, присутствовавшие на празднике, с восторгом слушали клировое пение и чтение, исполненные учениками школы, под руководством учителя П.А. Вознесенского. На всех собравшихся особое впечатление произвел один мальчик, который, несмотря на то, что был самым маленьким, прекрасно, с правильной интонацией прочитал воскресный апостол, содержавший в себе целых 26 стихов (Евр. Гл. II, ст. 9, 10, 17-40). [8].
Ученики, читавшие Часы, Апостол, а также прислуживающие в алтаре и выносящие подсвечник были одеты в стихари*. Передние места на клиросах и между клиросами занимали не только ученики школы, но и выпускники прошлых лет.
После литургии, уже в домашней обстановке, волостной старшина и церковный староста, от лица прихожан поздравили священника Федора Митинского с праздником и выразили ему благодарность «за благополучное завершение десятилетия школы, обучение и воспитание их детей» [9].
За 10 лет существования учебного заведения, из стен церковно-приходской школы вышли около 150 грамотных молодых людей, которые могли читать, писать, разбирать письма. Если раньше, единственными чтецами и писцами корреспонденции, различных приказов и указаний были члены причта церкви, то теперь в каждой деревне имелись грамотные люди, которые без особой помощи могли сами это делать. На военную службу, из деревень волости, стали поступать грамотные призывники, всё больше женатых парней и девиц могли читать и писать и передавать «добрые правила о жизни христианской своим детям» [10]. Обучение в школе, с первых лет её основания, проходило строго по утвержденной программе, а с появлением второго учителя стали вести и внеклассные уроки сверх программы. Большое внимание уделялось усвоению учениками правил правописания по русскому языку, церковному пению, трудовому воспитанию. Основными критериями успешной работы школы являлись экзаменационные испытания учеников. Так, за 1892 и 1893 учебные годы выдержали экзамен и получили льготные свидетельства по отбыванию воинской повинности девять человек, из них семь получили высший бал — 5 и два балл — 4. По качеству обучения и по количеству учеников, окончивших с льготными свидетельствами, Зашугомская церковно-приходская школа в с. Сретенье была на одном из первых мест среди подобных школ Солигаличского уезда. Дети, обучавшиеся в церковно-приходской школе, поневоле становились «маленькими учителями своей неграмотной, темной семьи». Они могли свободно дома читать вечерние и утренние молитвы, а в школе, перед началом учения: «Царю небесный»…, перед обедом «Отче наш»…, после учения «Достойно есть»… [11]. Да и храм Божий стали посещать охотней, больше любить и читать шестопсалмие, Часы, Апостол, и прислуживать в алтаре. Родители тоже стали чаще ходить в храм, для того чтобы послушать чтение, чистое и нежное пение своих детей. Церковное пение полюбилось всем и зачастую для песнопения школьники вместе с взрослыми собирались в деревенских домах.
Участие Русской православной церкви в начальном образовании, реализовавшееся через сеть церковно-приходских школ, являлось одним из важнейших элементов в воспитании молодежи в духе преданности Государству и Церкви, формировании духовно-нравственной культуры сельских жителей, распространении грамотности среди крестьян, появлении специалистов в сельской местности. И нет сомнения, что Зашугомская церковно-приходская школа при Сретенской церкви тоже сделала немало добрых дел и внесла вклад в дело воспитания детей.
Священник Федор Митинский, на протяжении 20 лет, со дня открытия Зашугомской церковно-приходской школы и до 1904 года, являлся её законоучителем. В разные годы (до 1917 года) учителями школы работали псаломщик Сретенской церкви Василий Дружинин (1895/96), и имевшие специальное звание учителя Гавриил Ильинский (1896/97), Римма Крылова (1898/99), Иван Смирнов (1899/1900), Александра Митинская, дочь священника Федора Митинского (1900 – 1902). Екатерина Чудецкая (с 1905 года).
Священнослужители Сретенской церкви.
В 1821 – 1835 годах священник Сретенской церкви Иоанн Ильинский. В 1821 – 1825 годах диаконом церкви служил Федор Леонтьев, дьячком – Никандр Федоров, пономарями — Павел Смирнов и Федор Цветков.
В 1865 — 1904 годы священником церкви был Федор Васильевич Митинский, и лишь в промежутке этих лет, службу вел священник Иоанн Васильевич Доброхотов (1871). В 1904 году Федора Митинского переводят на должность священника в Николаевскую церковь села Верховье. Он вел большую общественную и духовную жизнь, и неоднократно избирался благочинным второго Солигаличского благочинного округа.
В 1904 — 1910 годах священником церкви служит Василий Ильинский (сын новомученика, иерея Владимира Ильинского) [12], который до 1904 года был учителем в Солдовской церковно-приходской школы. В 1910 году Василия Ильинского переводят в город Солигалич к Богородицкому Феодоровскому женскому монастырю.
В 1910 – 1917 годах службу в Сретенской церкви ведет священник Евгений Телешов.
В течение 42 лет (1838 — 1880) диаконом Сретенской церкви был Иоанн Максимович Знаменский (1815 г.р.), а псаломщиками в разные годы — Василий Ильинский (1890), Владимир Птицын (1900), Николай Соболев (1905-1910).
В 1893 – 1895 годах церковным старостой Сретенской церкви был избран крестьянин Павел Тимофеевич Латышев [13].
Из воспоминаний Екатерины Александровны Медведевой (1918 г.р.)
в 1988 году:
«Сретенскую церковь закрыли в 1933-34 годах. Колокола с неё сбросили во время войны, а мой папа их возил в Солигалич. В церкви находился склад под зерно. Постепенно ценную церковную утварь растащили сами же крестьяне.
15 февраля отмечали церковный праздник Сретенье, так как приход был Сретенский. Праздник отмечали до трех дней во всех деревнях прихода. Были гуляния, приезжали гости на лошадях с начищенными сбруями и выездной дугой. Сбрую обычно чистили углем из печи.
В Тихвинскую (около 10 июля) служили молебен. В церкви была икона — Тихвинская Божья Матерь. Эту икону носили вокруг полей, деревни и ходили по дворам. Были молебны и от засухи, перед началом пахоты и посева.
В соседние деревни ходили гулять с «узелками», в которых были платья для «разряда». На гулянья туда и обратно бегали босиком, туфли одевали только в момент гулянья. Платья одевали по очереди, друг после друга. Начинали гулять в 8 часов утра. Для гулянки нанимали игроков, так как своих не было. Хорошими игроками-гармонистами были дядя Саша Кульпин из Слезина, дядя Паня Таторец из Толшменского, дядя Лёня Сиротин (Забалуй) из Шиханова. Для игроков по кругу собирали деньги. Изб освещали керосиновые 25-30 линейные лампы-молнии. Ребят было много, танцевали по очереди. Девчонки сидели на лавках, ребята стояли сзади. Гуляли до утра, изредка ходили пить чай. Ночевали в гостях до трех дней. Особенно нравилось гулять в Якшине. В каждой деревне было не по одному пруду, назывались они по прозвищу хозяев дома, рядом с которым он находился. Например «Перихин», «Сислев». Колодцы были почти у каждого дома, назывались тоже по прозвищу хозяев, например: «Шманов», «Митриев», «Агафьин», «Лавашников», «Шуехин». Вода всегда в колодцах была чистая, их чистили регулярно и меняли обрубы.
Когда рождался ребенок, его возили крестить в церковь. Богатые вызывали священника в дом.
На свадьбах, когда ехали на венчание молодые их встречали у ворот и пели «сокола»:
Ты, сокол, сударь соколович,
Удалой добрый молодец (И.О.),
Поймал свою соколинку,
Душу красную девицу, и т.д.
Прежде чем играть свадьбу молодых сватали. Родители жениха ездили к родителям невесты договариваться о приданном. Девки стегали с подругами по два одеяла для будничных и праздничных дней, шили полотенца, простыни, вязали подзоры у наволочек и накидушек. Обязательно перед свадьбой проводился девишник. Вместе с невестой девки гуляли, скакали, пили пиво, готовились к торжеству. Таким же примерно был и парнишник. Если сосватают, парень ехал к невесте с конфетами, орехами, семечками (на поцелуй).
Свадьбу гуляли у жениха. Наряжали лошадей. К дугам прикрепляли колокольцы и ездили венчаться в церковь. Последним священником в приходе был Евгений, он жил в Медвежье. На свадьбу звали мало народу, только родственников. На свадьбу выносили ёлочку, девчонки выпевали деньги. На второй день свадьбы – «дрянение» (свадебный обряд), песни и частушки с картинками.
Коллективизация проходила бурно, на собрание в колхозную контору ходили родители, держали их там целыми ночами, угрожали. Несмотря на то, что большого желания у крестьян не было вступать в колхоз, все же их загоняли туда силой. Жалко было отдавать свою скотину и многие хозяйственные принадлежности для обобществления.
Сеяли руками из лукошка, при этом пели специальную засевальную песню…».
Примечание:
*) Ношение стихарей учениками было разрешено Преосвященнейшим Владыкой.
Источники:
[1] Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. Санкт Петербург. 1863 г.
[2] Краткие исторические сведения о приходских церквях Костромской епархии. Справочная книжка. Кострома. 1911 г.
[3] Памятники архитектуры Костромской области. Каталог. Выпуск IV. город Солигалич. Солигаличский район. Кострома, 2002. Стр. 233-236
[4] КЕВ.-1895.-№4. С. 81
[5] Там же
[6] Там же, стр. 82
[7] КЕВ.-1895.-№4. С. 81
[8] Там же, стр. 80
[9] Там же, стр. 81
[10] Там же, стр. 83
[11] Там же
[12] КЕВ.-1904.-№10.-С.124
[13] Памятная книга для Костромской епархии. К., 1868. КЕВ.-1893.- № 6.- С.58
Латышев Павел Тимофеевич.
Прадед или другой родственник из деревни Соловьево.
Здравствуйте, Владимир! Что Вы имеете в виду?