О Ленине, о Сталине, о Гитлере. Беседы на «Правмире».
«Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло» (Ис 3,9).
Предисловие к публикации.
Оценка советского прошлого России за последние десятилетия, казалось бы, сделана с предельной ясностью. В перестроечные годы, малоизвестные и закрытые исторические и архивные материалы опубликовывались лавиной. Народ прозрел (хотя и не впервые, как например, развенчивали 60 лет назад, «культ личности»). Осознание ужаса преступлений прошлого и раскаяние в грехах соввласти (в газетах были прямо массово покаянные статьи), казалось бы, навсегда очистили душу общества от мрака лжи, и стало «прививкой», гарантией и точкой не возврата. Однако, всё не так, в итоге. – Памятники основателю диктатуры пролетариата стоят несокрушимо и приукрашиваются, лик Сталина и памятники ему (!) воскресают на улицах городов, и ему поклоняются (причем буквально, даже – священники!), Вновь воспевается имперская мощь и национальная исключительность, страну вновь со всех сторон окружают враги — виновники всех бед.
Разумеется, «империя» и ее «памятники» на улицах (а по сути, в наших душах) — лишь следствие. Найти истинную причину шатаний и шаткости страны и ее исправить, наверно не под силу институтам и человеческому гению — иначе, причина была бы найдена (как ее ищут и устраняют при аварии или болезни). Но можно сказать уверенно, и здесь верующему не ошибиться – все человеческое, под луной – это точка соприкосновения воли, выбора человека и Творца (как синергия).
Сегодня крайне важно вновь обращаться к своему прошлому, чтобы услышать предупреждающий голос истории. И это не есть горделивый голос самомнения, который, лишь — эхо нашего славного прошлого. Вспомним немецкий народ, который в 30-х годах, также «вставал с колен» от унизительного Версальского мира, и чем это закончилось. История, как и жизнь, учит на ошибках. Мы же, уподобляемся безумному, потерявшему чувство реальности, летящему в пропасть…
Иустин Александров
ЧТО ОБЩЕГО У СТАЛИНА И ГИТЛЕРА?
Публикуемая часть беседы, полностью размещена на сайте «Православие и мир». В обсуждении принимают участие протоиерей Александр Ильяшенко и историк Владимир Лавров.
Протоиерей Александр Ильяшенко: В печати, в разговорах иногда приходится сталкиваться с мнением, которое мне кажется крайним: сравнивают, например, Сталина с Гитлером. Насколько правомерно такое сравнение, такое сопоставление? Гитлер – это, безусловно, какое-то историческое чудовище. Газовые камеры, в которых погибли миллионы людей, и Вторая мировая война, которую он развязал, которая потребовала жертв 50-60 миллионов. И сравнивать Гитлера и Сталина – насколько это правомочно, как вы думаете?
Профессор Владимир Лавров: Люди обязательно сравнивают. Запрещай, не запрещай, обязательно начинают об этом думать. А вопрос этот деликатный. Если посмотреть на то, что было, то Гитлер кого уничтожал? Он уничтожал евреев, цыган, уничтожал коммунистов, социал-демократов. Имел место расизм национальный, геноцид национальный, геноцид евреев, цыган.
Протоиерей Александр Ильяшенко: И еще было то, что называлось «санация нации», умалишенных уничтожали. То есть при Гитлере всех «неполноценных», невзирая на национальность, уничтожали.
Профессор Владимир Лавров: При Ленине тоже были расизм и геноцид, но не по национальному признаку. Уничтожались дворяне, помещики, капиталисты, священники и казаки. Расизм был социальный, политический, мировоззренческий. Но каким бы ни был расизм – национальным или социальным – всё равно в обоих случаях миллионы невинных жертв. При этом Сталин и Ленин нанесли удар по всем нациям, по всем конфессиям, но главный удар – по русской нации. И это, прежде всего, сталинская насильственная коллективизация, в результате которой было уничтожено трудовое крестьянство.
То есть коммунистические – ленинские и сталинские – репрессии были в первую очередь направлены против русских. А Гитлер в меньшей степени направлял репрессии против немцев, а в большей – против евреев, цыган, славян…
Протоиерей Александр Ильяшенко: Когда он начал войну, он начал тотальное уничтожение населения оккупированных стран – в России, в Белоруссии, в Украине, хотя правомочно, я думаю, считать их одним народом, одним государством, при том, что есть определенные различия, которые сложились исторически. Но он стремился к тому, чтобы освободить эти земли для германского народа. Поляков точно так же, как и восточных славян, уничтожал.
Профессор Владимир Лавров: Что тут еще общего? Общее то, что и в Германии, и у нас были тоталитарные режимы, которые вмешивались во все стороны жизни человеческой, вплоть до семьи. Я еще о чем думаю: у всего этого есть мистические, глубокие, духовные корни: за Гитлером стоял дьявол, темные силы, и Гитлер был призван темными силами, чтобы попытаться расправиться с Россией, которая продолжала оставаться православной, ведь верило большинство народа. Но и богоборцами – Лениным с его последователями – темные силы пытались уничтожить тысячелетнюю православную Россию. То есть у Гитлера и у Ленина со Сталиным источник один, он оттуда, из преисподней. Приходится это констатировать.
При этом народ проявил удивительное мужество в Великую Отечественную войну. И народ защищал не генсека Сталина. Во время войны Сталин встречался с послом Соединенных Штатов в Москве и сказал ему: «Вы думаете, они за меня сражаются? Они сражаются за Россию». Сталин это понимал.
Протоиерей Александр Ильяшенко: У него хватило мозгов.
Профессор Владимир Лавров: Понимал. Он отдавал отчет. Какой бы культ личности в газетах, по радио ни был, он понимал, что сражались-то за Россию, за свой дом, за семью. Отдавал отчет, и это использовал.
Протоиерей Александр Ильяшенко: Интересно добавить, что в 1945 году, 24 мая, на приеме в Кремле, на котором были собраны все военачальники, последний заключительный тост он поднял за русский народ.
Профессор Владимир Лавров: За его терпение.
Это очень неслучайно. Ведь он помнил, чем закончилась прошлая война с немцами – смертью Николая II, смертью главы государства. Через несколько дней после начала войны, когда Минск был сдан, почему Сталин впал в депрессию? Потому что помнил, чем это закончилось для Николая II. И примеривал на себя. Когда в 1945 году Сталин неожиданно поднял тост за русский народ, он, конечно, имел в виду, что, несмотря на весь пережитый ужас, когда столько территории отдали и столько погибло, русский народ проявил терпение.
Да, страшные репрессии, да, трагические ошибки, но Сталин был заинтересован выиграть войну, чтобы остаться у власти, чтобы жизнь свою сохранить. Но и народ был заинтересован в том, чтобы выиграть войну, чтобы сохраниться как народ, как нация, как страна, как Россия, в конце концов. Интересы народа и Сталина совпали по большому счету. Интересы народа и Сталина во время коллективизации, во время голодомора принципиально отличались. А во время войны они совпали. И это помогло выиграть. Сталин сыграл свою роль в общей Победе. /…/