В.А. Дудин. ИЗ ИСТОРИИ НИКОЛАЕВСКОЙ ЦЕРКВИ И ЕЕ ПРИХОДА в селе Верхний Березовец Солигаличского уезда Костромской губернии.
Село Верхний Березовец и расположенные вблизи населенные пункты изначально входили в древнюю Залесскую волость, а с середины 19 века — в Костромскую волость Солигаличского уезда Костромской губернии.
Правление Костромской волости находилось невдалеке от погоста Верхний Березовец — в усадьбе Билибино. Согласно переписи населения в 1890 году в 114 населенных пунктах и 1149 крестьянских дворах Костромской волости проживали 5827 человек, из них мужчин – 2738, женщин – 3089. В собственности и аренде у крестьян волости находилось 12 629 десятин земли. По данным волостных правлений в 1907 году на территории Костромской волости в 119 населенных пунктах проживали уже 7117 человек, из них мужчин — 3277 , женщин – 3840. В волости были развиты отхожие промышленные промыслы, в которых были задействованы 1952 мужчины, из них трудились на лесозаготовках 775 человек, сельхозработах – 137, малярами — 585, плотниками — 232, печниками – 90.
Богослужения в волости осуществляли четыре церковных прихода: в Воскресенской церкви села Жилино, в Преображенской церкви села Гусево, в Николаевской церкви села Верхний Березовец и Успенской церкви села Нижний Березовец. Оба последних прихода, в основном, располагались вдоль реки Костромы, по её обеим сторонам. В населенных пунктах Костромской волости были сосредоточены пять маслобойных заводов (Астапово, Давыдково, Калинино, Меледино, Трушково), двенадцать кузниц (Бессоново, Воронково, Вьюшково, Вьюшково Груздева, Давыдково, Калинино, Марково, Пензино, Пилигино, Серково, Титово, Цилибино), два кирпичных завода (Верхний Березовец, Ново-Петрово), две ветряные мельницы (Давыдково, Шунино), шесть водяных мельниц (Дятлово, Коротково, Меледино, Оглоблино, Соколово, Трушково) [1].
Согласно исследованиям Белорукова Д.Ф. жители древней волости назывались «березовчанами» и «залешанами», т.е. жившими за лесами. Последнее прозвище объясняется тем, что еще в XIII веке в Солигаличе велась добыча соли, на выпаривание которой, из соляного рассола, требовалось много дров. Окрестные леса были истреблены, и только еще на большем удалении от города в Залесской волости леса сохранились, где и жили «залешане».
Верхний Березовец упоминается в середине XV века. В 1435 году Троице-Сергиев монастырь купил у Ивана Калинина два наволока (покосы на речке) на реке Костроме у Верхнего Березовца. В 1462 году московский великий князь Иван Васильевич дал «по отце своем Василии Васильевиче Троице-Сергиеву монастырю деревни Подкосово, Мичково, Оглоблино».
Летопись сохранила и сведения о нападении татар на эти места. В 1536 году «приходили татаровя и черемисы на Унжу да на Чухлому, да к Галичу, оттуда пошли на Залесье, да два Березовца, а оттуда на Жохов, Турдеево».
Большинство деревень, расположенные рядом с селом Верхний Березовец давно были розданы монастырям, и это было связано с добычей соли в Солигаличе. Монастыри были крупными солепромышленниками, а для обслуживания колодцев и варниц нужны были крепостные крестьяне. В грамотах московского Симонова монастыря в 1533 году сообщается: «Их деревни и пожни в Верхнем Березовце воевали выжгли татары и черемисы». В 1538 году игумен Троице-Сергиева монастыря жаловался царю: «Деревни в Верхнем Березовце казанские татары воевали и иные деревни пожгли и людей в полон повели, а иные люди разбежались розно» [2].
В Верхнем Березовце располагались древняя деревянная Ильинская (Ильи Пророка) церковь, построенная в конце XVIII века и Николаевская (главная) каменная церковь с каменной колокольней, построенная в 1822 году. Кроме того, в приходе Николаевской церкви имелись две деревянные часовни.
Деревянное культурное зодчество 16 – 19 веков Солигаличского уезда всегда вызывало особый интерес у исследователей старины, а отдельные памятники достаточно хорошо известны в истории русской архитектуры. Это уже не существующие деревянные Ильинская церковь села Тутка, ярусная пятиглавая Воскресенская церковь села Старый Георгий, также ярусная, но одноглавая Преображенская церковь села Коровново и другие. Некоторые памятники удалось спасти от разрушения. Так, деревянная церковь Ильи Пророка из села Верхний Березовец в 1970 году была перевезена на территорию Костромского музея деревянного зодчества.
Согласно исследованиям Кудряшова Е.В. деревянная церковь из села Верхний Березовец представляет собой одноглавый ярусный храм с пятигранным алтарным прирубом с востока и с пониженной прямоугольной трапезной с запада. К трапезной примыкало рубленое крыльцо. В обширном подклете здания первоначально размещалась зимняя церковь Покрова, отапливающая печами.
У Ильинской церкви имеется целый ряд архитектурно-художественных особенностей. Одна из них усматривается в специфической рубке стен здания. Будучи рубленными из довольно толстых сосновых бревен (диаметром до 45 сантиметров), соединенных в обло (четверик и трапезная) и в лапу (алтарь и оба восьмерика над четвериком), стены церковного здания не имеют так называемой графической правильности, а объемы, которые формируются этими стенами, «неправильны», «косоугольны», «заваливаются». Таковы, например, косая посадка верхнего восьмерика и венчания здания и разновеликие стены алтарной абсиды при ощутимом наклоне этих стен внутрь помещения.
Другая особенность Ильинской церкви – в системе перекрытия её помещений. Центральное моленное помещение храма, почти квадратное в плане, перекрыто восьмилотковым сомкнутым сводом на тромпах, в чем можно усмотреть влияние каменных ярусных церквей (типа «восьмерик на четверике»), часто строившихся в 18 веке в Солигаличском уезде. Однако не только четверик, но и трапезная и даже алтарь церкви имели оригинальное, искусно выполненное перекрытие, решенное в виде подшивного потолка трапециевидной формы.
Архитектура церкви Ильи Пророка с чертами центричности и компактности в облике этого сооружения характеризует главную отличительную особенность солигаличских деревянных церквей 17-18 веков – их ярусность, в соседних с Солигаличем районах встречалась весьма редко [3].
Дунаев Б.И, в своем исследовании, делает следующее описание Ильинской церкви: «Снаружи церковь построена в форме корабля. Но особенно она интересна внутри, где такая масса резного искусства. Очень искусной работы царские врата иконостасные и проч. Оригинальны полицы для икон. В храме находится деревянное изображение «Спаситель в темнице» [4].
В середине 19 века обе церкви села Верхний Березовец согласно штатному расписанию состояли в четвертом классе. Ильинская церковь имела один престол — в честь св. пророка Ильи, а Николаевская три — в честь Покрова Пресвятой Богородицы (главный), во имя святителя Николая (в правой части) и во имя преподобной мученицы Параскевы (в левой части). В штате церковного причта на казенном жаловании состояли священник, дъячек и пономарь. В тоже время, сверх штата церковь содержала диакона. Священник из казны получал жалование в сумме 108 рублей, дъячек – 36 рублей, пономарь 24 рубля. Церковь имела в собственности земельные наделы площадью 84 дес. 1372 кв. саж, в том числе под лесом 25 десятин. В приходе Николаевской церкви села Верхний Березовец числились 35 селений и 204 двора, в которых проживали 807 мужчин и 1037 женщин. Все селения располагались в радиусе 12 верст от церкви. При церкви имелся план на землю и межевая книга.
В 12 верстах от села Верхний Березовец, ниже по реке Костроме, находилась Успенская церковь села Нижний Березовец, а в 10 верстах, на юг – Воскресенская церковь села Жилино и Преображенская с. Гусево [5].
В 1911 году Николаевская церковь входила в первый Солигаличский благочинный округ. Вокруг церкви имелась каменная ограда, внутри которой – кладбище. Церковь имела те же три престола. Капитал церкви составлял 2261 рублей 45 коп. При церкви был открыт приходской совет. Церковный причт состоял из священника, диакона и псаломщика. Казенное жалование получали священник в сумме 108 рублей и псаломщик — 36 рулей. Диакон получал от дохода по богослужению. Доход от капитала в кредитных билетах составлял 832 рубля. Доход от богослужения священника и других религиозных обрядов приносил в казну церкви сумму в размере 382 рублей, диакона 254, а псаломщика – около 127 рублей. Для жителей причта был построен двухэтажный полукаменный дом. Церковь имела в собственности пашенную землю в размере 12 дес, усадебную 1 дес, лесную 9 дес, сенные покосы 3 дес, под кустарниками, болотами, речками, дорогами числилось 9 дес. У церкви был межевой план на землю.
В 1911 году в 33 селениях прихода проживали 2401 прихожанин (в полтора раза больше, чем в 1863 году), из них мужчин 1136 и женщин 1265. Само село Верхний Березовец было небольшим, в основном здесь проживали служащие церкви и их прислуга. В 1897 году в погосте Верхний Березовец в пяти дворах числилось 20 человек обоего пола, а в 1907 году — 23 человека, их них мужчин – 7, женщин 13.
После революции 1917 года село Верхний Березовец стало входить в состав Оглоблинского сельсовета Костромской волости. В 1920 году в шести дворах села проживали 25 человек (7 мужчин и 18 женщин), а в 1924 году в трех дворах 17 человек (8 мужчин и 9 женщин) [6].
В 1929 году, при упразднении волостей, село Верхний Березовец остается в составе Оглоблинского сельсовета. В то время в шести дворах села проживали 18 человек (4 мужчин и 14 женщин) [7].
Школа грамоты при Николаевской церкви в селе Верхний Березовец была открыта одна из первых в Солигаличском уезде — в конце 50-х начале 60-х годов 19 века в «нарочно устроенном доме». Первым «открывателем» школы был священник Симеон Михайлович Преображенский (род. ок. 1829 года), окончивший в 1852 году Костромскую духовную семинарию. Известно, что уже в 1867-1868 учебном году в школе обучались 20 мальчиков и 2 девочки [8].
17 ноября 1886 году школу грамоты преобразовали в церковно-приходскую школу. Занятия стали вести в церковной сторожке, где учителям и ученикам в неприспособленном для этих целей помещении приходилось испытывать многие неудобства. В тоже время для строительства нового здания школы требовались немалые денежные средства, которые у волости и у церкви не имелись. И тогда священник церкви Владимир Павлович Белоруссов решил прибегнуть к испытанному способу — благотворительности. Однажды он предложил прихожанину – подрядчику из Санкт-Петербурга, имеющему свое хозяйство в д. Подкосово, Михаилу Никитичу Никитину стать попечителем школы. Неожиданно для священника — Никитин согласился, и после того, как его утвердили в Костромской епархии, приобрел для школы новые парты. Вскоре Никитин согласился и на устройство отдельного помещения для школы. К тому времени вышел Закон, согласно которому разрешалось производить отпуск леса из казенных лесных дач на безвозмездной основе. Получив от Костромской казенной палаты разрешение на отпуск 650 штук деревьев, местные крестьяне очень быстро заготовили и подвезли их к месту постройки школы [9].
6 февраля 1900 года в с. Верхний Березовец совершилось скромное торжество – освящение нового здания церковно-приходской школы. После литургии в Никольской церкви многочисленные гости и прихожане крестным ходом направились к школьному зданию. Чин освящения проводил благочинный 1-го Солигаличского округа священник Феодосий Успенский в сослужении уездного наблюдателя священника Иосифа Смирнова и заведующего школой священника Николаевской церкви села Верхний Березовец Владимира Павловича Белоруссова при участии двух диаконов. Под управлением учителя Николая Солдовского пел хор мальчиков и девочек школы. При освящении присутствовали Солигаличский исправник Т.К. Виноградов, становой пристав Н.А. Шипов, попечитель школы М.Н. Никитин, урядник волости и многие прихожане. На церемонии открытия и освящения церкви были провозглашены многолетия и благодарность священникам, учителям, ученикам и, конечно, попечителю школы.
Теперь школа стала размещаться в удобном двухэтажном здании на каменном фундаменте. На верхнем этаже находилась классная комната (11х11 аршин), на нижнем этаже, под классной комнатой, таких же размеров – общежитие для детей отдаленных деревень, через коридор – квартира учителя, рядом помещение для библиотеки. Практически школа была построена на средства попечителя школы, личного почетного гражданина Михаила Никитича Никитина. Кроме того, весь школьный инвентарь, книги и другие предметы необходимые для обучения, также были приобретены М.Н. Никитиным.
В новом школьном здании было просторно и светло, а дети получали знания, испытывая большое удовольствие.
В 1890-1892 учебных годах законоучителем школы был диакон Николаевской церкви Федор Олеандров. В 1890/91 году обучение в школе проходили 24 мальчика и 6 девочек, а в 1891/92 — 8 мальчиков и 2 девочки.
Длительное время, с 1892 по 1917 годы, законоучителем и заведующим школой являлся священник Николаевской церкви Владимир Белоруссов, окончивший в 1892 году Костромскую духовную семинарию. В 1892/93 году в школе обучались 21 мальчик, в 1895/96 — 23 мальчика и 9 девочек, в 1896/97 – 24 мальчика и 4 девочки. С 1895 года в штат школы вводится учитель. Так, в 1895 — 1898 учебных годах учителем школы был Михаил Успенский, окончивший Костромское духовное училище со званием учителя. В 1898 – 1899 – Анна Кузнецова, в 1899 – 1902 — Николай Солдовский, в 1909/1910 учебном году – Алексей Белозеров. Попечителем школы долгие годы (до 1905 года) избирался крестьянин д. Подкосово Михаил Никитин [10].
В 1897 году в центре волостного правления, в усадьбе Билибино, открывается Костромское (Билибинское) одноклассное земское училище. В 1905 году это училище преобразуют в двухклассное земское училище Министерства народного просвещения. Попечителем училища со дня его основания и до 1917 года, становится зажиточный крестьянин Мирон Ефимович Ефимов. В 1897 – 1905 годах законоучителем одноклассного училища являлся Владимир Белоруссов, учителями работают Иван Васильевич Одинцов (до 1904 года) и Иван Андреевич Румянцев (1904/1905). Владимир Белоруссов, после реорганизации училища в двухклассное, продолжал здесь преподавать Закон Божий, вплоть до 1917 года. С 1905 по 1909 годы заведующим училища был Иван Андреевич Румянцев, с 1909 по 1917 годы — Д.П. Ипатов. В 1905 — 1910 годы обучение детей проводит учитель Николай Петрович Соколов, в 1910 — 1911 году — Н.А. Брюсов, в 1911 — 1914 годах – Петр Захарович Матвеев, в 1915 — 1916 году — Екатерина Петровна Матвеева.
В 1904 году в приходе Николаевской церкви погоста Верхний Березовец в деревне Оглоблино открывается ещё одно учебное заведение – Оглоблинское одноклассное земское училище. И здесь законоучителем был назначен В.П. Белоруссов (до 1917 года). Попечителем училища становится М.Н. Никитин (до 1911 года), а затем А.А. Апушкин (до 1916 года). Учителями трудятся Николай Павлович Успенский (до 1916 года) и В.А. Костылева [11].
В Костромской волости, кроме учебных заведений, которые указаны выше, к 1917 году функционировали ещё пять одноклассных церковно-приходских школ и восемь одноклассных земских училищ.
Одноклассные церковно-приходские школы:
- Жилинская, при Воскресенской церкви с. Жилино. Открыта священником Павлом Успенским 1 ноября 1862 года;
- Нижнеберезовецкая при Успенской церкви с. Нижний Березовец. Открыта школа грамоты 17 октября 1892 года. В 1892 году законоучитель священник Иоанн Альбов, учитель диакон Алексей Островский;
- Гусевская, при Преображенской церкви с. Гусева. Открыта 12 октября 1895 года. В 1895 году попечитель школы потомственный почетный гражданин Александр Платонович Шорохов, заведующий, учитель и законоучитель священник Владимир Крестовоздвиженский;
- Костинская, в д. Костино, приход Верхнего Березовца, открыта 1893 году в доме учителя. Заведующий священник Владимир Белоруссов, учитель крестьянин Сергий Прохоров (существовала 2-3 года);
- Ескинская, в д. Ескино, приход Нижнего Березовца. Заведующий священник Иоанн Альбов, учитель крестьянская дева Марфа Михайлова, окончившая курс в церковно-приходской школе (существовала 2-3 года).
Одноклассные земские училища:
- Ивашевское (д. Ивашево) – законоучитель свящ. Ал. Городков, учит. С.С. Суворова, Н.П. Троянова, Л.Г. Альтовская;
- Климотинское (д. Климотино) – законоучитель свящ. Ал. Костылев, учит. М.С. Суворова; (откр. в 1911г.);
- Пензинское (д. Пензино) – законоучитель, свящ. Алексей Городков, учит. А.А. Мартынов, В.М. Дроздов;
- Петряевское (д. Петряево)– законоучит. свящ. Александр Летунов и учит. Л.А. Прокошева;
- Преснухинское (д. Волково) – законоучитель свящ. П. Преображенский, учит. Н.И. Благовещенская, А.В. Марина, З.И. Янчуковская; (откр. в 1910г.);
- Фаддеевское (д. Городищево)– законоуч. свящ. А. Кротков, учит. Л.И. Овчинникова, П.И. Зуева, Е.В. Скрипкина;
- Костинское в д. Костино;
- Синяковское в д. Синяков [12].
Священнослужители Николаевской церкви села Верхний Березовец.
1813 год:
иерей Петр Касторский – 54 года
диакон Яков Абросимов – 45 лет
дъячек Федор Яковлев – 18 лет
пономарь Герасимов – 25 лет
1840 год:
священник Григорий Клементьев – 66 лет
диакон Яков Абросимов — 68 лет
дьячек Федор Яковлев – 44 года
пономарь – Герасимов – 55 лет [13].
1853 — 1871 год:
священник Преображенский Симеон Михайлович
диакон Олеандров Федор Иванович [14].
1879 год:
священник Преображенский Симеон Михайлович – 50 лет, с 30 августа 1853 года
диакон Олеандров Федор Иоаннович– 32 года, с 27 ноября 1867 года
1890 год:
священник Преображенский Симеон Михайлович (скончался 30 сентября 1899года)
диакон Олеандров Федор Иоаннович
псаломщик Островский Лев Игнатьевич
1900 год:
священник Белоруссов Владимир Павлович
диакон Олеандров Федор Иоаннович
псаломщик Островский Лев Игнатьевич (умер 20 октября 1900 года)
1910 год:
священник Белоруссов Владимир Павлович
заштатный диакон Олеандров Федор Иоаннович
псаломщик Богоявленский Павел Александрович
1911 год:
священник Белоруссов Владимир Павлович
диакон Иорданский Федор Николаевич
псаломщик Богоявленский Павел Александрович
1917 год:
священник Белоруссов Владимир Павлович
диакон Иорданский Федор Николаевич
До 1929 года:
священник Федор Николаевич Иорданский [15].
Следует отдельно сказать о священнике В.П. Белоруссове. Священник Николаевской церкви погоста Верхний Березовец Владимир Павлович Белоруссов, был родом из села Гусево Солигаличского уезда. Происходил он из духовного сословия. В конце 80-х гг. XIX века Владимир сначала окончил Солигаличское духовное училище, а затем, в 1892 году Костромскую духовную семинарию. По окончании семинарии был рукоположен в священники в Николаевскую церковь села Верхний Березовец, в которой прослужил вплоть до середины 20-х годов XX века. Владимир Павлович был двоюродным братом Михаила Петровича Белоруссова — священника Преображенской церкви г. Солигалича с 1887 года. Длительное время, вплоть до 1917 года Владимир Белоруссов проводил большую просветительскую деятельность, был законоучителем Верхнеберезовецкой церковно-приходской школы, Билибинского двухклассного земского училища, Оглоблинского одноклассного земского училища.
В 1929 году, как и многие священники того времени, Владимир Павлович Белоруссов был репрессирован. Его арестовали 15 июля 1929 года, обвинив по статье УК 58-10 в антисоветской агитации. Решением суда от 23 ноября 1929 года Владимира Павловича выслали в Северный край. В мае 1992 года В.П. Белоруссов был реабилитирован.
Вместе с ним в те годы были репрессированы и другие священнослужители, имеющие отношение к Николаевскому приходу села Верхний Березовец:
- Олеандров Иван Федорович, родился в 1870 году в селе Верхний Березовец;
- Моряков Сергей Прокопьевич, родился в 1898 году в деревне Пензино;
- Ангелина (Борисова Александра Владимировна), монахиня, родилась в 1887 году в деревне Красниково;
- Борисов Павел Владимирович, родился в 1906 году д. Красниково;
- Островский Николай Львович, родился в 1871 году в с. Верхний Березовец;
- Иорданский Федор Николаевич, родился в 1882 году в с. Кабаново Галичского уезда и до 1929 года был священником Николаевской церкви с. Верхний Березовец [16].
От Редакции:
Сегодня, Николаевская (Никольская) церковь Верхнего Березовца, восстанавливается, и в храме регулярно проводятся богослужения. Много здесь сделано стараниями местного предпринимателя А.В.Королькова. Который также прилагает немало сил для восстановления памяти о подвижнице монахини Ангелины (1886-1924), подвизавшейся в лесах недалеко от села (читайте материалы нашего сайта). Некоторое время назад, Корольковым была поставлена часовня на месте подвигов монахини, заново устроена ее могила у стен храма и памятный крест. В день преставления м.Ангелины 17 июня, ежегодно в Верхнем Березовце собираются люди и устраивается памятный концерт в честь любимой всеми подвижницы.
Примечания.
[1]. Список населенных мест Костромской губернии (по сведениям 1907 года). Кострома 1913.
[2]. Белоруков Д. Ф. Деревни, села и города костромского края: материалы для истории. – 2000. — С. 393-395
[3]. Е.В. Кудряшов. Ленинград. 1987. С.135 – 136.
[4]. Дунаев Б.И. Русское искусство в памятниках северо-востока. М. 1909
[5]. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. Составитель протоиерей Иоанн Беляев. С.Пб.- 1863
[6]. Список населенных мест по Костромской губернии. Вып. 6. Солигаличский уезл. К.1926
[7]. Список населенных мест по Костромской губернии. К.1929
[8]. Памятная книга для Костромской епархии. К., 1868. с. – 90 – 93.
[9]. КЕВ. — №10. — С. 282-286
[10]. Отчеты Костромского епархиального училищного совета о состоянии церковных школ и школ грамоты Костромской епархии; Костромской календарь на 1899 год. К., 1898; Справочная книжка Костромской губернии на 1910 год. К., 1910
[11]. Краткие исторические сведения о приходских церквях Костромской епархии. Справочная книжка. Кострома. 1911 г.
[12]. Народные училища Костромской губернии. Отчеты дирекции за 1912 – 1916 годы. Отчеты Солигаличской уездной земской управы за 1905 – 1915 годы
[13]. ГАКО.- ф.26.- оп. 1.- д. 191 к.1в. л.л. 5,6,13; ГАКО.- ф.26.- кор. 16в.- оп. 1.- д.377 л.л. 2-3об.
[14]. Алфавитный список священников и диаконов Костромской епархии с показанием церквей, при которых каждый из них состоит на службе. К., 1871
[15]. Брезгина Г. В. Алфавитный список священно-церковнослужителей Костромской епархии по состоянию на 1890 г. Кострома, 2009. Т. 1. Алфавитный примерный список священно-церковнослужителей Костромской епархии по состоянию на 1900 г. Кострома, 2009. Т. 2. Алфавитный список священно-церковнослужителей Костромской епархии по состоянию на 1910 г. Кострома, 2010. Т. 3. Алфавитный примерный список священно-церковнослужителей Костромской епархии по состоянию на 1917 г. Кострома, 2010. Т. 4.
[16]. Книга памяти жертв политических репрессий Костромской области (репрессированные),-2007. За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918-1951гг.). Биографический справочник. /Составитель: С.В. Суворова. Архангельск, 2006.