Подготовка к Таинству Крещения.

Крещение, Солигалич, Таинства, храм,Катехизация: ПОДГОТОВКА К ТАИНСТВУ КРЕЩЕНИЯ

 

 

ЦЕЛЬ КРЕЩЕНИЯ

Многие из приходящих ко святому Крещению не отдают себе отчета в важности этого шага, в его смысле и значении.
— Для чего Вы хотите креститься? Для какой цели мы крестим детей? Редко можно услышать правильные ответы…

Крещение есть важнейшее событие в жизни человека. Крещение открывает единственный путь ко спасению, к вечной жизни, подает великие дары, и вместе с тем, налагает великую ответственность на человека за жизнь и душу дарованную Творцом. Человек, принявший Таинство Крещения вне этих целей (напр.: по обычаю или суеверию), и не ставший полноценным членом Церкви, уподобляется зерну без корня, увядшему на солнце (Мр. 4,5).

Спаситель сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк. 16:16). Таким образом, надо сначала ВЕРОВАТЬ, а потом креститься. Не в Крещении искать веру (тем более, исполнение обычая), а ко Крещению приступать с верой.

Цель Крещения должна быть одна: соединение с Богом, получение благодати Его, желание спасения и жизни Вечной. Не следует в нем искать здоровья, ума, или личных благ. Это – второстепенное. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6:33) — сказал нам Христос.

Крещение есть обещание Богу доброй совести, и вера во спасение воскресением Иисуса Христа (1Пет. 3:21). Православная Церковь допускает крещение младенцев по вере их родителей и восприемников с условием, что и те, и другие обязуются воспитывать крещаемого в православной вере и руководить им в истинно христианской жизни.

Для новокрещёного, день крещения — большой праздник, который желательно отмечать ежегодно. В этот день нужно усердно помолиться и причаститься. При наречении имени особым покровителем человека становится святой с этим именем.

Обязанность христианина с этого дня – вести жизнь христианскую. Нужно ходить в храм, молиться во время богослужения, и молиться дома, необходимо читать Евангелие (постарайтесь создать духовную библиотеку, в которую войдут Православный молитвослов, Псалтырь и другие книги). Старайтесь чаще принимать таинства Исповеди и Причастия.

Итак, перед Крещением необходимо изучение истин святой веры, чтение Евангелия. Христос заповедал апостолам: «Идите, научите все народи, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19).

 

О БОГЕ И ЕГО ТВОРЕНИИ. Краткое изложение.

Бог – начало и причина всего существующего. Бог непостижим, невидим, несоздан, вечен. Бог – Отец, Бог – Сын и Бог – Дух Святой. Однако, не три Бога, а Один Бог. Законы арифметики и математики к Творцу законов – Богу – неприменимы. Творец Отец, Творец Сын, Творец Святой Дух, но не три Творца, а Один Творец. Бог называется также Троицей.
Среди нашего материального мира много невидимого. Невидим воздух, невидим звук, электрический заряд и так далее. Все вышеперечисленное обнаруживается и познается физическими или химическими средствами и относится нами к миру видимому.

Но, кроме него, есть иной мир, мир невидимый. Его Господь Бог создал прежде видимого мира. Это мир духов, или мир Ангелов. Человек никакими физическими средствами, никаким способам принципиально не может обнаружить существование духа. Но тем не менее, они могут быть видимы человеком по особому Божиему промышлению. Духи воздействуют на человека, наводя на него те или иные мысли, которые человек может принять или отвергнуть.

Человек создан Богом после всего, как венец творения. Человек по своей природе должен был объединить видимый и невидимый мир. По своим физиологическим отправлениям, по устройству тела – он не отличается от животных. Но по уму он в корне или качественно отличается от них. Он создан со свободной волей, так же как и Ангелы.

Господь при творении человека вдохнул в него дыхание жизни, то есть благодать Своего Святого Духа. Человек создан был для того, чтобы жить с Богом и в Боге, чтоб постоянно находиться с Ним в общении, в вечном блаженстве, довольстве и радости. Человек даже не мог испытывать усталости, недомогания, печали, голода, холода, зноя, старости или чего-либо подобного. Все это, вместе взятое, называется тлением.

Бог создал человека со свободной волей, но человек добровольно отпал от Бога, нарушив ее. Он мог нарушать ее, мог и не нарушить. Подобным этому является и наше теперешнее состояние в том смысле, что каждый из нас может спастись и каждый может погибнуть, если отвергнет руку спасения, которую дает ему Бог.

Человек, созданный для Бога, чтоб жить с Богом и в Боге, стал жилищем страстей и всякой нечистоты. Не только растлилась физическая природа человека, сделавшись тленной, подверженной болезням, недомоганию, усталости, старости, но и нравственная его природа. Все сделалось тленным, все живущее – смертным. Голод, засухи, лесные пожары, наводнения, борьба за существование, пожирание слабых сильными – вот проявление тления в природе. Хочет человек сделать доброе и не может, часто поступает наоборот. Человек стал рабом страстей, и теперь уже не чувствует Бога так, как чувствовал Его Адам до грехопадения. Человек может только стремиться к Богу, искать вновь соединения с Ним и желать опять возобновить утраченный союз.

Восстановление человека и твари

Когда человек, изгнанный из рая, сделавшись тленным, лишившись общения с Богом, познал свое жалкое состояние, он стал плакать и просить у Бога прощения. Господь обещал послать Сына Своего, Который должен прийти в мир и спасти его от греха, проклятия, тленна я смерти.

И вот Бог – невидимый, непостижимый, неограниченный, бестелесный – воплотился, сделался ради нас человеком; принял на себя нашу человеческую природу. Сделался, как и мы, с душою и телом человеческим, но без греха. Сделался человеком, не переставал быть Богом. Человеческая природа не растворилась, не смешалась с Божеством, но и Божество Его не потерпело ущерба или умаления от Его вочеловечения.

Пришел на землю Господь Иисус Христос, родившись от Пресвятой Девы Марии.

 

ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ

Во время Таинства Крещения крещаемый (или восприемник) должен ответить на вопрос священника, отрекается ли он от сатаны и сочетается ли со Христом, а также читает Символ веры — краткий текст-молитву, излагающий основные догматы Церкви, объявляя тем самым о своей убежденности. Конечно, свои слова он должен произносить осознанно и с полным их пониманием.

По благословению правящего архиерея в приходах Православной церкви проводятся огласительные (обучающие) беседы для крещаемых старше 12 лет, и в случае необходимости — для восприемников. 

Требования к приходящим к Таинству Крещения:

Крещаемым (после 12 лет) необходимо:
• знание молитвы «Отче наш»;
• понимание смысла Символа Веры и умение грамотно прочитать его в Таинстве Крещения;
• знание сути десяти Божиих заповедей.

После выполнения данных требований по согласованию с катехизатором можно назначить дату Крещения, и затем обращаться в церковную лавку для записи в Журнал крещений. Внесение пожертвования за проведение Таинства происходит непосредственно в день крещения.

Крещение, как и другие таинства, велико и свято. К нему нужно подходить с величайшим трепетом и благоговением. Желательно в течение 2-3 дней соблюдать пост, живущим в браке накануне ночью воздержаться от супружеских отношений.

Таинство Крещения в нашем храме проходит

ПО СУББОТАМ В 10.30,

или в будние дни по договоренности со священником.

 

НА ТАИНСТВЕ КРЕЩЕНИЯ

Заранее подготовьте всё необходимое для Крещения: нательный крестик, веревочку (цепочку), чистое полотенце, которое не следует потом использовать в хозяйстве. Специальную крестильную рубашку иметь не обязательно.

Все присутствующие на Таинстве Крещения должны быть опрятно одеты и иметь на себе нательный крест. Женщинам необходимо нести на голове платок, быть скромными в использовании косметики (губная помада недопустима).
Выбирая день для своего крещения, женщина должна быть внимательна: он не может приходиться на период месячного очищения.

Церковь предписывает женщине по истечении сорока дней после рождения младенца, принять от священника особую очистительную молитву. Обычно, эта молитва читается в конце чина Крещения ее детей, и до принятия этой молитвы, матери не следует участвовать в Таинствах (исповедь, причастие, венчание и т.д.).

Новокрещенным желательно в ближайшее время исповедоваться и причаститься за Литургией. Дети исповедуются начиная с 7-ми летнего возраста.

Таинство Крещения состоит из следующих обрядовых действий:

Молитва на наречение имени. Если имя крещаемого отсутствует в Православном месяцеслове, то священник обычно переводит его в церковно-славянскую форму и крестит под новым именем, которое указывается в Свидетельстве о крещении. (Например: Жанна — Иоанна; Светлана — Фотина, Фотиния; Аким — Иоаким.) В случае, когда установить подобное соответствие нельзя (например, Эдуард, Эльвира, Карл), священник рекомендует родителям, или самому крещаемому, выбрать православное имя (лучше близкое по звучанию), которое впредь будет его церковным именем. Именно это имя следует называть, подходя ко Причастию или в молитвах.

Оглашение. В это время читаются специальные молитвы на отгнание злых духов и отречение от сатаны.

Таинство крещения. (Собственно крещение). Священник помазывает крещаемого елеем. Это знак укрепляющего действия благодати Божией на душу крещаемого, и освящение мысли, желания и действия человека, вступающего в духовный завет с Богом.

Самое погружение. Это наиболее важный момент крещения.

Таинство миропомазания. Священник помазывает крещаемого святым миром — особенным благовонным маслом. Как таинство, оно происходит один раз в жизни человека.

Хождение вокруг купели. Как образ вечности.

Чтение Апостола и Евангелия. Каждый присутствующий при этом должен стоять тихо, с наклонённой головой.

Омовение и пострижение волос. Пострижением, новокрещенный выражает свою готовность принести себя в жертву Богу, предавая себя на служение Ему.

Воцерковление. Крещаемых мужского пола, священник вводит в Алтарь и обводит вокруг Престола. Крещаемым женского пола, священник дает приложится к иконе у Царских Врат. С этим обрядом новокрещённый видимым образом вводится в Церковь Христову, и в Божий храм.

 

СИМВОЛ ВЕРЫ

1. Ве́рую во еди́ного Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым.
2. И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век; Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, Имже вся бы́ша.
3. Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы, и вочелове́чшася.
4. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша и погребе́нна.
5. И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием.
6. И восше́дшаго на небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца.
7. И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́.
8. И в Ду́ха Свята́го, Го́спода Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щаго, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки.
9. Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Церковь.
10. Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в.
11-12. Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых, и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь.
МОЛИТВА ОТЧЕ НАШ
О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго. А́минь.

Напоминание:
Символ веры во время таинства Крещения читают крещаемые, или крестные родители. Молитва Господня, «Отче наш» — главная молитва христиан. Необходимо знать ее наизусть.
По правилам, молитвы на церковно-славянском языке читаются, как они написаны — с соблюдением их окончаний слов и ударений. Буквы «ё» в этом языке не существует.
Перед произнесением 1,2 и 8-го члена Символа веры, по обычаю, накладывают на себя крестное знамение.

 

КРАТКОЕ ПОЯСНЕНИЕ СИМВОЛА ВЕРЫ

«…будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ…» (1 Пет.3:15)

1-й член Символа веры изъясняет, что Бог Отец является Вседержителем и Творцом всего сущего во вселенной: видимого и невидимого нами, духовного и материального, неодушевленного и всего, имеющего многообразные формы жизни.
В 6-ти следующих членах Символ веры (со 2-го по 7-й), говорится о Господе Иисусе Христе Сыне Божием. Иисус Христос — Сын Божий, рожденный прежде сотворения всего сущего, единосущен Богу Отцу, участвовал с Ним в творении вселенной. Для спасения рода человеческого от первородного греха, духовного рабства, впадшего в грех человека, Сын Божий сходит с небес и воплощается в образ человека от Духа Святого и Девы Марии, став Богочеловеком. Во время Своей жизни во плоти Христос нес служение Пророка, Первосвященника и Господа.
8-й член Символа веры говорит о том, что Бог Дух Святой единосущен Богу Отцу и Богу Сыну и совместно участвовал в творении вселенной, всему давая жизнь. Катехизис разъясняет, что Бог Дух Святой исходит от Отца на всех уверовавших во Христа. Будучи по достоинству равным Богу Отцу, Он достоин равного поклонения с Отцом и Сыном. В день Пятидесятницы Дух Святой сошел на апостолов и учеников Христовых, чтобы быть для них Наставником и Утешителем, утверждать их на пути следования за Христом. Церковь Христова есть храм Духа Святого.
9-й член Символа веры изъясняется следующим образом. Церковь является обществом верующих во Христа, соединенных единством веры, учения, священноначалия и благодатию церковных таинств. Главой Церкви является Христос, от Которого она получает жизненную силу и благодать. Церковь включает в себя верующих, еще живущих на земле, и всех, окончивших земной путь в истинной вере и святости. Истинная Церковь является католической (Вселенской), так как она не ограничивается пределами государств или автокефалий отдельных церквей.
10-й член Символа веры говорит о таинстве крещения. Таинством называется богослужение, в котором невидимым образом («тайно») подается человеку благодать Святого Духа. Существует семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние (исповедь), причащение, брак, священство и елеосвящение. В Символе веры упомянуто только о крещении, потому что оно является первым таинством, которое открывает человеку доступ к прочим таинствам Церкви.
11-й член Символа веры говорит о всеобщем воскресении мертвых. Воскресение мертвых, которого мы «чаем», то есть ожидаем, произойдет при втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа. По Его Божественному слову души всех умерших вернутся в их восстановленные тела, и все люди восстанут живыми.
12-й, последний член Символа веры говорит о будущей вечной жизни, которая настанет после всеобщего воскресения мертвых, обновления мира и всеобщего суда Христова. Для праведных людей вечная жизнь будет настолько радостна и блаженна, что в настоящем состоянии мы не можем ее даже представить или изобразить. Апостол Павел говорит: «Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9).

 

О МОЛИТВЕ ГОСПОДНЕЙ «ОТЧЕ НАШ»
(Протопресв. Александр Шмеман)

«Отче наш, иже еси на небесех! Да святится имя Твое» — это значит, что моя жизнь отнесена к высшему и Божественному, абсолютному бытию, и только в этой отнесенности находит свой смысл, свой свет, свое направление.
«Да приидет Царствие Твое» — это значит, что моя жизнь предназначена к тому, чтобы наполниться этим Царством добра, любви и радости, чтобы в нее вошла, ее просветила сила Царства, открытого и дарованного людям Богом.
«Да будет воля Твоя, якоже на небеси и на земли» — чтобы этой благой волей мерил и судил я свою жизнь, чтобы в ней находил непреложный нравственный закон, чтобы перед ним смирял свое своеволие, свой эгоизм, свои страсти, свое безумие.
«Хлеб наш насущный даждь нам днесь» — чтобы получал я всю свою жизнь, все ее радости — но и все ее горе, красоту — но и страдание, как дар, из руки Божией, с благодарностью и трепетом, чтобы жил я только насущным — главным и высоким, а не тем, на что мелочно разменивается бесценный дар жизни.
«И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим» — чтобы был во мне всегда этот дух прощения, это стремление все существование построить на любви, чтобы все недостатки, все долги, все грехи моей жизни покрывались светлым прощением Божиим.
«И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго» — чтобы умел я с помощью Божией и отдаваясь этой таинственной и светлой воле побеждать всякое искушение, и прежде всего главное, самое страшное из них — ослепление, не позволяющее, не дающее в мире и жизни видеть присутствие Божие, отвергающее жизнь от Бога и делающее ее слепой и злой; чтобы не поддался я силе и очарованию злого человека, чтобы не было во мне двусмыслицы и лукавства зла, всегда прикрывающегося добром, всегда принимающего образ ангела света.
И молитва Господня заканчивается и увенчивается торжественным славословием: «Яко Твое есть Царство и сила и слава во веки» (Мф. 6:13) — три ключевых слова и понятия Библии, три главных символа христианской веры. Царство — «приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17), «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21), «Да приидет Царствие Твое», — приблизилось, пришло, открылось — как? — в жизни, в словах, в учении, в смерти и, наконец, в воскресении Иисуса Христа, в этой жизни, наполненной таким светом и такой силой, в этих словах, ведущих нас так высоко, в этом учении, отвечающем на все наши вопросы, и, наконец, в этом конце, с которого все снова началось и который стал сам началом новой жизни.

 

КРАТКОЕ ПОЯСНЕНИЕ ДЕСЯТИ ЗАПОВЕДЕЙ БОЖИИХ

1. “Я — Господь Бог твой, пусть не будет у тебя других Богов, кроме Меня.” Этой заповедью Господь Бог указывает человеку на Самого Себя, как на Источник всех благ и как на Руководителя всех поступков человека. Следуя этой первой заповеди, человек должен стараться познавать Бога и свои поступки направлять к славе Его имени.
2. “Не делай себе кумира и ни какого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им.” Этой заповедью Господь запрещает человеку создавать себе кумиров — вещественных или воображаемых — служить им, преклоняться перед ними и воздавать какие-либо почести.
3. “Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.” Этой заповедью запрещается неблагоговейное употребление имени Божия, например: в пустых разговорах и шутках. Грехами против третьей заповеди являются: божба, т.е. легкомысленное употребление клятвы, богохульство, кощунство, нарушение обетов, данных Богу, клятвопреступление и призвание Бога во свидетели в пустых житейских делах.
4. “Помни день субботний, чтобы проводить его свято: шесть дней работай и делай в продолжении их все дела твои, а день седьмой — день покоя (суббота) посвящай Господу Богу твоему.” Этой заповедью Господь Бог велит трудиться в течение шести дней и заниматься нужными делами, к каким кто призван, а седьмой день посвящать на служение Ему и на святые дела. К угодным Ему делам относятся: забота о спасении своей души, молитва в храме Божием и дома, изучение Слова Божия, просвещение ума и сердца полезными религиозными знаниями, благочестивые религиозные беседы, помощь бедным, посещение больных и заключенных в темнице, утешение скорбящих и другие дела милосердия.
5. “Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.” Почитать родителей значит: уважать их авторитет, любить их, ни при каких обстоятельствах не сметь оскорблять их словами или поступками, повиноваться им, помогать им в трудах, заботиться о них, когда они находятся в нужде, а особенно во время их болезни и старости, также молиться за них Богу, как при жизни их, так и по смерти. Неуважение родителей есть великий грех.
6. “Не убивай.” Этой заповедью Господь Бог запрещает отнятие жизни — у других людей или у самого себя. Жизнь есть величайший дар Божий, и только Бог назначает пределы земной жизни человека.
7. “Не прелюбодействуй.” Этой заповедью Господь Бог велит мужу и жене хранить взаимную верность, неженатым же быть целомудренными — чистыми в делах, словах, мыслях и желаниях. Чтобы не грешить против седьмой заповеди, надо избегать всего, что возбуждает нечистые чувства. Объясняя седьмую заповедь в Нагорной проповеди, Господь говорит: “Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.”
8. “Не кради.” Здесь Господь Бог запрещает присвоение того, что принадлежит другим. Виды кражи разнообразны: воровство, грабительство, святотатство (присвоение священных предметов или небрежное обращение с ними), взяточничество, тунеядство (когда получают плату за работу, которую не исполняют), лихоимство (когда берут с нуждающихся большие деньги, пользуясь их бедой) и всякое присвоение чужой собственности путем обмана. Является воровством, когда человек уклоняется от платежа долга, утаивает найденное, обмеривает и обвешивает при продаже, удерживает плату работника и т.д.
9. “Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.” Этой заповедью Господь Бог запрещает всякую ложь, как например: ложные показания на суде, доносы, наговоры, сплетни, злословие и клевету.
10. “Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его… ни всего того, что принадлежит ближнему твоему.” Этой заповедью Господь учит нас воздерживаться от зависти и от нечистых желаний. В то время, как предыдущие заповеди говорили преимущественно о поведении человека, эта последняя заповедь обращает наше внимание на то, что происходит внутри нас: на наши мысли, чувства и желания. Всякий грех начинается с нехорошей мысли. Поэтому, чтобы успешно бороться с соблазнами, надо научиться пресекать их в самом зародыше — в мыслях.

Подготовка к Таинству Крещения.: 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.