Патриарх Алексий II. «НЕЛЬЗЯ ВМЕСТЕ ПОКЛОНЯТЬСЯ УБИЙЦАМ И ИХ ЖЕРТВАМ». Памятник И.Грозному в Орле.
14 октября 2016 года в Орле, на набережной у Богоявленского собора в присутствии губернатора Орловской области, министра культуры РФ, и других известных лиц, при стечении большого количества народа, состоялось торжественное открытие монумента царю Иоанну Грозному. Это первый в истории России памятник этому самодержцу, и наверно не последний. В ноябре планируют открыть его памятник во Владимирской области.
В центре новгородского кремля есть монумент «Тысячелетие России». Он был воздвигнут в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Среди более ста фигур самых известных деятелей первого тысячелетия русской истории, царя Иоанна Грозного – нет. Странно, казалось бы. Но скорее, наоборот — если принять во внимание иное, более здравое (можно сказать адекватное) душевное устроение российского народа и государственной власти, существовавших до «великого перелома» 1917 года. Устроения, считающего, что никакие успехи государственного строительства не оправдывают террор, преступления, безнравственность и беззаконие. В исторической роли царя Иоанна Грозного — чаша зла слишком перевешивала.
Но сегодня, времена — не те, и образы волевых и энергичных руководителей, «эффективных менеджеров», которые не останавливаются ни перед чем (и перед тысячами или миллионами жертв, как Сталин) и идут по трупам, во имя достижения «правильных» целей, во славу Родины, как она им видится — оказываются востребованными, актуальными. И получается, неправ был народ, в 1862 году, собравший деньги на монумент, министры правительства, Академия художеств, и император Александр II, не дав места царю Иоанну на монументе? Не прав был и патриарх Алексий II сказавший: «Нельзя вместе поклоняться убийцам и их жертвам»? Но прав, патриарх нынешний?
Или это скорее значит, что Россия теперь — совсем не та страна, и мы – не тот народ…
Иустин Александров.
Патриарх Алексий II. «Нельзя вместе поклоняться убийцам и их жертвам».
В последнее время появилось довольно много цветных, прекрасно изданных, с позволения сказать, «икон» царя Ивана Грозного, печально известного Григория Распутина и других темных исторических личностей. Им составляются молитвы, тропари, величания, акафисты и службы. Какая-то группа псевдоревнителей Православия и самодержавия пытается самочинно, «с черного хода» канонизировать тиранов и авантюристов, приучить маловерующих людей к их почитанию.
Не известно, действуют ли эти люди осмысленно или несознательно. Если осмысленно, то это провокаторы и враги Церкви, которые пытаются скомпрометировать Церковь, подорвать ее моральный авторитет. Если признать святыми царя Ивана Грозного и Григория Распутина и быть последовательными и логичными, то надо деканонизировать митрополита Московского Филиппа, прп. Корнилия, игумена Псково-Печерского, и многих других умученных Иваном Грозным. Нельзя же вместе поклоняться убийцам и их жертвам. Это безумие. Кто из нормальных верующих захочет оставаться в Церкви, которая одинаково почитает убийц и мучеников, развратников и святых?
Если же эти люди действуют не вполне осознанно, а подчиняясь своим эмоциям, своей жажде сильной власти, олицетворяемой Иваном Грозным, своему стремлению увидеть в России, наконец, порядок вместо того морального и криминального беспорядка, в котором мы все еще находимся, то им бы следовало понять одну элементарную истину, много раз доказанную всей человеческой историей.
Несправедливость и зло невозможно победить, искоренить внешним насилием и другим злом. Жестокостью и насилием, которые сами по себе есть зло, но которые иногда используются для достижения якобы добрых целей, можно на какое-то время ограничить проявления зла; страхом можно загнать зло в подполье, вглубь, но там оно будет продолжать расти и умножаться, будучи недоступным внешнему давлению. Корень зла не вовне, а внутри человеческой души, в отсутствии или искажении моральных ценностей, в греховной воле, в потемнении сознания. Победить зло, исправить жизнь можно только осознанным глубоким покаянием, изменением всего строя жизни, возвращением на путь добра и правды, то есть к Богу.