Читая проповеди: «ГЛОБАЛЬНАЯ ЕРЕСЬ ЧЕЛОВЕКОПОКЛОННИЧЕСТВА»
События последнего времени в нашей стране, совершенно не дают человеку, помнящему тотальную советскую пропаганду, верить информации государственных СМИ. Точно так, события в нашей Церкви, или, например, глубокий резонанс православной общественности по поводу Гаванской встречи Патриарха и папы Римского, понуждает верующих, пристальней всматриваться и вслушиваться в происходящее в церковном мире. Это и необходимо и неизбежно. Ищущий спасения живет «по гамбургскому счету», он куплен «дорогой ценой» и поиск Истины – дело его жизни или смерти.
«Глобальная ересь человекопоклонничества». Так, святейший патриарх Кирилл определил в своей проповеди в неделю торжества Православия 21 марта с.г. Патриарх в частности, говорил о революционном изгнании Бога из человеческой жизни, о «дехристианизации» современной цивилизации Запада; иными словами — о подмене закона Божия, законом о правах человека..
Проповедь Патриарха, безусловно отвечает «вызовам времени», если смотреть на нее под правильным, «православным» углом. Но с позиции мира сего, для которого она скорее и предназначалась – это слово не могло быть понято. И мир, обрушился на Патриарха с критикой. Странно было рассчитывать на иное.
По недостатку образования или духовного опыта мы лучше видим лежащее на поверхности. Так, в проповеди Святейшего, обращает внимание употребление слова «ересь».
Ересь – это нечто, отклоняющее от общепринятого религиозного учения. Однако, ни права человека, ни «человекопоклонничество», или идея жизни без Бога, совершенно не являются частью христианского учения. Таким образом, применение ключевого слова «ересь» — неправомочно. Патриарх, своим патетическим словом невольно вторгся в область ему неподвластную, и светская общественность это почувствовала – и ответила.
Случившееся можно назвать недоразумением, но оно, как продолжение вопроса – существует ли граница между Церковью и миром сим, или, — когда оправдано вторжение в сей мир? Оно оправдано в свете Писания – когда приносится Слово Божие и Истина, а сам носитель находится в этой Истине. Тогда мир замолкает — как пред апостолами.
С другой стороны, найдя новую ересь, говорить ли тогда о другой, ставшей неожиданно актуальной — «латинской»? Борьба с ересями не закончена, сказал Патриарх. Но однако, не каждая угроза Церкви – это ересь. В самой нашей Церкви есть опасности гораздо страшнее, чем светские «права человека».
И.А.