О воспитании детей.

Солигалич, дети, христианство, православие, воспитание, образование, школа, проблемы,Сестра Магдалина. МЫСЛИ О ДЕТЯХ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ СЕГОДНЯ. 

 

 

Христианское воспитание детей – главная цель православной семьи. Мы публикуем отрывки из книги сестры Магдалины, которые смогут помочь родителям в этом деле, а также ответят на их непростые вопросы.

Автор книги — монахиня Православного Свято–Предтеченского монастыря, основанного в Англии учеником Преподобного Силуана, схиархимандритом Софронием. Много лет она принимает посещающих обитель юных паломников и их родителей, проводит беседы в окрестных школах. Книга написана в начале 90-х гг., полностью ее можно прочитать, например, здесь…

 

Из предисловия.

Каждая личность, каждая семья — уникальна. И то, что первоначально было лишь личным советом, относившимся ко вполне конкретной ситуации, преподнести в виде систематического и более общего учения о христианском воспитании детей — задача нелегкая. Ее можно было бы сравнить с попыткой составить учебник по аскетике на основании отдельных святоотеческих изречений. Я предпочла придерживаться, насколько возможно, неофициального характера первоначальных бесед; эта брошюра ни в коей мере не претендует на полноту обзора всех сторон христианской педагогики. Уже одно то, например, что беседы были обращены к постоянным прихожанам монастырского храма, обусловливает определенный акцент на тех моментах, которые могут быть совершенно другими в иной пастырской ситуации.

 

Значение христианского воспитания

Если мы, как христиане, привыкли рассматривать всякий аспект своей жизни в перспективе Божественных заповедей, то скорее всего мы так сформулируем то, чего мы желаем своим детям: христианское воспитание — это то, что может помочь нашим детям обрести, по словам Апостола Павла, ОБРАЗ БОЖИЙ.

Начало христианской семьи

В наше время все реже говорят о браке, а если и касаются этой темы, то часто ограничивают ее только любовью между мужем и женой. Таковая любовь может действительно быть благословением и даром Божиим, но первейшей целью брака является воспитание детей–христиан, новых сыновей и дочерей Божиих. К этой священной задаче должно быть самое серьезное отношение с самого зарождения семьи. Христианам необходимо помнить, что они участвуют в творении Божием.

Когда мы передаем жизнь новому поколению, наша задача дать жизнь не только телесную, но и духовную. Важное место для нас занимает труд, чтобы прокормить и одеть ребенка; важнее — обеспечить ему здоровое интеллектуальное и эмоциональное развитие; но несравнимо важнее — побудить его рост духовный. Духовная жизнь — это самое ценное, что мы можем дать нашим детям в наследство.

Благодать Крещения никогда не отнимается; ее можно заглушить грехом, ее можно оставить в забвении, но лишиться ее нельзя. Получившие в детстве семя Крещения, скорее повернутся (или вновь вернутся) к Богу и будучи уже взрослыми, даже если они не были воспитаны как христиане.

Забота о подрастающем ребенке

Для ребенка значительно лучше (если никакой физический недостаток матери не препятствует этому) быть вскормленным материнским молоком. Это признает и современная медицина; но я особенно хочу подчеркнуть духовный аспект питания. Ребенку лучше, если то, что питает его, что формирует его тело, — есть энергия любящей и молящейся человеческой личности. Мать должна постараться и всеусердно пребывать в мире и молитве во время кормления, чтобы ребенку получать вместе с физическим и духовное питание.

В наши дни роль матери очень часто принижается — результат глубокого духовного невежества. Как христиане, мы должны почаще размышлять о роли Матери Божией и сонма матерей Святых, имена которых также занесены в Святцы, чтобы освободиться от всяких сомнений о святости материнства.

В первые месяцы жизни младенец почти полностью зависим от матери, но уже в самом начале немалую роль играет и отеческая любовь и ласка. Жизненная необходимость этого понятна психологически, но то же справедливо и в духовном смысле. Одна из трагедий современности состоит в том, что вырастает так много детей, для которых образ отца негативен или отсутствует, и это представляет собой угрозу их отношения с Богом, Отцом Небесным. Отцам необходимо делать усилие над собой и находить время для общения с детьми.
Когда ребенок кричит и шумит, не дает спать, мешает присутствию на полной Литургии, надо постараться не забывать о том, что он есть Божие творение, ребенок Бога, дар Бога, и такими мыслями преодолевать раздражение на него.

Св. Иоанн Кронштадтский пишет: «Не оставляйте детей без внимания относительно искоренения из сердца их плевел грехов, скверных, лукавых и хульных помышлений, греховных привычек, наклонностей и страстей; враг и плоть грешная не щадят и детей, семена всех грехов есть и в детях; представьте детям все опасности грехов на пути жизни, не скрывайте от них грехов, чтобы они, по неведению и невразумлению не утвердились в греховных навыках и пристрастиях, которые растут и приносят соответствующие плоды по приходе детей в возраст».

Находясь дома, мать гораздо свободнее может молиться, хотя бы она была и очень занята, чем кто–либо на работе вне дома. Вообще, работающая мать должна идти на то, чтобы работать вне дома, только по действительно веским причинам, и не теряя при этом чувства, что ее первейшей обязанностью остается семья. Ее заработок должен быть действительно необходимостью для семьи. В некоторых случаях может быть и психологически необходим некоторый отдых от постоянного сидения дома, но это не значит, что мать должна стремиться к карьере. Присутствие матери дома благотворно влияет на дух семьи; это хорошо выражено пословицей: «Мать дома — как сердце на своем месте». Духовная роль матери в семейном «организме» важнее любого финансового подспорья, которое она может доставить; и ее место в структуре семьи невосполнимо.

Иногда родители жалуются, что они слишком заняты или устают, чтобы выполнять молитвенное правило. Однако каждому по силам периодически (например, каждый час или полчаса) произнести один раз, медленно, всем своим существом, выбросив все постороннее из головы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго/ую». Напряженность молитвы, хотя бы и такой коротенькой, производит то, что ощущение молитвенного состояния и присутствия Божия сохраняется долгое время, даже при большой занятости; некоторые могут так и пребывать в этом молитвенном состоянии до времени произнесения очередной молитвы.

Иные говорят, что забывают о Боге, когда выходят из церкви. Сама христианская семья должна быть «малой Церковью» (Св. Иоанн Златоуст). Дом должен быть освящен священником, в нем должны быть иконы и можно воскуривать ладан. Иногда может помочь слушание духовной музыки. С другой стороны, не следует строго избегать всех картин, кроме икон, всякой музыки, кроме церковных песнопений, и всех разговоров на «мирские темы» с нашими домашними и друзьями. Гораздо важнее постараться в сердце хранить дух молитвы и память о Божием присутствии. Каждое утро можно просить: «Господи! Если я забуду Тебя — Ты не забудь меня!» или: «Господи, сохраняй детей моих, даже когда они не будут помнить о Тебе!».

О едином на потребу

Тем, кто имеет дело с детьми, хорошо по утрам так молиться: «Господи Боже, Ты один знаешь это чадо Твое, его сердце, его нужды, его будущее. Помоги мне не ошибиться в моем общении с ним сегодня!» Под «общением» мы понимаем все наши дела, слова и поступки — не только наши разговоры о Боге. Мы должны носить в себе убеждение, что Бог готов коснуться сердца каждого человека. Необходимо понудить себя на молитву, потому что только такие попытки доставят нам опытность. Таково учение Святых.

Воспитание характера

Св. Иоанн Златоуст, говоря о научении детей правильной речи, указал на то, что важно и для всех аспектов христианского воспитания: все заключается в личном примере. Слова и особенности речи родителей непременно повлияют на речь детей. Св. Иоанн Златоуст говорит, что если дети услышат оскорбительные или агрессивные интонации в речи родителей, они тоже выучатся тому же.

В воспитании детей ПОСЛУШАНИЕ должно прививаться, как неотъемлемая, естественная часть жизни с самого раннего возраста. Гораздо проще привить навык к послушанию с самых первых шагов жизни ребенка. И в этом пример родителей тоже имеет первостепенное значение; если в них не видно уважения к воле друг друга — ребенок не научится послушанию. В духовном смысле послушание жизненно необходимо, а детям, которые не приобрели его маленькими, будет очень трудно стяжать его позже.

Дети, которые всегда поступают по–своему, или которым позволяется капризничать с целью получить, что они хотят и когда хотят, не смогут научиться любить — ибо послушание есть выражение любви. Послушание растет со зрелостью. В начале оно значить: «Делай, что тебе сказано»; но для взрослого оно означает: «Предпочти волю другого по любви».

Игры и задачи, которые предлагаются нашим детям, не должны всегда быть легки для выполнения, и проблемы — для решения. Это один из пороков современности: стремление избегать того, что требует борьбы и труда, или хотя бы просьбы о помощи. Некоторые педагоги считают, что если ребенок не будет иметь во всем успех, то разовьются комплексы. Какая–то доля успеха и удовольствия необходима для поощрения и снятия напряжения — но необходимо также иногда и присутствие трудности, возможности испытать свои силы и даже потерпеть неудачу. Духовно необходимо научиться терпению, перенесению неприятностей, смирению. И опять — родительский пример сохраняет свою огромную важность. Дети научаются из реакций своих родителей на случающиеся с ними болезни, потери близких, финансовые убытки и т. п.

Детям надо предоставлять возможность помогать по дому в том, что им по возрасту посильно, даже если они еще слишком малы, чтобы быть действительно полезными, и даже если задача еще слишком сложна для них, чтобы выполнить ее как следует. Через это они научатся тем обязанностям, которые впоследствии станут их собственными, и, главное, научатся самоотвержению. Это же поможет им по достоинству оценить то, что делают взрослые для них.

Одна из характерных черт христианской жизни в миру — это щедрость, гостеприимство и милость к тем, кто нуждается. Эти качества можно заложить в детей с раннего возраста. Дело не последней важности, например, чтобы они умели делиться своими вещами и принимали участие в гостеприимстве.

Св. Иоанн Златоуст, касаясь мер наказания детей, говорит, что родителям больше подобает наказывать своих чад строгим тоном голоса и предупреждением, нежели мерами физического воздействия. Но кажется, Священное Писание и Св. Отцы не воспрещают телесных наказаний — напротив, предостерегают против излишней мягкости, портящей ребенка. Эти слова Св. Иоанна Златоуста раскрывают смысл телесных наказаний в контексте родительской ЛЮБВИ. «Гневаясь, не согрешайте» (Ефес. 4, 26). Если гнев необходим, после того как кроткие упреки не подействовали, это должен быть гнев любви, происходящий не из желания преобладать, а из желания научить, что хорошо, а что плохо. Гнев — это не выход наших страстей, а педагогическое орудие. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Как только заметишь, что страх (твоего выговора) действует на ребенка, попридержись, ибо природа наша нуждается в послаблении».

Если отношения ребенка к родителям уже установились и если ребенок доверяет им и уважает их, то иногда просто строгого или печального выражения лица достаточно, чтобы ребенок осознал, что он совершил проступок. Описан случай, когда Преп. Силуан в юности впал в грех, и его отец сказал ему на следующий день: «Сынок, где ты был вчера, болело сердце мое». Эти кроткие слова запали в душу его на всю жизнь.

Дисциплина должна быть разумной и справедливой. Цель ее — научить детей различать добро и зло. Дети очень чувствительны к справедливости, и их очень расстраивает, когда видят в своих родителях яростную вспыльчивость из–за чего–либо незначительного, или когда упреки бывают непредсказуемы. Если мы предупреждаем прежде чем наказать, то наше предупреждение не должно выходить за рамки того, что мы действительно можем сделать. После наказания мы должны показать свою готовность простить. Слишком часто детям приходится чувствовать, что родители не любят их, когда они плохо себя ведут. Не любить нужно грех, а не согрешающего.

Наша любовь к детям должна быть для них образом Божией любви к человечеству. Это значит, что если ребенок признается в проступке или показывает свое раскаяние, нам следует смягчить упреки или наказание соответственно, по крайней мере, в своем душевном расположении. Это не значит, что мы поощряем грех, или даже кажемся поощряющими; но нужно приободрить дитя, чтобы оно не пыталось скрывать свои согрешения, или выдумывать «слова лукавые для извинения дел греховных» (Пс. 141, 4). Нужно уметь дать ему ощутить вкус радости возвращающегося «блудного сына», ибо таковы наши собственные отношения к Богу. Обман качественно хуже любого плохого поведения, и, если он возникает между ребенком и родителями, будет трудно наладить отношения.

Никогда не следует наказывать детей или угрожать им, прибегая к имени Христову; не допускайте, чтобы ребенок думал, будто бы Христос не любит его за плохое поведение, или что он болеет в наказание от Господа. Мы должны быть достаточно авторитетны для ребенка сами по себе, без того, чтобы превращать Христа в полицейского, которым пугают. Дети возненавидят Христа, если, когда они заболеют (или увидят кого–то больным), будут думать, что это Он наказывает их за грех, или если, когда совершают что–то плохое, будут думать, что в этот момент Он их не любит. Да это и не так: Христос любит грешников и умер за них.

Добиваясь дисциплины и послушания, нужно не забывать и о личном развитии ребенка и о его характере. Наша педагогическая задача совсем не в том, чтобы сломить волю ребенка или уничтожить ее (как при выездке молодой лошади), полностью подчиняя его личность своей. Хотя, пока ребенок маленький, ему необходимо научиться просто делать то, что ему говорят, наша конечная цель состоит в том, чтобы развить в нем самопожертвование и уважение к ближним. Если мы сокрушим волю ребенка, мы лишим его того, что составляет обязательную принадлежность свободной человеческой личности и необходимое оружие в борьбе христианина за выживание. Человеку нужна его воля, чтобы совершить свой путь в этом мире, чтобы не остаться в полной зависимости от домашней обстановки, — а эта чрезмерная зависимость обычно дает о себе знать, когда он оставляет свой дом, сделавшись взрослым. Это то, что надо бы держать в памяти, когда мы пытаемся, к примеру, осадить упрямого карапуза. Иногда надо и последовать предложению детей, даже маленьких.

Педагогически совсем не мудро всегда запрещать. Отношения с детьми не должны быть односторонними, «брать и давать» должен не только ребенок, но и родители. Особенно для детей постарше необходимо, чтобы они видели причину запрета. Нам даже можно находить альтернативу или идти на компромиссы. (Совсем маленьких детей лучше отвлечь, или даже физически удалить от «запретного» объекта, а не просто бранить непрестанно, не удаляя соблазна). Мы можем иногда почувствовать, что очень упрямому ребенку меньше навредит, если позволить ему что–нибудь испытать самому. (Так иногда запрещение производит противоположный результат: ребенок хочет запрещенного еще больше, чем прежде, и не может перестать думать об этом). Твердое запрещение, когда оно действительно необходимо, подействует эффективнее, если в достаточном количестве допустимых случаев ребенку давалось разрешение, — и еще эффективнее, если наши дети уже на деле научились уважать и доверять нашему мнению. Нечего ожидать, что дети всегда будут в восторге от наших ответов на их пожелания, но нельзя допустить, чтобы огорчение переросло в постоянный элемент их отношения к нам. В некоторых случаях нужно проявить твердость, но это требует рассуждения и молитвы.

Очень важно для детей чувствовать и видеть в своих родителях единодушие. На житейском уровне это значит, что если возникает какое–либо разногласие между отцом и матерью, то нужно сколько есть сил стараться, чтобы дети видели, что оно разрешено в мире. Никаких ссор, особенно в присутствии детей, ни даже прекословия, разве что с кротостью. А уж если вас заметили ссорящимися, пусть видят вас и помирившимися. Дети чувствуют, даже без слов, напряженные отношения между родителями и страдают.

Разговаривая с детьми, следует действительно их слушать. Иногда православные родители слушают детей вполуха, если, может быть, только они не говорят о Боге. Нужно слушать обо всех сторонах детской жизни со вниманием и молитвой, чтобы Божие благословение почило на всех проявлениях их жизни. Никто не говорит, что дети могут всегда перебивать и требовать к себе внимания, когда им вздумается, но какое–то время непременно нужно посвятить на беседу и просто выслушивание своих детей. Даже когда мы заняты, надо прислушаться: не почувствуем ли мы, что вот этот вопрос этого малыша достаточно серьезен, чтобы отложить свое занятие, т. к. возможность ответить на него может больше никогда не представится. Это уже только для достигших определенной зрелости детей возможно отложить на потом серьезные ответы.

Отвечая ребенку, нужно отвечать ему, а не говорить для присутствующих здесь взрослых, которых, может быть, растрогал или рассмешил детский вопрос. Очень важно всегда разговаривать с детьми неподдельно, как бы ни приходилось приноравливаться к их умственному развитию.

Св. Иоанн Златоуст считает, что за трапезой очень уместно вводить в разговоры с детьми истории и примеры из Священного Писания. Время трапезы — прекрасная возможность семье побыть вместе, сообща поесть и побеседовать. К несчастью, телевизор и напряженная занятость сильно омрачают это время во многих семьях. Родителям–христианам надо позаботиться, чтобы, по возможности, всем вместе собираться за столом.

Дети такую большую часть своего детства проводят в школе, что родителям, конечно, следует знать, что там делается. Родители должны быть осведомлены, чему учат их детей и каков потенциальный вред некоторых общих ложных установок (преподносимых нередко в виде «общепризнанных законов») в области религиозного образования, биологии, истории и т. д. Вряд ли можно пожелать своим детям спорить с преподавателями или бояться услышать новые идеи — но наше дело помочь им быть начеку. Опять, «единым на потребу» и здесь оказывается наша молитва за своих детей, пока они в школе, о том, чтобы Бог оградил их от всякого зла и даровал им «преуспевать в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Ср. Лк. 2, 52).

Религиозное воспитание

Религиозное воспитание детей осуществляется преимущественно личным примером и молитвенной атмосферой любви в доме. Здесь затрагивается детское сердце; без объяснений ребенок стяжевает молитву как самое естественное дело, и, не нуждаясь в логических доказательствах, он знает Божие присутствие.

Наилучшие педагогические методы бывают направлены на то, чтобы научить детей учиться. Есть такая пословица: «Дай сыну рыбу, и он хорошо поест сегодня; научи его пользоваться удочкой, и он будет хорошо есть всю жизнь». Подобным образом мы понимаем нашу задачу как православных родителей и наставников. Мы вдохновляем наших чад любить Бога и учим их, как искать волю Божию о себе. Если дети научены любить Бога и Святых, всё прочее приложится им (ср. Мф. 6, 33).

Иконы очень хороши для детей, чтобы узнать и полюбить Христа и Святых. С самого раннего возраста ребенок может иметь иконы Спасителя, Божией Матери, Святого в своей кроватке и в комнате. Иконы возбуждают в детях вопросы, и сами иконы отвечают на них. Иконы должны всем нам говорить прямо, зримо — взрослые так любят выражать словами и рационализировать даже свой зрительный опыт! Дети часто постигают глубокие богословские тайны через иконы — например, сравнивая икону Распятия с иконой Воскресения. Они не всегда могут адекватно выразить постигнутое таинство, но их слова и выражение лица показывают, что оно проникло в их сердце и сознание.

С ранних лет можно привить детям любовь к Священному Писанию и Житиям Святых. Необходимо, чтобы они видели по своим родителям и наставникам, что и Писание, и житийные истории насущны и жизненны для нас и сегодня, — и это гораздо важнее, чем то, сколько они прочтут и как много исторических фактов запомнят. Необходимо и разнообразие в том, что мы рассказываем им дома. (Им не помешает и знание известных народных сказок). Рассказы из Писания и из житийной литературы должны преподноситься как наиболее достойные внимания, и чтение их не должно стать «благочестивой обязанностью».

О посещении Церковных служб

Дети, которые в храме страдают скукой, легче преодолевают это, если они не боятся об этом говорить. Можно упомянуть об этом, как об искушении, постигающем и взрослых. (Дети замечают иногда, как взрослые смотрят на часы, или пускаются в разговоры). Научите ребенка во время службы рассказывать прямо Господу о своих проблемах и радостях, если он устает слушать службу, — и даже говорить Ему об этой своей скуке и просить, чтоб Бог Сам помог ему найти интерес к службе. (Когда мы «не можем молиться», надо первым делом сказать об этом Богу, потому что это знак духовного недуга). Маленьких детей иногда приходится на время вынести из храма, или дать им что–нибудь посмотреть или подержать, или объяснить, что происходит, или показать что–нибудь в храме. Можно приносить их только на какую–то часть длинной службы. Взрослые, которые поют, читают, или прислуживают, или участвуют в соборной молитве, должны позаботиться о том, чтобы делать это достойно, так, чтобы вдохновлять присутствующих, и особенно, чтобы не оттолкнуть детей и других, не принадлежащих к церковному клиру. «…А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею, и потопили его во глубине морской». (Мф. 18, 6).

О духовных отцах и исповеди

Не преподносите исповедь как обязанность, но — как возможность получить от Христа прощение. С другой стороны, никогда не говорите о детях, идущих на исповедь «Ах, как это мило!» или «Какая умница!» — это только смутит их и оттолкнет. Когда ребенок, хотя бы и пятилетний, подходит на исповедь, должно смотреть на это, как на нечто вполне естественное и относиться к этому серьезно.

Первая заповедь

В общем, не нужно мешать детям думать о Христе и о Святых как о своих друзьях, которым можно сказать обо всем и которые любят их даже больше, чем родители. Дети часто молятся и получают ответы на свои молитвы в вопросах, которые взрослому кажутся слишком незначительными, или в тех случаях, о которых они стесняются сказать кому–либо еще. Через это устанавливаются их отношения с Богом и их вера в Него.

Для ребенка любить Христа должно быть самой естественной вещью на свете. Верить или не верить в Бога — не выбирается; Бог — это Некто, Кого ты знаешь и всем желаешь знать. Атеисты — это те, кто не знают Бога, или те, кто до сих пор отказывался от встречи с Ним. К сожалению, даже совсем маленьким детям говорят об атеизме и о разных верах, и они встречаются с современным релятивизмом очень рано.

О развлечениях и опыте общения с людьми вне семьи

Детские развлечения являются частью естественного развития ребенка. Им нужны беззаботное веселье, наслаждение своей свободой от обязанностей, «выпускание пара». Им нужна и общественная жизнь, не только как развлечение и отдых, но и как опыт общения с ближними и с миром, в котором мы живем по Промыслу Божию. Для православных родителей целью должно стать то, чтобы развлечения и общественная жизнь их детей были бы на пользу их развития как христиан, как личностей, которые смогут пронести свою веру через всю жизнь в этом мире. Как православные, мы не можем жить совершенно обособленно от всего прочего мира, и в то же время очевидно, что многое из того, что принято в мире, совершенно неприемлемо для христианина. Очень трудно избежать крайностей, и, конечно, многое зависит от возраста ребенка. Именно этот аспект воспитания требует деликатности и времени — но мы не должны думать о развлечениях и общественной жизни наших детей, как о чем–то несоответствующем нашим устремлениям, потому что на первом месте для нас стоит их духовное развитие. Напротив, если мы хотим вырастить свободных и зрелых личностей, любящих Бога и способных справиться с жизнью и окружением, которые весьма мало способствуют этой любви, то именно это наше устремление и заставит нас уделить должное внимание детским развлечениям и увеселениям. Наше пренебрежение этим аспектом их жизни может привести к тому, что они либо погрузятся в мирскую круговерть и поплывут по течению, либо почувствуют себя ущемленными и взбунтуются.

Если мы не желаем своим детям участвовать в увеселениях вредных, придется приложить время и усилия для предоставления им увеселений не вредных. Так учит Св. Иоанн Златоуст. Вместо того, чтоб водить ребенка на неприглядные зрелища, говорит он, возьми его куда–нибудь еще и дай ему возможность по–другому развлекаться и отдыхать. Дети должны быть слишком заняты для вредных развлечений.

Св. Иоанн Златоуст советует родителям искать хороший круг общения своим детям, чтобы у них был добрый пример для подражания, т. к. он знает, что «подражание сильнее страха». Как члены Церкви, мы должны свободно общаться друг с другом. Хорошо участвовать в приходских клубах и детских лагерях от приходов. В то же время, общение наших детей будет выходить и вне церковного круга, и с их возрастом становиться все более и более независимым в выборе друзей; и это не есть нечто негативное, но жизненная необходимость. Прекрасный способ защитить детей не только от дурных влияний, но и от «двойной жизни» (дом — школа), — чтобы их школьные друзья приходили в гости в ваш дом. Пусть им понравится бывать у вас; побалуйте их добрым расположением, участием, угощением, и жизнь ваших детей и дома, и в школе станет проще. Одно из величайших социальных преимуществ для школьника — иметь не богатых, а популярных родителей. Кроме того, дети будут таким образом учиться устанавливать взаимоотношения — включая и взаимоотношения с людьми нецерковными — еще под крылышком родителей, окруженные мерками своей семьи, «судимыми» ими — вместо того, чтоб иметь двойственные мерки для своего поведения, или набираться опыта общения с людьми только вне дома.

Стремление к свободе

Обычно люди считают, что разговаривают со своими детьми, а в действительности часто только что–то говорят им. Подросткам нужен настоящий диалог со своими родителями. Слишком часто к пятнадцати годам взаимоотношения уже нарушены. Дети завидуют тем, у кого «понимающие родители». Наши дети должны чувствовать, что они могут спокойно высказать все: вопросы, сомнения, критику, точки зрения. Они должны видеть нашу искреннюю заинтересованность во всем, что они делают и думают. Не надо лезть им в душу, но все наши слова и поступки должны способствовать открытым взаимоотношениям. Такие отношения невозможно переоценить. Если бы мы помнили на какие «уступки» шел Господь для разговора с теми, кто в этом нуждался, мы бы, не колеблясь, сделали все возможное, чтобы сохранить контакт с подрастающими детьми. Если нет подлинного контакта, даже совет, данный нами с любовью, будет воспринят как только очередное внушение или проповедь. Печально, что есть дети, которые, например, скрывают от родителей что–нибудь нехорошее, случившееся однажды в гостях у приятеля, потому, что их больше никуда не будут пускать.

Самому главному — главное место

Первейшая наша цель в воспитании — не финансовая, не общеобразовательная не даже нравственная, а духовная. Мы желаем своим детям вступить во взрослую жизнь подготовленными к тому, чтобы, как свободные личности, любить Христа. Основная разница между нашими православными детьми и средними современными подростками должна быть в том, что они МОЛЯТСЯ.

Сильнейшим искушением для молодежи в наше время является поголовное забвение христианской веры всеми вокруг. «В воздухе носится» идея о том, что это «пост–христианский» мир. Даже большинство именующих себя христианами считают преданность Святоотеческому христианству старомодным невежеством. Существует много пророчеств о том времени, когда отступление достигнет таких масштабов, что те, кто просто сохранит свою веру, будут больше подвижников и чудотворцев прошлого. В нашей эпохе достаточно признаков, чтобы напомнить об этих пророчествах и оправдать, не то, конечно, чтобы впадать в болезненное апокалиптическое настроение, но то, чтобы утешаться пониманием, что это все часть Божественного промысла. Эти пророчества могут также помочь нам понять, что в общении с молодежью следует подчеркивать самые основы нашей веры (такие, например, как любовь ко Христу как к Богу). Нужно помнить, что наши дети ищут свой путь, окруженные этим отступлением. Нельзя «отцеживать комара» и забывать суд, милость и веру (Мф. 23, 23–24). Нам, возможно, придется пропустить изрядное количество «комаров», пока наши дети вырастут.

Если девочку — подростка грубо выставляют из церкви за то, что она в джинсах, сколько времени потребуется ей, чтобы придти ко Христу? Пусть это и неподходящая одежда, но не есть ли наша Церковь больница для лечения больных? Если б мы воспитали в наших детях любовь ко Христу, они бы, пройдя так называемый переходный возраст, когда так естественно заботиться о моде, сами бы почувствовали несуразность своего одеяния.

Сомнения в христианстве

Нашим детям предстоит самостоятельно достичь степени взрослой убежденности в вере. Это не значит «в изоляции», но «из собственного опыта». Им надлежит стать православными взрослыми потому, что они удостоверятся, что истина в Православии, — т. е., что оно являет нам истину о Боге и о нас. Только такая вера будет достаточна для сохранения их в Православии в течение всей жизни, для некоторых детей переход из детской веры во взрослую совершается естественно, без травмы. Но не надо приходить в ужас от того, что для многих их рост включает в себя глубокое вопрошание и переоценку своей детской веры. Замечено, что многие очень глубоко верующие взрослые достигли своей твердости в Православии после определенного периода охлаждения, а то и вовсе отхода от Церкви. Это переосмысление может быть вполне здоровым шагом, даже если и сопряжено с некоторым временным удалением от Церкви. Человек может вернуться с более глубоким пониманием, или, по крайней мере, с лучшей подготовкой к отражению нападок, скрытых и явных, на веру и на тот образ жизни, которого она требует. Итак, родителям должно быть готовыми не только свободно обсуждать веру, но, возможно, и пережить тревожный момент молитвы, ожидания и внешне пассивного предоставления свободы. Трудно предположить, что те святые матери святых, которых так много в Святцах, всегда могли быть абсолютно спокойны относительно своих детей, — а о чем можно заключить по ним, так это о том, как сильна может быть материнская молитва.

Нужно научить детей молиться открыто и честно во время сомнения или недоумений: «Господи, открой мне истину!» Такая молитва действеннее христианских апологий; и правда, если кто не расположен искать истину, он не будет восприимчив к апологиям. Однако, разумные доводы в пользу христианства от того, кому ребенок доверяет, могут иметь большую ценность.

Есть два рода сомнений, которые выражают дети о христианстве. Один спрашивает потому, что бросает вызов христианству, а другой — потому, что хотел бы прилепиться к нему, но что–то, что он услышал или подумал, смущает его. Такой вопрос, как: «Откуда мы знаем, что истина в Православии?», может быть задан и в том, и в другом духе. Но даже такого ребенка, который способен понять, что сомнения — это искушение и, также, как всякое иное, должно быть отвергаемо, следует поощрить глубже вникать в веру и узнавать больше о том, как Православие выдерживает испытание временем. В подобных случаях, как и во многих других в христианском воспитании детей, профилактика легче лечения.

Христианская этика и подростки

Обсуждая нравственные вопросы с детьми, мы должны выразить убеждение, что сами по себе этические нормы не имеют вечной непреходящей ценности и могут вести к фарисейству, хотя и оснащенному христианской терминологией. Конечно, в христианской жизни есть свои нормы поведения — мы узнаем их из Евангелия и Святоотеческого учения — но они не являются, в строгом смысле, нормами этики: это отражение божественной жизни в человеческом существовании. Христианство должно быть для нас не смирительной рубашкой, а опытом божественной жизни, любви и истины. К грехам против нравственности должно относиться со всей серьезностью, не преуменьшая духовной опасности, которую они несут, но нужно понимать нравственность не в смысле спокойствия совести в этом мире или сохранения доброй репутации, а в смысле СПАСЕНИЯ. («Цель всякой христианской жизни есть стяжание Духа Святаго» (Преп. Серафим)). Подростки очень близки к Евангелию в своем неприятии лицемерия и самодовольства. Христос, Которого они любят, это Христос, сказавший фарисеям: «Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21, 31); и о жене–грешнице: «прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много» (Лк. 7, 47). Они любят слушать о прощении Ап. Павла, Ап. Петра, Преп. Марии Египетской и других святых.

Для молодежи большим соблазном является распущенность нравов, принятая за норму в современном мире. Мы живем в условиях вседозволенности. Всякое извращение считается вполне допустимым; скорее «извращением» признают сохранение верности пути Божию. Мы помним об этом в своих молитвах и сердцах, но также и очевидно, что соблазн потерять христианскую веру сам по себе искушение сильнее и серьезнее, и требует от нас большей внимательности в наших отношениях с молодежью. К примеру, часто греховная связь возникает именно потому, что чье–то сердце стало уже почти безразлично к Божию призванию. Нужно смотреть в корень проблемы, если мы пытаемся исправить кого–либо; и нужно всегда помнить, что должно стоять на первом месте, сталкиваясь с вопросами, касающимися нравственности наших детей.

Поворот к наркотикам у молодых людей часто бывает протестом против обилия правил и обычаев, которым они не видят глубокого объяснения. Правительственные сообщения последних лет по наркомании утверждают, что наилучшей предосторожностью в борьбе с употреблением наркотиков являются хорошие отношения между родителями и детьми.

Для девочек

Говоря с девочками о косметике, вовсе не нужно, чтобы у ним сложилось впечатление, будто бы грех хотеть выглядеть прилично или доставлять радость своим видом. Можно побудит их быть как можно более естественными — не искусственными, не самолюбующимися. Лицо, освещенное теплотой сердца, бывает по–настоящему привлекательным и запоминается надолго. Кто обо всем молится, тот и здесь найдет, наконец, нужный баланс.

Музыка

Проблема рок–музыки серьезна в духовном отношении — родителям не следует успокаиваться на том, что на них не обрушивается невыносимый грохот. Уж если ребенку полюбился «рок», запретить его уже не легко — скорее всего он просто приобретет наушники. Придется и родителям постараться послушать, вникнуть, предостеречь против слушания тех певцов, которые явно используют демонические и богохульные имена, слова и названия. Придется найти отдельные вещи, о которых можно говорить более положительно, и постараться как–то расширить музыкальный кругозор своих детей. Нужно научить детей слушать музыку не без осознания тех слов, которые при этом воспринимаешь, а также той атмосферы, которую она создает внутри

Как правило, страсть к поп–музыке проходит естественным образом — чем меньше об этом говорить, тем скорее забудется («least said, soonest mended»). Гораздо опаснее, если ребенок, не имея возможности открыто выразить свои вкусы, слушает тайком.

Заключение

Мы говорили о разных сторонах жизни детей, и в заключение может быть полезно вспомнить нашу главную мысль: что если ребенок зачат, рожден и взращен, окруженный молитвой и любовью, то он вырастет личностью духовной, и таким образом исполнит свое человеческое призвание.

Может быть, кто–то опечалится, потому что не знал, или не выполнил того, о чем говорилось, а теперь его дети выросли, и уже «слишком поздно». Но вспомните, что Бог знает нас такими, как мы есть. Мы всегда начинаем оттуда, где мы есть, и обращаемся к Нему со всеми своими надеждами и всею своею болью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.