Прот. Димитрий Климов. ГРАДУС АГРЕССИИ ЗАШКАЛИВАЕТ
Беседа с протоиереем Димитрием Климовым (г.Калач-на-Дону, Волгоградская область) на сайте «Православный мир». Публикуется с сокращениями. Полностью текст здесь…
Смотрите также на нашем сайте видео выступление священника о мире.
Беседовал Сергей Новицкий.
– Отец Димитрий, в одном из недавних международных рейтингов Россию поместили в лидеры по степени агрессии в обществе. В противовес «миролюбивым» Австралии, Новой Зеландии. Как вы считаете, в нашем обществе действительно постоянно растет градус внутренней агрессии, нетерпимости к оппонентам, носителям других ценностей? И что с этим делать?
– Это, несомненно, так. Градус агрессии зашкаливает. Проявляется это не только в политической жизни, но и в повседневных отношениях людей, и в семьях. /…/
Странно, почему нет в эфире программ, которые бы часами объясняли и разъясняли, как важно любить и прощать, но передач, объясняющих, как важно ненавидеть и указывающих, кого именно на данном историческом этапе, множество. Агрессивность и неприязнь стали лозунгом, объединяющим людей. Так неоднократно было в истории. Все эти объединения по историческим меркам просуществовали недолго.
Христос дает нам принципиально иной метод взаимодействия – любовь. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Удивительно, как может человек, считающий себя христианином, не замечать этих слов! Как может страна, в которой проживает наибольшее в мире число православных христиан, быть среди первых в мире по абортам, разводам, пьянству, детской преступности и беспризорности, коррупции, а теперь еще и агрессии! Видимо, вера совсем перестала определять жизнь.
А может быть, здесь не видят противоречия и считают, что всё это можно оправдать с позиций веры. Так может думать человек, никогда не державший в руках Евангелия и считающий, что православный – это некий бородач на байке с хоругвью наперевес, готовый по первому сигналу из центра сокрушать инакомыслящих по правой и левой щеке, осенив себя перед этим крестным знамением. /…/
– Вы запомнились многим своим выступлением полгода назад на окружном казачьем круге в Калаче-на-Дону, где сейчас проживаете. Говорили о патриотизме, об угрозе превратного, выхолощенного толкования этого понятия. В чем, на ваш взгляд, здесь состоит главная проблема?
– Главная проблема в том, что современный патриотизм культивируется не на любви к своей культуре, не на знании своей истории, не на желании принести пользу Родине своим честным и квалифицированным трудом, а всего лишь на ксенофобии и неприязненности к другим странам и народам. Это патриотизм гнилой и трухлявый.
Настоящий патриотизм русского человека мог бы проявляться в том, чтобы сохранять один из главных культурообразующих компонентов – язык. Народ, давший миру Пушкина, Блока, Цветаеву, Пастернака, Бродского, как миазмами пропитывает всю страну матом! Где русский патриотизм, если никто не говорит на русском языке?
Настоящий патриотизм мог бы проявляться в том, чтобы знать свою историю по-настоящему. Это значит – не только в фанфарном мажоре побед и достижений, но и в миноре ошибок и поражений. Именно это главная цель истории – показать ошибки и тем самым предостеречь от них в будущем. Вместо этого вырабатывается целый ряд исторических мифологем, мешающих тем, кто их усваивает, делать объективные выводы исторических законов и анализировать современные политические процессы, которые очень скоро тоже станут историей. Поэтому каждое поколение живет как с чистого листа, без учета прошлого.
Настоящий патриотизм мог бы проявляться в том, чтобы сохранять от разводов семьи и наполнять их тем количеством детей, которое предусмотрел Бог, а не врач-гинеколог. Я, честно говоря, устал приводить эту убийственную статистику, но так проще и короче. На 100 родов 100 абортов! На 100 браков 100 разводов! Где патриотизм? Где забота о будущем страны..? /…/
– Должен ли современный священнослужитель касаться в своих проповедях злободневных политических, экономических тем? Говорить с прихожанами о кризисе, о политическом мироустройстве, толковать резонансные события вроде боевых действий в Сирии, в соседней Украине?
– На протяжении двухтысячелетней истории сосуществования Церкви и различных государств отношения Церкви и этих государств строились очень по-разному. Но не бывало такого, чтобы государство открывало для Церкви все сферы своей жизни. Так или иначе любая власть хочет использовать некоторые аспекты церковной жизни, но не хочет, чтобы Церковь влияла на нее.
Государство всегда пыталось посадить Церковь в клетку, только иногда эта клетка была золотая, а иногда ржаво-железная. Власть не понимает природы Церкви, и это извинительно, гораздо хуже, когда сами христиане не понимают принципиального отличия неотмирного Царства Христова от царства мира сего. Утопическая идея сращивания государственной и церковной власти владеет сейчас умами многих христиан. Неужели непонятно, что если бы такая модель была возможна, Христос родился бы не нищим и бездомным проповедником, а царем.
Это всё я говорю к тому, что государство всегда отводило для Церкви определенное гетто, за пределы которого высовывать нос нельзя. Вот и сейчас ограничивается круг вопросов, по которым рассуждать можно, а дальше не суйся. Откроем Новый Завет. Много ли существует тем, не затронутых или самим Христом, или апостолами? Я таковых не нашел. И политика, и культура, и нравственность, и семья, и многое другое.
Так что дело не в темах, а в том, как эти темы раскрываются. И уже непосредственно отвечая на ваш вопрос, скажу, что верующему человеку, в том числе и священнику, можно касаться любых вопросов, тем более злободневных, тревожащих его паству. Главное, чтобы это было не только и не столько его мнение, а мнение, основанное на христианских заповедях и евангельском благовестии. И это сейчас большой дефицит.
Многие высказываются с позиций науки, дипломатии, культуры, политической конъюнктуры, исторического детерминизма, почему бы не спросить мнения Христа? Хотя в этом большой соблазн для священника и важно понять, когда политиканство подменяет служение Богу и людям, и не допустить такой подмены.